Формы работы с семьей
статья на тему

Вариации на тему инструментария в  работе социального педагога. Межведомственное взаимодействие  в вопросах ранней профилактики  противоправного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_semey.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с семьей

Каким же инструментарием владеет школа для эффективной работы с семьей учащегося? И способна ли школа в одиночку решать подобные вопросы?

Перед тем, как обращаться к коллегам, мы проводим серьезную работу с самим ребенком и его семьей. Стоит ли говорить о таких методах, как беседа, убеждение, приведение литературных аналогий, диалоги? Эти инструменты в своей работе социальный педагог и другие педагогические работники используют ежедневно и ежечасно.

 В нашей школе широко применяется комиссионное посещение учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий и работает серьезный состав Совета по профилактике, состоящий из грамотных специалистов и при этом неравнодушных людей.  

Посещение семьи и составление актов жилищно-бытовых условий.

Что можно отметить про изучение бытовых условий жизни семьи? Из опыта многочисленных посещений квартир могу сказать, что не всегда надо видеть хозяина или хозяйку дома для того, чтобы определить, как живется здесь ребенку. И часто недостаточно увидеть наличие отдельного спального места и места для занятий. В этой форме работы важна каждая деталь. Например, как выглядит входная дверь, есть ли звонок в квартиру, приятный или нет запах в квартире, как выглядят стены, висят ли на видном месте детские рисунки, подаренные родителям, насколько уютно и заботливо организовано пространство и множество других нюансов.  Выясняя уклад жизни семьи в целом, можно понять, насколько соблюдается режим дня ребенка, и выполняются требования, необходимые для его полноценного развития. Ведь  родители не всегда с нами честны в беседе. При посещении квартир  мы помним, что учеными  доказана важность в воспитании и развитии несовершеннолетнего  предметно-пространственной среды.  К сожалению, поле деятельности социального педагога таково, что чаще комиссия из школы посещает не очень уютные и обустроенные квартиры. Но как же мы огорчаемся, когда видим, что ребенку негде спать, делать уроки и проводить свободное время за любимыми занятиями! И мы искренне радуемся, если не сбываются наши худшие опасения или обстановка меняется в лучшую сторону в результате работы с родителями.

Совет по профилактике

Заседания Совета по профилактике в нашей школе – это, прежде всего, комиссия, созданная для решения сложных ситуаций и нахождение способов помочь ребенку. В состав комиссии входит заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, учителя, имеющие высшие категории и знаки почета, член родительской общественности, социальный педагог. В зависимости от рассматриваемой проблемы привлекаются другие учителя, классные руководители, родители, сами учащиеся. Члены нашего Совета не относятся к своим обязанностям формально и не стремятся найти виновных и  наказать.  Но насколько сложно, порой, убедить  родителей в том, что их методы воспитания сына или дочери приносят больше вреда, чем пользы! Родители на заседание Совета по профилактике априори настроены выдерживать линию защиты и обороны, оберегая свой жизненный уклад и жизненные позиции. Наша большая удача, если родитель сменит тактику, и из противоборствующих сторон мы становимся единомышленниками.  Стоит ли говорить о том, какую несомненную пользу для ребенка может принести эта нелегкая дискуссия.

Опираясь на главу II Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", можно выстроить стройную систему взаимодействия различных ведомств, занимающихся вопросами детства и имеющими в своей деятельности общую цель – укрепление семьи. Это такие организации как:

 отдел опеки и попечительства,

  • Центр социальной помощи семье и детям,
  • Центр психолого-медико-социальной помощи,
  • отдел по делам  несовершеннолетних УМВД,
  • Дом детского и юношеского творчества.

В нашей школе  большое внимание уделяется вопросам ранней профилактики различного рода девиаций. В начале каждого учебного года начинается диагностическая работа  по выявлению семей с нарушениями в системе детско-родительских отношений. В этой работе важную роль играет взаимодействие школы и Центра психолого-медико-социальной помощи.

Например, в начале учебного года на основании социального паспорта, в том числе в 1-х классах, классный руководитель и социальный педагог  могут выявить детей или семьи, которым, возможно, необходима помощь. Психологи  ЦПМСС на базе нашей школы в сентябре-ноябре реализуют программы, направленные на определение развития эмоционально-волевой сферы, на профилактику возможных сложностей при адаптации к школе. Цель проводимой подобной работы едина – выявить детей, которым необходима помощь. Социальный педагог, со своей стороны, а специалисты – психологи со своей, могут дать советы родителям при выявлении социальных или психологических трудностей у  учащегося. Это лишь первый этап, диагностический. Работа по выявлению трудностей в обучении и воспитании продолжается в школе на протяжении всего учебного года

 В конце августа совместно со специалистами ЦПМСС, отделом опеки и попечительства, подразделением по делам несовершеннолетних  составляется совместный план работы. В течение учебного года специалисты – психологи Центра психолого-медико-социальной помощи также  проводят различные формы мероприятий для учащихся, направленные на успешную социальную адаптацию, формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах, развитие детско-родительских отношений, создание ситуаций успеха для продуктивной учебной деятельности. Это, например,   программы «Уроки общения», «Дружный класс», «Мой свободный мир»,  «Мое время - мои возможности» и т.д. Для родителей психологи Центра  организуют родительские собрания на актуальные темы -  «Семейное воспитание с учетом психологических особенностей школьников»,  «Профилактика противоправных проявлений», которые проходят на базе ЦПМСС. Школа доводит до сведения родителей о проведении таких родительских собраний и желающие могут их посетить. Сотрудники  УМВД Московского района посещают школу с целью проведения профилактических бесед как для учащихся, так и для их родителей при проведении плановых родительских собраний.

Для успешной совместной  работы такого рода  и достижения поставленных целей и задач очень важна систематичность, последовательность и разносторонность применяемых методов. Конечно, в нашей совместной работе всегда есть, к чему стремиться.  Воспитание – это процесс динамический, поэтому все, что ему способствует и сопровождает, всегда также находится в движении. А методы работы не могут абсолютно одинаковыми, так как субъект и объект нашей деятельности – это формирующаяся уникальная личность молодого человека. Одно остается неизменным: первоисточником для любой профилактической работы и начала взаимодействия является предварительная тщательная работа школы.

Список использованной литературы:

  1. Андреенкова Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с семьей

Формы работы с семьей...

Обобщение опыта работы "Интерактивные формы работы с семьей"

Современному классному руководителю школы необходимо активнее применять интерактивные способы работы с семьей, менять подходы к постановке задач, к структурированию содержания уже известных метод...

Основные направления и формы работы с семьей

В ОГБУ СО РЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее – Центр) проходят реабилитацию не только дети с ограниченными возможностями здоровья, но и дети с ослабленным здоровьем. ...

Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа

В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между  педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...

Содержание и формы работы с семьей

Презантация включает:1)схему педагогического взаимодействия,2) задачи взимодействия классного руководителя с родителями,3) содержание и формы работы классного руководителя с родителями учащихся...

Инновационные формы работы с семьей в ДОУ

Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях могут быть связаны, например, с несовпадением взаи...

Детско-родительский клуб , как одна из форм работы с семьей.

С давних пор известно, что формирование моральных качеств происходит в раннем детстве, когда человек еще не готов к встрече с большим, незнакомым миром, к взаимодействию с чужими людьми. И в ответе за...