«Роль экопропаганды в воспитании подрастающего поколения»
статья по биологии (11 класс)
«Человека не может не занимать природа.
Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.»
И.С.Тургенев.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.
Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить тополь от осины. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры школьников .
«Человека не может не занимать природа.
Он связан с ней тысячью неразрывных нитей.»
И.С.Тургенев.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.
Вот характерная особенность нашего времени: многие сейчас разбираются и в музыке, и в живописи, разбираются в компьютерах…. И не знают названий птиц, порхающих возле дома, не могут отличить тополь от осины. Я считаю, что экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Вводя ребенка в мир природы, очень важно показать ему все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы общаясь с ней, дети учились, говоря словами поэта М. Волошина:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить….
Если вдуматься в эти слова, то тема воспитания экологической культуры очень актуальна. Экологическое образование в школе является необходимым для формирования адекватного отношения детей к окружающему миру, где условия существования во многом определяются влиянием человека.
Между тем, в настоящее время в школьной системе предмет «экология» не является федеральным компонентом, обязательным для преподавания. В нашей школе-интернате экологическое образование осуществляется на многопредметной основе, дополненной факультативными программами экологических курсов и практикумов. С этой целью выделяются часы для уроков экологии из вариативной части учебного плана.
Большой вклад в экологическое воспитание школьников вносит реализация программы дополнительного образования «Азбука нравственности».
Данная программа эффективно функционирует с сентября 2020 года и реализуется в 5-9 классах. При изучении «Азбуки нравственности» на каждой возрастной ступени отведено определённое количество часов для экологического воспитания.
Для развития у учащихся навыков экологической культуры в школе проводятся мероприятия экологической направленности: «Путешествие в природу», «Экопутешествие в мир родного края», экологические викторины «Наш дом - Земля», «Кругом вода».
Среди заданий, используемых при проведении данных мероприятий, можно выделить следующие: конкурс эмблем; конкурс экологических листовок «Защитим мир»; конкурсы на лучшее исполнение песен о водоёмах, лесах, животных «Спой мне о…» ,
«Экологический КВН» среди 10-11 классов. При этом учащиеся инсценируют русские народные сказки «Старая сказка на новый лад», освещая при этом экологические проблемы, рекламируют предметы, изготовленные из вторсырья в конкурсе «Отходы в доходы , показывают своё знание повадок животных в конкурсе пантомимы «Угадай животное». Такие мероприятия позволяют учащимся проявлять творческую активность в решении экологических проблем.
Воспитание экологической культуры учащихся осуществляется также через изучение
состояния окружающей среды. Членами научного общества учащихся проводится научно-исследовательская, проектная деятельность в области экологии, позволяющая изучить и найти решение экологических проблем Курской области. Наши проекты: «Оценка жизненного состояния леса по сосне и мхам», « Мир лекарственных растений моего посёлка», «Экологически чистый огород», «Учет численности дождевых червей», «Исследование содержание витамина «С» в различных фруктах», «Оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев». В этом направлении деятельности учащиеся под руководством педагогов достигают хороших результатов. Участвовали и стали победителями в областном форуме «Молодёжь – фундамент инновационного развития России», конкурс научных работ на базе областного центра развития творчества детей и юношества Итогом научно-исследовательской деятельности учащихся служат выступления школьников в рамках конференций : форуме «Молодёжь – фундамент инновационного развития России», конкурс научных работ на базе областного центра развития творчества детей и юношества .Экологическая культура учащихся также формируется через проведение творческих дел экологический вернисаж «До свидания, лето!», фотовыставка «Братья наши меньшие», конкурсы рисунков экологической тематики «Я –житель планеты Земля»,«Соловьиная трель», классных часов: путешествие по станциям «Лесное лукошко»; игры «Природа кричит:«SOS», «Экология вокруг нас»; устные журналы«Экологическая тревога: загрязнение окружающей среды», «Животные Курского края»; учащимися начальных классов в течение зимы проводится акция «Подкормите птиц!»
22 апреля в школе традиционно отмечается День Земли. Проводятся: акции «Зелёный день для школьников», «Экологический десант»; анкетирование учащихся по вопросам экологии; конкурс стенгазет «Глобальные экологические проблемы человечества»; конкурс юных поэтов «Я -житель планеты Земля».
Формирование экологической культуры школьников через внеурочную деятельность.
В рамках традиционной Всероссийской Недели Добра проходят следующие
акции: акция «Живи книга»; экологическая акция «Спаси дерево» - сбор макулатуры; акция «Чистый двор!» по уборке школьной территории. Учащиеся школы ходят в походы «Тропой родного края». Проведение подобных мероприятий в школе-интернате позволяет расширить кругозор школьников, повысить их культурный уровень, а главное, убедить учащихся в том, что забота об окружающей среде – это ответственность каждого.
И самое главное. Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, будь то родители, или учителя, обладают определённой экологической культурой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании подрастающего поколения, в ориентировании его на ценности гражданского общества
Лекторий для родителей. Л.Н. Толстой:«из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».Но что означают нравс...
Статья по теме: "Роль семьи в воспитании здорового образа жизни подрастающего поколения"
« Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». ...
Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения
В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...
«Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»
Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...
Роль комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики» в формировании системы непрерывного духовно – нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения.
«Пусть рвутся связи, меркнет свет,Но подрастают в мире дети…Есть в мире Бог или Бога нет,А им придется жить на свете».Н.Коржавина...
Статья на тему: "Воронежский музей спорта, его роль в воспитании подрастающего поколения"
В статье рассказывается о реализации проекта: "Воронежский музей спорта, его роль в воспитании подрастающего поколения", обобщаются достигнутые результаты, отмечены нерешенные пр...
Научная статья "Родовое сообщество и его роль в воспитании подрастающего поколения"
Данная статья опублиована в научном журнале "Перспективы науки: образование", которая входит в пересень Высшей аттестационной комиссии(ВАК)...