Развитие системы комплексного сопровождения потенциальных семей
статья на тему
В статье говорится о необходимости адаптирования детей сирот в приемных семьях, как происходит период адаптации в семье, и период передачи ребенка на проживание в семью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sistemy_kompleksnogo_soprovozhdeniya_potentsialnyh_semey.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие системы комплексного сопровождения потенциальных семей
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Комплексное сопровождение – система профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
О необходимости сопровождения потенциальных семей связано, прежде всего, с тем, что большинство детей-сирот не имеет положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные факторами потери семьи и воспитанием ребенка в интернатных учреждениях с момента их рождения. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей, как наши..
Сопровождение должно быть ориентировано на ребенка и на связи между ребенком и его приемными родителями. Речь идет не только о проявлении заботы и внимания к ребенку, к его обучению, но необходимо обращать внимание на комплекс проблем, которые ставятся как перед ребенком, так и перед родителями.
Сопровождение осуществляется специалистами, которые не должны вмешиваться в жизнь замещающей семьи, но они должны стать для семьи необходимыми, чтобы в их советах и рекомендациях нуждались.
Главная задача сопровождения семей – это объединить усилия специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является подбор комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи.
Подготовка ребенка к жизни в семье проводится в течение всего времени пребывания его в школе - интернате. Реабилитационная работа, направленная на компенсацию эмоциональных травм детей, преодоление социальной дезадаптации, Это является первым этапом в подготовке ребенка к помещению в новую семью.
Второй этап подготовки ребенка к помещению в замещающую семью ориентирован на формирование у него представлений о том, что такое семья и жизнь в ней.
Работа на данном этапе осуществляется всеми специалистами в школе-интернате и воспитателями - посредством различных форм и методов (занятия, беседы, консультации, ролевые игры и др.), адекватных возрасту и индивидуальным особенностям воспитанников
Третий этап подготовки начинается с появлением конкретной семьи, изъявившей желание взять определенного ребенка на воспитание.
Этапы знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работающий с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату нужно обеспечить все условия для возможности принятия взвешенного решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию, но и слишком не драматизировать ее.
1. Социальный педагог знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка, рассказываем все, что на данный момент известно об истории его жизни, о наличии или отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
2. Психолог рассказывает о психологических особенностях ребенка, о том, как его прошлый травматический опыт может проявляться в поведении, предлагает конкретные рекомендации.
3. Детский врач рассказывает о состоянии здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, питанию, гигиене и т.д.
4. Воспитатели, которые наблюдали этого ребенка в условиях школы-интерната, рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения.
5. Педагоги, учителя, дефектологи, логопеды, педагоги дополнительного образования рассказывают об особенностях развития ребенка, его способностях, увлечениях, отношениях со сверстниками и взрослыми.
Кандидату предоставляется время для обдумывания полученной информации и принятия решения. Кандидат обычно советуется со своими членами семьи, все дают согласие о приеме ребенка в семью.
Если вся полученная информация о ребенке приемлема для кандидата, начинается очное знакомство с ребенком.
- Очное знакомство с ребенком
Нет стандартной процедуры очного знакомства с ребенком. Этот процесс индивидуален и требует творческого подхода. Многое зависит от возраста и характера как ребенка, так и кандидата. Этот процесс занимает достаточно длительное время, так как ребенку и кандидату необходимо присмотреться друг к другу, пообщаться. Общение происходит в виде доброжелательной беседы Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы, характера.
Первый период времени дети общаются на нашей территории, для того, чтобы ребенок чувствовал себя более спокойно, уверенно, а затем идет гостевой режим в семье , где дети знакомятся с семьей в домашних условиях. Перед отъездом в семью даются некоторые рекомендации для адаптации ребенка в новых социальных условиях.
Процесс адаптации происходит по-разному. Многое зависит от возраста ребенка: в каждой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке.
