программа "Труд и человек"
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования "Труд и человек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trud_i_chelovek.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Обучение молодых людей с умственной отсталостью и комплексом сопутствующих заболеваний стало возможным на основании Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для воспитанников с отклонениями в умственном развитии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации, а также Закона об образовании (2013 г.)
Одной из важных задач коррекционной педагогики является максимальное содействие социализации детей с интеллектуальными проблемами к самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию.
Так по классификации и временным критериям медико-социальных экспертиз способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации относится к 1 степени, а способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях или специально оборудованного рабочего места с помощью других лиц – ко 2 степени.
В современном обществе сегодня господствует ключевой принцип: молодые инвалиды имеют право заниматься общественно-полезным производительным трудом, который дает им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознание нужности обществу.
Для обучения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья необходимо обязательное наличие карты индивидуальной программы реабилитации, в которых отражаются возможности обучаемого по следующим параметрам:
- Напряженность труда.
1. Интеллектуальные нагрузки:
а) содержание работы-без необходимости принятия решений, простые альтернативные задачи по инструкции, сложные задачи с выбором инструкции;
б) восприятие сигналов информации- без коррекции действий, с коррекцией;
в) степень сложности задания – обработка и выполнение; обработка, выполнение, проверка; обработка, выполнение, проверка и контроль.
2. Сенсорные нагрузки:
а) длительность сосредоточенного наблюдения – 25 %, 25-50%, 51-75%;
б) плотность сигналов свет, звук – низкая, средняя, высокая;
в) число объектов одновременного наблюдения – до 2, 3-5.
3.Эмоциональные нагрузки:
а) степень ответственности, значимости ошибки – небольшая, умеренная, выраженная, значительно выраженная;
б) степень риска за безопасность своей жизни или других лиц – исключена, возможна.
4. Монотонность:
а) низкая;
б) средняя;
в) высокая;
г) очень высокая.
5. Режим работы:
а) предполагаемая продолжительность рабочего дня для конкретного обучаемого.
II. Тяжесть труда.
- Физическая динамическая нагрузка:
а) региональная (преимущественно рук и плечевого пояса) – легкая, средняя, тяжелая;
б) общая (руки, корпус, ноги) – легкая, средняя, тяжелая.
2. Стереотипные рабочие движения:
а) локальная нагрузка (мышцы кистей, пальцев рук – редкая, средняя, частая.
3. Сенсорные нагрузки:
а) рабочая поза – свободная, удобная, смена позы;
б) периодическое (до 25 %) нахождение в фиксированной позе;
в) периодическое (до 50%) нахождение в фиксированной позе;
4. Рабочее место – обычное, специально созданное.
Наполняемость помещения для трудового обучения должна составлять 10 человек с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости.
Основное содержание деятельности трудовых мастерских определяется в зависимости от имеющихся у молодых людей нарушений, тяжести ограниченной жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза.
Пояснительная записка
Программа «Труд и человек» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа «Труд и человек» предназначена для обучения различным видам сборочных работ воспитанников Центров реабилитации, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься видами труда, где требуется выносливость и серьезные физические нагрузки.
Актуальность программы. Проблема социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья приобретает все большую остроту по различным причинам: доступную работу все труднее найти здоровому образованному человеку. Труднее всех приходится тем, кто имеет глубокую умственную отсталость или комплексный дефект. В настоящее время точка зрения на такое положение изменилась. Теперь считается, что особым образом организованное трудовое и профессиональное обучение в условиях деятельности реабилитационного центра может способствовать таким людям продуктивной работе в группе сотрудников.
Педагогическая целесообразность. Трудовое обучение молодых людей с интеллектуальными нарушениями является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы Центра реабилитации. Это связано с огромным значением трудовой подготовки для социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Способность самостоятельно трудиться в условиях учебно-производственных мастерских или на производстве, быть членом трудового коллектива - это одно из определяющих условий успешной социализации людей с нарушением интеллекта.
В процессе обучения труду и выполнения работ корректируются дефекты интеллектуального развития. Молодые люди учатся планировать ход работы, устанавливать логическую последовательность изготовления, комплектации изделия, продукции, определять приемы работы, выбирать необходимые комплектующие материалы, детали, отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность. Трудовая подготовка также складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда, четкой организации рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, работать в трудовом коллективе.
