Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения
методическая разработка на тему

Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                        ЛИЦЕЙ

Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения

 Левин Вячеслав Леонидович

учитель истории и обществознания 2011 год

Оглавление

1.Введение

2.1 Применение видеосюжетов на уроках истории

2.2 Компьютерные программы и их применение на уроках истории и обществознания

2.3 Презентации, как одна из форм проведения урока и её применение на уроках истории и обществознания

2.4 Интернет ресурсы.

3. Заключение

                                                              Смена исторических эпох определяется  

                                                              сменой коммуникационных технологий          

                                                                                  Герберт Маршалл Маклюэн

1. Введение

В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил подтверждение.

Тема моего педагогического опыта: «использование информационных технологий на уроках истории и обществознания».

Цель работы: понять и оценить возможности использования информационных технологий для обеспечения качественного и доступного образования и интеграции информационных технологий в образовательный процесс по истории и обществознанию.

Каковы же те основные мотивационные источники, которые вызвали необходимость решения в подходе новых методических приемов с применением на уроках информационных технологий:

  • Традиционные методы и приемы обучения не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества
  • Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой и различных видов информации.
  • Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся

При использовании информационных технологий на уроках истории и обществознания существенно меняется деятельность учителя. Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Учитель находится в постоянном творческом поиске, поддерживает специальные коммуникативные компетенции не ниже уровня учащихся.

Настоящая работа поможет понять и оценить, каким образом можно наиболее органично интегрировать информационные технологии обучения в учебно-воспитательный процесс по истории и обществознанию и повысить мотивацию к обучению у учащихся.

Применение видеосюжетов на уроках истории

Благодаря накопленных мною видеоматериалов на различные темы по истории  я имею возможность применять различные типы видеофильмов при проведении различных типов уроков и в своей работе мне хотелось привести несколько примеров использования таких материалов на уроках истории. Видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала ставит и различные цели что необходимо учитывать при подборке вопросов и заданий к фрагментам.

1.Изучение новой темы. Видеофрагмент используется в качестве дополнительной информации.

9 класс. Новейшая история, тема:  «Международные отношения в 1920-1930-х гг». Раздел урока: Подписание пакта Молотова-Рибентропа.

Сначала проводится работа с учебником (стр. 119). Вопрос: Почему СССР пошел на подписание этого договора? После прочтения части параграфа и ответа на этот вопрос классом предлагается посмотреть видеофрагмент: фильм «Кремль-9. Молотов: школа выживания». После просмотра проводится обобщение.

2. Изучение новой темы. Использование видеофрагмента как объяснение нового материала. Цикл передач «История Российской империи»; передача Александр I.

8 класс. История России (учебник Зырянова), тема: «Отечественная война 1812 года».

По ходу просмотра видеофрагмента посвященного Отечественной войне 1812 года учащиеся заполняют таблицу. Вопросы таблицы даются перед просмотром передачи.

Почему война Росси с Францией была неизбежной?

На каких направлениях стояли части русской армии?

Где состоялся военный совет, на котором было принято решение оставить Москву

Почему развернулось партизанское движение?

Кто руководил партизанским движением?

Какую роль играло партизанское движение в ходе войны?

Для чего русские войска, совершив маневр, встали именно в Тарутино?

Какое сражение завершило разгром армии Наполеона?

Когда произошло последнее сражение Отечественной войны?

Чем можно объяснить поражение Наполеона?

После просмотра видеофрагмента завершается работа по заполнению таблицы (поиск в параграфе ответов на вопросы, на которые не дал ответ фильм) и обсуждению их в классе.

Материал видеоархива собранный мною в течении нескольких лет дает большой выбор документальных фильмов,  телевизионных телепередач на различные исторические сюжеты.

               Циклы передач посвященные определенным темам, фрагментам и периодам истории

«Кто мы? Реформы по русски»

«Свидетель века»

«Времена и воины»

«История Российской империи»

«Особая папка»

«Власть факта»

«Дворцовые тайны»

«Хроника «Смутного времени»

«Кремль-9»

«Русские цари»

«История одного шедевра»

«Спор на западном рубеже»

«Иностранное дело»

«Державная воля и русская доля»

различные передачи из этих циклов, которые длятся от 12 мин до 25 мин, позволяют мне построить урок в различных вариациях (от объяснения нового материала, повторения или закрепления).

Циклы передач посвященным определенным темам

Цикл передач

Название

Класс . Тема. Курс истории

«Свидетель Века»

Землетрясение в Армении

Венгерские события 1956 года

Оборона Ленинграда

Падение диктатуры Чеушеску в Румынии 1989 году

Парад 7 ноября 1941 года

Американская выставка. Хрущев и Никсон

20 съезд партии

9-11 класс. Новейшая история

9-11 к История России 20 век..ВОВ.

9-11 к. Новейшая история

9-11 класс И.Р. 20 век ВОВ.

