Т.Н.Ширямова. Проект "Робинзонада"
проект на тему

Ширямова Татьяна Николаевна

Сельские школьники не имеют возможности провести лето в престижных лагерях, поэтому коллективы школ организуют каникулярный отдых, исходя из местных возможностей. Традиционным стало проведение молодежных фестивалей на Зырянской земле. Это уникальная среду для формирования у детей здорового образа жизни: положительные эмоции, связанные с летом, ожидание новых интересных дел, впечатлений, знакомств, встреч с новыми людьми, новыми друзьями, предвкушение радости, удовольствий, общения с природой, новыми педагогами и вожатыми. Все это создает особый, неповторимый положительный эмоциональный фон для активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.n.shiryamova._robinzonada.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект «РОБИНЗОНАДА

Автор: Ширямова Татьяна Николаевна

Сопроводительное письмо

по социальному проекту  «Робинзонада»

Сельские школьники не имеют возможности провести лето в престижных лагерях, поэтому коллективы школ организуют каникулярный отдых, исходя из местных возможностей. Традиционным стало проведение молодежных фестивалей на Зырянской земле. Это уникальная среду для формирования у детей здорового образа жизни: положительные эмоции, связанные с летом, ожидание новых интересных дел, впечатлений, знакомств, встреч с новыми людьми, новыми друзьями, предвкушение радости, удовольствий, общения с природой, новыми педагогами и вожатыми. Все это создает особый, неповторимый положительный эмоциональный фон для активной деятельности.

        Организаторы – творческие, энергичные, молодые, талантливые учащиеся старших классов. Они всегда рядом с детьми, работают с огоньком, полны идей и выдумок. Много интересных конкурсов, игр, мероприятий проводят они с детьми в лагерях. Вожатые должны четко продумать свою педагогическую программу, которая обязательно включает интенсивную разнообразную и очень интересную деятельность для каждого ребенка. Педагогический процесс, идущий в палаточном лагере, обязательно включает в качестве составляющей общение детей и взрослых. Молодежный лагерь – это целый мир обсуждений, споров, переживаний, откровений, совместного накопления опыта. Это особый центр свободного общения.

        Особая жизнь молодежного лагеря открывает простор для совместных дел, обсуждений, организованного досуга и самостоятельных проявлений подростка.

        Основными задачами работы организаторов в молодежном палаточном лагере являются: организация оздоровительного отдыха; создание условий для вовлечения каждого ребенка в развивающую деятельность; предоставление возможности участвовать в играх, доставляющих удовольствие, позволяющих пробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха; формирование социальной потребности «быть личностью». Организаторы «Робинзонады» справляются с этим.

В.И.Латтеган, методист по

воспитательной работе Зырянского УО.

1. Полное наименование проекта: «Робинзонада». Организации досуговой и образовательной деятельности детей школьного возраста и их родителей, сельской молодежи; летний лагерь как  школа социального успеха, пространство социального гражданского образования.

2.  Краткая аннотация проекта:

  • Кто выполняет проект?

    Программу проекта обеспечивает команда специально подготовленных инструкторов и воспитателей из числа учащихся, педагогов, студентов Томского педагогического университета и  врачей. Руководители проекта – педагоги МОУ Цыгановская ООШ и педагоги Новосибирской области.

    Автор Паршакова Т.К. в рамках проекта «Робинзонада» отвечает за подготовку и реализацию плана действий по проекту, осуществляет работу по консолидации команд, готовит информационную часть проекта. Организует подготовку местности для фестиваля на р.Чулым.

  • Почему нужен проект? 

Сегодня мы отмечаем снижение уровня жизни большинства детей и подростков, увеличение числа психически нездоровых молодых людей, рост молодежной преступности, вызывает тревогу духовная деградация и моральная опустошенность молодых людей. Если так будет продолжаться, то из наших 16-летних доживет до пенсионного возраста 48% юношей и 12% девушек. Одним из основных факторов такого положения дел является дисгармония, дисбаланс  личности молодого человека – несоответствие между потребностями («хочу»), возможностями и способностями их удовлетворения («могу») и социальными, нравственными, физическими нормами («надо»), законами. Уровень преступности молодежи в Зырянском районе составляет 17,7 %,    что немного выше областного уровня.

Фестиваль необходим для подготовки молодежи к самостоятельной жизни и воспитания нравственных ценностей, чтобы расширить круг общения участников, научить взаимодействовать с окружающей средой, получить практические навыки проживания в условиях, приближенных к естественно – природным. Каждый участник фестиваля, проживая разнообразные учебные ситуации (тренинги, игры), жизненные (установка палатки, организация ужина на фестивале в палаточном городке, адаптация в новом коллективе), ставится в ситуацию выбора: суметь или нет, сделать или отказаться, договориться с окружающими людьми или идти напролом со своей точкой зрения и, в конце концов, быть принятым, быть вместе, либо остаться одному. Для того, чтобы этого не происходило, на фестивале приоритетными являются отношения принятия, понимания, поддержки.

Программа летнего лагеря «Робинзонада» предполагает исследовать взаимодействие человека и реки: порядок, костровища, состояние зеленой зоны. Исследование и осмысливание стихии природы: воду, воздух, огонь, землю через ощущения – великий инструмент природы.

Таким образом, каждый участник фестиваля получает опыт строительства позитивных, конструктивных отношений с самим собой, с окружающими людьми. Тем самым реализуется еще один аспект деятельности фестиваля – эффективная профилактика алкоголизма, наркомании, социального сиротства.

  • Аудитория проекта?

Учащиеся школ Зырянского района, г.Томска, г.Новосибирска, г.Черепанова, г.Юрги; студенты, преподаватели, журналисты, предприниматели, родители участников проекта, жители Зырянского района.

  • Каковы цели и задачи проекта?

Цель: Создание условий для повышения социальной активности молодежи, для формирования в молодежной среде команд социальных организаторов, способных разрабатывать и реализовывать социальные программы, направленные на улучшение качества жизни молодежи на селе через улучшение качества отношений в молодежной среде.

Задачи:

  • Проживание в условиях летнего палаточного лагеря.
  • Работа  с группами детей на основе технологий, игр, событий, мероприятий и коллективных дел, основанных на методах сплочения и самоорганизации детских коллективов, преодоления межличностных и межгрупповых конфликтов.
  • Организация проектирования и запуск таких позитивных дел, мероприятий, событий, которые дети могли бы в дальнейшем, после окончания летних каникул дальше развивать самостоятельно при периодической поддержке и консультации представителей мобильных групп старшеклассников.
  • Создание сети  проектных команд социальных организаторов, привлекающих сельскую молодёжь к работе над проектами, направленными на улучшение жизни сельского сообщества.
  • Увидеть положительные моменты проживания в сельской местности
  • В рамках фестиваля провести круглый стол с представителями Администрации Зырянского района, предпринимателями и общественностью по проблемам молодежной политики.

  • Каким образом осуществляется реализация проекта?

Наши школьники социально активны, поэтому не нужно никого уговаривать трудиться. Инициативной группой составляется рабочий план на год. В результате рождается комплексная программа фестивальной деятельности в каникулярное время и подготовительной в учебное время. Все этапы деятельности отслеживаются, обсуждаются, организуются рабочие поездки в другие школы для согласованности дел. Намечается программа на лето, время самых ярких и значимых событий. В конце учебного года уже имеется Программа деятельности, и работают организаторы.

  • Какова продолжительность проекта?

        Срок реализации проекта – 1 год, кульминацией которого является фестиваль на реке Чулым. В рамках учебного года проходят выездные сборы участников проекта, на которых отрабатываются методики общения и самоорганизации. Налаживается  сетевое взаимодействие. Данная деятельность планируется на ближайшие 3 года с учетом корректировки организации и содержания деятельности.

3. Степень реализации проекта

«Школа проектной деятельности» - так называется программа развития школы, где обучается 54 учащихся. Впервые интерес к проектированию возник у педагогов, которые сами стали участниками многих фестивалей на Урале, на Байкале, на Алтае, г.Самаре, г.Новосибирске и др., где произошла встреча единомышленников и завязалась дружба с педагогами – энтузиастами, мастерами проектирования в рамках ассоциации педагогов «Образование ради жизни». Одновременно итогом каждого лета было проведение фестивалей на своей, Зырянской земле:  2004г. – «Мир знаний третьего тысячелетия», в 2005г. – «Школа социального успеха», в 2006г. – «Зов Чулыма». Организаторами названных событий были педагоги МОУ Цыгановская ООШ при поддержке МУ управления образования Администрации Зырянского района.  Через эти фестивали прошло много молодежи Зырянского района, Новосибирской области, Кемеровской области и г.Томска. Следующим шагом стало сотрудничество с ОГУ «Региональный центр развития образования» г.Томска, первый проект «Возрождение» (автор Ануфриева О.Е.) - и первая победа на областном уровне. Социальный проект «Возрождение» - важный шаг в проектировании. Целью своей работы ребята поставили развитие деятельностной грамотности. То, что много лет не удавалось взрослым, сделали дети: в настоящее время проект реализован, нашлись спонсоры, и ребята сами принимали посильное участие в работе.