Новизна программы - в практико-ориентированном комплексном подходе к выработке у воспитанника теоретических знаний и практических умений по выполнению разного вида сборочных работ. Программа дополняет существующие в системе образования программы и формы работы в части формирования трудовых профессиональных навыков лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: создание системы комплексного обучения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья труду, развитие интересов в мире труда и профессий, формирование коммуникативных навыков, в подготовке их к самостоятельной жизни через социальную и трудовую ориентацию.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление обучающих с операционными темами, освоение приемов и способов сборочных работ, обучение выполнению всех видов сборочных работ;
- расширение знаний о мире профессий; общей компетентности работающего человека (права и обязанности работающего человека, экономические знания, трудовая дисциплина);
- формирование знаний правил техники безопасности, гигиенических требований к организации рабочего места;
- расширение знаний о нормах поведения работающего человека, факторах, влияющих на производительную деятельность в коллективных видах труда;
- формирование знаний профессиональной терминологии в области сборочных работ, развитие речи на основе практической и коммуникативной деятельности.
Развивающие:
- формирование умений и навыков необходимых для овладения определенных видов сборочных работ;
- обучение выполнению как ручных операций, так и на специальном оборудовании;
- выработка достаточно прочных профессиональных навыков обращения с материалами, деталями, специальным оборудованием, обучение приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий;
- развитие общих трудовых умений и навыков и на их основе скорректировать психофизическое состояние реабилитанта.
Воспитательные:
- воспитание трудовой дисциплины.
- формирование свойств личности, необходимых для осуществления самостоятельной трудовой деятельности, коммуникативности, ответственности;
- формирование потребности трудиться и положительной мотивации к трудовой деятельности;
Условия реализации
Программа «Труд и человек» - обучение сборочным видам труда рассчитана на обучение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 18 лет, срок ее реализации – 1 год с последующим обучением при обновлении состава обучаемых. Обучение сборочным работам по программе рассчитано на 6-ти часовой рабочий день.
При комплектовании трудовой группы для обучения сборочному делу следует учитывать:
- интерес и склонность реабилитанта к разного рода работам названного профиля;
- особенности психофизического и соматического состояния.
Обучение сборочным работам проводится 5 дней в неделю в следующем режиме:
- 1 час – теоретическое занятие;
- 3 часа – производственная практическая деятельность;
- через каждый час – 5-ти минутная динамическая пауза, 15-ти минутное проветривание помещения;
Принципы образовательной и коррекционно-развивающей деятельности :
- развивающего обучения. Направлен на развитие личности, потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
- систематичности и системности в обучении с применением знаний на практике. Приобретаемые знания, умения и навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно;
- воспитывающего обучения, способствующего воспитанию необходимых волевых и моральных качеств;
- активности и сознательности, познавательной активности;
- наглядности как средство познания нового, для развития наблюдательности, лучшего запоминания информации, трудовых операций;
- индивидуализации, дифференцированного подхода в обучении трудовой деятельности;
- доверие и поддержка.
Условия эффективности системы обучения, развития и воспитания:
- учет индивидуальных возможностей и способностей обучаемого;
- использование современных технологий и педагогических методик в обучении;
Основные формы методы работы:
- индивидуальные и групповые;
- словесные методы: беседы, рассказы, описание, объяснение, просмотр видео материалов, использование тестовых и контрольных практических заданий;
- наглядные методы с демонстрацией готовой продукции, комплектующих деталей, материалов, оборудования;
- практическая деятельность.
