Правовое образование в ДОУ
методическая разработка на тему

Зарубина Динара Шукурьевна

Семинар педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_o_sisteme_pravovogo_obrazovaniya_dou.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

«О системе правового образования в ДОУ»

                                                                          Социальный педагог

                                                                                     МДОУ «Детский сад №83»

                                                        Зарубина Д.Ш.

2012 г.

Цель. Углубить знания педагогов об основных положениях Конвенции о правах ребенка, нормативно-законодательными актами РФ и содействии в их реализации.

План

  1. Сообщение о «Системе правового образования в ДОУ»
  2. Результаты анкетирования по правовому воспитанию педагогов
  3. Экспресс-опрос «Знаем ли мы права детей»

      1. Одним из важнейших направлений д/с и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. В последнее время об этом говорят все чаще, т.к. с экономическим кризисом появляется все больше семей, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям, что ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье. В обязанности всех педагогов входит знание Конвенции о правах ребенка.

Наша задача – организовать работу в учреждении в соответствии с международными нормами права ребенка, вести правовое просвещение родителей, стараться вовремя выявить семьи группы риска, в которых возможно происходит  нарушение прав ребенка.

Немного истории…

1919 г. – создание Лигой Наций Комитета детского благополучия для оказания помощи беспризорным детям и сиротам.

В это же время действовал Международный союз спасения детей. (основатель –англичанка Э. Джебб), который разработал Декларацию прав ребенка.

В 1923 г.  эта Декларация была принята Лигой Наций. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства.

Окончательная система защиты прав детей сложилась гораздо позже.

ООН – ЮНИСЕФ – создан Детский фонд, который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

- разработка деклараций, резолюций, конвенций в области прав ребенка

- создание контрольного органа по защите прав ребенка

- оказание международной помощи через Детский фонд ООН

- особое место о нормотворческой деятельности.

И дальше нам всем хорошо известны основные международные документы, касающиеся прав детей. Это:

- Декларация прав ребенка (1959 г.)

- Конвенция о павах ребенка (1989 г.)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.(1990 )

Декларация прав ребенка – первый международный документ. Включает в себя 10 принципов (на имя, гражданство, любовь, понимание, матер. обеспечение, соц. защита, образование, физ., ум., нрав., дух. развитие) Особое внимание уделяется защите ребенка.

На основе Декларации прав ребенка разработана Конвенция о правах ребенка.

Здесь ребенок рассматривается не только как, объект требующий защиты, а ему предоставлен весь спектр прав человека. Она за каждым ребенком признает юридическое право на:

- воспитание

- развитие

- защиту

- активное участие в жизни общества.

В силу близости к семье, важным звеном в системе контроля по соблюдению прав ребенка в семье принадлежит ДОУ.

Знать свои права ребенок должен уже в детстве. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально-нравственные  качества, научить уважать свои права и права других людей, необходимы знания и соблюдение этих права взрослыми. Поэтому повышение правовой компетентности и педагогов и родителей всегда актуально.

  1. О правовой компетентности педагогов

Необходимый перечень документов по правам ребенка, с которыми педагоги обязаны ознакомиться:

- Всеобщая декларация права человека

- Конвенция о правах ребенка

- Конституция РФ

- Семейный кодекс РФ

- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 ( О целенаправленном процессе обучения в интересах личности ребенка на 56 листах)

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ

(О детях, попавших в трудные жизненные ситуации)

Соблюдение прав ребенка должно обеспечиваться совместными усилиями педагогического коллектива и родителей.

Задачи ДОУ:

- организация работы в каждой группе в соответствии с нормами международного права

- проведение правового образования педагогов и родителей

- профилактическая работа по предупреждению нарушений прав в семье

- формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников – чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитания уважения к правам других людей.

Работа в этом направлении ведется не один год.

- в каждой группе имеется план по правовому воспитанию

- действует кружок «Азбука правовых знаний»

- этой теме было посвящено родительское собрание

- анкетирование родителей, педагогов

- стенд «Охрана прав детства»

- в методическом кабинете имеется методическая литература по правовому воспитанию, наглядный материал, которые воспитатель может применять для занятий. ( новое пособие Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Я ребенок, и я имею право!...»

- нормативные документы

О работе педагогов по правовому воспитанию родителей

   Работа с родителями проводиться поэтапно:

- ознакомление с учреждением, группой, основными нормативными документами по правам детей (список нормативных документов поместить в родительский уголок);

- привлечение к участию в родительских собраниях

- посещение семей педагогами (составлен список детей по группам на этот год);

- анализ итоговых результатов работы с родителями (анкетирование и т.д.);

Чтобы успешно решать вопросы правового образования родителей упор нужно делать на проведение мероприятий, способствующих сотрудничеству ДОУ и родителей, обеспечивающих повышение их знаний в области прав детей.