Проект «Школьный музей», реализованный в год празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В музее в настоящее время сосредоточены все работы учащихся по краеведению. Проект «Патриот» (авторы Ануфриева О.Е. и Ширямова Т.Н.) – это итог по патриотическому воспитанию учащихся на базе школьного музея. На региональном этапе проект стал лауреатом 2 степени.

Основная часть школьников вовлечена в проектную деятельность: одни ребята выступают в качестве организаторов, другие – исполнителей.

        Межрегиональный молодежный фестиваль «Зов Чулыма» проводится ежегодно в окрестностях с.Цыганова Зырянского района, на берегу реки Чулым.

Программа фестиваля разработана на разные возрастные категории – от 7 лет и  до самого звездного возраста, и его тематика  ежегодно меняется.

К сожалению, молодое поколение из деревни стремится после окончания учебных заведений района уехать в город и там найти своё место в жизни. На селе остаются далеко не самые лучшие представители нашей молодёжи. Координаторы проекта озадачились проблемой: как построить воспитательную деятельность с подростками так, чтобы им в будущем захотелось остаться на селе и здесь найти себя и своё призвание. Человек может стать успешным и счастливым везде, где бы он не жил, будь то большой город или маленькая деревушка. Одним из действенных методов и приёмов  является сближение молодежи с окружающей природой, единение с экологическим сообществом.

Поэтому не случайным  приоритетным направлением в воспитательной работе стала сборовская и фестивальная деятельность, которая позволяет формировать нравственные и лидерские качества детей,   готовит к жизни в обществе, помогает увидеть новые перспективы сельской жизни, открыть с другой стороны и общение с природой, и общение друг с другом на лоне природы.  Актуальность проблемы воспитания гражданина в современных условиях очевидна и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

В рамках этой программы систематически проводится подготовка педагогических кадров, обучение молодёжного актива, проводятся акции, конкурсы, фестивали, направленные на развитие гражданских качеств и инициатив школьников. Старшеклассники района  через ДДТ  осваивают проектную, организационную и кооперативную грамотность, учатся выявлять проблемы, искать пути их решения, организовывать действия для изменения ситуации, анализировать результаты своих действий.

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, спортивных соревнований и туристических эстафет.

По ощущениям прожитого много рисуем на бумаге по одному, по двое, коллективно, соблюдая законы тишины: принять, поддержать, понять; закон звезды: гореть, зажигая других. Слушаем, созерцаем мир. Поем песни у костра. Ежедневным ритуалом является осмысление прожитого дня. Эта работа осуществляется через круги по началу дня, службы самоорганизации, мастерские, проживания и осознания стихий природы, вечерние якорьки и координационные советы. Вся работа строится через положительный опыт. По принципу дополнительности и совместной деятельности углубляется осознание стихий и себя самого: при условии принять и поддержать рождается и возникает чувство радости, дружбы, когда мы нужны друг другу; рождается творчество, фантазия, сотрудничество, взаимодействие и сопереживание. Примером деятельности с детьми может быть техноигра «Кто я? Кто мы?», целью которой является осознание себя самого, научиться принимать, понимать, поддерживать другого, дополнять его, помогать ему. Результатом такой техноигры стали следующие ответы:

Кто мы?

Мы люди, живущие на земле;

Мы люди, друзья, дочери и сыновья;

Разумные существа, живые организмы, части природы, лучики солнца;

Мы хорошие друзья, мы с прекрасной планеты;

Откуда мы?

Из Зырянки, Юрги, Цыганова, Берлинки, Томска, Новосибирска;

Далекой планеты;

От мамы и папы;

С прекрасной планеты Земля, из космоса, из будущего.

Из чего?

Из органов, клеток, души, друзей;

Из воды, энергии, тела;

Из добра, радости, тепла, чувств, сомнений;

Из мира, покоя, любви и живой ткани.

Зачем мы?

Чтобы жить, помогать другим, радовать людей;

Смеяться, радоваться жизни;

Жить для красоты, дарить людям радость и добро, согревать других, жить на Земле и сохранять ее;

Жить прекрасной жизнью и радоваться ей.

Что изменилось во время игры?

Чем больше людей, тем больше результат;

Когда объединяемся, тогда и результат лучше;

Стали ближе, получили заряд энергии;

Поднялось настроение.

Программа здоровьетворения-одна из главных в лагере. Особенностью настоящей Программы здоровьетворения является то, что она действительно и за очень короткое время (пребывания в летних лагерях достаточно для освоения основ управления своим здоровьем) дает положительные ощутимые и видимые результаты. Программа включает в себя обязательно мониторинг (в начале и в конце пребывания), предлагает также определение наличия признаков врожденной Одаренности у каждого ребенка. (Дети Индиго), может практиковаться всеми без ограничений. Главной ее целью является укрепление Жизненного Потенциала человека .

Формы реализации: практические тренинги, технологические игры, здоровьетворящая гимнастика, арттерапия (изотворчество, танцетворчество, звукотворчество, сказкотворчество и др.).

Во всех рабочих процессах Программы отмечено пробуждение изначальной одаренности у детей. Появляется смысл жизни, желание контактировать с другими, устремленность творчески себя задействовать, реализовать, постоянно стремиться к чему-то всё более новому. Обучение осуществляется по принципу теория-практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

4. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей

  • Каким образом достигаются намеченные цели?

Туристический палаточный лагерь «Робинзонада» проводится в рамках межрегионального молодежного фестиваля «Зов Чулыма», который проводится традиционно каждое лето. Работа палаточного лагеря «Робинзонада» строится в одну смену. Место расположение лагеря – в 5-ти  км. от с.Цыганово Зырянского района Томской области, на берегу р.Чулым.

Лагерь организуется согласно постановлению «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи», по инициативе управления образования и  Совета старшеклассников МОУ Цыгановская ООШ. Совет старшеклассников объединяет представителей органов детского самоуправления, который оказывает содействие развитию детского и молодежного движения, формированию у старшеклассников активной гражданской позиции, организаторских способностей и патриотизма.

Обобщение опыта проведения мероприятий, акций, семинаров и фестивалей на базе школ  Зырянского района показало назревшую необходимость организации молодежного лагеря вне населенных пунктов. Опыт проведения однодневных походов в рамках летней смены показал, что проведение профильной смены для активистов в палаточном лагере может дать возможность организовать такое культурно - развивающее пространство, которое максимально поможет разнообразить педагогическое воздействие на подростка в естественной среде.

Программа палаточного лагеря «Робинзонада» представляет собой организацию жизнедеятельности школьников в течение 6 дней. Предполагаемое  количество участников смены 50-70 человек.

Программа профилируется на выполнение задач по развитию у детей возможностей социальной адаптации и самоопределения в постоянно меняющихся условиях жизни. Программа палаточного лагеря  «Робинзонада» направлена на реализацию компенсационной функции свободного летнего времени по отношению к периоду школьного учебного года.

Летняя программа - это логическое продолжение основополагающей программы деятельности органов ученического самоуправления.

Программа является комплексной. В работу лагеря органично вплетаются элементы программы клуба любителей бардовской песни «Ночной костер». Это сделано не случайно. Вспоминая пионерское прошлое, положительным опытом выступают некоторые традиции, которые незаслуженно забываются: такие, как «Орлятский круг», песни у костра.

Сегодня обществу нужны не просто образованные личности, но и активные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности не только за судьбу страны, но и за судьбу своей деревни, своего села. Для того, чтобы помочь школьникам стать подготовленными и активными гражданами цивилизованного общества, обладающими комплексом определенных качеств, нужно вовлечь их в различные формы социальных практик, используя, в том числе, проживание в условиях летнего лагеря.

Люди собираются вместе, чтобы осмыслить, почему все происходит так, как происходит. Чтобы понять, что все происходящее с человеком зависит от самого человека, а значит: если хочешь быть здоровым, то займись собой; хочешь, чтобы в семье был мир, - займись собой; хочешь, чтобы отношения с детьми были гармоничными, - займись собой.

Программа летнего лагеря «Робинзонада» предполагает исследовать взаимодействие человека и реки: порядок, костровища, состояние зеленой зоны. Исследование и осмысливание стихии природы: воду, воздух, огонь, землю через ощущения – великий инструмент природы.

