Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения
методическая разработка на тему
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_informatsionnyh_tehnologiy_na_urokah_istorii_i_obshchestvovedeniya.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
ЛИЦЕЙ
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения
Левин Вячеслав Леонидович
учитель истории и обществознания 2011 год
Оглавление
1.Введение
2.1 Применение видеосюжетов на уроках истории
2.2 Компьютерные программы и их применение на уроках истории и обществознания
2.3 Презентации, как одна из форм проведения урока и её применение на уроках истории и обществознания
2.4 Интернет ресурсы.
3. Заключение
Смена исторических эпох определяется
сменой коммуникационных технологий
Герберт Маршалл Маклюэн
1. Введение
В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил подтверждение.
Тема моего педагогического опыта: «использование информационных технологий на уроках истории и обществознания».
Цель работы: понять и оценить возможности использования информационных технологий для обеспечения качественного и доступного образования и интеграции информационных технологий в образовательный процесс по истории и обществознанию.
Каковы же те основные мотивационные источники, которые вызвали необходимость решения в подходе новых методических приемов с применением на уроках информационных технологий:
- Традиционные методы и приемы обучения не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества
- Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой и различных видов информации.
- Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся
При использовании информационных технологий на уроках истории и обществознания существенно меняется деятельность учителя. Учитель становится «координатором» урока, а не простым источником («передатчиком») информации. Учитель находится в постоянном творческом поиске, поддерживает специальные коммуникативные компетенции не ниже уровня учащихся.
Настоящая работа поможет понять и оценить, каким образом можно наиболее органично интегрировать информационные технологии обучения в учебно-воспитательный процесс по истории и обществознанию и повысить мотивацию к обучению у учащихся.
Применение видеосюжетов на уроках истории
Благодаря накопленных мною видеоматериалов на различные темы по истории я имею возможность применять различные типы видеофильмов при проведении различных типов уроков и в своей работе мне хотелось привести несколько примеров использования таких материалов на уроках истории. Видеоматериалы можно использовать на всех этапах изучения темы: знакомство с темой, закрепление, повторение. Конечно, использование того или иного видеофрагмента на разных этапах изучения материала ставит и различные цели что необходимо учитывать при подборке вопросов и заданий к фрагментам.
1.Изучение новой темы. Видеофрагмент используется в качестве дополнительной информации.
9 класс. Новейшая история, тема: «Международные отношения в 1920-1930-х гг». Раздел урока: Подписание пакта Молотова-Рибентропа.
Сначала проводится работа с учебником (стр. 119). Вопрос: Почему СССР пошел на подписание этого договора? После прочтения части параграфа и ответа на этот вопрос классом предлагается посмотреть видеофрагмент: фильм «Кремль-9. Молотов: школа выживания». После просмотра проводится обобщение.
2. Изучение новой темы. Использование видеофрагмента как объяснение нового материала. Цикл передач «История Российской империи»; передача Александр I.
8 класс. История России (учебник Зырянова), тема: «Отечественная война 1812 года».
По ходу просмотра видеофрагмента посвященного Отечественной войне 1812 года учащиеся заполняют таблицу. Вопросы таблицы даются перед просмотром передачи.
Почему война Росси с Францией была неизбежной? | |
На каких направлениях стояли части русской армии? | |
Где состоялся военный совет, на котором было принято решение оставить Москву | |
Почему развернулось партизанское движение? | |
Кто руководил партизанским движением? | |
Какую роль играло партизанское движение в ходе войны? | |
Для чего русские войска, совершив маневр, встали именно в Тарутино? | |
Какое сражение завершило разгром армии Наполеона? | |
Когда произошло последнее сражение Отечественной войны? | |
Чем можно объяснить поражение Наполеона? |
После просмотра видеофрагмента завершается работа по заполнению таблицы (поиск в параграфе ответов на вопросы, на которые не дал ответ фильм) и обсуждению их в классе.
Материал видеоархива собранный мною в течении нескольких лет дает большой выбор документальных фильмов, телевизионных телепередач на различные исторические сюжеты.