Основные формы работы в этом направлении являются:

- знакомство на первом родительском собрании

- опрос родителей на предмет индивидуальных особенностей ребенка-

-ознакомление с основными документами по правам детей и обязанностями родителей.

- анкетирование, тестирование

- индивидуальные беседы

- посещение семей воспитанников (родители будут охотнее встречаться и общаться с педагогами)

- использование наглядной информации ( можно в виде памяток, буклетов)

- можно оформить папку передвижку «Я ребенок , имею право…»

В связи с этим  хочу предложить воспитателям одной из групп:

- провести с родителями «Дискуссионный клуб «Ребенок и его права»

          (- разработан по теме « Ребенок имеет право на защиту от всех форм    физического и психического насилия»

          - анкета для родителей прилагается.) Можно выбрать свою тему.

- одной из групп, предлагаю примерный план  по правовому воспитанию родителей.

(-примерный план по работе с родителями

-примерный план по правовому образованию воспитателей

-примерный план проведения родительского собрания

-3 анкеты)

  1. Результаты анкетирования педагогов

Педагогам предлагалась анкета, в которой каждый высказал мнение по ряду вопросов, касающихся совершенствования работы нашего ДОУ по защите права и достоинства ребенка.

Проанализировав анкеты можно сделать вывод:

- педагоги хорошо знают международные документы о правах ребенка (Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития  детей).- 100%

- в нашей стране необходимо защищать права детей – 100%

- перечислили какие права детей нарушаются (медицинское обслуживание, образование, права детей инвалидов, на полезное и качественное питание и т.д.)

- соблюдение прав детей в ДОУ( отдых, качественное питание, защиту от физ. и псих. насилия, заботу со стороны взрослых, образование, сохранение своей индивидуальности), но прежде всего -  безопасность жизни и здоровья детей.

-  права, которые чаще нарушаются в семьях воспитанников  - все ответили – не нарушаются.

А как же случаи, когда ребенка поздно забирают из детского сада, родители халатно относятся к безопасности жизни и здоровья ребенка, приводят в сад больных детей.

- правовое воспитание в семье должно осуществляться знакомством с обязанностями и правами детей. Конкретно никто не ответил.

А это, прежде всего, прислушиваться к мнению ребенка, считаться с ним,

правильно организовать досуг, дать почувствовать, что он любим, не зависимо от его поведения, закладывать интерес к миру прекрасному (театр, выставки и.д.)

- все высказались за то, что родителей надо подключать к воспитанию правового сознания детей.

- с какого же возраста нужно приобщать ребенка к правовой культуре? Здесь мнения разошлись. От раннего до старшего возраста.

- и детей старшего дошкольного возраста можно и нужно учить понимать слова «право», «обязанности», «закон».

- перечислили множество методов, какие можно использовать для формирования представления о правах детей.

- единодушно ответили, что все имеют опыт воспитания детей с учетом прав человека

- и все желают повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей.

Вывод: педагоги знакомы с международными документами о правах детей,

              в доступной форме знакомить детей с их правами и обязанностями,

              совершенствовать свои знания в этой области, привлекать родителей.

  1. Экспресс- опрос «Знаем ли мы права детей».

Варианты  ответов:

1. - В ст.2 конвенции о правах ребенка говориться, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано  защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.

   - Ст.9:ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.

2. а)

3. б)

4. в)

5. а)

6.б)

7. в)

8. б)

9. б)

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии гражданско – правового образования и воспитания учащихся основной школы

Автор стать поднимает вопрос об использовании активных форм в гражданско - правовом образовании учащихся основной школы и роли социального проектирования в формировании гражданской компетентности учащ...

Нравственно-правовое образование как средство формирования нравственно-правовой компетентности школьника

Статья подготовлена для сборника Современная российская школа: социально-ориентированная модель управления: Сборник статей Шестых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления...

Актуальные проблемы правового образования.

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирование правовой культуры школьников, их правовой грамотност...

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

Выступление на международном семинаре "Инновационное образование" в г. Вильнюс, Литва, 24 января 2014 года.В статье рассказывается об интерактивном расследовании по событиям войны 1812 года. Инновацио...

Аналитическая справка о проведении инструктивно-методического совещания «Планирование совместной работы на 2014/2015 учебный год и перспективы до 2019 года в области художественного и технического творчества, правового образования»

Аналитическая справкапо итогам инструктивно-методического совещания «Планирование совместной работы на 2014/2015 учебный год и перспективы до 2019 года в области художественного и технического творчес...

Поликультурный аспект нравственно-правового образования

статья подготовлена для журнала "Педагогическое образование и наука", 2014, №5...

Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания.

В работе "Учебник обществознания как средство гражданско-правового образования и воспитания", обобщен опыт работы с учебником обществознания. Тема актуальна, так как в ней рассматриваются проблем...