По принципу развивающейся кооперации отвечаем на 4 вопроса к сути: Вода. Что это? Откуда? Из чего? Для чего это мне? В итоге рождаются стихи, песни, рисунки, инсценировки. В спортивных состязаниях: осмысливание личности легендарных русских народных героев. Проводятся  игры «Мой тайный друг», «Круг моих друзей»,  «Дела круга моих друзей», «Дорога моей мечты». Работают мастерские. Все виды деятельности представлены в программе.

Таким образом, каждый участник фестиваля получает опыт строительства позитивных, конструктивных отношений с самим собой, с окружающими людьми. Тем самым реализуется еще один аспект деятельности фестиваля – эффективная профилактика алкоголизма, наркомании, социального сиротства.

  • Как выполняются поставленные задачи?

Ведущей идеей содержания работы палаточного лагеря  «Робинзонада» является приобретение старшеклассниками умений организовать дело в рамках школьного самоуправления, умение планировать, координировать, прослеживать результаты, умение анализировать, а также воспитание терпимости, патриотизма, любви к родному краю и его природе.

Основные принципы реализации программы:

  • Вовлечение самих детей и молодёжи в социальное творчество;
  • Широкий охват просветительскими мероприятиями детей, молодёжи, педагогов и родителей;
  • Привлечение внимания органов государственной власти, образовательных учреждений и широкой общественности к решению задач социальной адаптации подростков.

Для нашей Программы отобраны самые простые, доступные, эффективные и безопасные дела, т.е. те, которые запоминаются всеми участниками, не требуют больших материальных расходов и специального оборудования и помещений. Технологии безопасны, просты, доступны и эффективны. Не требуют дополнительного обращения к технологам: принцип – взял и передал другому. Это встреча друзей – единомышленников на лоне природы. Это праздник жизни и радостное сотворчество. Это возможность создать программу согласованных дел по претворению в жизнь всего, о чем мы мечтаем. Сегодня мы все чаще и чаще обращаемся к вопросам возрождения нравственности. Именно в сельской местности до сих пор ещё сохранилось много культурного наследия старины, традиционных обычаев и обрядов. Многие люди в деревнях хранят семейные реликвии и передают их из поколения в поколение. Чтобы обществу жить дальше, необходимо сохранить общечеловеческие ценности: научиться сопереживанию, сочувствию, отзывчивости, доброте, честности, справедливости. Каждому человеку каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Поэтому не случайным  приоритетным направлением в воспитательной работе стала сборовская и фестивальная деятельность, которая позволяет формировать нравственные и лидерские качества детей,   готовит к жизни в обществе, помогает увидеть новые перспективы сельской жизни, открыть с другой стороны и общение с природой, и общение друг с другом на лоне природы.  Актуальность проблемы воспитания гражданина в современных условиях очевидна и является составной частью целостного процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности.

Весь учебно-воспитательный процесс делится по следующим блокам.

Образовательный блок.  Обучающие занятия, дают участникам лагеря необходимый теоретический материал, для успешной работы в органах детского самоуправления. Занятия проводятся до обеда продолжительностью 40 минут.

        Темы занятий объединены по следующим направлениям: «Рождение Лидера», «Путь к общению»,  «Игра – дело серьезное»,  «Через музыку к сердцу», «Турист нигде не пропадет».

Оздоровительно-досуговый блок. Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу палаточного лагеря «Робинзонада» включены следующие мероприятия:

  • утренняя гимнастика;
  • ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка по воде);
  • принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
  • организация купания;
  • организация ежедневных и пешеходных экскурсий;
  • организация здорового питания детей с использованием витаминизированных даров природы (клубника, земляника, грибы, лекарственные травы);
  • постоянное пребывание на свежем воздухе;
  • физический труд в рамках самообслуживания (заготовка дров, помощь на кухне, обустройство родника и т.д.);
  • организация спортивно-массовых мероприятий.

Общественно-полезная работа. С целью воспитания доброты и порядочности, как основных нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу,  умения ценить и уважать труд в программу введены следующие мероприятия: уборка территории лагеря, санитарная очистка леса, очистка водо-охранной территории, оборудование кострищ на местах отдыха людей, изготовление инвентаря из пластиковых бутылок, уборка территории перед отъездом. (операция «Нас здесь не было»).

Работа по созданию коллектива: открытие; сборы совета лагеря, работа совета самоуправления лагеря; линейки; закрытие; орлятский круг.

Психологическая работа

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся: коммуникативные игры, тренинги, дискуссии, свечки.

Общелагерные психологические мероприятия: тренинги, «туристский курс», цветопись (Арт - терапия), «Белая ворона».

Деловые игры - практикумы: «Устройство жилища», «Робинзон и его команда», «Создание пресс - центра», «День рождения Робинзона», диспут «Имею право на необитаемом острове…», «Звуки природы», «Веселые забавы», туристический курс и др.

Досуговые мероприятия: «Здравствуйте, это «Мы», «День кино», «Наобум», «Люби и знай свой край родной», экологический интеллектуальный конкурс, творческий конкурс «Кто во что горазд» и т.д.

Спортивно – туристические мероприятия: спортивно интеллектуальная игра «Зеленый поезд», Гинес – шоу,  спортивно интеллектуальная игра «Веселый медосмотр», полоса выживания,  Сабантуй.

Ночные дела:  «Поиски сокровищ Робинзона», «Ночной дозор», «Полоса препятствий», «Послания по воде», «Плот Робинзона», «Завещание Робинзонам -2008» и др.

5. Механизм оценки результатов

  • Информация в СМИ и рассылка информационных писем о подготовке и ходе реализации Программы.
  • Рабочие встречи оргкомитета.
  • Заключение договоров с Администрацией района и сел о поддержке и финансировании Программы.
  • Составление сметы расходов.
  • Организация и проведение летних событий.
  • Анализ деятельности по результатам выполнения Программы летнего отдыха.

  • Какой опыт работы имеется в той области, в которой реализуется проект?

Последние 5 лет дети являются активными  участниками и организаторами больших событий на Урале, Байкале, Оби, Чулыме. Цель проекта достигнута: сельские школьники сами являются инициаторами и организаторами больших дел на своей территории. Сами создают команду, сами придумывают дела, обустраивают место, сами организуют работу на территории. Желающих попасть на такие фестивали у нас много, и рекламы уже не требуется.

  • Какое кадровое обеспечение проекта?

Руководитель проекта - Паршакова Татьяна Константиновна, 1966 г.р., учитель иностранного языка и ОБЖ. Образование высшее, ТГПИ, факультет иностранного языка. Стаж работы 18 л. Постоянный участник больших событий, имеет большой опыт работы с детьми в условиях летнего лагеря.

В состав организаторов входят:  члены районного молодёжного совета,  команда социальных технологов общественной организации района,  волонтёры,  педагоги Дома детского творчества г.Новосибирска, педагоги Цыгановской и Семеновской школ,  предприниматели, руководители молодёжных центров сёл района.

  • Как проводится отбор участников программы или получателей услуг?

      Программу проекта обеспечивает команда специально подготовленных инструкторов и воспитателей из числа учащихся, педагогов, студентов Томского педагогического университета и  врачей.

     Юридическим представителем проекта и организатором является Управление образования Администрации Зырянского района. Все организационные вопросы решаются в ходе заключения соответствующих договоров.

      Более всего заинтересованы в проекте молодые люди, познающие действительность через практику проживания в лагере, их родители и педагоги, общественность.  Проект «Робинзонада» перспективен для названных категорий граждан по ряду причин:

-учащиеся нуждаются в новых формах организации летнего отдыха;

-работа в команде повышает значимость каждого;

-проживание в летнем лагере способствует развитию в человеке скрытого творческого потенциала;

-лагерь является великолепной жизненной ситуацией для реализации поставленных целей;

-простые, природосообразные технологии самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самоорганизации, т.е.  творческого саморазвития гарантируют высокое качество жизни в сельской местности;

-взрослые участники имеют возможность проявить свои организаторские способности, направить энергию молодых в нужное русло;

-работа в проекте способствует профилактике асоциального и девиантного поведения молодых людей;

-работа в проекте служит инструментом для строительства межвозрастных, межпоколенческих и социальных отношений.

5. Рабочий план реализации проекта

1 день

начало

Конец

Мероприятие

Ответственный

14.00

Заезд, встреча

15.00

17.00

Отрядное время (размещение)

Кураторы

18.00

19.00

«Зеленый поезд» (Знакомство с лагерем)

Вожатые-инструктора

20.00

21.00

Ужин

21.00

Открытие смены. Целеполагание.

