Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей
статья на тему
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей", опубликованная в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции (10 декабря 2014г.) "Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития личности в системе непрерывного образования", науч. ред. Г.Е. Котькова, ФГБОУ ВПО "Орловский государственный университет". - Орёл: Изд-во ФГБОУ ВПО "ОГУ", - 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жилинская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства.
Фетисова О.Л., социальный педагог
На формирование личности, прежде всего, оказывает влияние семья, поэтому комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном учреждении осуществляется с учетом данного фактора. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и учащихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.
В основу психолого-педагогического сопровождения семьи и детства заложены следующие принципы:
- родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
- помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и образовательного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в двух направлениях:
- Профилактическое: предупреждение психологической напряженности в семье, социально-психологических и личностных конфликтов между родителями и детьми.
Важнейшей задачей успешного взаимодействия школы с семьей выступает установление равноправного диалога между педагогами и родителями, построенного на безоценочном позитивном принятии их друг другом, активном взаимодействии. Работу нужно организовывать таким образом, чтобы родители получали информацию не только от педагога, но и друг от друга, имели возможность поговорить, высказать свое мнение, услышать мнение других родителей. Это, с одной стороны, позволит им разобраться в собственных взглядах на воспитание, а с другой стороны – чужой родительский опыт воспринимается легче, чем беседы даже с опытным педагогом или психологом. Проговаривая свои проблемы по определенной теме, родители выделяют наиболее злободневные и сами же их решают, разрабатывая свод рекомендаций или советов. В результате они не только обмениваются опытом, но и начинают больше доверять себе, своей компетентности, уходят с новыми идеями и повысившейся самооценкой.
Сюда можно отнести многочисленные форм работы с семьей: лекции, беседы, тренинги, консилиумы, факультативы, родительские семинары, групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, родительские вечера, педагогическая пропаганда, родительские конференции, день открытых дверей и т.п.
Эффективными являются игровые приемы такие, как игры-«проживания», игры-«драмы», ролевая игра, деловая игра, использование притч и коротких афоризмов, в процессе которых родители прослеживают и проигрывают все формы семейного общения, в результате как бы со стороны просматривая ситуации, замечая порой незаметные нюансы общения в семье и их влияние на детей и на собственное состояние.
Совместные походы, поездки на природу, экскурсии и т.п. – эти столь «несовременные» методы и формы работы оправдывают себя своей результативностью и сегодня.
- Актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.
Технология индивидуального сопровождения семьи:
- Анализ заявки/сигнала о проблеме: у кого проблема, кто просит о помощи.
- Инвентаризация проблем: составление списка всех выявленных проблем.
- Иерархия проблем: выстраивание проблем в порядке значимости.
- Локализация проблем: определение мест, где проблемы проявляются.
- Настройка на нужную волну помощи: выбор подхода, соответствующего особенностям семьи.
- Разведка ситуации в семье: сбор дополнительной информации о семье.
- Разработка плана действий.
- Мониторинг, оценка результативности.
- Выводы, рекомендации.
Данная технология позволяет разработать конкретный план действий, направленный на решение проблемной ситуации с опорой на найденные в семье и ее окружении ресурсы.
Таким образом, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение семьи и детства способствует
- повышению компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;
- созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений;
- улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
- выработке новых навыков взаимодействия;
- развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания;
- оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и развитии ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"
Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...
психолого-педагогические условия подготовки к школе детей с ЗПР ( задержка психического развития)
В данной презентации рассматриваются психолого-педагогические условия подготовки детей с ЗПР к школе...
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
Психолого-педагогическая характеристика группы-семьи №4, 2014-2015 уч.год
Краткая характеристика...
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Психолого-педагогическая работа с семьей. Технологии работы.
Описание направления психолого-педагогической работы с семьей....
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...