Учебно- тематический план по программе «Труд и человек»
(при 5-ти дневной рабочей неделе- 800 часов в год)
№ п\п | Наименование разделов, тем | Всего | Кол-во час. в год | |
Теория | Практика | |||
Раздел 1. «Я и мой труд» | ||||
1.1 | «Я в трудовом коллективе» | 32 | 8 | 24 |
1.2 | «Мир профессий» | 26 | 4 | 22 |
Раздел 2. «Рабочее место» | ||||
2.1 | «Организация рабочего места» | 32 | 8 | 24 |
2.2 | «Рабочее место и гигиенические требования к нему» | 32 | 8 | 24 |
2.3 | «Правила поведения работающего человека» | 32 | 8 | 24 |
2.4 | «Твои права и обязанности» | 26 | 4 | 22 |
2.5 | «Рабочая, спец. одежда» | 32 | 8 | 24 |
Раздел 3. «Техника безопасности» | ||||
3.1 | «Техника безопасности» | 32 | 8 | 24 |
3.2 | «Работа с электрооборудованием» | 32 | 8 | 24 |
3.3 | «Правила безопасного труда» | 32 | 8 | 24 |
3.4. | «Организация труда и профилактика производственных травм» | 32 | 8 | 24 |
3.5 | «Возможный травматизм» | 12 | 8 | 4 |
3.6 | «Пожарная безопасность» | 32 | 8 | 24 |
Раздел 4. «Оборудование, операции». Усвоение понятий профессиональной терминологии. | ||||
4.1 | Комплектующие детали» | 32 | 8 | 24 |
4.2 | «Материал, инструмент, оборудование» | 32 | 8 | 24 |
4.3 | «Операции» | 32 | 8 | 24 |
4.4 | «Фасовка» | 32 | 8 | 24 |
4.5 | «Сборка» | 32 | 8 | 24 |
4.6 | «Упаковка» | 32 | 8 | 24 |
4.7 | «Спайка» | 32 | 8 | 24 |
4.8 | «Комплектация» | 32 | 8 | 24 |
Раздел 5. «Планирование предстоящих операций» | ||||
5.1 | «Новые приемы работы» | 32 | 8 | 24 |
Раздел 6. «Экономические знания» | ||||
6.1 | «Труд в жизни человека» | 32 | 8 | 24 |
6.2 | «Трудовая дисциплина» | 32 | 8 | 24 |
6.3. | «Труд и деньги» | 32 | 8 | 24 |
6.4 | «Заработная плата» | 32 | 8 | 24 |
Итого: | 800 | 200 | 600 |
Ожидаемые результаты практической деятельности
Обучение сборочным работам включает теоретический и практический виды деятельности. Условно можно выделить 4 этапа обучения сборочным работам.
Для каждого этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику реабилитанта. При обучении используются образцы изделий и материалов, поясняющие пооперационное выполнение изделия, устные инструкции о тех или иных приемах труда, а также положения рук при работе с оборудованием, распределение материала для доступности выполнения различных видов трудового процесса. Каждый реабилитант имеют свое рабочее место, снабжается индивидуальным раздаточным материалом.
Первый этап: Психолого-педагогическое изучение рабилитантов в процессе труда. Умение сотрудничать в коллективе, поддерживать доброжелательную атмосферу. Освоение ими профессиональной терминологии, понятий. Формирование у реабилитантов первоначальных навыков и умений. Реабилитанты учатся понимать обращенные к ним вопросы по производству и четко формулировать свои.
Второй этап: Отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций, последовательность действий.
Третий этап: Закрепление профессионально-трудовых навыков. Реабилитанты проявляют уже достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам, подбирают без подсказок материалы и производят изделия.
Четвертый этап (производственный). Формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового предприятия.
Этапы, последовательность и порядок обучения сборочных работ на примере сборки школьных ручек, спайки бахил и упаковки бахил в капсулу.
Первый этап:
Сборка школьных ручек (учитывать сборку школьных ручек различного образца, количество для упаковки).
Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми воспитанники будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция (фасовка, сборка, упаковка, распределение по цвету, фактуре, размеру, количеству), изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего воспитанника, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Порядок на рабочем месте. Организация рабочего места.
Второй этап:
Ознакомление с деталями для сборки школьных ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок). Освоение понятий: «стикер», «скотч», «скотч аппарат», запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций по сборке и упаковке школьных ручек.
Третий этап:
Самостоятельно в контейнеры заготавливают для работы стержни (одного цвета), стволы, заглушки, колпачки, маленькие коробки. Выполняют работу по образцу (учитывать сборку школьных ручек различного образца и количество для упаковки).
Четвертый этап.
Выполнение сборочных работ. Трудовая практика.
Изделия. Стержни, стволы, заглушки, колпачки.
Дополнительные изделия. Коробки для упаковки (маленькие и большие), пакетики.
Теоретические сведения. Назначение школьных ручек. Названия деталей и операций при сборке ручек (стержень, ствол, заглушка, колпачок). Производство заготовок для ручек в промышленности.
Оборудование: стержни, стволы, заглушки, колпачки, коробка (пакетик) для упаковки, коробка для комплектации маленьких коробок, «скотч аппарат».