Кураторы

ВРМ (вечерние режимные моменты)

21.00

22.30

ОВД (общее вечернее дело) «Здравствуйте, это Мы»

Кураторы

22.30

23.00

Второй ужин

23.00

0.30

Свечки

0.30

2.00

Кукушка

Инструктор по туризму

0.00

2.00

Отбой

2 день

начало

Конец

Мероприятие

Ответственный

8.00

8.30

Подъем

Вожатые

8.30

9.00

Завтрак

9.00

10.00

«Зелёная волна»

Рыжков А.

10.00

10.40

Искусство публичных выступлений

Ситникова Ю.

10.40

12.40

Практикум «Создание пресс - центра»

Дудко А.

13.00

14.00

Купание (турнир по волейболу)

Кураторы

14.00

15.00

Обед

Повара

15.00

18.00

Игра «Жилище Робинзона»

Группа лидеров

16.00

16.30

Полдник

16,30

17,30

Туристский пятачок

Инструктор по туризму

18.00

20,00

Отрядное время, коммуникативные игры на невербальное общение

Кураторы

20.00

21.00

Ужин

21.00

22.30

Деловая игра «Выборы»

Ануфриев А.

22.30

23.00

Второй ужин

23.00

0.30

Свечки на тему «Что такое толерантность» Свечки «Выгодно ли быть честным?»

Кураторы

0.30

2.00

Давайте споем

Гитаристы

0.00

2.0 0

Отбой

3 день

начало

Конец

Мероприятие

Ответственный

8.00

8.30

Подъем

Вожатые

8.30

9.00

Завтрак

9.00

10.00

«Зелёная волна»

Рыжков А.

10.00

10.40

Практикум: Проектирование своего дела

Ширямова Т.Н.

10.50

11.30

Методика проведения игр

12.00

12.30

Купание

12.30

13.30

Деловая игра «Фирма»

Кураторы

13.30

15.00

Веселый медосмотр

Инструктор по туризму

15,00

16,00

Обед

16.00

16.30

Полдник

16.30

17.30

Туристский пятачок

Инструктор по туризму

17.30

20.00

Робинзон, найди своего Пятницу!

Кураторы

20.00

20.30

Ужин

20.30

21.00

Поделка другу Пятнице

Командиры отрядов

Кураторы

21,00

22,30

Театрально – досуговый конкурс «Наобум»

Кураторы

22.30

23.00

Второй ужин

23.00

0.30

Свечки на тему «Как сказать нет»

Ануфриева О.Е.

0.30

2.00

Спецназ

Инструктор по туризму

2.00

Отбой

4 день

начало

Конец

Мероприятие

Ответственный

8.00

8.30

Подъем

Вожатые

8.30

9.00

Завтрак

9.00

10.00

«Зелёная волна»

Жорова О.

10.00

10.40

Уроки развития речи

Козадаева В.М.

10.50

11.30

Оказание первой медицинской помощи

Медик.

12.00

12.30

Купание (турнир по волейболу)

12.30

13.30

Обучающая игра «Организаторское лото»

Елкина Т.

13.30

15.00

Мастер-классы Робинзона

Инструктора из детей

15.00

16.00

Обед

16.00

16.30

Туристский пятачок

16.30

17.00

Полдник

Инструктор по туризму

17.00

20.00

Отрядное время. Подготовка к вечернему действию

Кураторы

20.00

20.30

Ужин

20.30

21.30

Веселый конкурс Робинзонов

Кураторы

22.00

22.30

Орлятский круг

Кураторы

22.30

23.00

Второй ужин

23.00

0.00

Свечки на тему «Традиции необитаемого острова и их значение»

Кураторы

0.00

Отбой

5 день

начало

Конец

Мероприятие

Ответственный

8.00

8.30

Подъем

Вожатые

8.30

9.00

Завтрак

9.00

10.00

«Зелёная волна»

Рыжков А.

10.00

11.40

Цветопись (арт - терапия)

Ситникова Ю.

11.50

17.30

Конкурс «Последний герой на острове»

Кураторы-вожатые

12.00

12.30

Обед

12.30

13.00

Игра-практикум  «Как вести себя на природе»

Дудко А.

13.00

15.00

Экскурсия по территории берега реки, умение ориентироваться на местности

Инструктора по туризму

15.00

16.00

Подготовка к празднику в  с.Цыганово

культмассовики

16.00

16.30

Полдник

16.30

17.30

Интеллектуальная игра «Люби и знай свой край родной»

Инструктор по туризму

17.30

20.00

Что? Кде? Когда? Экологическая интеллектуальная игра

Кураторы

20.00

20.30

Ужин

20.30

21.00

Оформление пресс - центра

Ситникова Ю.

21.00

22.30

Практикум диспут «Имею право»

Самбурская С.В.

22.30

23.00

Второй ужин

23.00

0.30

 Свечки «что такое дружба?»

Кураторы

0.00

2.00

Отбой

6 день

начало

Конец

Мероприятие

Ответственный

8.00

Подъём

8.00

8.30

Утренние процедуры на воде

8.30

9.00

Завтрак

9.00

10.00

«Зелёная волна»,  уборка территории

Медик, инструктор по туризму

10.00

11.00

Снятие лагеря

11.30

Отъезд детей в с.Цыганово

13.00

17.00

Районный праздник-конкурс  «Люблю Россию»

Ахмедова С.

18.00

Отъезд

В последний день проживания в лагере проводится индивидуально-коллективная рефлексия. Это необходимо для закрепления опыта позитивного, конструктивного общения, полученного на фестивале. Кроме того, создается совместное проектирование событий по возвращении на места для того, чтобы участники проживания вышли на уровень самоорганизации своего досуга и досуга молодежи в своем селе, районе, городе.

Программа призвана не просто занять молодежь, а привить способность и желание сделать свою жизнь лучше, стать инструментом профилактики против таких болезней «потерянного смысла жизни», как наркомания, алкоголизм, социальное сиротство, преступность.

Стратегической целью программы является создание условий для обретения молодежью опыта позитивного строительства своей жизни, жизни окружающих людей.

        

6. Конкретные результаты:

  • укрепление здоровья;
  • пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
  • привитие навыков построения отношений на основе взаимопонимания и совместного творчества;
  • привитие навыков самообслуживания;
  • формирование комплекса знаний по организации мероприятий необходимых в работе в органах детского самоуправления;
  • формирование у школьников активной гражданской позиции;
  • чувство патриотизма;
  • уважение к родной природе.
  • -создание пакета программ, направленных на эффективную профилактику алкоголизма, наркомании, социального сиротства в молодежной среде.
  • -организация летнего отдыха детей и молодежи как социально образовательного досуга.

Оценка результатов

Количественные результаты

Количество участников, слушателей

Критерии оценки

Увеличение количества участников проекта.

От 50 до 80 чел.

Охват учащихся фестивальной деятельностью.

Привлечение спонсорских средств

 7 организаций

Количество партнеров.

Качественные результаты

Мастер-классы для педагогов

12 мастер-классов

Профессионализм, технологичность.

Обобщение на Всероссийских конференциях итогов работы

4 Всерос. конф.

Востребованность результатов проектной деятельности и их реалистичность.

Новые виды технологий, методик, документации, публикации и т.д.

8 публикаций

Отработка на практике с детьми тех приемов и методов гражданского воспитания, которые получили взрослые и дети в летнем лагере.

160 чел.

Личностный рост участников проекта.

Овладение навыками общения и самоорганизации.

13 организаторов

Повышение уровня активности участников проекта.

Переход от роли участника проекта к роли социального организатора.

Результатом реализации программы является формирование из числа сельской молодежи социальных организаторов – ребят, способных разрабатывать и реализовывать социальные программы на своей территории, направленные на улучшение отношений в молодежной среде и жизни на селе.

7. Механизм оценки результатов

  • Каковы критерии оценки эффективности проекта?

        Эффективность проекта диагностируется как в ходе реализации в течение учебного года, так и в завершении фестиваля, при подведении итогов на круглом столе.

Формы диагностики:

  • анкетирование.
  • анализ динамики числа социальных программ, разработанных и реализованных участниками проекта.
  • рефлексия участников фестиваля.
  • анализ отзывов родителей, общественности, членов семей участников проекта.
  • анализ результатов  образовательно-оздоровительного отдыха в летнем лагере.
  • диагностику эффективности проекта осуществляет методический центр Зырянского района по молодежной политике, специалисты управления образования  и руководители проекта.

  • ФИО и должность лиц, которые оценивают результаты работы в ходе реализации проекта:

1. Швайко И.В., руководитель МУ управления образования Администрации Зырянского района.

    Руководитель управления образования выступает в роли юридического лица, координирующего проектную деятельность с нормативно-правовой стороны, содействует организации данной формы летней деятельности молодежи. Без данной поддержки фестиваль не имеет должного образовательного эффекта. Кроме руководителя в проекте задействованы методисты РУО по воспитательной работе, курирующие профилактику правонарушений и ответственные за выполнение программы патриотического воспитания молодежи.