9-11 к. Тема «Оттепель» в духовной жизни

9-11 к. Тема. «Изменения политической системы»

Помимо учебных передач в моём видеоархиве собрано большое количество видеоматериала  позволяющего расширить рамки учебника, еще глубже заинтересовать учеников, это например передача «Наедине с Петром Первым», раскрывающая глубже саму личность Пера I, и его время, или передачи Эдварда Радзинского «Роковые минуты истории», посвященные таким историческим личностям как Александр I, Екатерина II, Павел I, и ряд других документальных фильмов и передач. Самым сложным в использовании этих фильмов на уроках является отбор материала. Каждый создатель фильма предлагает своё видение проблемы, зачастую представляя это видение истиной в конечной инстанции (передачи «Мятеж реформаторов», «Жили были славяне», «Россия в войне»), а нельзя забывать о том, что ничего окончательного установленного в истории (и особенно в истории XX века) нет.

Таков краткий обзор возможного использования видеоматериалов на уроках истории. Успех в данном виде деятельности зависит от желания учителя и массы затраченного на подготовку урока времени.

Компьютерные программы и их применение на уроках истории и обществознания

Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможность научного эксперимента ограничена самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Появление различных  учебных электронных изданий по истории и обществознанию существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Возможность показать события, великие битвы, документы, представить портретную галерею все это дает возможность «насытить» урок, сделать его более полным, красочным и интересным. Те информационные возможности, которые представлены в различных мультимедийных учебниках позволяют мне, также как и при использовании видеоматериалов, разнообразить урок, применять возможности электронных дисков на различных этапах ведения урока.

В процессе обучения истории и обществознания я использую компьютерные учебники, которые у меня есть  в большом количестве:

  • Всеобщая история 7класс; 8 класс
  • Уроки отечественной истории. Кирилл и Мефодий (1 диск – до XIX века; 2-й диск XIX-XX век)
  • История России XX век (Клио Софт 4 диска)
  • История Древнего мира 5-6 класс
  • Всемирная История. Оскар Егер
  • История 5 класс (Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца)
  • Пособие по истории Отечества (говорящая книга под редакцией А.С. Орлова)
  • Энциклопедия для детей. История России
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ практикум (учебное электронное издание)
  • Готовимся к ЕГЭ по истории
  • Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
  • История России 1945-2008 гг. Электронный учебник к учебнику А. В. Филиппова. 11 класс

Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда и звука ( музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога в учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. Преимущества компьтерных учебников заключается в следующем

  • Яркое, иллюстрированное изложение материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
  • Учебный материал излагается в доступной форме
  • Анимированные схемы помогают лучше разобраться в большом объеме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует лучшему запоминанию
  • Подборка интерактивных тестов дает возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.

Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме в учебниках и данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д.( особенно хотелось отметить мультемидийный учебник История России XX век для 9 класса под редакцией Антонова Т.С. Харитонова А.Л. Данилова А.А. Косулиной Л.Г. состоящий из 4-х частей). Работать с источником, извлекать их него информацию, анализировать его приходится и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль и в патриотическом воспитании учащихся и те эмоции, которые испытывают учащиеся при прослушивании песен Великой Отечественной войны, это говорит уже о многом. Таким образом я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.

Презентации: как одна их форм проведения урока и её применение на уроках истории и обществознания

Одним из направлений обучающегося процесса где применяются информационные технологии является такая форма как электронные презентации.

Применение презентаций очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала. Презентации составляются в той форме, которая наиболее эффективна для освящения той или иной темы. Подача и подготовка презентаций может осуществляться в двух формах. Первая, как я её называю, презентация-выступление, где показ презентация  служит лишь как дополнение к выступлению учащегося, с возможностью показать картины, фотографии, документы, карты и т.д. на экране и вторая презентация-реферат, это уже серьезная работа со множеством файлов, гиперссылками, текстом, схемами или таблицами.

Презентации можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В среднем звене и старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их в классе. В моем распоряжении имеются различные презентации которые используются при изучении нового материала и закрепления пройденного. Большая доля в составлении презентаций принадлежит самим учащимся.

За несколько лет работы и накопленных мною презентаций я смог их классифицировать по темам:

История России:

1.Монголо-татарское нашествие на Русь.

2.Деятельность Ивана Грозного

3. Реформы Петра I.

4.Реформы Александра II.

5.Основные направления внешней политики XVIII века.

Обществознание:

1.Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке)

2.Экономическая сфера общества

3. Духовная сфера общества

4. Социальная сфера жизни общества.

Классификация видеофильмов по темам урока и классам

на примере некоторых тем

Класс

Тема урока

Название передачи

Время

Этапы урока

7

Смута

Окончание Смутного времени

Хроника «Смутного времени»

Конец смутного времени

Конец смуты

25 мин

40 мин

15 мин

При изучении нового материала

Как подача нового материала

Закрепление материала

10

Смутное время

Смутное время (продолжение

_______________

_____

_______________

8

Тема. Правительство и общество после Отечественной войны 1812 года

Тема. Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади

1.Цикл передач. Загадки междуцарствия (одна из передач)

2.Пердача. «Мятеж Реформаторов»

3.Цикл передач «История Российской Империи» Александр 1(Сюжет посвященный декабристам )

По 25 мин

25 мин

15 мин

При объяснении нового материала

В качестве дополнительного материала

В качестве закрепления

10

Тема. Выступление декабристов

  • Организация тайных обществ
  • Восстание на сенатской площади
  • «Северное» и»Южное» общества

3. Заключение

Сущность современных информационных технологий – в их универсальности и многофункциональности. Но при своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать, более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса и состоит главная многоплановая проблема учителя. Успешное их решение способствует повышению качества и степени доступности образования.