Практические работы: Сборка больших коробок из заготовочного материала; наклеивание стикера на поверхность заготовочного материала для маленькой коробки ; изготовление из заготовочного материала маленьких коробок для упаковки ручек; сборка ручек по образцу, подсчет по количеству; упаковка ручек в маленькие коробки (пакетики, наклейка стикера на пакетик); упаковка маленьких коробок ( пакетиков) в большую коробку; подсчет количества маленьких коробочек; наклейка стикера на большую коробку.
Умения: определение цвета стволов, соотнесение с цветом стержня, заглушки и колпачка, сборка ручек.
Определение стороны для наклеивания стикера на коробочную заготовку; сборка коробок, подсчет количества ручек для упаковки.
Самостоятельная работа.
Сборка коробок из заготовочного материала; сборка ручек; владеющие счетом - счет ручек для упаковки в коробку (пакетик, наклейка стикера ), упаковка маленьких коробок (пакетиков) в большую коробку, утяжка коробки «скотч аппаратом», наклейка стикера на большую коробку. Анализ работы.
1.Изготовление бахил (Спайка )
Первый этап:
Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми воспитанники будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция, машина, спайка, сборка, изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего воспитанника, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Порядок на рабочем месте. Распределение воспитанников по рабочим местам. Организация рабочего места.
Второй этап:
Ознакомление с деталями для спайки бахил и упаковки крой, резинка, трафарет, спаечная машина). Освоение понятий: «бахилы», «спаечная машина», «трафарет», «скотч аппарат». Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций: надевание заготовочного материала на трафарет, накладывание резинки по всей длине бахил в трафарете, загиб в манжет, спайка на спаечной машине, съем с трафарета, укладывание бахил в пару.
Практическая работа. Показ и обучение: обучение надевания заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки по всей длине бахил в трафарете, загиб в манжет, спайка на спаечной машине, съем с трафарета, укладывание бахил в пару, счет количества, (владеющие счетом) комплектация в пакет.
Третий этап:
Занимают рабочие места за одним столом, заготавливают для работы необходимые материалы и оборудования (бахилы для спайки, трафарет, резинка, спаечная машина).
Четвертый этап:
Выполнение сборочных работ. Трудовая практика.
Изделия. Заготовочный материал для бахил, резинка.
Дополнительные изделия. Пакеты (мешки) для комплектации (маленькие и большие).
Теоретические сведения. Назначение бахил. Названия деталей и операций при сборке бахил, (заготовочный материал для бахил (крой), трафарет, резинка, спаечная машина). Производство заготовок для бахил в промышленности.
Оборудование: заготовочный материал для бахил (крой), резинка, трафарет, спаечная машина, пакеты (мешки), «скотч аппарат».
Практические работы: надевание заготовочного материала для бахил на трафарет, накладывание резинки по всей длине бахил в трафарете, загиб в манжет, спайка на спаечной машине, съем с трафарета, складывание бахил в пару, счет количества (владеющие счетом), комплектация бахил в мешок (пакет).
Умения: надевание заготовочного материала для бахил (крой) на трафарет, накладывание резинки по всей длине бахил в трафарете, загиб в манжет, спайка на спаечной машине, съем с трафарета, складывание бахил в пару, счет количества (владеющие счетом), комплектация бахил в мешок (пакет).
Самостоятельная работа: надевание заготовочного материала для бахил (крой) на трафарет, накладывание резинки по всей длине бахил в трафарете, загиб в манжет, спайка на спаечной машине, съем с трафарета, складывание бахил в пару, счет количества, (владеющие счетом) комплектация бахил в мешок (пакет).
2.Упаковка бахил в капсулы.
Первый этап:
Беседа о профессиях в сборочных мастерских. Задачи обучения. Навыки и умения, которыми воспитанники будут овладевать. Знакомство с изделиями, которые предстоит выполнить. Освоение ими понятий материал, инструмент, операция, машина, спайка, сборка, изделие. Техника безопасности при работе в мастерской. Обязанности каждого работающего воспитанника, отвечающего за сохранность оборудования и производственного материала. Порядок на рабочем месте. Распределение воспитанников по рабочим местам. Организация рабочего места.
Второй этап:
Ознакомление с деталями для упаковки бахил в капсулы (бахилы, капсула).
Практическая работа. Показ и обучение: раскладка бахил, соединение пары бахил (накладка одна на другую), сворачивание пары бахил и упаковка в капсулу; счет количества (владеющие счетом), комплектация в пакет.
Третий этап:
Занимают рабочие места за столом, заготавливают для работы необходимые материалы и оборудования (бахилы, капсулы).