2. Попов Э. А., руководитель общественной организации «Молодежный клуб «Алые паруса», г.Новосибирск.

3. Флигинских Я.А.,  директор ОАО «Цыгановское».  Оценка руководителя хозяйства, на чьей территории проходит фестиваль,  привлекает внимание общественности к деятельности хозяйства, делает рекламу его работы, содействует взаимовыгодным контактам.

8. Перспективы дальнейшего развития проекта

  • Как предполагается развивать деятельность в этом направлении после выполнения проекта?

№п/п

Название события

Сроки проведения

Место проведения

Участники

Колич.

1

Оздоровительный лагерь «Непоседы» с дневным пребыванием

Июнь

МОУ Цыгановская ООШ

Учащиеся 1-8  кл.

50

2

Фестиваль «Поющая планета»

Июль

Обское море (г.Бердск Новосибирской обл.)

Молодежные команды Сибирского региона, других регионов РФ

190

3

Межрегиональный фестиваль «Средневековье»

Июль

Обское море (г.Бердск Новосибирской обл.)

Молодежные команды Новосибирской и Томской обл.

80

4

Культурно-образовательная экспедиция на Алтай

Июль-август

Республика Алтай

Команды России

93

5

Туристическая экспедиция на о.Байкал

Август

о.Байкал в р-не п.Листвянка

Молодежная команда Сибирского региона

29

6

Фестиваль «Школа социальных организаторов»

Август

С.Цыганово Зырянского р-на, Томской обл.

Команды Томской и Новосибирской обл.

73

  • Каким образом предполагается сохранить и расширить достижения данного проекта?

        Особенностью проекта является его передаваемость, т.е. тиражируемость по принципу: «научился сам – научи другого». Лозунг участников «Робинзонады» - «Не могу не делать!». Одним из разделов проекта является подготовка детей инструкторов по организации коллективных творческих дел, акций, здоровьетворение и др.

        Проект «Робинзонада» после освоения принципов и методики его организации может стать программой действий для любого образовательного учреждения, и не только образовательного, в плане самостоятельного использования.

        Проект может длиться большое количество времени, постоянно видоизменяясь и наполняясь новым содержанием. Если на первых порах участники только овладевали навыками общения, то в дальнейшем – сами стали организаторами многих творческих дел.

        В учебное время года учащиеся школ работают в рамках сетевого взаимодействия, что благоприятно влияет на решение задач проекта: в образовательных учреждениях создаются команды лидеров, способных делать добрые дела, создавать и воплощать в жизнь проекты, направленные на решение проблем социума. Участие в проектной деятельности формирует у подростков навыки позитивного восприятия действительности, умения решать свои жизненные проблемы. Планируется проводить фестивали на Чулыме каждое лето, расширяя границы деятельности и географию участников.

Приложения

Игры в условиях молодежных фестивалей

Пояснительная записка

        Фестиваль – это школа жизни, школа творчества себя, творчества жизни. Важное значение имеет игровая деятельность в жизни подростка и взрослого человека. Она направлена на самого человека, на самосознание, на развитие в человеке всех сущностных сил и способностей. Совершенствуя себя, можно строить более гармоничную семью, коллектив единомышленников. А можно ставить задачу более высокую: совершенствовать жизнь вокруг себя, на своей территории.

        Игра помогает каждому из нас проживать различные социальные роли, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя раскованно в незнакомом обществе. С помощью игр можно быстро создать теплую, дружескую атмосферу в любой компании, заполнить паузы во время каких-либо занятий или концертов и просто поднять настроение. Игры также способствуют развитию внимательности и быстроте реакций.

        Эти игры можно проводить в школе, в молодежном лагере, с детьми во дворе и т.п. Очень важно после каждой игры проводить рефлексию сравнения исходного состояния и полученного в результате игры.

        И запомните: взрослые очень любят играть!

Цель игровой деятельности: раскрыть внутренние способности каждого, создать атмосферу добра и взаимопонимания, научиться понимать друг друга.

Задачи:

  • Научиться слушать свои ощущения, понимать и принимать других;
  • Развитие творческих способностей участников игровой деятельности;
  • Научиться общению в команде;
  • Умению проводить саморефлексию.

Ожидаемые результаты:

  • Освоение технологий самопознания, самоуправления и самооопределения.
  • Творческое саморазвитие, гарантирующее высокое качество жизни.
  • Новые личностно-значимые уровни развития.
  • Умение строить отношения с другими людьми.

Содержание игровой деятельности

Деловые игры.

"Белая ворона".

Игра направлена на выявление лидеров, творческих способностей участников смены.  Продолжительность игры 2 часа. Реквизит: зачётки на каждого участника игры, авторучки, листы бумаги, гитара, разрезанные картинки. На территории лагеря расположены этапы, на которых нужно выполнять определённые задания. У каждого участника игры есть зачётка, вы которую проставляются балы, полученные на этапах. Задача участников – набрать максимальное количество баллов. Тот, кому это удастся, – признаётся "белой вороной". На каждом этапе выбирается "белый воронёнок", т.е. человек, который лучше всех справился с заданием. Задания выполняются индивидуально.

"Зелёный поезд".

Цель игры: ознакомление детей с лагерем и сотрудниками. Продолжительность игры 1 час. В наиболее посещаемых местах лагеря находятся станции, на которых ребятам объясняют для каких целей предназначено то или иное место, правила поведения. На станциях ребята выполняют определённые задания. Игра проходит по круговой системе. Станции:

  • Умывание. На станции ребята проходят курс обучения в  шуточной форме.
  • Кухня и столовая. Повара, дают задания – сыграть какую – нибудь мелодию на посуде.
  • Инструкторская поляна. Ребята поют лагерные песни.
  • Флагшток. Нужно сочинить четверостишие, которое рассказывает о первых ощущениях после прибытия в лагерь.
  • Спортплощадка. Ребята выполняют несколько физических упражнений.
  • Майдан (место для проведения вечерних дел). В замедленном темпе ребята показывают, как люди чихают, убивают комаров, принимают лекарства и т.п.

Затем кураторы знакомят отряд с правилами поведения в лагере и ведут на костровые места, где будут проходить свечки. Ребята сами благоустраивают отрядные места. Игра позволяет в короткий срок познакомить детей с лагерем, правилами поведения в нём, с его сотрудниками.

Туристско-спортивные дела

Туристский пятачок

Цель:

  • формирование у детей основных навыков жизни в палаточных условиях

Продолжительность обучения – 1 час.

Реквизит: палатка,  поленья, рюкзак, пенка, спальник, посуда, аптечка.

На пяточке, инструктора по туризму обучают правилам укладки рюкзака, установке и снятию палаток, видам и способам разведения костров, распределению группового снаряжения, оказанию первой медицинской помощи.

Туристская эстафета

Цель:

  • закрепление туристских навыков
  • развитие выносливости, чувства товарищества.

Продолжительность эстафеты – 2 часа.

Реквизит: палатка, поленья, рюкзак, пенка, спальник,  посуда, аптечка, одежда, продукты, бревно,  волейбольная сетка.

Этапы прохождения дистанции: укладка рюкзака, установка и снятие палаток, виды и способы разведения костров, оказание первой медицинской помощи, распилка бревна, определение веса полена или расстояния до предмета на глаз,

  1. переноска пострадавшего
  2. придумать ловушку для зверя
  3. попасть камнем в мишень
  4. перейти по бревну речку
  5. пройти по натянутым верёвкам.

Зарница.

Все отряды, а также инструкторский отряд имеют на руках повязки. Цвет повязок у каждого отряда свой, если повязка с руки сорвана, то участник выбывает из игры. Задача отрядов захватить флаг, который охраняет инструкторский отряд. Побеждает та команда, которая принесет флаг на главную вышку лагеря. Продолжительность игры 1,5 часа. Реквизит: флаг, повязки 4 цветов по 10 штук.

Общие вечерние дела

Здравствуйте это «Мы»

Конкурс визиток команд, который выливается в импровизированное открытие лагеря. Команды должны не только представить свое название и свой имидж, но и в ряде творческих и шуточных конкурсах показать свою командную слаженность и раскрыть свои таланты.

КТД «Звуки Природы»

Музыкальное дело продолжительностью 1,5 часа. Каждый отряд готовит 3 песни – весёлую (с постановкой клипа), сольную, переделанную под лагерь. После выступления все располагаются у большого костра, гитара передаётся по кругу и каждый, кто желает, исполняет песни.

КВН "Чайхана".

От каждого отряда участвует команда в составе 6 человек. Продолжительность КВНа 2 часа.