Целесообразность использования информационных технологий на уроках истории и обществознания не вызывает сомнения. Правильное и умелое использование информации во многом является залогом успешности ученика в настоящем и его успешности в будущем.

Традиционные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

Исследования ученых – психологов и педагогов, личные наблюдения показывают то, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения, их структурировать, иногда по-своему их интегрировать. Поэтому учитель при данном методе становится консультантом, помощником, координатором и экспертом деятельности. Он среди учащихся естественно является главным, но не тем единственным, который дает единственно верную оценку историческим явлениям, событиям, фактам или действиям ученика. Изменяемая структура и хронометраж урока позволяют формировать у учащихся современные коммуникативные компетенции.

Использование информационных технологий в значительной мере позволяет изменить мотивацию ученика. В процессе работы у учащихся появляется чувство внутреннего вознаграждения, прежде всего от выполненной работы, а не от результата и от внешней оценки учителя.

Классификация видеофильмов по темам урока и классам

Классификация видеофильмов по темам 5 класс

Класс

Тема урока

Название передачи

Время

Этапы урока

5

Военные походы фараонов

Воины фараона

25 мин.

В качестве закрепления материала

5

Ассирийская держава

Ассирийцы

25 мин.

По ходу объяснения нового материала

5

Города Эллады подчиняются Македонии

Македонцы

25 мин

По ходу объяснения нового материала

5

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

Римские легионы

25 мин

По ходу объяснения нового материала

5

Древняя Спарта

Спартанцы

25 мин

В качестве закрепления материала

5

  • Первый властелин единого Китая
  • Завоевание Римом Италии
  • Искусство Древнего Египта

  • Единовластие Цезаря
  • «Вечный город» и его жители

1.Загадки древности. Великая Китайская стена. 2.Этруски

3.Египет. Раскопки могил фараона Тутанхамона. Нефертити

4.Паробащение Галлии. Юрий Цезарь

5.Семь чудес Древнего Рима

30 мин

40 мин

25 мин

45 мин

30 мин

Внеурочный материал. Показывается фрагментами во время урока  или во внеурочное время

Тема. Начало царствование Александра I

(8-й; 10-й класс)

Цель урока:

познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем

развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

План урока:

1.Император Александр I

2. «Негласный комитет»

3.Внутренняя политика в 1801-1812гг.

4.Деятельность Сперанского

Оборудование: учебник Зырянова История России XIX век;

  • Видео передача из цикла «История государства российского» Александр I;
  • Видео-передача из цикла «Кто мы «Реформы по русски».

Основной тип урока: Объяснение нового материала с элементами показа видео сюжетов  

                              Ход урока

1.Император Александр I.

Показывается видео фрагмент из передачи «История государства Российского» Александр I.( 12 мин)

После просмотра передачи вопрос, который обсуждается в классе:

  • Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?

Запись в тетрадь: АлександрI (1801-1825_ - годы правления

2. «Негласный комитет».

По ходу объяснения  заполняется схема в тетради и после заполнения схемы показывается видео сюжета из той же передачи (5 мин)

3.Внутрення политика в 1801-1812 годах.

Походу объяснения заполняется схема и в качестве закрепления материала из передачи «история государства российского» показывается сюжет (10 мин)

4. Деятельность М.М. Сперанского

Просмотр передачи из цикла КТО МЫ «Реформы по русски». Александр I. В передаче говорится о реформах проведенных в начале царствования Александра, о деятельности и проектах М.М. Сперанского (15 мин)

После просмотра беседа с классом по вопросам:

  • Вспомните идеи Просвещения 18 века. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского?
  • Какое учреждение представляло законодательную власть?
  • Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы?
  • Какими правами наделялось население страны?
  • Как вы думаете, почему проект вывал недовольство со стороны дворянства

5.Закрепление материала.

Беседа с учащимися.  

  • Перечислите основные направления первых преобразований Александра I. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований?

Внутренняя политика в 1801-1812гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".

Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....

Применение информационных технологий на занятиях истории

Современная жизнь становиться всё более зависимой от информационных технологий, потому что информационные технологии всё больше используются в различных сферах общественной жизни....

« Применение информационных технологий на уроках истории в соответствии с требованиями ФГОС».

 Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Информационные компьютерные технологии позволяют заменит...

«Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания».

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания». Причиной...

Применение средств современных информационных технологий на уроках истории.

Тезисы выступления наXXVII Международной конференции "Современные информационные технологии в образовании"....

Мастер класс « Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»

Мастер – класс   Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»...