Циклы передач посвященные определенным темам, фрагментам и периодам истории
«Кто мы? Реформы по русски»
«Свидетель века»
«Времена и воины»
«История Российской империи»
«Особая папка»
«Власть факта»
«Дворцовые тайны»
«Хроника «Смутного времени»
«Кремль-9»
«Русские цари»
«История одного шедевра»
«Спор на западном рубеже»
«Иностранное дело»
«Державная воля и русская доля»
различные передачи из этих циклов, которые длятся от 12 мин до 25 мин, позволяют мне построить урок в различных вариациях (от объяснения нового материала, повторения или закрепления).
Циклы передач посвященным определенным темам
Цикл передач | Название | Класс . Тема. Курс истории |
«Свидетель Века» | Землетрясение в Армении Венгерские события 1956 года Оборона Ленинграда Падение диктатуры Чеушеску в Румынии 1989 году Парад 7 ноября 1941 года Американская выставка. Хрущев и Никсон 20 съезд партии | 9-11 класс. Новейшая история 9-11 к История России 20 век..ВОВ. 9-11 к. Новейшая история 9-11 класс И.Р. 20 век ВОВ. 9-11 к. Тема «Оттепель» в духовной жизни 9-11 к. Тема. «Изменения политической системы» |
Помимо учебных передач в моём видеоархиве собрано большое количество видеоматериала позволяющего расширить рамки учебника, еще глубже заинтересовать учеников, это например передача «Наедине с Петром Первым», раскрывающая глубже саму личность Пера I, и его время, или передачи Эдварда Радзинского «Роковые минуты истории», посвященные таким историческим личностям как Александр I, Екатерина II, Павел I, и ряд других документальных фильмов и передач. Самым сложным в использовании этих фильмов на уроках является отбор материала. Каждый создатель фильма предлагает своё видение проблемы, зачастую представляя это видение истиной в конечной инстанции (передачи «Мятеж реформаторов», «Жили были славяне», «Россия в войне»), а нельзя забывать о том, что ничего окончательного установленного в истории (и особенно в истории XX века) нет.
Таков краткий обзор возможного использования видеоматериалов на уроках истории. Успех в данном виде деятельности зависит от желания учителя и массы затраченного на подготовку урока времени.
Компьютерные программы и их применение на уроках истории и обществознания
Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможность научного эксперимента ограничена самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Появление различных учебных электронных изданий по истории и обществознанию существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Возможность показать события, великие битвы, документы, представить портретную галерею все это дает возможность «насытить» урок, сделать его более полным, красочным и интересным. Те информационные возможности, которые представлены в различных мультимедийных учебниках позволяют мне, также как и при использовании видеоматериалов, разнообразить урок, применять возможности электронных дисков на различных этапах ведения урока.
В процессе обучения истории и обществознания я использую компьютерные учебники, которые у меня есть в большом количестве:
- Всеобщая история 7класс; 8 класс
- Уроки отечественной истории. Кирилл и Мефодий (1 диск – до XIX века; 2-й диск XIX-XX век)
- История России XX век (Клио Софт 4 диска)
- История Древнего мира 5-6 класс
- Всемирная История. Оскар Егер
- История 5 класс (Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца)
- Пособие по истории Отечества (говорящая книга под редакцией А.С. Орлова)
- Энциклопедия для детей. История России
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ практикум (учебное электронное издание)
- Готовимся к ЕГЭ по истории
- Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
- История России 1945-2008 гг. Электронный учебник к учебнику А. В. Филиппова. 11 класс
Компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда и звука ( музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога в учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями, документами, уникальными фонограммами (речи политических деятелей, наиболее популярные песни разных лет и т.д.). Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом. Кроме того, данные программы содержат удобную полнотекстовую поисковую систему, позволяющую использовать её в качестве энциклопедии. Очень важно то, что они сделаны именно для тех учебников, по которым я работаю. Темы учебника полностью совпадают с материалом на диске, что существенно облегчает работу по моему предмету. Очень удобно изучать, повторять и закреплять учебный материал по истории России, так как он содержит сведения обо всех основных событиях истории, подборку интерактивных карт, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. Преимущества компьтерных учебников заключается в следующем
- Яркое, иллюстрированное изложение материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.