  • Приветствие. Небольшое выступление (шуточная песня), приветствие для соперников, жюри, зрителей.
  • Разминка. Каждая команда готовит 2 вопроса, которые начинаются со слов "А у нас в лагере…", соперники готовят ответы.
  • Крокодил. Каждая команда готовит словосочетание, например "Ночной город", "Пылающий костёр", соперники должны изобразить его.
  • Домашнее задание на тему "У природы нет плохой погоды…"

"Наобум".

В этом вечернем деле в каждом конкурсе участвуют по 2 человека из каждого отряда. В игре должен принять участие весь отряд. Игра направлена на развитие творческой инициативы, ответственности за свой отряд. Продолжительность – 1,5 часа. Реквизит – гитара, 3листа бумаги, гуашь, кисти, полотенце, мочалка, туалетная бумага. Конкурсы:

  • Что увижу, то пою… гитарист наигрывает мелодию, а ребята поют о том, что видят.
  • Объявления. Участники придумывают небольшое оригинальное объявление, например: о сдаче в аренду собачьей конуры, покупке авианосца и т.д.
  • Животное. Изобразить встревоженного кота, разгневанного поросёнка.
  • Нарисовать новый дорожный знак "Осторожно глухие старушки", "Осторожно, жидкий асфальт".
  • Провести репортаж со дна бассейна, из багажника бронированного Мерседеса.
  • Акробатический этюд с полотенцем, тазиком, мочалкой, туалетной бумагой.
  • Пародия. Ребята изображают известных людей лагеря.
  • Изобразить новогодний хоровод в больничной палате.

«День кино»

Командам до мероприятия дают список из разнообразных кино и литературных героев. Например: Гамлет, Дикая Роза, Дикие лебеди, Золушка, Чапаев, Дед Мороз, Кукла Барби и т.д. По жребию отряд вытягивает жанр в котором им нужно будет «снять» фильм с героями из предложенного списка, с костюмами, декорациями и музыкальным сопровождением. Само мероприятие проходит в форме церемонии вручения премии «Оскар».

Все мероприятия вечернего дела проводятся с музыкальными паузами, в которых принимают участие, как инструкторский отряд, так и сами ребята. Репертуар песен, представленных в музыкальных паузах, планируется составить исходя из профильного жанра авторской песни.

Ночные дела.

Опыт проведения туристических походов показывает, что в условиях проживания в палатках в окружении леса, богатой растительности восстановление организма от усталости происходит значительно быстрее, чем в городе, и как следствие, многие дети на сон тратят меньше времени, поэтому либо засыпают позже отбоя, либо просыпаются раньше отбоя. С учётом этого для таких детей организуются ночные дела, на которые приглашаются только желающие. Эти дела позволят реализовать ребятам желание испытать себя в экстремальных, необычных, загадочных условиях.

Кукушка.

Игра проводится в лесном массиве. Инструктора по туризму – "кукушки" маскируются в лесу и должны подавать звуковые сигналы. Участники игры должны обнаружить "кукушек", освещая их фонарями. Обнаруженная "кукушка" выходит из игры. Продолжительность игры 30 минут. Реквизит: фонари.

"Спецназ".

В лесном массиве установлены свечи в банках и установлен номер. У участников на спине находится номер, также как и у группы спецназа (инструктора по туризму). Участники игры должны обнаружить свечку и запомнить номер. Если спецназ называет номер участника, он выбывает из игры. Выигрывает тот участник, который запомнит наибольшее количество номеров, освещённых свечами. Продолжительность игры 40 минут. Реквизит: свечи в банках 8 шт., номера, фонари.

Социально-образовательная игра «Тайный друг»

Цель:

Обретение опыта строительства позитивных отношений с окружающими людьми, преодоление разобщенности, внутриличностных «барьеров» в общении.

Ход игры:

1-й этап игры

         Игра проводится в учебном заведении района ( города).

Перед началом игры в учебных заведениях создаются команды координаторов, ответственных за доставку корреспонденции. Учащиеся учебных заведений организовывают молодежную «Почту». Каждый учащийся (студент) становится тайным другом другого (ой) учащегося (студента), т.е. посылает письма, подарки, не указывая себя (придумывают себе Ник).  Игра продолжается три недели.

Финалом игры является «Вечер раскрытия тайных Друзей», на котором в теплой дружеской обстановке молодые люди могут «раскрыться» тем, кому они писали.

2-й этап игры

Игра проводится между учащимися учебных заведений соседних сел (внутри района, города).

Перед началом игры проводится «Круглый стол» по обсуждению хода этапов игры. Определяется «штаб-квартира» игры, т.е. учебное заведение, в которое стекается вся корреспонденция. Отправка корреспонденции может осуществляться и с помощью Интернета.

        Финалом второго этапа игры является «Вечер встречи Друзей», на котором происходит личное знакомство «тайных друзей». На вечер собираются все, кто участвовал в переписке.

3-й этап игры

        Игра проводится между учащимися учебных заведений области или соседних областей (Томской и Новосибирской).

Перед началом игры проводится «Круглый стол» по обсуждению хода игры, техники доставки корреспонденции и т.д.

        Финалом 3-го этапа игры «Тайный друг» является фестиваль «Планета Друзей», на котором собираются участники игры соседних учебных заведений (областей).

Ожидаемые результаты игры

  • Расширение круга дружеских взаимоотношений молодых людей;
  • Преодоление «комплексов неполноценности» через принятие;
  • Улучшение микроклимата в учебных заведениях;
  • Создание атмосферы сопричастности, содружества, события;
  • Готовность молодежи активно участвовать в социально-образовательных программах;
  • Выявление из молодежной среды потенциальных (реальных) социальных организаторов;
  • Создание поля возможности для общения молодых людей с затруднениями в коммуникациях со сверстниками.

В ходе игры «Тайный друг» начинает свою работу «Кадровая школа социальных организаторов», подготовка которой проводится в ходе игры (семинары, тренинги, круглые столы). Школа работает по принципу: обучение через проживание, осмысление полученного опыта. Кадровая школа социальных организаторов – это программа обучения наиболее активной части молодежи социальному проектированию и реализации своих проектов. Проводят семинары, еженедельные занятия руководитель проекта и координатор социально-образовательных программ.

Деловая игра «Все мы разные»

Цели и задачи занятия:

1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

3. Ребята должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Оборудование: музыкальный центр, диск, ватманы, клей, картинки, кубик, таблички со словами: «люди», «сходства», «различия», листы бумаги, ручки, фломастеры.

Ход занятия:

1. Вступительное слово педагога.

Посмотрите, ребята, какое слово написано - ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

- Очень давно, еще в 18 веке, жил во Франции князь Талейран Перигор. Он  отличился тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющем интересы других людей. И при этом сохранять собственные принципы.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность»

Ребята, сегодня на нашей встрече мы с вами попробуем понять, что значит это слово.

2. Разминка «Звали, зовут, будут звать…»

    Дети рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Леночка, сейчас в школе меня называют Лена, а когда я вырасту, меня будут звать Елена Николаевна».

 Как вы думаете, это важно, чтобы каждого из нас  называли уважительно, по имени?

Вывод: нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

3. Упражнение «Сходства и различия».

 На листе записано слово «Люди» и далее лист разделен на две половины, одна из которых  подписывается «Сходства», а другая «Различия».

Далее дети ищут на своих столах таблички со сходствами и различиями людей, живущих на планете Земля, и размещают их на половинках.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияют сходства и различия на жизнь общества?
  2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  3. Лица людей  каких национальностей вам трудно различить?
  4. Как общаются между собой  старые и молодые люди?

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье, как выражает свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура.

 Легко ли ужиться  разным людям на Земле?

Вывод: Трудно, но возможно.

- А, может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми?

Хорошо это или плохо, что мы все разные?

Вывод: различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить на основе сотрудничества, взаимопонимания, терпимо относиться к другим.

5. Игра «Индивидуальность».

Напишите 2-3 признака, которые отличают вас от других, чем вы на других не похожи. Только признаки ваши должны быть те, которыми вы гордитесь (внешность, способность к чему-либо).

Зачитываются признаки и угадываются, если не угадали, ребенок сам называет себя.

Упражнение  «Кубик-рубик». 

Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции сторон.

- Жил-был когда-то мастер-шляпник. Он изготавливал такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными. Но однажды шляпник покинул этот мир, и шестеро его детей получили в наследство мастерскую. В ней они нашли инструменты и 6 шляп разного цвета.

«Наверно, это заказ, над которым отец трудился последние дни. Придет за шляпами человек и заплатит много денег», - подумали они.

Но шло время, а никто не приходил. Дети снова посмотрели на шляпы и решили взять их себе. Одному досталась - белая, другому – черная, третьей – красная, четвертой – желтая. Пятый взял зеленую, а шестой – синюю.

