Работа общеобразовательного учреждения с неблагополучными семьями
статья на тему
Семинар-совещание социальных педагогов образовательных учреждений и общественных инспекторов по охране прав несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 43.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа общеобразовательного учреждения с неблагополучными семьями.
(семинар-совещание социальных педагогов образовательных учреждений и общественных инспекторов по охране прав несовершеннолетних.)
Социальный педагог
МКОУ Семилукской сельской СОШ: М. В. Лавлинская.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Взаимоотношения в семье - один из главных факторов воспитания детей.
Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.
В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего между родителями - детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.
В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие (приложение №1).
В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Согласно должностным инструкциям, обязанности социального педагога состоят в следующем:
1. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию развитию и социальной защите личности в ОУ и по месту жительства.
2. Контролирует все участки по охране прав детей в микрорайоне школы.
3. Выявляет родителей из числа неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лишении родительских прав.
4. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.
5. Привлекает к работе по охране прав детей классных руководителей, родительский комитет, если считает это необходимым.
6. Взаимодействует со специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями по оказанию помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Должностная инструкция социального педагога определяет перечень следующих функций:
1. Организация социальной помощи и поддержки обучающихся.
2. Создание социально комфортной обстановки и безопасности обучающихся.
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.
Задача социального педагога изучить семью. её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
В МКОУ Семилукская сельская СОШ на 2012 - 2013 учебный год сложился следующий контингент учащихся:
1. | Всего детского населения (от 0-18 лет) | 773 |
Из них: | ||
- дошкольников | 308 | |
- учащихся школы | 227 167 | |
- учащихся техникумов, училищ | 45 | |
- учащихся ВУЗов | 19 | |
- не обучающихся, не работающих | 2 (Лавлинская А.С., Назарьев В.И. –инвалид, не обучаемы) | |
- работающих | 5 | |
2. | Неблагополучных семей | 4 |
- в них детей | 7 | |
3. | Малообеспеченных семей | 9 |
- в них детей | 10 | |
4. | Многодетных семей | 22 |
- в них детей | 34 | |
5. | Неполных семей | 48 |
- в них детей | 51 | |
6. | Дети-инвалиды | 8 |
7. | Подопечные | 7 |
Из 4 неблагополучных семей (которых в 2010-2011 годах было 8) две состоят на учёте в КДН(Калашниковы, Михайлова) и две - на внутришкольном учёте (Дёминовы, Меркуловы).
Сегодня я хочу подробнее коснуться работы с неблагополучными семьями, которые состоят на межрайонном (КДН) и внутришкольном учёте.
Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе (План работы с неблагополучными семьями. Приложение №5). Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью (протокол посещения семьи)
2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи (акт обследования жилищных условий семьи). Приложение №3
3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни (характеристика семьи, находящейся в социально-опасном положении).
4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий (вывод)
5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций (беседы).
6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи (характеристики на членов семьи)
7 этап: составле6ние карты семьи (карточка учёта семьи, находящейся в социально опасном положении). Приложение №4
8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.) (
9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей (индивидуальный план работы с неблагополучной семьёй). Приложение №2
10 этап: текущие и контрольные посещения семьи (отметка в журнале работы с неблагополучными семьями).
11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей (ежеквартальный анализ работы).
Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся
в социально опасном положении, и их семьям
- планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
- анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
- привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
- выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.
Социальная и педагогическая поддержка | Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей. Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости. Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке. Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь. Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье |
Коррекционная помощь | Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР |
Медицинская помощь | Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований). Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской. Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот). Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания) |
Материальная помощь | Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства). Обеспечение топливом к зимнему периоду. Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд "Милосердие", фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.) |
Психологическая помощь | Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений. Организация психологической помощи по месту учебы. Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях. Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения. Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни |
Правовая помощь | Помощь в реализации родительских прав. Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам). Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования |
Далее - подведение итогов:
- если ситуация в семье нормализовалась, тогда: снятие с учета,
- если нет, тогда: устройство ребенка в семьи (опека, приемная семья) или направление на государственное обеспечение, а родители – лишаются родительских прав.
Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные наши усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.
Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.
Анализ проблем
- В работе по профилактике социального сиротства необходимо охватывать большее количество семей и детей.
Оказать существенное содействие в этом могут учреждения образования. Необходимо учреждениям образования активнее участвовать в раннем выявлении неблагополучных семей, а также во внедрении ювенальных технологий в практику работы с подростками и семьями.
- К сожалению, нет достаточных правовых рычагов воздействия, а семьи не всегда выполняют рекомендации. Было бы целесообразным, введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительное лечение страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (как взрослых, так и несовершеннолетних).
Приложение №1
ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.
Педагогически несостоятельная семья | Конфликтная семья | Асоциальная (асоциально – криминальная) семья |
Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания. | Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний. | В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации. |
Ошибки родителей | Ошибки родителей | Ошибки родителей |
|
| Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны.
|
Приложение №2
Индивидуальный план работы
с неблагополучной семьей
Мать ________________________________________________________________________________
Дата рождения ____________
Место работы _______________________________________________________________________
Отец ________________________________________________________________________________
Дата рождения ____________
Место работы _______________________________________________________________________
Дети ___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Адрес _________________________________________________________________________________
состоящим на __________________________________ учете в ________________________________
Проблема семьи _______________________________________________________________________
дата постановки на учет ____________ дата снятия с учета ________________
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный | Выход | |
План | Факт | ||||
1. | Внутришкольное взаимодействие | ||||
Изучение семьи: - собеседование с классным руководителем; - опрос соседей. | Сентябрь
| Соц.педагог кл.руководитель | Характеристика | ||
Обследование жилищно-бытовых условий | Сентябрь | Соц.педагог кл.руководитель | Акт обследования | ||
Посещение на дому | В течение года по необходимости | Соц.педагог кл.руководитель | Акт | ||
Встречи в школе | В течение года по необходимости | Администрация школы, соц.педагог кл.руководитель | Протокол | ||
Учет успеваемости детей на конец четверти | Ежедневно и на конец четверти | Соц.педагог кл.руководитель | Ведомость оценок | ||
Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть | За 2 недели до конца четверти | Соц.педагог кл.руководитель | Отметка в тетради работы с учащимися | ||
Вовлечение детей во внеурочную деятельность | Сентябрь и в течение года | Соц.педагог кл.руководитель зам. директора по ВР | Справка | ||
Психологическое сопровождение семьи | В течение года | Психолог | Справка | ||
Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ | В течение года по плану ВР | Соц.педагог инспектор ПДН кл.руководитель зам. директора по ВР | Справка | ||
Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей | В течение года | Соц.педагог кл.руководитель зам. директора по ВР | Отметка в тетради работы с учащимися | ||
2. | Рейды | ||||
«Образование всем детям» 1 сентября – 15 октября | В течение акции | Соц.педагог кл.руководитель | График рейдов, акты | ||
«Защита» 1 ноября – 30 ноября | |||||
«Дети улиц» 1 февраля – 28 февраля | |||||
«Подросток» 15 мая – 31 августа | |||||
3. | Совет профилактики | ||||
1 четверть | По мере необходимости | Соц.педагог | Протокол | ||
2 четверть | |||||
3 четверть | |||||
4 четверть | |||||
4. | Межведомственное взаимодействие | ||||
КДН | По мере необходимости | Соц.педагог | Информация | ||
ПДН | |||||
УСЗН | |||||
Опека | |||||
ЦРБ | |||||
Общественные организации |
Социальный педагог_________ М.В. Лавлинская
Приложение №3
АКТ
Обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной
Семьи __________________________________
Фактически, проживаюшей по адресу: ___________________________________________________
Обследование проводится в связи с проведением планового контрольного обследования семей
группы «риска» ( Исх. № 722 от 18.01.2011 года )
Причина неблагополучия. _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Мною _____________________________________________________________________________
Совместно_________________________________________________________________________
В присутствии ______________________________________________________________________
Произведено обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних:
1__________________________________________________________________________________
2__________________________________________________________________________________
3__________________________________________________________________________________
(указать Ф.И.О. , год рождения, место учёбы или работы)
Обследованием установлено, что семья состоит из _____________ человек
1.__________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________________________
( указать всех взрослых, проживающих на данной площади: Ф.И.О., год рождения, место работы, родственные отношения)
Общий доход семьи ____________________________________________________________________
Характеристика жилья _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
(указать: статус жилья, размер площади, количество комнат, наличие коммунальных удобств, санитарное состояние жилья, наличие у подростка отдельного места для сна, отдыха, занятий.)