Помещение ребёнка в семью на выходные и каникулы предоставляет возможность кандидатам оценить свой воспитательный потенциал, желание и возможность принять ребёнка на воспитание, осознать свою ответственность за его судьбу. Кроме того, осуществляется обеспечение благоприятного вхождения ребёнка в семью, закладывание основ взаимопонимания и благополучной его адаптации к новым условиям проживания и воспитания;
Для того чтобы эффективно способствовать реализации права каждого ребёнка жить и воспитываться в семье, необходимо разрабатывать и внедрять разнообразные формы жизнеустройства детей. Но устройство ребенка в семью станет успешным, только если:
- обеспечивается предварительная реабилитация и подготовка ребенка к помещению в семью;
- проводится работа по отбору и подготовке кандидатов в будущие родители;
- осуществляется подбор семьи для ребенка с учетом психологической совместимости;
- предоставляется последующее комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребенка.
Основная задача специалистов сопровождения совместно с приемными родителями обеспечить стабильность семейного устройства, избегать всяческих разрывов, следить за развитием ребенка, поддерживать ребенка в установлении и поддержании нормальных отношений со своими сверстниками, с членами приемной семьи, с обществом.
Команда специалистов, осуществляя сопровождение замещающих семей, должна стараться предотвращать риски возврата детей из семьи. Необходимо четко представлять цель всей системы сопровождения – это стабильность семейного устройства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Уполномоченный при Президенте по правам ребенка Павел Астахов представил проект федеральной целевой программы «Россия без сирот» 14.02.2013 года
Цели программы на 2013–2020 годы – сокращение семейного и детского неблагополучия, профилактика социального сиротства; обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания.
В рамках проекта выделяются четыре основных подпрограммы:
1. - «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства»,
2 - «Дети-сироты», 3 - «Семейные формы жизнеустройства детей-сирот», 4 - «Профилактика девиантного поведения детей-сирот»
Одно из направлений подпрограммы , над чем мы с вами работаем - Семейные формы жизнеустройства детей-сирот
Приёмная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как происходит предварительная работа при передаче ребенка в семью?
По направлению Управления опеки и попечительства приемные родители приходят в учреждение знакомиться с ребенком.
Основная часть наших детей благополучно адаптируются в семье, контакт ребенка и родителей развивается положительно.
Но есть случаи, когда детей брали, а в последствии отказались взять на постоянное проживание.
по каким причинам это произошло:
Дети | Приемные родители |
1 - Нет контакта | |
1.Замкнутось детей, незнание правил поведения в домашних условиях | Когда родители недостаточно приложили усилий. не нашли необходимых методов и приемов для адаптации ребенка в домашних условиях |
2 - Гипперактивность, расторможенность детей | |
Когда дети не могут контролировать свое поведение и эмоции под влиянием новых жизненных условий | Родители не готовы к приему таких детей |
3 - Страх перед неизвестностью | |
Когда дети пугаются новых условий. людей, новых перемен в жизни | |
4 - Причина, не зависящая от детей | |
Приемные родители в силу создавшихся обстоятельств изменили свое решение о приеме ребенка в свою семью |
1 - Нет контакта (замкнутость детей) Когда родители недостаточно приложили усилий. не нашли необходимых методов и приемов для адаптации ребенка в домашних условиях
2 - Гиперактивность, расторможенность детей Когда дети не могут контролировать свое поведение и эмоции под влиянием новых жизненных условий
3 - Страх перед неизвестностью Когда дети пугаются новых условий. людей, новых перемен в жизни
4 - Причина, не зависящая от детей, Это когда сами приемные родители в силу создавшихся обстоятельств изменили свое решение о приеме ребенка в свою семью
В основном наши дети с удовольствием идут в приемные семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...
Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...
Комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Э.Ю. Воробьева
Процесс комплексной реабилитации строится как система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, спланированных с уче...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
соц.педагог...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...
Карты развития (дневник комплексного сопровождения) обучающихся
Карты развития (дневник комплексного сопровождения)...
Карта развития (дневник комплексного сопровождения)
Карта развития (дневник комплексного сопровождения)...