Социальный педагог - посредник между личностью ребенка и социальным окружением
статья на тему
Главное богатство страны – Человек. Так было раньше, так будет всегда: главным богатством любой страны является Человек. И каким будет этот человек - таким станет и будущее страны. «Формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины - приоритетная задача всестороннего воспитания детей и молодежи в нашей стране». ( Проект « Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период од 2025 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sots._pedagoga_a.v._pleshkovoy.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный педагог-посредник между личностью ребенка и социальным окружением.
Социальный педагог: А.В. Плешкова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
пос. Дружба, Раменский р-н, Московская обл.
Главное богатство страны – Человек.
Так было раньше, так будет всегда: главным богатством любой страны
является Человек. И каким будет этот человек - таким станет и будущее страны. «Формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины - приоритетная задача всестороннего воспитания детей и молодежи в нашей стране». ( Проект « Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период од 2025 года).
В нашей стране происходят резкие изменения в экономической, социальной жизни. Эти изменения приводят к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказываются на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков, молодежи.
Объективная реальность такова, что каждый ребенок, за исключением
специальных случаев, достижения им физической психо-социальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.
Особая роль в данной работе отводится социальному педагогу. Главной сферой его деятельности является социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении по месту жительства.
Одним из направлений социально- педагогической работы с детьми и родителями является:
- содействие в укреплении семьи и защите прав родителей на воспитание и обучение детей; повышение педагогической культуры родителей с участием
общеобразовательной и общественных организаций;
- помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка:
-помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;
-привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;
- распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка;
-консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитание детей в семье и т.п.;
-разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечение специалистов и соответствующих учреждений и организаций;
-помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
Важным направлением деятельности социального педагога является защита прав ребенка. Особенность социально-педагогической деятельности в этом случае состоит в наличии законодательно - регламентированных технологий, в осуществлении которых социальный педагог выполняет отдельные операции. Т.о. социальный педагог-это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка и государственно - общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке и его семье.
Для того чтобы корректировать моральную и нравственную деятельность обучающегося, социальному педагогу необходимо сотрудничать с коллегами ОУ по разрешению различных проблем и конфликтных ситуаций; созданию педагогической среды, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Администрацией ОУ и социальным педагогом непосредственно поддерживается связь с администрацией местного поселения, Комитетом образования, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором ПДН, Комитетом по делам молодежи, Центром молодежи по месту жительства и др.
Социальный педагог строит свои взаимоотношения с организациями на основе доброжелательности, ориентированности на проблемы обучающихся, родителей, педагогов с учетом возможностей и назначения этих организаций. Названные институты оказывают помощь социальному педагогу и педагогическому коллективу ОУ в работе с семьями обучающихся и семьями, находящимися в социально-опасном положении и детьми «группы риска».
Важным моментом в работе с учащимися является личностно- ориентированный подход. Каждая личность неповторима, и, чтобы оказывать влияние на ребенка, необходимо хорошо знать его индивидуальные, психологические, возрастные особенности, уметь установить дружеский контакт, найти правильные ненавязчивые слова, беседовать с ребенком или подростком на понятном ему языке, слышать то, чем обеспокоен подопечный. Ребенок должен чувствовать, что ему хотят помочь и только тогда он идет на контакт с педагогом, доверяет свои «тайны», слушает советы, рекомендации, поучения, как поступать правильно в той или иной ситуации.
Профессиональный уровень и личностные качества социального педагога задают тон в работе с семьей. Выдержка, культура общения, доверительность, психологическая грамотность помогают войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи.
Изучение семьи и отношений между ее членами, семейных стилей воспитания помогают социальному педагогу иметь полное представление о том, какую роль играет семья в становлении подростка. Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
Гуманное и справедливое отношение социального педагога к учащемуся, поиск положительных качеств, уважение прав и свобод, вовлечение подростков в работу спортивных секций и кружков, занятия любимым делом, вовлечение в социально - значимую деятельность, профориентационную деятельность помогают подросткам уйти от негативного влияния улицы. Позитивное восприятие и принятие личности такой, какой она есть, моральная поддержка, оптимизм и вера социального педагога в возможности и способности личности рождают у воспитанника уверенность в собственных силах, помогают переживать неудачи, преодолевать трудности, формирует подготовленность к неприятию негативных проявлений действительности.
Сохранение профессиональной тайны между социальным педагогом, учащимися, учителями и родителями, установление отношений открытости между участниками процесса, уверенности в надежности получаемой информации предусматривает принцип конфиденциальности.
Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности подопечного, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено им во взаимодействии с социальным педагогом.
Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем обучающихся, их семей и др., несет ответственность за результаты своей деятельности, он призван гармонизировать отношения своих подопечных и социальной среды, помочь восстановить им активную личную и социальную жизнедеятельность.
Компетентность (профессионализм) является ценностью социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом.
Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью социальной работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога и подопечных. Тактичный, осторожный контакт в совместной деятельности позволяет разрешить негативную ситуацию или предотвратить ее.
Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Таким образом, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами, как естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность и в своей работе следовать этическим принципам.
Литература:
1.Т. А. Шишковец « Справочник социального педагога», Москва «ВАКО»2007.
2.Методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», НОУ ЦЕНТР «Педагогический поиск» 2010, 2011, 2012г.
3.Кодекс этики социального работника и социального педагога членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» (извлечения).
4. Словарь по этике/ Под ред. И.С. Кона. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы взаимодействия педагога и воспитанников, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций ребенка
Существует много классификаций методов воспитания. Мы же выделим наиболее традиционно используемые в работе педагогов дополнительного образования, приняв за основу классификацию Ю. К. Бабанского, кото...
Cinema-технология как условие адаптации личности ребенка в социальной среде
Cinema – технология - это современная развивающая ПРОРЫВНАЯ технология воспитания.Почему синема-технология актуальна?-средства воспитания нацелены на создание мировосприятия ребенка.-это социальное во...
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
Сотрудничество социального педагога и классного руководителя по развитию социальной компетентности обучающихся.
Представление опыта работы....
Педагогический совет "Социально-педагогическая поддержка развития личности ребенка с ОВЗ"
Мои рекомендации, на что нужно обратить внимание:•интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;• допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обе...
Советы социального педагога. Конфликты между родителями и детьми
Статья содержит информацию об основных причинах конфликта между родителями и детьми, а также об основных принципах решения данного конфликта....
«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»
Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...