- Учебный материал излагается в доступной форме
- Анимированные схемы помогают лучше разобраться в большом объеме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует лучшему запоминанию
- Подборка интерактивных тестов дает возможность проверить знания учащихся на основе объективной автоматизированной оценки.
Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками. На школьных олимпиадах есть вопросы, включающие сведения о государственных, общественных и культурных деятелях. Этот материал не всегда есть в нужном объеме в учебниках и данная проблема решается в этом случае очень просто: электронный учебник предоставляет нам фотографии, портреты, картины, архитектурные сооружения, музыкальные произведения и т.д.( особенно хотелось отметить мультемидийный учебник История России XX век для 9 класса под редакцией Антонова Т.С. Харитонова А.Л. Данилова А.А. Косулиной Л.Г. состоящий из 4-х частей). Работать с источником, извлекать их него информацию, анализировать его приходится и при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль и в патриотическом воспитании учащихся и те эмоции, которые испытывают учащиеся при прослушивании песен Великой Отечественной войны, это говорит уже о многом. Таким образом я не только достигаю образовательных целей, поддерживаю мотивацию к получению знаний, но и одновременно участвую в развитии, становлении личности. Я считаю, что такая форма урока очень плодотворна и достаточно эффективна. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.
Презентации: как одна их форм проведения урока и её применение на уроках истории и обществознания
Одним из направлений обучающегося процесса где применяются информационные технологии является такая форма как электронные презентации.
Применение презентаций очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала. Презентации составляются в той форме, которая наиболее эффективна для освящения той или иной темы. Подача и подготовка презентаций может осуществляться в двух формах. Первая, как я её называю, презентация-выступление, где показ презентация служит лишь как дополнение к выступлению учащегося, с возможностью показать картины, фотографии, документы, карты и т.д. на экране и вторая презентация-реферат, это уже серьезная работа со множеством файлов, гиперссылками, текстом, схемами или таблицами.
Презентации можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам. В среднем звене и старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их в классе. В моем распоряжении имеются различные презентации которые используются при изучении нового материала и закрепления пройденного. Большая доля в составлении презентаций принадлежит самим учащимся.
За несколько лет работы и накопленных мною презентаций я смог их классифицировать по темам:
История России:
1.Монголо-татарское нашествие на Русь.
2.Деятельность Ивана Грозного
3. Реформы Петра I.
4.Реформы Александра II.
5.Основные направления внешней политики XVIII века.
Обществознание:
1.Политическая сфера жизни общества (используется на повторительно-обобщающем уроке)
2.Экономическая сфера общества
3. Духовная сфера общества
4. Социальная сфера жизни общества.
Классификация видеофильмов по темам урока и классам
на примере некоторых тем
Класс | Тема урока | Название передачи | Время | Этапы урока |
7 | Смута Окончание Смутного времени | Хроника «Смутного времени» Конец смутного времени Конец смуты | 25 мин 40 мин 15 мин | При изучении нового материала Как подача нового материала Закрепление материала |
10 | Смутное время Смутное время (продолжение | _______________ | _____ | _______________ |
8 | Тема. Правительство и общество после Отечественной войны 1812 года Тема. Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади | 1.Цикл передач. Загадки междуцарствия (одна из передач) 2.Пердача. «Мятеж Реформаторов» 3.Цикл передач «История Российской Империи» Александр 1(Сюжет посвященный декабристам ) | По 25 мин 25 мин 15 мин | При объяснении нового материала В качестве дополнительного материала В качестве закрепления |
10 | Тема. Выступление декабристов
|
3. Заключение
Сущность современных информационных технологий – в их универсальности и многофункциональности. Но при своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать, более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса и состоит главная многоплановая проблема учителя. Успешное их решение способствует повышению качества и степени доступности образования.
Целесообразность использования информационных технологий на уроках истории и обществознания не вызывает сомнения. Правильное и умелое использование информации во многом является залогом успешности ученика в настоящем и его успешности в будущем.
Традиционные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках информационных и ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.
Исследования ученых – психологов и педагогов, личные наблюдения показывают то, что учащиеся стремятся сами добывать нужные сведения, их структурировать, иногда по-своему их интегрировать. Поэтому учитель при данном методе становится консультантом, помощником, координатором и экспертом деятельности. Он среди учащихся естественно является главным, но не тем единственным, который дает единственно верную оценку историческим явлениям, событиям, фактам или действиям ученика. Изменяемая структура и хронометраж урока позволяют формировать у учащихся современные коммуникативные компетенции.