Дальше произошли невероятные события.

Надевший белую шляпу, стал хорошо разбираться в цифрах и фактах, однако, все эмоции утратил навсегда.

Надевший черную шляпу, стал подвергать сомнению все и вся, видел во всем только недостатки.

Надевшая красную шляпу, стала жить во власти эмоций, однако, не всегда могла ими управлять.

Владелица желтой шляпы видела в окружающем мире только хорошее, и ничто не могло повергнуть ее в уныние.

Владелец зеленой шляпы открыл в себе огромные творческие возможности.

 Владелец синей шляпы открыл в себе исследователя и научился извлекать уроки для себя из разных жизненных ситуаций.

Когда  дети шляпника через несколько лет собрались вместе, они пришли к выводу, что ни одна шляпа не может служить только одному владельцу, а вот надевая их попеременно, можно несказанно обогатиться.

Итак, мы берем в руки коробку со шляпками.

Начнем с белой шляпы. Представьте, что вы надеваете ее на себя (показываем движением). В белой шляпе мы способны перечислить те факты, ту последовательность событий, которые произошли в этой ситуации. С чего все началось, что было дальше, что случилось потом, чем все закончилось?

Черная шляпа. Что самое неприятное в этой ситуации? Что самое страшное может произойти?

Красная шляпа. – что чувствует в  ситуации пострадавший  человек.

Желтая – нет ситуаций абсолютно плохих и абсолютно хороших. Что полезного может быть в этой ситуации?

Синий – какой жизненный урок вы извлекли из ситуации.

Зеленый – давайте поищем выход из этой ситуации

Жизнь – театр, у каждого свои роли.

Я буду режиссер, а вы будете актеры, исполняющие различные роли. Дети по очереди выкидывают кубик. Разыгрываем ситуацию: мальчик разбил окно. Как отнесутся к этой ситуации люди (бабушка, соседка, друг, директор школы, мама, милиционер, незнакомец, одноклассник, продавец из соседнего магазина и т.д.),  примерившие на себя разные «шляпки».

- Давайте, наконец, определим, что значит «толерантность».

  • Уважение к другим.
  • Умение понять других.
  • Терпимость к людям, которые отличаются от тебя.

Творческая работа «Дерево толерантности»

Рефлексия.

Заключительное упражнение - «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь. Очень весело.

Ведущий: - Чтобы быть толерантным в современном обществе, нужно идти в ногу с хорошими людьми и  идти обязательно по дороге добра.

Исполняют песню «Дорогой добра».

Игры на знакомство

Всякая встреча начинается со знакомства. Вот несколько игр, помогающих быстро и интересно запомнить имена друг друга.

Снежный ком

Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий говорит свое имя. Затем сосед справа повторяет его имя и называет свое. Следующий по кругу человек называет два  предыдущих имени и свое. И так далее по кругу, пока эстафета не вернется к ведущему.

Имя – слово – действие

Игроки стоят в кругу. Ведущий говорит, как его зовут, и на первую букву своего имени называет любой предмет и образно, жестами, показывает его. Например: Антон – арбуз, вырисовывает руками круглый предмет. Второй игрок, стоящий справа по кругу от ведущего, повторяет его имя, слово и действие, а затем показывает свое. Последующие игроки должны повторить имя – слово – действие предыдущего человека (одного), а затем назвать свое.

Три имени

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди делает шаг вперед, называет свое имя с грустной интонацией и становится обратно. Во второй раз каждый говорит свое имя с интонацией удивления, а в третий – с радостным возгласом.

Игры на внимание, создание атмосферы

«Лабада»

Участники становятся в круг. Нужно запомнить такие слова:

Танцуй, да – да – да!

Вместе с нами, да – да – да!

Самый лучший в мире танец –

Это танец Лабада!

Ведущий задает вопрос: Мои ручки хороши?

Все отвечают: Хороши!

Ведущий: А у соседа?

Все: Лучше!

Все берутся за руки, идут по кругу и поют песню «Лабада». После окончания песни все останавливаются, ведущий задает следующий вопрос: Мои локти хороши?

Все: Хороши!

Ведущий: А у соседа?

Все: Лучше!

Все берут друг друга за локти и идут по кругу с песней «Лабада».

Далее в игре используются плечи, талия, колени, пятки и т.п.

«Австралийский дождь»

Все стоят в кругу. Ведущий показывает какое-нибудь движение (например, хлопает в ладоши, топает ногами, щелкает пальцами). Следующий после него человек повторяет это движение, которое передается по цепочке, пока не дойдет до ведущего. После этого ведущий меняет движение, а все остальные продолжают делать первое, пока до них по цепочке не дойдет второе. Так можно проделать несколько разных движений.

«Ты мой друг»

Игроки делятся на пары и встают лицом друг к другу. Ведущий говорит слова и показывает действие, которое остальные повторяют.

  • «Ты мой друг…» – кладем руку на плечо партнера;
  • «И я твой друг» - показываем ладонью на себя;
  • «Все для нас друзья вокруг» - обводим руками, показывая на всех;
  • «У меня носик…» - касаемся пальцем кончика своего носа;
  • «И у тебя носик…» - касаемся пальцем кончика  носа партнера;
  • «У меня глазки…» - касаемся пальцами своих глаз;
  • «И у тебя глазки» - касаемся пальцами глаз партнера;
  • «Мы с тобою любим сказки» - проговариваем все вместе;
  • «У меня плечи» - касаемся своих плеч;
  • «И у тебя плечи..» - касаемся плеч партнера;
  • «Мы обнимаемся при встрече» - партнеры обнимаются.

Затем можно поменяться парами и игру продолжить.

«Телескоп»

Участники становятся в круг. Ведущий показывает движение, сопровождающееся звуком. Остальные повторяют.

  • Руки согнуты в локтях и прижаты друг к другу. Ведущий: «Это дверцы телескопа, они открываются так: «вжик» (правая рука отводится в сторону), «вжик» (левая рука отводится в сторону)»
  • «Выезжает телескоп» - вытягиваем голову вперед между створками со звуком «у-у-у».
  • «Протираем стекло» - правой кистью руки делаем движение, как будто протираем стекло, со звуком «ш-ш-ш».

Теперь можно повторить все действия с первого по третье.

  • «Настроим телескоп» - правой кистью руки делаем круговые движения со звуком «чик-чик-чик».
  • «Увидели звезду» - указательным пальцем показываем вверх со звуком «О-О-О!»
  • «Много звезд» - руками делаем движения, как будто хотим поймать каждую звезду.

Повторяем все действия с первого по шестое.

  • «Прилетел космонавт» - делаем прыжок вперед.
  • «Метеоритный дождь» - хлопаем в ладоши.

Повторяем все с первого движения, но в более быстром темпе.

«Буги-вуги»

Игроки стоят в круге. Ведущий поет песню, сопровождая ее движениями, которые указаны в песне. Все поют вместе с ним и повторяют его действия:

Ручку правую вперед,

А потом ее назад,

А потом опять вперед,

И немного потрясем.

Мы танцуем Буги-вуги,

Поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так:

Раз! Два!

        Далее в песню вместо «ручки правой» подставляем поочередно: «ручку левую», «ножку правую», ножку левую», «ухо правое», «ухо левое», «нос единственный».

«У  тети Моти»

Участники становятся в круг. Необходимо запомнить слова следующей песенки:

У тети Моти четыре сына, четыре сына у тети Моти.

Они не ели, они не пили,

И не скучали никогда!

  • Ведущий: «Правая рука!» - все вытягивают вперед правую руку и, тряся ею, поют песенку «У тети Моти».
  • «Правая рука! Левая рука!» - вытягиваем вперед левую руку и, тряся обеими, поем песенку.
  • «Правая рука! Левая рука! Правая нога!» - поднимаем правую ногу, вытягиваем руки и поем песенку.
  • Затем в игру добавляется левая нога,  а последней – голова.

«Ветер дует на того…»

Участники становятся в плотный круг. Один игрок становится в центр. Он говорит: «Ветер дует на того, у кого (например) синяя кофта». Все те, на ком она есть, меняются местами друг с другом. Водящий в это время старается занять свободное место,  а тот, кто не успел занять, становится водящим. Если водящий крикнет: «Ураган!» - все меняются местами.

        «Слепой и Поводырь»

        Участники игры разбиваются на пары: один – «слепой», другой – «поводырь». «Поводырь» водит «слепого» по территории, минуя опасные места (столбы, деревья. ямы), а тот должен доверять ему. Затем игроки ролями меняются и парами. После нескольких игр проводится рефлексия: что чувствовал себя каждый в разных ролях?

 «Догонялки» 

Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием, например,
поймать за ухо, за палец и т.д.