Четвертый этап.
Выполнение сборочных работ. Трудовая практика.
Изделия. Готовая пара бахил, капсула.
Дополнительные изделия. Пакеты для комплектации.
Теоретические сведения. Назначение бахил. Названия деталей и операций при упаковке бахил (капсула). Производство заготовок для бахил в промышленности.
Оборудование: пара готовых бахил, капсула, пакет для комплектации капсул, «скотч аппарат».
Практические работы: раскладка бахил, соединение бахил (накладка одну на другую), сворачивание пары бахил и упаковка в капсулу, счет их количества (владеющие счетом), комплектация в пакет.
Умения: раскладка бахил, соединение бахил (накладка одну на другую), сворачивание пары бахил и упаковка в капсулу, счет их количества (владеющие счетом), комплектация в пакет.
Самостоятельная работа: раскладка бахил, соединение бахил (накладка одну на другую), сворачивание пары бахил и упаковка в капсулу, счет их количества (владеющие арифметическим счетом), комплектация в пакет.
Ожидаемые результаты теоретических знаний
Тема: «Я в трудовом коллективе»
Обучаемый должен знать: нормы поведения в трудовом коллективе. Как избежать конфликты и добиться производительности труда.
Должен уметь: проявлять личностные положительные качества, избегать конфликтов, добиваться хорошей производительности труда.
Тема: «Мир профессий»
Обучаемый должен знать: Название рабочих профессий сборочных работ (сборщик, комплектовщик, упаковщик, фасовщик, контролер), содержание их работы, обязанности.
Должен уметь: назвать рабочие профессии сборочных работ, рассказать о том, какую работу выполняет тот или иной специалист.
Тема: «Организация рабочего места»
Обучаемый должен знать: понятие слова «рабочее место», порядок организации рабочего места.
Должен уметь: организовать свое рабочее место, приготовить производственный материал, комплектующие детали для работы.
Тема: Рабочее место и гигиенические требования к нему»
Обучаемый должен знать: правила содержания своего рабочего места, соблюдения порядка и чистоты во время работы и по окончании работы. Правила в содержания деталей, материала, оборудования.
Должен уметь: содержать свое рабочее место в порядке в процессе труда и по окончании работы. Соблюдать чистоту, умение проводить влажную убору рабочего места, аккуратно содержать используемые комплектующие детали и материал в соответствующих емкостях.
Тема: «Правила поведения на рабочем месте»
Обучаемый должен знать: правила поведения на рабочем месте, выполнение производственных задач, последовательность выполнения операций сборочных работ, не допущения брака в работе, трудовую дисциплину, влияние создаваемых помех для работы окружающим на результат работы.
Должен уметь: выполнять последовательность в выполнении сборочных работ, не допускать брак в работе, проявлять положительные качества личности.
Тема: «Твои права и обязанности»
Обучаемый должен знать: права на выбор трудовой деятельности, замену труда другим видом трудовой деятельности; обязанности при выполнении трудовой деятельности (повышать свою квалификацию через трудовую активность, качество труда. Соблюдать трудовую дисциплину. Быть честным, внимательным, аккуратным; проявлять заботу об окружающих).
Должен уметь: применять свои права, выполнять трудовые обязанности.
Тема: «Рабочая, спец. одежда»
Обучаемый должен знать: о рабочей специальной одежде, используемой в различных видах трудовой деятельности.
Должен уметь: использовать рабочую одежду по назначению
Тема: «Техника безопасности»
Обучаемый должен знать: правила безопасности при выполнении трудовых операций, работы со специальным оборудованием, мелкими деталями. Правила поведения при выполнении работ.
Должен уметь: выполнять правила технической безопасности при выполнении сборочных работ.
Тема: «Работа с электрооборудованием»
Обучаемый должен знать: правила использования электрооборудования при выполнении работы. Возможные последствия в работе с неисправным электрооборудованием.
Должен уметь: пользоваться электрооборудованием во время сборочных работ, соблюдая правила техники безопасности.
Тема: «Правила безопасного труда»
Обучаемый должен знать: правила безопасного труда, соблюдение техники безопасности и правил пожарной безопасности.
Должен уметь: соблюдать правила безопасного труда, техники и пожарной безопасности.
Тема: «Организация труда и профилактика производственных травм»
Обучаемый должен знать: правила организации труда, правила безопасности во время работы с мелкими деталями, использования электрооборудования; правила трудовой дисциплины.
