Проект как элемент творчества учащихся во внеурочной деятельности.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Дюваль-Строева Елена Евгеньевна

Предмет "иностранный язык" занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. 

 Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте "диалога культур".

 Привлечение материалов культуры резко повышает мотиацию учения, что чрезвычайно важно, так как научение без мотивации неэффективно. Поэтому процесс обучения с учетом интересов школьников становится особенно эффективным.

В условиях изучения французского, как второго иностранного языка, достичь хороших результатов возможно через проектно-исследовательскую деятельность,которая является побуждением к изучению иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект как элемент творчества учащихся во внеурочной деятельности.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача общеобразовательных стандартов. В результате изучения всех предметов общего образования, у учащихся сформируются ключевые компетенции: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, т.е. универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Метапредметы – это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Универсальные учебные действия (компетенции) тесно связаны с достижениями метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения  не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, мы должны научить ребенка двигаться по жизни, применяя на практике знания,   полученные от нас. Иначе говоря – учить  детей рефлексировать.

Начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, т.к. это заложено во всех курсах обучения.

Проект как элемент творчества учащихся часто рассматривается как  альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он, в силу более высокого образовательного уровня, легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Учителя французского языка нашей гимназии используют метод проектов как в процессе обучения, так и во внеурочной деятельности.

В результате совместной проектной деятельности учащихся и учителей были разработаны и выполнены творческие проекты, итогом которых были следующие внеурочные мероприятия: «В гостях у сказок Шарля Перро», «Французский калейдоскоп», «Звуки любимых песен». Совместно с факультетом РГФ КубГУ учащиеся старших классов создали проект «Франция для меня, это…»

Мы хотим поделиться опытом работы над проектом «Французский без границ», который был выполнен учащимися 6-9 классов и учителями в этом учебном году и посвящен Международному Дню Франкофонии. В разработке проекта и проведении итогового внеурочного мероприятия приняли участие студенты из франкоговорящих стран: Камеруна, Кот-д-Ивуар, Конго, Чада, а также преподаватель французского языка Кубанского аграрного университета Луи Авель, официальный представитель Французского Института в России.

Цель проекта:

 Развитие личности учащихся, способной и желающей участвовать в культурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Задачи:

 ● включить учащихся  в реальную языковую коммуникацию

 ● смоделировать  в школе реальный процесс вхождения в культуру

 ● реализовать свой интерес к предмету исследования: приумножать знания о нём и донести до заинтересованной аудитории

 ● показать умение использовать приобретенный исследовательский опыт

 ● продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения

 ● развивать монологическую речь, коммуникативные навыки

 ● совершенствовать навыки аудирования

 ● формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, навыки самостоятельной работы и групповой)

 ● расширять знания о культуре франкоговорящих странах

 ● воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям народов других стран.

Чтобы реализовать проект необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовительный: создание творческой атмосферы в коллективе, нацеливание участников на поиск и выявление проблемы

- формирование проблемы проекта: освоение знаний о культуре, истории, географии франкоговорящих стран

- объявление в классах о предстоящем событии( 20 марта- Международный День Франкофонии)

- знакомство с понятием “Франкофония” (передача по школьному радио, оформление стенда)

- объявление конкурса на лучшие номера художественной самодеятельности на французском языке

     2)     Организационный: планирование деятельности, выбор методов работы, определение источников информации, организация групп

- ориентирование учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации

 - учащиеся 6-7 классов собирают информацию и готовят презентации о франкоговорящих                                            странах на уроках

-учащиеся 8-9 классов самостоятельно изучают информацию о понятии “франкофония”, определяют инициативную группу, которая готовит презентацию

- совместно с французскими представителями составляем программу праздника, определяем ответственных

- студенты-франкофоны консультируют учащихся гимназии и в свою очередь готовят презентации о своих странах

3) Деятельностно-оценочный: работа над проектом, промежуточный контроль деятельности участников, консультации с педагогами, подготовка к защите проектов.

- защита и обсуждение проектов на уроках(было представлено 20 презентаций учащимися 6-7 классов- отобраны 5 лучших)

-написание сценария праздника совместно с французскими представителями

- организация репетиций, помощь в разучивании писем, запись в аудиостудиях, прослушивание и отбор лучших

4)Презентативный: представление результатов, анализ и оценка результатов проделанной работы, выявление успехов и неудач.

Проект- это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Нашим творческим продуктом стало внеурочное мероприятие, посвященное международному Дню Франкофонии “Французский без границ”

В процессе прохождения всех этапов проекта мы формируем следующие учебные действия.

Личностные:  Интеллектуальная активность, ответственность, установление учащимися связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется.

Регулятивные: Целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, оценка и т.д.

Познавательные: Исследование и отбор необходимой информации, умение работать с ней, формирование знаний на основе полученной информации.

Коммуникативные: Умение групповой работы, умение слышать и слушать, правильно выражать свои мысли в речи, взаимоконтроль и т.д.

Использовав в своей внеурочной работе проектную методику, мы пришли к выводу, что этот метод очень эффективен, особенно привлекателен тот факт, что он активно влияет на мотивационную сферу обучаемых. На изучение второго иностранного языка отводится только 2 часа в неделю. Понятно, что в условиях дефицита времени не совсем просто выйти на желаемый уровень знаний. Мы поставили перед собой задачу- добиться того, чтобы интерес к практическому владению языком не пропадал у школьников, тем более, что сегодня языки необходимы. Мы решаем задачу поддержания интереса к французскому языку во внеурочной деятельности, разработкой и реализацией надпредметных проектов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»

Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...

Формирование детского творчества в процессе внеурочной деятельности учащихся 6 классов

Психологи утверждают [6 и др.], что творчество – высшая форма человеческой активности и самостоятельности. Творческие способности – это способности понять необходимость и возможность создания нового....

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...

Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»

Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям.   Приоритетными  видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...

Проект "Использование элементов дистанционного обучения во внеурочной деятельности по предмету "Технология"

Муниципальный общеобразовательный форум – 2018Конкурс авторских проектов педагогов начального и общего образования...

Использование элементов робототехники при организации внеурочной деятельности учащихся по изучению алгоритмизации и программирования

Использование элементов робототехники при организации внеурочной деятельности учащихся по изучению алгоритмизации и программирования...