«Испорченный телефон» 

(эффективные приемы общения)


     Участники встают в цепочку. Ведущий встает в конце цепочки.
Таким образом, все дети повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он
предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он
жестами показывает какой-либо предмет. Первый поворачивается лицом ко
второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает
предмет, второй передает третьему и т.д. Последний участник показывает
предмет. (Можно провести эту игру, разбив участников на команды и
предварительно начислять баллы).

      Условия: все делается молча, используются только жесты, можно
лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор,
пока предыдущий не хлопнет его по плечу.

«Будь внимателен»


Дети садятся в кругу.
- Сейчас мы с вами будем считать, просто считать: один, два, три и т.д.
Кто-то из вас начнет считать, а рядом сидящий (по часовой стрелке)
продолжит и т.д.

Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет
соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое
входит цифра 6 (например, 16), то, произнося это число, вы должны будете
встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без
произнесения числа).

Если кто-то ошибается, он выбывает из игры, но при этом остается сидеть
в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже
выбыл, а кто продолжает играть, (можно разбавить эту игру дополнительными упражнениями, т.е. движениями, которые участник должен показать, например встать и хлопнуть, что-нибудь прокричать и т.д.)



«Коллективный счет»

Дети стоят в кругу, опустив головы и, естественно, не глядя друг
на друга.

Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда
(один, два и т.д.), стараясь добраться до самого большого, не совершив
ошибок. (можешь усложнить вариант: можно произнести какой-нибудь девиз)
При этом должны выполняться три условия:
1. никто не знает, кто начнет счет, и кто назовет следующее число
(запрещается договариваться друг с другом вербально и невербально);
2. нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;
3. если нужное число будет названо вслух двумя и более игроками,
ведущий требует снова начать с единицы.
Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа
при уменьшении количества попыток. Психолог повторяет детям, что они
должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять,
нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

На завершающем этапе можно провести игру «Чилин-кан-кан» или «Сосиска, кетчуп, кока-кола».

Вечерние игры

«Коридор Любви»

Эту игру лучше всего проводить, когда все знакомы или перед расставанием, в последний вечер фестиваля. Нужно настроить на игру всех участников, создать романтичное настроение. Этому поможет песенный круг у костра, игра на гитаре, рефлексия участников события. Лучшее время – поздний вечер, когда наступят сумерки.

Все стоят парами, как в игре «Ручеек». Каждый  человек по одному идёт по этому коридору с закрытыми глазами. Все, кто хочет, привлекают его к себе и шепчут слова признания на ушко. Затем он продолжает игру, как в «Ручейке».

«Коридор доверия»

Все стоят, как при игре в «Ручеёк» парами, вытянув руки навстречу друг другу, образуя коридор. Задача: пробежать в коридоре, чтобы другие успели поднять руки вверх. Этим самым проверяется доверие друг к другу и отношение к человеку.

«Целовальный» хоровод

1-й вариант.  Все идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

Арам-шим-ши

Арам-шим-ши.

Арамия, Зульфия,

Покажи-ка на меня.

Ведущий показывает на кого-нибудь и выводит в центр круга, где они встают спиной друг к другу.  Все считают: 1,2,3!  На счёт 3 пара поворачивается. Если повернулись лицом друг к другу, то целуются, спиной – обнимаются. Далее игра повторяется до бесконечности.

2-й вариант.  Ведущий ходит внутри круга с маленькой подушечкой и выбирает себе пару, напевая:

Стелю, стелю подушечку,

Стелю пуховую.

Кого больше всех люблю, того поцелую.

Выводит партнёра в центр, встают оба коленями на подушечку и поют:

На коленочки поставлю, целовать заставлю.

Целуй, милый, целуй, милый,

Целуй да покрепче.

Далее игра продолжается долго.

Фестивальные песни

Под небом

Под небом, под этим небом

Откроем двери, войдём сюда

Под небом, под этим небом

Вас повстречаем и навсегда.

Семьёю большой мы станем.

Мы просто станем, и наш успех,

Он в том, что мы не устанем

Все наши песни делить для всех.

За что же нам это счастье,

Что все мы дети, что все мы здесь,

Что люди, мы с вами люди,

Что все мы любим, и все мы есть.

Что вместе, мы вместе будем

Расти и помнить, что для добра,

Для света, добра и света

Земля и мама нас родила.

Изгиб гитары желтой

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно.

Струна осколком эха пронзит тугую нить.

Качнётся купол неба, большой и звёздно-снежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет

Ты что грустишь, бродяга, а ну-ка, улыбнись,

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

-Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Но все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись.

Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Милая моя.

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены

Так и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подёрнулись угли костра.

Вот и окончилось всё – расставаться пора.

Припев: Милая моя, солнышко лесное,

           Где, в каких краях, встретимся с тобою?

           Крылья сложили палатки: их кончен полёт

           Крылья расправил искатель разлук самолёт.

           И потихонечку катится трап от крыла.

           Вот уж, действительно, пропасть меж нами  легла.

Не утешайте меня: мне слова не нужны.

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,

Где сквозь туманы краснеет кусочек огня,

А у костра ожидают, представьте, меня.

Песенка про любовь

На улице дождик, на улице сыро,

А им – все равно!

Они идут рядом, они идут вместе

Под одним зонтом.

Маленькая девочка маленькому мальчику

Задаёт вопрос:

-А что такое счастье?

-А что такое дружба?

-А что такое любовь?

        А ты меня любишь? – Ага!

        Дружить со мной будешь? – Ага!

И будем мы рядом, и будем мы вместе

С тобой навсегда.

А что скажет мама, а что скажет папа,

Если они узнают?

Они  меня и так

Из дома ни на шаг на улицу не выпускают.

Давай не будем, давай не будем

Об этом говорить.

Когда-нибудь наступит время,

Когда можно любить.

На улице дождик, на улице сыро, а им – все равно.

Они идут рядом, они идут вместе

Под одним зонтом.

Взрослая девушка взрослому юноше задает вопрос:

-А что такое счастье?

-А что такое дружба?

-А что такое любовь?

Этот мир

За то, что только раз

В году бывает май,

За блёклую зарю ненастного дня

Кого угодно ты на свете обвиняй,

Но только не меня, прошу, не меня.

        Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной

Придумано не мной,

что мчится день за днём,

То радость, то печаль кому-то неся,

А мир устроен так, что всё возможно в нём,

Но после ничего исправить нельзя.

Один лишь способ есть,

Как справиться с судьбой.

Один лишь только путь мельканий в ней.

Пусть тучи разогнать нам трудно над землёй,

Но можем мы любить друг друга сильней.

Гордая

Я повстречал её здесь на реке,

Здесь на реке она гуляла налегке.

В такой-то ветер, в такой-то дождь,

В такой-то поздний час ты одна идёшь.

        

Но только гордая мимо прошла,

Хотя погода, ну просто кошмар.

Хотя под влажным зонтом, где я притих,

Хватило места бы и на двоих.

А дождик сильный всё льёт и льёт,

Вот только знаю: она не придёт.

Она промокла и вся дрожит,

Но только знаю: она не подбежит.

Ещё успею я её догнать,

Погладить по спине, за ушком почесать,

Она прижмётся и скажет: «Ав-ав!»

И мокрым носиком уткнётся мне в рукав.

Но только гордая мимо прошла,

Хотя погода, ну просто кошмар.

Хотя под влажным зонтом, где я притих,

Хватило места бы и на двоих.

                И на троих, на четверых, на нас на всех,

                На всю землю, на две земли.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т.Ширямова. "Легко ли быть Человеком?"

Уроки-диалоги по проблемам нравственного и правового образования...

Т.Н.Ширямова. "Проектная деятельность сельских школьников как средство развития их инициативности"

Чтобы общение началось, кто-то должен сделать первый шаг, т.е. проявить инициативу.  Учащиеся в настоящее время должны проявлять личную активность для того, чтобы быть адекватным современным треб...

Ширямова Т.Н. Сборник заданий для подготовки к ОГЭ по русскому языку

В данном сборнике представлены все типы заданий по предмету. Дана спецификация. Для проверки знаний добавлены тесты по каждому разделу....

Ширямова Т.Н. Программа летнего палаточного лагеря "Родониана"

Данный проект реализован в  рамках долгосрочного проекта "Зов Чулыма"....

Т.Н.Ширямова. Проект "Школа социального успеха"

Как оценить свои способности и возможности? Что может и должен сделать ученик, чтобы добиться успеха в жизни и стать преуспевающим человеком, а в чём ему могут помочь школа, класс, профессионалы? Как ...

Т.Н.Ширямова. Проект "Образовательный туризм"

Путешествие – это педагогический фактор. В любой поездке, даже в деловой командировке, человек получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, ...