Должен уметь: организовать свое рабочее место, обеспечить себя необходимым оборудованием, материалом для работы. Правильно использовать в работе электрооборудование, мелкие детали; соблюдать дисциплину, проявлять положительные качества личности.
Тема: «Возможный травматизм»
Обучаемый должен знать: о возможных травмах в производственных мастерских, недопустимом нецелевом использовании комплектующих деталей, последствиях баловства.
Должен уметь: использовать комплектующие детали, оборудование и материалы по назначению. Выполнять все правила безопасного поведения.
Тема: «Пожарная безопасность»
Обучаемый должен знать: правила пожарной безопасности, правила использования электрооборудования в процессе трудовой деятельности. Правила поведения во время пожара.
Должен уметь: выполнять правила пожарной безопасности, работы с электрооборудованием, поведения во время пожара.
Тема: «Комплектующие детали»
Обучаемый должен знать: название комплектующих деталей при выполнении сборочных работ. Следовать устной инструкции педагога в работе во время инструктажа.
Должен уметь: называть комплектующие детали, использовать профессиональную терминологию в контексте; понимать их название и назначение.
Тема: «Материал, инструмент, оборудование»
Обучаемый должен знать: название профессиональной терминологии, применимый в сборочных работах ( крой, бахилы, капсула, трафарет, скот аппарат, спаечная машина, ствол, колпачок, заглушка, стержень и т.д.)
Должен уметь: правильно применять профессиональную терминологию в контексте, следовать устным инструкциям инструктора
Тема: «Операции»
Обучаемый должен знать: понятие слова «операция» в производственных отношениях, как применить слово в разговорной речи.
Должен уметь: применять слово «операция» в соответствующем контексте.
Тема: «Фасовка»
Обучаемый должен знать: понятие слова «Фасовка», принцип работы специалиста-фасовщика, чем занят фасовщик в процессе трудовой деятельности.
Должен уметь: правильно применять профессиональную терминологию «фасовка», «фасовщик» в контексте; различать принципы и содержания работы фасовщика от других профессий в сборочных работах.
Тема: «Сборка»
Обучаемый должен знать: понятие слова «сборка», принцип работы специалиста-сборщика, чем занят сборщик в процессе трудовой деятельности.
Должен уметь: правильно применять профессиональную терминологию «сборка», «сборщик» в контексте; различать принципы и содержания работы сборщика от других профессий в сборочных работах.
Тема: «Спайка»
Обучаемый должен знать: понятие слова «спайка», принцип спаечных работ.
Должен уметь: правильно применять профессиональную терминологию «спайка» в контексте; различать принципы и содержания работы по спайке от других видов трудовой деятельности в сборочных работах.
Тема: «Комплектация»
Обучаемый должен знать: понятие слова «комплектация», принцип комплектующих работ.
Должен уметь: правильно применять профессиональную терминологию «комплектация» в контексте; различать принципы и содержания работы по комплектации от других видов трудовой деятельности в сборочных работах.
Тема: «Новые приемы работы»
Обучаемый должен знать: предлагаемые новые приемы сборочных работ, последовательность выполнениях различных операций по сборке.
Должен уметь: овладевать новыми приемами сборочных работ
Тема: «Труд в жизни человека»
Обучаемый должен знать: значение труда для человека. Труд как средство жизнедеятельности, обогащения, существования. Труд в системе трудовых отношений в коллективе, с государством.
Должен уметь: повышать качество труда. Проявлять трудолюбие и трудовую активность
Тема: «Трудовая дисциплина»
Обучаемый должен знать: о режиме рабочего дня: начало и окончание работ, время выхода на обед, короткие перерывы. Выход на работу без задержки, уход - по окончании рабочего дня, системность в выполнении трудового процесса. Последствия нарушений трудовой дисциплины.
Должен уметь: соблюдать трудовую дисциплину
Тема: «Труд и деньги»
Обучаемый должен знать: понятие слова «труд». Труд, хозяйственно-бытовой, общественно-полезный; об оценке труда, выраженной в деньгах.
Должен уметь: различать виды труда.
Тема: «Заработная плата»
Обучаемый должен знать: о заработной плате, как вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, количества и качества выполняемой работы. Виды заработной платы: основная, сдельная, повременная, дополнительная. К какому виду относится его заработная плата.
Должен уметь: различать и называть виды заработной платы
Формы, методы контроля и оценка результатов освоения практических навыков сборочных работ.
Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации
В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно-производственной сборочной мастерской важно проводить контроль над формированием и развитием у них практических умений и навыков сборочных работ : умение назвать детали, определить цвет, выполнить частичную, полную сборку продукции, умение считать продукцию при комплектации, выполнить сборку коробок и коробочек, спайку бахил на спаечном аппарате, упаковку в капсулу, сборку в «комочек. Реабилитанты также должны знать назначение продукции, где она используется, какой ее спрос на рынке труда; сотрудничество с фирмами, поставляющими в учебно-производственную мастерскую заказы, себестоимость продукции, форма оплаты, собственную заработную плату. Реабилитанты должны не только знать, как решается та или иная практическая задача, но и уметь выполнять эту работу индивидуально и коллективно.
Для отслеживания формирования и развития практических умений сборочных работ у реабилитантов возможно использование карт сформированности трудовых навыков по видам сборочных работ: сборка школьных ручек, фломастеров, коробочек; спайка бахил, сборка бахил в капсулу, сборка бахил в комочек ( карта № 1, 2 ), которая поможет инструктору по труду правильно определить актуальное состояние практического умения реабилитанта, стратегию работы по мотивации его к овладению необходимыми практическими навыками сборочных работ.
Работа с индивидуальными картами реабилитанта предполагает в начале учебного года отмечать в карте уровень сформированности навыка того или иного вида сборочных работ. В соответствии с уровнем индивидуальных возможностей реабилитанта инструктор по труду отмечает в карте умения, над формированием которых будет вестись работа в период учебного года.
По мере качества выполнения сборочных работ инструктор каждое полугодие отмечает:
- Произошел ли переход в овладении умением с одного уровня на другой.
С этой целью он продумывает и проводит с молодыми людьми необходимую работу, имеющую практическое и коррекционно-развивающее воздействие.
В предложенной форме отслеживания формирования и развития навыка деятельность реабилитанта оценивается знаком «0» (выполняет с помощью и поддержкой инструктора), «Х» (выполняет под контролем инструктора), ХХ (выполняет самостоятельно).
Анализ карты показывает, на какие виды сборочных работ инструктору необходимо обратить внимание, спланировать дальнейшую работу, определить оптимальные формы работы для приобретения и совершенствования трудового навыка.
Карта определения сформированности трудовых навыков сборочных работ
Сборка ручек, фломастеров, коробочек.
ФИО
№ п/п | Вид деятельности | Первое полугодие Степень владения | Второе полугодие Степень владения |
1. | Называет детали | ||
2. | Определяет последовательность сборки | ||
3. | Готовит оборудование для сборки | ||
4. | Определяет цвет деталей | ||
5. | Определяет цвет | ||
6. | Собирает по образцу | ||
7. | Соотносит цвет с деталями | ||
8. | Считывает по количеству | ||
9. | Комплектует в коробку | ||
10 | Комплектует в пакетик | ||
11. | Комплектует из разного цвета в пакетик | ||
12. | Собирает комплектующую коробку из заготовочного материала | ||
13. | Собирает коробку из гофры | ||
14. | Определяет стороны для наклеивания стикера | ||
15. | Наклеивает стикер на комплектующую коробку | ||
16. | Наклеивает стикер на коробку из гофры | ||
17. | Наклеивает стикер на пакетик | ||
18. | Утягивает коробку скотч аппаратом | ||
19. | Определяет верх, низ коробочки | ||
20. | Собирает коробочку |
1 степень: выполняет с помощью и поддержкой инструктора - 0
2 степень: выполняет под контролем инструктора - Х
3 степень: выполняет самостоятельно - ХХ
Карта определения сформированности трудовых навыков сборочных работ
Спайка бахил, сборка бахил в комочек, капсулу.
ФИО
№ п/п | Вид деятельности | Первое полугодие Степень владения | Второе полугодие Степень владения |
1. | Называет детали | ||
2. | Определяет последовательность спайки | ||
3. | Готовит оборудование спайки | ||
4. | Надевает заготовочный материал на трафарет | ||
5. | Накладывает резинку на трафарет | ||
6. | Загибает в манжет | ||
7. | Пользуется спаечным аппаратом | ||
8. | Комплектует бахилы в пару | ||
9. | Считает количество | ||
10. | Комплектует в пакет | ||
11. | Определяет цвет бахил | ||
12. | Собирает бахилы по образцу в комочек | ||
13. | Собирает бахилы по образцу в капсулу | ||
14. | Комплектует в мешок по количеству | ||
15. | Утягивает мешок скотч аппаратом |
1 степень: выполняет с помощью и поддержкой инструктора- 0
2 степень: выполняет под контролем инструктора - Х
3 степень: выполняет самостоятельно - ХХ
Критерии оценки теоретических знаний
- Выбери правильный ответ: сборка –это заклеивание коробки, подсчет количества, раскладка продукции в пакет, подготовка продукции из деталей?