Использование информационных технологий в значительной мере позволяет изменить мотивацию ученика. В процессе работы у учащихся появляется чувство внутреннего вознаграждения, прежде всего от выполненной работы, а не от результата и от внешней оценки учителя.
Классификация видеофильмов по темам урока и классам
Классификация видеофильмов по темам 5 класс
Класс | Тема урока | Название передачи | Время | Этапы урока |
5 | Военные походы фараонов | Воины фараона | 25 мин. | В качестве закрепления материала |
5 | Ассирийская держава | Ассирийцы | 25 мин. | По ходу объяснения нового материала |
5 | Города Эллады подчиняются Македонии | Македонцы | 25 мин | По ходу объяснения нового материала |
5 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | Римские легионы | 25 мин | По ходу объяснения нового материала |
5 | Древняя Спарта | Спартанцы | 25 мин | В качестве закрепления материала |
5 |
| 1.Загадки древности. Великая Китайская стена. 2.Этруски 3.Египет. Раскопки могил фараона Тутанхамона. Нефертити 4.Паробащение Галлии. Юрий Цезарь 5.Семь чудес Древнего Рима | 30 мин 40 мин 25 мин 45 мин 30 мин | Внеурочный материал. Показывается фрагментами во время урока или во внеурочное время |
Тема. Начало царствование Александра I
(8-й; 10-й класс)
Цель урока:
познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;
развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем
развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.
План урока:
1.Император Александр I
2. «Негласный комитет»
3.Внутренняя политика в 1801-1812гг.
4.Деятельность Сперанского
Оборудование: учебник Зырянова История России XIX век;
- Видео передача из цикла «История государства российского» Александр I;
- Видео-передача из цикла «Кто мы «Реформы по русски».
Основной тип урока: Объяснение нового материала с элементами показа видео сюжетов
Ход урока
1.Император Александр I.
Показывается видео фрагмент из передачи «История государства Российского» Александр I.( 12 мин)
После просмотра передачи вопрос, который обсуждается в классе:
- Какие черты характера Александра I, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?
Запись в тетрадь: АлександрI (1801-1825_ - годы правления
2. «Негласный комитет».
По ходу объяснения заполняется схема в тетради и после заполнения схемы показывается видео сюжета из той же передачи (5 мин)
3.Внутрення политика в 1801-1812 годах.
Походу объяснения заполняется схема и в качестве закрепления материала из передачи «история государства российского» показывается сюжет (10 мин)
4. Деятельность М.М. Сперанского
Просмотр передачи из цикла КТО МЫ «Реформы по русски». Александр I. В передаче говорится о реформах проведенных в начале царствования Александра, о деятельности и проектах М.М. Сперанского (15 мин)
После просмотра беседа с классом по вопросам:
- Вспомните идеи Просвещения 18 века. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского?
- Какое учреждение представляло законодательную власть?
- Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы?
- Какими правами наделялось население страны?
- Как вы думаете, почему проект вывал недовольство со стороны дворянства
5.Закрепление материала.
Беседа с учащимися.
- Перечислите основные направления первых преобразований Александра I. Каковы были практические последствия и результаты данных преобразований?
Внутренняя политика в 1801-1812гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".
Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....
Применение информационных технологий на занятиях истории
Современная жизнь становиться всё более зависимой от информационных технологий, потому что информационные технологии всё больше используются в различных сферах общественной жизни....
Методика применения средств современных информационных технологий на уроках истории и обществознания.
Выступление на РМО учителей истории и обществознания...
« Применение информационных технологий на уроках истории в соответствии с требованиями ФГОС».
Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Информационные компьютерные технологии позволяют заменит...
«Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания».
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания». Причиной...
Применение средств современных информационных технологий на уроках истории.
Тезисы выступления наXXVII Международной конференции "Современные информационные технологии в образовании"....
Мастер класс « Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»
Мастер – класс Применение современных информационных технологии на уроках истории в гуманитарном образовательном пространстве»...