Место нахождение родителей и их состояние на момент посещения __________________________ _______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
Обследование провели: 1. _________________________________________________
2. _________________________________________________
3. _________________________________________________
Дата «____» ________ 2013 г.
А К Т.
посещения семьи в рамках межведомственной профилактической
операции «Подросток 2015»
Семьи группы «социального риска» __________________________________
Проживающей по адресу:____________________________________________
Настоящий акт составлен: «_____»________» 2015 года.
Комиссией в составе: _______________________________________
/_______________________________________
/_______________________________________
На момент посещения было установлено:
1.Санитарное состояние квартиры: ____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
- Родители / Ф.И.О., их состояние на момент посещения/:______________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
- Наличие посторонних лиц в квартире : __________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
- Данные о детях :
а/ Ф.И.О. несовершеннолетнего /их/, дата рождения: ____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
б/ их место нахождения на момент посещения, состояние здоровья: ____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
в/ наличие продуктов питания:____________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
г/ наличие постельного белья, его санитарное состояние: ____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
Члены комиссии: /______________________/
/______________________/
/______________________/
Родители: /____________________/
Приложение №4
СЕМЬЯ ___________________________
Дата постановки на учет_______________
ДЕТИ (Ф.И.О., дата рождения, место учебы)
1.___________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________
ЖИЛЬЕ:
Адрес проживания___________________________________________________
Адрес регистрации__________________________________________________
Статус квартиры____________________________________________________
Ответственный квартиросъемщик ____________________________________
( собственник жилья)
ЖЭУ __№___________________________________________________________
МАТЬ ______________________________________________________________
( Ф.И.О., дата рождения)
Место жительства __________________________________________________
Место работы ______________________________________________________
Спиртные напитки____________________________________________________
Наркотики__________________________________________________________
Другие отметки_____________________________________________________
ОТЕЦ ______________________________________________________________
( Ф.И.О., дата рождения)
Место жительства __________________________________________________
Место работы ______________________________________________________
Спиртные напитки___________________________________________________
Наркотики__________________________________________________________
Другие отметки_____________________________________________________
ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ __________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ __________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ_____________________________________
/____________________________________________________________________
/____________________________________________________________________
КЕМ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ:
а/ инспектор ПДН ___________________________________________________
б/ участковый инспектор _____________________________________________
в/ участковый врач __________________________________________________
г/ № поликлиники______________
Другое ______________________________________________________________
/____________________________________________________________________
РАБОТА ПРОВОДИМАЯ С СЕМЬЕЙ
№ п/п | Формы работы | Дата | Итоги |
Приложение №5
МКОУ Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области.
«Утверждаю»
Директор школы:_________/С.И. Плеханова/
ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
2014 - 2015 учебный год.
№ | Направление деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей. | Сентябрь, октябрь. | Соцпедагог, классные руководители. |
2. | Контрольная проверка условий жизни учащихся в неблагополучных семьях, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания учащихся. | По плану и по необходимости. | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы. |
3. | Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей. | В течение года | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы, Совет Профилактики. |
4. | Организация совместной работы с центром социальной помощи по реабилитации детей из неблагополучных семей и по оказанию материальной помощи. | В течение года | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы. |
5. | Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в кружки и секции, организация летнего трудоустройства. | В течение года Май-июнь | Соцпедагог, классные руководители, администрация школы. |
Социальный педагог_________ М.В. Лавлинская
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
методическая разработка по организации работы педагогического коллектива с неблагополучными семьями
для педагогов и кураторов групп...
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...
Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102
Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...