- Деньги это: листы простой бумаги, ценная бумага?
- Как вести себя в случае пожара? сидеть на рабочем месте, бежать в соседний кабинет или помещение, выбегать на улицу?
- Как организовать свое рабочее место: сесть на стул и ждать, когда тебе принесут продукцию для работы, самостоятельно подготовить продукцию для работы, подсесть к соседу и работать сообща?
- Чем отличается фасовка от комплектации: разные виды работы, ничем.
- Ответь на вопрос: какие профессии ты знаешь?
- Рабочая спец одежда. Что это?
- Расскажи правила поведения на работе без травм.
- Покажи, как работать с электрооборудованием?
- Покажи комплектующие детали, назови их?
- Ответь на вопрос. Что означает слово «операция» на производстве? Делать операцию человеку, выполнять определенный вид труда.
- Покажи виды труда: упаковка, комплектация, фасовка, спайка?
- Расскажи о своем режиме работы?
Материально - методическое обеспечение:
1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
2.Наличие специального помещения для проведения обучения сборочным работам.
3.Оборудование учебного кабинета, мастерской:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- наличие специального оборудования (скотч аппарат, спаечный аппарат, столы для сборки, упаковки, фасовки, укладки, спайки);
- наличие емкостей для мелких и крупных комплектующих деталей, изделий, сырья;
- рабочее место инструктора по труду;
4. Технические средства обучения:
- оснащение кабинета для использования электрооборудованием
Дидактические и раздаточные пособия для использования при организации учебного процесса по программе, канцелярские принадлежности, специализированные плакаты, обучающие диски, пр.
Электронно-образовательные сайты.
Фестиваль «Открытый урок» http// festival. September.ru (для коррекционных школ);
Литература:
- А.И. Остапенко, АА. Палагин, Р.Л. Цацуев. Положение об организации безопасных условий труда подростков, Санкт-Петербург, 2010г.
- Аленкина О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи ( с ограниченными возможностями здоровья): учебно-методическое пособие-М.: Издательство «Глобус», 2009г.
- Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персональная технология образовательной деятельности.-СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1999
- Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Москва, «Издательство НЦ ЭНАС»,2003г.
- Кулишова Г.П. Как обучить профессии учащихся с нарушением интеллекта. Методическое пособие. СПб, 2006 г.;
- Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.А. Смирнова . Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, Санкт-Петербург, «Образование», 1995г.
- Л.М. Шипицына. Психолого - педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2003г.
- Липес Ю.В. Творческие профессии для людей с инвалидностью.-М.: Теревинф,2009г.
- Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении/ Науч.-исслед.ин-т дефектологии Академии педагогических наук СССР.-М.: Педагогика,1990.
- Опыт работы профессионально реабилитационного центра Санкт-Петербурга. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2001г.
- Платонова Н.М. Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. пособие для учителей Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006г.
- Примерный перечень рабочих профессий, должностей служащих, востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга, на которые могут трудоустраиваться инвалиды. Санкт-Петербург, 20011г.
- С.В. Андреева. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в лечебно-педагогическом центре г. Пскова: Псков: ПОИПКРО,2000г.
- Старобина Е.М., Дмитриева Э.А., Каменков К.А., Кривенков С.Г., кузьмина И.Е., Дрохздовский А.К., Байбородина И.Б., Басс И.Э.,Купавых А.Н. Профориентация и планирование карьеры молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство «Эксперт», Санкт-Петербург, 2002г.
- Т.Н. Стариченко. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва, « Издательство НЦ ЭНАС» 2003г.
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации:Книга для учителя/Л.В. Ботякова, А.Е.Голомшток,С.С. Гриншпун и др. –М.: Просвещение,1986г.
- Черникова Т.В. Профессионально-трудовая социализация с ограниченными возможностями здоровья Изд. СПб: «Глобус», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса
ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами, для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....
Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".
Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...
Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)
Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...
Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)
Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....