Программа по развитию толерантных способов поведения
презентация для интерактивной доски по теме
Цель программы: развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе.Предлагаемый практикум включает систему занятий, где в форме игры обучающийся апробирует способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: "Я-другие", "Я-Я", "Я-культура" и "Я-мир".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_praktikuma_razvitiya_tolerantnyh_sposobov_povedeniya.rar | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ
Педагог-психолог: А.А. Ветчинкина
Социальный педагог: М.А. Бурдукова
Толерантное поведение ребенка является одновременно необходимым условием и показателем степени его адаптивности. Толерантные установки и способы поведения помогают ученикам найти адекватные ситуации резервы собственного развития, получить помощь и одобрение взрослых, быстрее психологически обжить пространство жизнедеятельности.
Важным является приобретение ребенком опыта психологически компетентного, конструктивного, толерантного взаимодействия с самим собой, другими и окружающим его миром. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.
Предлагаемый практикум включает систему занятий, где в форме игры обучающийся апробирует способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях: "Я - другие", "Я - Я", "Я - культура" и "Я - мир".
Цель программы: Развитие толерантных способов поведения у первоклассников в период адаптации к школе. Развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, уникальных особенностях мира вещей, природы и людей. В ходе занятий происходит развитие потенциальных возможностей ребенка, расширение набора поведенческих паттернов, формирование установок на сотрудничество, создание позитивных отношений.
Задачи:
- Развитие позитивного отношения к себе, другим, миром.
- Осознание права каждого на индивидуальность, принятие и уважение другого.
- Расширение представлений о значении и возможностях толерантных способов поведения.
- Развитие умений саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении.
- Формирование умений толерантного взаимодействия с "миром людей".
Ожидаемые результаты: Предполагается, что результатом реализации программы будет расширение образа мира ребенка, приобретение навыков толерантного взаимодействия, гармонизация самопонимания и понимания окружающей действительности.
Для успешного и результативного проведения занятий учитель должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.
Основные методы: Групповой психологический тренинг, ролевая игра, психотехнические игры, релаксация.
Элементы практикума могут проводиться и со всем классом в качестве «психологической минутки» на уроке.
Технико-методическое оснащение: Карточки, художественные тексты, ватман, карандаши. Необходимость других материалов описывается в каждом конкретном занятии.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ N 1. ЗНАКОМСТВО. УЗНАЕМ ДРУГ ДРУГА
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта между детьми.
Задачи:
- Продемонстрировать варианты знакомства.
- Выработать приветствие в группе.
- Способствовать психологическому раскрепощению участников в группе.
Методическое оснащение : Игра "Круг знакомства". Беседа "Как можно знакомиться".
Ход занятия:
Вводная часть
Тема нашего занятия: "Знакомство".
На этом занятии познакомимся поближе мы с вами и вы друг с другом. Скажите, а как можно познакомиться? Какие еще способы знакомства можно использовать? Следует ли учитывать ситуацию при осуществлении знакомства? Какие способы знакомства можно использовать с людьми разного возраста: маленький ребенок, взрослый человек, сверстник, старый человек.
Совместная разработка приветствия.
Основная часть
Игра "Круг знакомств"
"Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух - чух - чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик", в ответ называет свое имя и становится новым "паровозиком", а первый "паровозик" - его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с "вагоном" продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "Паровозик чух - чух - чух" и назовет свое имя и имя своего "вагона". Игра продолжается до тех пор, пока в "паровозик" не будут включены все дети. Если "паровозик" ломается, т.е. кто-то из детей забывает имя своего "вагончика", то игру лучше начать сначала".
Игра "Пропой свое имя"
Инструкция: "Представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно друг с другом познакомиться. Давайте поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из вас "споет" свое имя, а следом за каждым из вас ваше имя хором споют все дети".
Заключительная часть.
Осознание важности безопасного общения. Подведение итогов, выражение признательности всем за участие в задании.
ЗАНЯТИЕ N 2. УЧИМСЯ СОТРУДНИЧАТЬ
Цель: Развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологическую готовность к сотрудничеству.
Задачи:
- Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
- Приобретение позитивного опыта сотрудничества.
- Методическая оснащенность: карточки со словами: "Дом", "Стул", "Мел", "Кот", игра "Живые буквы", игра "Дирижер оркестра", игра "Чувствуем друг друга", игра "Правила ведения беседы".
Ход занятия:
Вводная часть
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Дирижер оркестра". Ведущий поднимает и опускает руки. Чем выше (ниже) руки, тем громче (тише) учащиеся хлопают в ладоши.
Основная часть
Игра " Живые буквы "
Разделите класс на малые группы, по три – четыре человека. Выдайте каждой группе по несколько карточек, предупредив детей, что они не должны говорить другим, какие слова им достались. Группы, рассредоточившись по всему помещению (или в нескольких помещениях), тренируются в изображении букв, так чтобы другие могли "прочесть" их слова. Затем все собираются и "пишут" свои слова "живыми буквами" . Если дети пожелают, они могут сами придумывать и изображать слова.
Игра "Правила ведения беседы"
Класс или отдельная группа получает задание, исходя из опыта предыдущих игр и упражнений, разработать правила ведения беседы и дискуссий в классе. Затем эти правила обсуждаются всем классом, и окончательный вариант их вывешивается в виде стенной газеты.
Заключительная часть
Игра "Чувствуем друг друга"
"Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней - руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеек. В виде чего этот ручеек? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга или чего-нибудь еще? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до следующего занятия".
В этих играх дети действуют сообща, в непринужденной обстановке. Игра должна доставлять им удовольствие и в то же время помогать в приобретении навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса.
ЗАНЯТИЕ N 3. МОЁ НАСТРОЕНИЕ
Цель: Учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно)
Задачи:
- Знакомить их с разными способами выражения эмоций;
- Тренировать умение выражать эмоции в мимике.
Методическое оснащение: раскраски двух видов для каждого ребенка; цветные карандаши или фломастеры; запись спокойной, грустной и веселой музыки; карточки с изображением трех настроений для каждого ребенка.
Ход занятия:
Вводная часть
Игра-разминка
Ведущий просит детей показать при помощи мимики:
- свое сегодняшнее настроение;
- то настроение, которое наиболее часто было у них на прошедшей неделе;
- грустное настроение;
- как справляться с плохим настроением.
При выполнении этого задания нужно, чтобы дети вспомнили положительные мысли, помогающие улучшить настроение.
Основная часть
Работа с раскрасками
Ведущий раздает детям по две раскраски (на одной ребенок изображен в грустном настроении, а на другой — в веселом) и просит раскрасить их цветными карандашами или фломастерами. Затем дети все вместе рассматривают рисунки, обсуждают, как они раскрашены. Важно, что бы дети пришли к выводу, что когда нам плохо, то все вокруг кажется мра чным, темным, неприятным, а когда хорошо — все изменяется, светлеет, словно оживает.
Работа с музыкальными отрывками
Звучат отрывки веселой, грустной и спокойной мелодий. Дети должны понять, какое настроение соответствует каждому отрывку.
Заключительная часть
Ведущий предлагает детям "станцевать с дракончиком" (см. заня тие 1). На этот раз "головой" дракона будет ученик, хорошо поработавший на уроке.
ЗАНЯТИЕ N 4. УПРАВЛЕНИЕ НАСТРОЕНИЕМ
Цель: Учить детей управлять своим настроением;
Задачи:
- Учить детей искать выход из трудных ситуаций.
- Способствовать гармонизации настроения детей.
Ход занятия:
Вводная часть
Эмоциональный настрой
Упражнение "Подарим друг другу улыбку"
Ведущий задает вопрос: "Можно ли грустить, когда улыбаешься?" и предлагает, подумав о грустном, улыбнуться. В результате дети должны сделать вывод: когда улыбаешься, настроение меняется само собой, по этому улыбка может помочь справиться с плохим настроением.
Основная часть
Работа с текстом
Ведущий читает начало рассказа о том, как ребенок грустит из-за проблем с взрослыми (папы нет дома, уехала мама, взрослые не играют с ним и т.д.).
Вот если бы все было не так...
Однажды в выходной день Вася и Степа грелись на солнышке, лежа на камнях. У Васи было такое несчастное лицо, какого Друг раньше не видел у него никогда.
— Эх! — сказал Вася, — ...если бы все было по-другому!
— Что ты имеешь в виду? — спросил Друг.
— А то, — ответил Вася, — что я могу быть счастлив только тогда, когда все будет не так, как сейчас. — С этими словами Вася сделал вздох великого несчастья и отчаяния.
— Вот если бы я умел выдыхать огонь, как драконы!.. Вот если бы я был большой, то я был бы, как взрослый... Вот если бы наш папа жил с нами, то я бы с ним чаще общался... Вот если бы мне не надо было гулять с младшим братиком, то у меня было бы больше времени на игры с друзьями...
Тогда Друг ответил так:
— Вася, у всех вещей и явлений есть свои светлые и темные стороны, а ты видишь только темные стороны. Тебе нужно научиться видеть и светлые стороны, тогда ты будешь чувствовать себя отлич но. Если видеть только темную сторону, то будешь чувствовать себя плохо, тебе всегда будет грустно. Научись выбирать.
— Я хочу, чтобы мне было хорошо, но не знаю, как это сделать, - сказал Вася.
— Я хочу различать и правильно выбирать свои мысли. Хочу прогнать плохое настроение. Научи меня, Друг!
Обсуждение
После чтения дети обсуждают, как можно изменить описанную си туацию. Ведущий делает вывод, что бывают ситуации, которые нам не нравятся, которые мы не можем изменить, но зато мы можем изменить свое отношение к этим ситуациям.
Заключительная часть
Опыт "Сломалась игрушка"
Ведущий показывает сломанную игрушку и спрашивает:
- Может ли игрушка вновь стать целой?
- А если долго ждать?
- А если заплакать?
- А если закричать?
Вывод: ситуацию изменить нельзя, но можно изменить наше отно шение к ней.
ЗАНЯТИЕ N 5. МОИ ВОЗМОЖНОСТИ
Цель: Развивать представление о своих потенциальных возможностях.
Задачи:
- Активизировать творческий потенциал детей.
- Способствовать гармонизации претензий и возможностей.
- Развивать навыки самопрезентации.
Методическое оснащение: игра "Я умею", игра "Сказка - ложь, да в ней намек".
Ход занятия:
Вводная часть.
Тема нашего задания "Мои возможности". Сейчас мы с вами поиграем в игру "Я похожий на других, я не похожий на других". Дети берут в руки мяч, высказывают мнение о себе и передают другому. Учитель подводит итог, подчеркивая идею о наличии разных возможностей.
Основная часть
Игра "Я умею"
"Давайте поиграем в игру "Я умею". По кругу, по очереди каждый будет называть и, если захочет, показывать какое-нибудь свое умение, например, "быстро бегать", "забивать гвозди", "выращивать цветы" и т.п. Всем нужно внимательно слушать, так как каждое умение может быть названо только один раз. Если кто-то не сумеет вспомнить свое умение, то он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется в круге до конца".
После окончания игры можно вместе вспомнить те сферы умений, которые будут забыты детьми.
Игра "Сказка - ложь, да в ней намек"
Попробуйте вспомнить ваши любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых вам хотелось бы быть похожим. Конечно, это может быть и герой из мультфильма. Попробуем превратиться в наших сказочных героев и по очереди представиться от имени героя. Например, "Я - Золушка", "Я - Спиди-гонщик", а потом войти в круг и подвигаться, как двигается ваш герой, немного пожить его жизнью.
В процессе игры дети могут задавать необычные и творческие вопросы и так же на них отвечать, например, спросить ребенка в роли Золушки: "Золушка, какие цветы ты больше всего любишь? Что ты ешь на завтрак? Что часто видишь во сне?" Такую творческую инициативу надо всегда поощрять. После того как все дети "покажут своих героев", можно предложить, посмотрев внимательно на каждого, попытаться найти сходство детей со своими героями. Если дети будут затрудняться это сделать, ведущий может помочь.
Заключительная часть
Закрепление представлений о своих возможностях, формирование позитивного самовосприятия. Упражнение: Каким ты себя видишь взрослым?
ЗАНЯТИЕ N 6. УВАЖАЯ СЕБЯ, УВАЖАЙ ДРУГИХ
Цель: Развивать толерантное отношение к другим людям.
Задачи:
- Формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
- Формировать готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других.
- Организация позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Методическое оснащение: рассказ В. Осеевой "Просто старушка", игра "Встреча".
Ход занятия:
Вводная часть
Вы слышали, наверное, такую пословицу: "Если ты хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими так же". Как вы понимаете эту пословицу? В чем секрет этих отношений?
Я не буду делать в отношении других то, что не позволил бы в отношении себя.
Основная часть
Дети прослушивают рассказ "Просто старушка" и разыгрывают по ролям. После этого предлагается второй вариант инсценирования: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация, в которой мальчик и девочка вместе помогают старушке.
Отрывок из рассказа В. Осеевой "Просто старушка".
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик .
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет.
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил мальчик. - Это просто старушка.
Игра "Встреча"
Для этой игры нужно разделиться на 2 равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два концентрических круга - внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнеру во внутреннем круге.
После этого предлагаются ситуации:
Представьте себе, что девочка или мальчик, с которым ты встретился, рассказал твою тайну другим детям. Вырази словами чувства к нему. Что бы ты ему сказал? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем).
Сегодня этому ребенку незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать его объяснений. Он очень переживает, старается не подавать вида, но ты его друг: постарайся ему высказать свою поддержку. Что вы чувствовали, когда выражали добрые чувства к человеку и когда высказывали свое недовольство к другому? Как быть с чувствами, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому? (Договориться, решить мирным путем)
Заключительная часть.
Обсудить проблему, когда нужно оказывать поддержку человеку и как принимать помощь от других.
ЗАНЯТИЕ N 7. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ
Цель: Показать разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций и возможности совместного проживания.
Задачи:
- Формировать способность считаться с различиями между людьми.
- Развивать терпимое отношение к различиям в поведении людей.
- Прививать ценностное отношение к "иному".
Методическое оснащение: отрывок из сказки "Гадкий утенок" (или "Дюймовочка у майских жуков").
Ход занятия:
Вводная часть
Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. При этом они называют присущие им качества. Перечисленные качества записываются на доске. По окончании упражнения психолог (педагог) побуждает детей сделать вывод о том, что люди отличаются друг от друга не только внешними, но и внутренними свойствами и качествами.
Основная часть
Детям предлагается инсценировать отрывок из сказки "Гадкий утенок" или "Дюймовочка у майских жуков".
Инструкция. "Вы читали сказку Андерсена "Гадкий утенок"? Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы быть "гадким утенком"? А кто другими птицами на птичьем дворе?" Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в озвучивании птиц принимает участие сам "гадкий утенок". Ведущий может спросить у "утенка", есть ли среди птиц учитель, родители, братья и сестры утенка. Когда все дети получают роли, каждая из "птиц" по очереди, а затем все вместе хором прогоняют "утенка" со двора. Затем ведущий делает знак "птицам" уснуть, остается один "утенок", который постепенно меняет свою походку, выражение лица (с помощью ведущего) и превращается в "лебедя". После слов "утенка": "Я - лебедь" все "птицы" просыпаются, подлетают к нему по очереди, гладят его клювиками и говорят: "Какой красивый и сильный лебедь!"
Игру можно повторять несколько раз в разные дни до тех пор, пока все дети, желающие побывать "гадким утенком", не побывают в этой роли.
Игра "Цветик-семицветик"
Для этой игры понадобится цветик-семицветик с лепестками. Каждый ребенок, сорвав лепесток, высказывает свои добрые пожелания в адрес детей других социальных, этнических, культурных групп (дети-мигранты, больные дети, социальные сироты и т.д.).
Заключительная часть
Закрепление представлений о том, что все люди разные. Предлагается аукцион идей: "Хорошо, что люди разные, потому что..."
ЗАНЯТИЕ N 8. Я И ДРУГИЕ. Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ
Цель: Развитие социально-психологической компетентности ребенка.
Задачи:
- Формировать умения общаться.
- Формировать позитивный эмоциональный тон общения.
- Развитие социального доверия и воспитание новых способов поведения.
Методическое оснащение: Этюд "Просто так", игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева", игра "Окажи внимание другому".
Ход занятия:
Вводная часть
Игра "Окажи внимание другому"
Цель: развить умения выражать свое положительное отношение к другим людям, научить оказывать и принимать знаки внимания.
Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я ...", повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я ...".
Основная часть
Этюд "Просто так "
Цель: Развитие социального доверия, воспитание новых способов общения, формирование адекватных форм поведения.
Дети разыгрывают сценки из мультфильма "Просто так", где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, "просто так" - ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше - от одного героя к другому.
Игра "Угадай-ка"
"Давайте поиграем в игру "Угадай-ка". Посмотрите внимательно на своего соседа справа и попробуйте угадать, что нравится в вашем соседе его маме.
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем предлагается выбрать детей, правильно угадавших. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в его соседе его друзьям, далее третий круг - что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.
Игра "Снежная королева"
"Давайте вспомним сказку "Снежная королева". Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что обычно не замечается".
Ведущему лучше самому первому "надеть очки" и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматриваемых. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующих обсуждениях, что раз от раза в "очки" можно увидеть все больше и больше хорошего.
Заключительная часть
Вспомните ситуации, в которых вам было приятно общаться и в которых нет. Почему? Были ли у вас случаи, когда вас не поняли, с чем вы это связываете?
ЗАНЯТИЕ N 9. КАК МЫ РЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ
Цель: Развитие навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- Развитие умений распознать, предвидеть и предупредить конфликтную ситуацию.
- Формирование умений социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях.
- Отработка навыков конструктивного разрешения конфликта.
Ход занятия:
Вводная часть
Этюд "Поссорились и помирились"
Цель: Показать связь выразительных движений с психическим состоянием, вызванным отношением к другому.
Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу, и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем помирившихся поворачивают лицом друг к другу, они, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.
Основная часть
Можно ли прожить вообще без конфликтов? Привести примеры наиболее часто встречающихся в школе конфликтов.
Что становится причиной конфликтов? Какую роль играют в этом обидные слова?
Игра "Приятное и неприятное"
Цель: Осознание детьми смысла и, соответственно, пользы и вреда от употребляемых ими ежедневно положительных и негативных слов и выражений.
Как вы себя чувствуете, когда кто-то говорит вам что-нибудь неприятное? Как реагируете в таких случаях?
В каких случаях вы сами говорите другим неприятные вещи? Думаете ли вы в этот момент о том, что вы говорите?
Почему дети говорят друг другу гадости?
Как вы себя чувствуете, когда вам говорят что-нибудь приятное? Как вы реагируете на это?
В каких ситуациях вы сами говорите другим приятное? Как вы себя при этом чувствуете? Что легче: сказать другому гадость или что-нибудь приятное? Почему?
Игра "Взаимоотношения"
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком".
Стоит небольшой старинный |
После чтения стихотворения дети приходят к выводу, что результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. У детей спрашивают, почему во втором случае к ребенку вышла вместо доброй старушки "Баба-Яга".
Заключительная часть
Дети хором проговаривают пословицы и поговорки о причинах конфликтов и способах их мирного решения.
ЗАНЯТИЕ N 10. ТОВАРИЩЕСТВО И ДРУЖБА
Цель: Развитие представлений о товариществе и дружбе и умении их поддерживать.
Задачи:
- Формирование умений равноправного взаимодействия.
- Развитие социальных эмоций сочувствия сопереживания по отношению к сверстникам.
- Развитие представлений о товариществе и дружбе.
Методическое оснащение: этюд "Дружба", игра "Найди друга", игра "Мои друзья", игра "Правила дружбы".
Ход занятия:
Вводная часть
Этюд "Дружба"
Цель: проявление сочувствия в конкретном действии.
Ведущий читает стихотворение В. Томилиной "Солидарность":
За кота и за юлу |
Дети отвечают на вопросы: Какие чувства переживает девочка? Чем они вызваны? Выделяют, что во внимании, заботе нуждается не только младший, но и сверстник. Сочувствие у него проявляется в конкретном действии: если вдруг упал, то надо помочь ему встать; если ему больно - утешить.
Дети разыгрывают этюд в парах.
Основная часть
Игра "Найди друга"
Цель: Научить детей чувствовать и переживать, устанавливать дружеские контакты.
Дети делятся на две группы. Одной группе завязывают глаза, дают возможность походить по помещению, затем предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Когда друг найден, игроки меняются ролями.
Игра "Мои друзья"
Цель: Выявить взаимоотношения детей внутри группы, осознание своих особенностей и особенностей друга.
Ведущий предлагает нарисовать друг друга. Дети могут нарисовать своих друзей как в виде людей, так и в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т.п. После выполнения задания дети обсуждают рисунки и отвечают на вопросы: кто здесь нарисован? Почему нарисованы именно в таком виде?
Заключительная часть
Правила дружбы. В заключение всех встреч дети обговаривают некоторые приемы и правила, которые оформляются в "Правила дружбы", способствующие тому, чтобы общение ребят протекало без ссор и конфликтов.
Помогай товарищу, если умеешь что-то делать - научи и его. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с товарищем, играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.
Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Умей порадоваться успехам товарища.
Умей спокойно принять помощь, советы от других ребят.
ЗАНЯТИЕ N 11. МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
Цель: Формировать представления о различиях мальчиков и девочек и об особенностях в их поведении.
Задачи:
- Раскрытие особенностей поведения мальчиков и девочек.
- Дополнение представлений детей о том, какой должна быть девочка и каким должен быть мальчик.
- Формирование уважительного отношения мальчиков и девочек друг к другу.
Методическое оснащение: Игра "Примеры", игра "Во что мы одеваемся".
Ход занятия:
Вводная часть
Мы уже говорили о том, что люди бывают разными. Эта разница проявляется в поведении, действиях, привычках. Также людей можно разделить на мужчин и женщин.
Опишите основные различия, которые присущи мальчикам и девочкам.
Напишите 5 качеств, присущих только поведению мальчиков и присущих только поведению девочек. (Результаты работы анализируются отдельно у мальчиков и девочек). Делается вывод о качествах настоящего мальчика или девочки в представлениях детей.
Основная часть
Игра "Примеры"
Девочки и мальчики выполняют это упражнение отдельно в разных помещениях. Обсудите с ними вначале, что такое пример, образец. Назовите свой собственный (однополый с вами) образец и объясните, почему он является для вас примером для подражания.
Спросите девочек, кто для них является образцом. Что девочкам особенно нравится в этих женщинах? Насколько они соответствуют традиционному представлению о том, какой должна быть женщина? Знают ли они женщин, для которых, например, профессия не менее или даже более важна, чем семья? Что они об этом думают?
Спросите мальчиков, кто для них является образцом. Что мальчикам особенно нравится в этих мужчинах? Насколько они соответствуют традиционному представлению о том, каким должен быть мужчина?
Игра "Во что мы одеваемся?"
Обсудите с учащимися следующие вопросы. Что носят мальчики и девочки? В чем заключаются преимущества и недостатки тех или иных видов одежды (например, платья красивее и удобнее летом, брюки практичнее, но летом в них жарко, юбки неудобны тем, что мальчики имеют скверную привычку их задирать)? Есть ли разница между одеждой девочек и одеждой мальчиков? Почему? Должна ли существовать разница? Были ли у детей случаи, когда их принимали за мальчика (за девочку)? Как они себя при этом чувствовали?
Вариации. Обсудите эти вопросы сначала отдельно с мальчиками и с девочками, а потом все вместе в классе.
Заключительная часть
Аукцион комплиментов, в ходе которого мальчики говорят девочкам комплименты, девочки высказывают благодарность.
Закрепление позитивного отношения мальчиков и девочек друг к другу.
Закончите предложение: "Я очень рад (а), что в нашем классе учатся и мальчики, и девочки, потому что ..."
ЗАНЯТИЕ N 12. ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО
Цель: Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям.
Задачи:
- Формирование представлений о роли семьи в жизни человека.
- Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье.
- Привитие уважительного отношения к членам семьи.
Методическое оснащение: бумага, фломастеры, этюды о жизни семьи, игра "Бабушки, дедушки".
Ход занятия:
Вводная часть
Учитель актуализирует знания учащихся о семье. Кто такие "члены семьи "? Дети их рисуют и рассказывают по рисункам о распределении домашних обязанностей и увлечениях в своей семье.
Основная часть
Дети выполняют этюды о жизни семьи "Утро в семье", "Вечер в семье", "Праздник в семье". Группа делится на актеров и зрителей.
"Актеры" разыгрывают этюды, а "зрители" угадывают, кто изображал маму, папу, бабушку и т.д. Дают оценку их поведению и действиям в отношении друг друга.
Заключительная часть
Отработка идеи о важности взаимопонимания, взаимоподдержки. По кругу учащиеся завершают предложения "Я могу помочь маме (папе, младшей сестре, старшему брату...)".
Игра "Бабушки и дедушки"
Дети стоят у стены парами. В комнате беспорядочно стоят стулья. У другой стены ставится ряд стульев по числу пар детей.
Инструкция: "Давайте представим себе, что каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Причем бабушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (бабушкам завязываем глаза). И вдруг бабушки заболели. Их нужно очень осторожно провести между домами (стульями) и привести в кабинет врача (стулья у стены)".
Ведущий показывает, как можно поддерживать бабушек, как проводить их между стульями, как усаживать в кабинете у врача. После смены ролей можно обсудить, в какой из ролей детям больше всего понравилось быть и почему. Какие чувства испытывает ребенок: ответственность, гордость, самоуважение .
ЗАНЯТИЕ N 13. КУЛЬТУРА РАЗНЫХ НАРОДОВ
Цель: Воспитание готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.
Задачи:
- Развитие готовности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений.
- Изучение особенностей ценностных ориентиров народной культуры.
- Воспитание уважение к традициям и культуре разных народов.
Методическое оснащение: набор иллюстраций с национальной одеждой разных народов, пословицы и поговорки различных народов.
Ход занятия:
Вводная часть
Актуализация представлений о традициях разных народов. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи. Традиции народов живут в веках и передаются от поколения к поколению. В традициях отражаются быт, особенности взаимоотношений, кухня, культура, которые отражают особенности и своеобразие данного народа.
Основная часть
Проводится конкурс пословиц и поговорок разных народов. О чем свидетельствуют пословицы и поговорки? О каких национальных особенностях можно узнать из пословиц и поговорок? Различие людей разных национальностей проявляются не только в языке, но и в костюмах, предметах быта, праздниках, танцах, фольклоре, кухне и т.д.
Костюм - важный элемент народной культуры. Национальные костюмы у многих народов бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Предлагается детям сделать выставку "Народный костюм" (из иллюстраций) с рассказом об истории основных его элементов. О чем могут рассказать костюмы? Почему люди их бережно хранят и передают следующим поколениям?
Предлагается организовать игры разных народностей. Группа делится на подгруппы по 5 человек и представляет игры разных народов ("Бинго" - финская хороводная игра-танец, "Тетушка из Таллина" - эстонская игра, русский хоровод и т.д.).
Беседа
Праздники у различных народов проводятся по-своему. Какие национальные особенности вы знаете в праздновании Нового года? (например в Германии, Франции, Японии и др.).
Заключительная часть
Каким образом влияют национальные особенности на общение людей? Как должны относиться люди разных национальностей друг к другу?
Аукцион идей "Что поможет людям различных народностей жить в мире?"
ЗАНЯТИЕ N 14. ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА
Цель: Расширение представления об особенностях ритуалов и традиций в разных культурах и социальных особенностях.
Задачи:
- Расширение представлений о правилах этикета разных социальных групп людей.
- Привитие навыков светского поведения.
Методическое оснащение: плакат с правилами светского этикета разных стран.
Ход занятия:
Вводная часть
Для чего люди придумывают правила поведения? Как называются эти правила?
Одинаковые ли правила поведения в различных кругах людей, людей различных национальностей? Среди школьников, учителей, банкиров, политиков, дипломатов и т.д.?
Этикет - ввод этих правил поведения в культуре каждого народа. Существуют разные виды этикета. Например, европейский этикет отличается от китайского или японского.
Основная часть
Сегодня стало очень популярным слово "презентация". Что это такое? Существуют презентации магазинов, выставок, праздников. Как правило, на презентациях присутствует светский этикет. Правила светского этикета просты, их не надо специально учить (предлагается вниманию плакат с правилами светского поведения). Нужно усвоить, что вы не единственный человек на свете и другие люди не меньше, чем вы, заслуживают внимания и уважения. Предлагается разыграть ситуации "Поведение за праздничным столом", "Поведение мальчика в транспорте".
Проводится анализ того, что чувствовали дети при выполнении заданий. Просмотр слайдов с правилами этикетов разных народов.
Заключительная часть
Обсуждение с детьми того, какие человеческие качества способствуют эффективному общению. После этого они вырабатывают правила, как развить в себе эти качества.
Вежливость - умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя - прощайся. Не заставляй о себе волноваться, уходишь - скажи, куда идешь и во сколько вернешься. Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
ЗАНЯТИЕ N 15. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК "Я - МИР"
Цель: Закрепить умения эффективного позитивного взаимодействия с миром.
Задачи:
- Расширить представления ребенка о способах выражения своих чувств.
- Закрепить умения сотрудничества и коллективного творчества.
Методическое оснащение: ватманы, краски, фломастеры, карандаши.
Ход занятия:
Заканчиваются наши занятия. За это время мы узнавали себя и другого, путешествовали в прошлое и будущее, пытались понять, что есть "Я" и что такое "Мир вокруг меня".
Сегодня мы подведем итог тому, что делали.
На полу раскладываются ватманы (склеиваются). Детям предлагается встать вокруг, положить руки на плечи друг друга, закрыть глаза и почувствовать другого. После настроя все молча начинают рисовать коллективный рисунок "Я - Мир".
Далее рисунок обсуждается, подводится итог. В завершение дети обмениваются своими визитками.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Родионов В.А., Ступлицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. - Ярославль: Академия развития, 2001.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.
- Уроки для юных леди. Авт.-сост. И.Н. Крайнева. - СПб., 1998.
- Энциклопедия праздников. Авт.-сост. И.В. Чудакова. - М., 1998.
- Что такое? Кто такой? В 3 т. Т. 3. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов
Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...
Программа по развитию толерантного поведения у подростков «Остаться собой»
Программа направлена на развитие толерантного поведения у подростков. Возраст (10-15 лет). Проблема нарушений взаимоотношений со сверстниками, низкий статус подростка группе, дети-изг...
Занятие "Способы поведения в конфликте" по программе Хухлаевой О. В. "Тропинка к своему Я"
Конспект занятия включает цели и задачи, структуру занятия. представлены материалы для проведения занятия....
Общешкольное мероприятие «Гармония в многообразии» как способ развития толерантности у подростков
В данной работе рассматривается вопрос развития и воспитания толерантности у подростков. Так как именно в учебно-воспитательном процессе школьники сталкиваются с ситуациями межличностного и межнациона...