Особенности обучения инвалидов.
статья на тему

В статье рассказывается о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и о возможных путях преодоления трудностей, возникающих в работе с такими учениками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения инвалидов (из опыта работы).

Конониренко С.А.

учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Россия, город Энгельс

Дьяченко Л.А.

учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Россия, город Энгельс

Аннотация: в работе  рассказывается об особенностях работы с  детьми с ограниченными возможностями здоровья  и о  возможных путях преодоления трудностей, возникающих в работе с такими ребятами.

Ключевые слова: ограниченные возможностями здоровья, инклюзия, дистанционное обучение, адаптация.

 В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой обязуются развивать инклюзивное образование, то есть обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. Совместное обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития в обычных, общеобразовательных школах - одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в общество. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в российской образовательной политике. Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное  образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. В школе, помимо индивидуального подхода,   ребенок с ограниченными возможностями здоровья   имеет возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку приходится адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет  «особенным» детям настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.

Одной из основных форм работы учителя является взаимодействие с семьей, индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка. В разговоре  с родителями можно узнать много нужной информации, о его предпочтениях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.                                                                                                     Групповые родительские собрания в школе также действенная форма работы педагогов, психолога и социального педагога с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это могут быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

Таким образом, в настоящее время, парадигма, где инвалид воспринимается как человек «непригодный», изменилась на «человек с ограниченными возможностями». Ведется активная работа по интеграции детей-инвалидов в социум, приспособление к ним условий жизни в обществе. С детьми–инвалидами проводится психолого-педагогическая реабилитация, помогающая стать им полноценными людьми, обучаться в обычных школах и даже получить высшее образование. Это свидетельствует о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

Для успешной реализации проекта в работе с детьми-инвалидами в нашей школе  принимают  участие высокопрофессиональные специалисты, владеющие современными средствами обучения, дистанционными технологиями. С этой целью учителя, участвующие в проекте, прошли курсы повышения квалификации «Организация дистанционного образования детей-инвалидов».

Обязательным условием работы педагога является учет  возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.  

Учебный процесс представляет собой сочетание он-лайн уроков  с посещением детей на дому учителем.    Он-лайн урок осуществляется через систему скайп.

Эта форма, с одной стороны, имеет дидактическое сходство с построением очного урока, с другой стороны, носит черты индивидуального занятия  с учетом конкретных ограничений обучающегося в отношении его возможностей восприятия, темпа работы, допустимой нагрузки, уровня предметной подготовленности и др.  

Плюсы использования данной формы:

- осуществление индивидуального подхода к обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья : адресный подбор материала, объема, темпа работы, уровня усвоения;

- организационное удобство - гибкость графика и хронологических рамок уроков (определяются самим учителем в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей учащегося);

- возможность использовать на занятии более разнообразные (не только цифровые) средства обучения – учебники, учебные пособия, рабочие тетради;

- помощь учителя ребенку при использовании им в обучении компьютера и ЦОР;

- максимально близкий эмоциональный контакт с учащимся, живое общение.

Он-лайн  уроки   можно проводить на любом этапе изучения материала, но целесообразней использовать эту форму в тех случаях, когда требуется индивидуальная коррекция усвоения материала учащимся – т.е. на этапах закрепления, повторения, систематизации и т.п.

Особенности организации

Для он-лайн уроков составляется  расписание, где определены  даты, время и продолжительность.  Но в случае необходимости, оно, в отличие от очных уроков, может легко меняться по договоренности между учителем и учеником.

При подготовке к он-лайн урокам  разрабатываются  конспекты, для которых характерно:

все задания в конспекте урока необходимо оценить с точки зрения возможности его выполнения ребенком-инвалидом, для которого будет проводиться урок;

в случае необходимости некоторые задания могут быть упрощены или отменены вовсе;

задания, предлагаемые ребенку в ходе урока, должны носить индивидуальный характер и иметь соответствующие формулировки.  

    Очное занятие педагога с ребенком-инвалидом с использованием ЦОР  имеет большое сходство по методическим и организационным особенностям с уроком он-лайн. И в том, и в другом случае речь идет о непосредственном контакте учителя с учащимся, выборе и подаче материала с учетом  индивидуальных особенностей усвоения им материла и его физических возможностей. Разница лишь в том, что в ситуации очного занятия процесс обучения  осуществляется более естественно и эмоционально в силу ничем неопосредованного, живого общения педагога с ребенком.

Как и  для он-лайн уроков, для очных форм урока также составляется расписание, определяются дата, время и продолжительность занятий.

Нас объединяет работа по укреплению в коллективе взаимопомощи и заботы о тех, кто в ней реально нуждается. Это, в первую очередь, дети  с ограниченными возможностями здоровья. 

Дистанционные образовательные технологии - это уникальный инструмент,  позволяющий  обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обеспечивает освоение обучающимися основной общеобразовательной программы в  полном объеме при самых разных потребностях, т.к. имеет ценное преимущество – высокую степень индивидуализации процесса обучения.

Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов создает среду, развивающую у детей интерес не только к информационным технологиям, учебной и исследовательской деятельности, но и способствует  всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти,  оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

В Саратовской области (по данным, взятым из выступления  министра социального развития Л. В. Колязиной 2 марта 2015 года) проживают более 155 тысяч граждан с инвалидностью, из них более 6 тысяч детей-инвалидов.  В нашей школе обучается 35 человек. Мы очень надеемся, что помогаем им   адаптироваться в жизни.

Список литературы.

1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации в Москве. М., 1977.

2. Выступление министра социального развития Саратовской области Л.В.Колязиной по вопросу: « Об обеспечении в Саратовской области качества и доступности социальных услуг для инвалидов».

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.

4. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная педагогика. М.: Академия, 2000.

5. Саркисян Л.А. Образование для инвалидов. М., 1995.

6. Сборник деклараций о правах инвалидов ООН. Нью-Йорк, 1988.

7. Сборник законодательно-нормативных документов по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Москва, 2000.

8. Элланский Ю.Г.Словарь по социальной медицине, организации здравоохранения и медицинскому страхованию. Ростов-на-Дону, 1995.

9. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. 168с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...

Особенности обучения чтению на разных этапах обучения

В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения....

«Современные инновационные педагогические технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ»

«Современные инновационные педагогические технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ»...

Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению

План   1.     Профильное обучение на современном этапе.2.     Особенности обучения математике в профильных классах:2.1  Место математики в индиви...

Методические рекомендации к программе «Обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером» (основной курс)

Пояснительная запискаЦелью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений ...

Роль дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху

В данном докладе описывается необходимость использования дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху....

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (...