Методика проведения индивидуальной беседы
методическая разработка на тему

Леонтович Олег Валентинович

В предлагаемой методике рассматриваются вопросы подготовки и проведения индивидуальной беседы, как одной из форм воспитательной работы с нахимовцами.  По этапам расписана деятельность воспитателя и основные моменты, которые влияют на ход беседы и, как результат,  на действенность проводимого мероприятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_individualnoy_besedy.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МО РФ»

Тема: «Методика проведения и ндивидуальной беседы».

Подготовил: воспитатель 5 курса Леонтович О.В.

2015

«Чтобы быть услышанным, надо научиться слушать»

Неизвестный автор

Беседа - самый распространенный метод индивидуально-воспитательной работы с нахимовцами. Представляется возможным классифицировать индивидуальную беседу  по целям проведения на три вида:

1.           Ознакомительная.

2.           Диагностическая.

3.           Воспитующая.

Б  Е  С  Е  Д  А  

- МЕТОД индивидуально-воспитательной работы,  проводимый с целью изучения личных качеств

-  СПОСОБ воздействия на сознание нахимовца

В  И  Д  Ы

Ц  Е  Л  И

Ознакомительная

Получение информации о жизни нахимовца до поступления в училище, о его увлечениях, родственниках, друзьях.

Диагностическая

Получение информации о нахимовце с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей, уровне воспитанности.

Воспитующая

Решение конкретных воспитательных задач

«Чтобы быть услышанным, надо научиться слушать»

Неизвестный автор

Беседа - самый распространенный метод индивидуально-воспитательной работы с нахимовцами. Представляется возможным классифицировать индивидуальную беседу  по целям проведения на три вида:

  1.    Ознакомительная.
  2.    Диагностическая.
  3.    Воспитующая.

  1. Ознакомительная беседа проводится с целью получения информации об усдовиях жизни нахимовца до поступления в училище, о его увлечениях, родственниках, друзьях при прибытии воспитанника в подразделение после зачисления в училище.

  1. Диагностическая беседа - получение информации о нахимовце с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей, уровне воспитанности на этапе изучения подчиненного или тогда, когда необходимо получить дополнительную информацию о нахимовце.

Ознакомительная и диагностическая беседы ведутся по заранее составленному перечню вопросов и напоминают анкетирование.

  1.   Воспитующая беседа проводится для решения конкретных воспитательных задач, она требует специальной методической подготовки и выполнения определенных правил ее ведения.

Этапы беседы:

1 этап – подготовительный.

Необходимо определить цель беседы, тщательно продумать, как ее вести, что и как говорить, какие и как ставить вопросы подчиненному, какими рассуждениями и фактами будет его убеждать. В зависимости от степени знания особенностей личности нахимовца, воспитатель может и должен предвидеть, как сложится беседа, как будет вести себя подчиненный, какого результата можно добиться этой беседой. Кроме этого, в ходе беседы необходимо постоянно анализировать психологическое состояние собеседника, обращая внимание на:

-точность формулируемых мыслей;

-оговорки, недомолвки;

-желание уйти от ответа;

-паузы;

-тембр голоса, интонацию;

-мимику и жесты;

-срабатывание механизма так называемой психологической защиты.

2-й этап – начальный.

В начале беседы необходимо установить эмоциональный контакт с нахимовцем, создать непринуждённую, уважительную и деловую обстановку, чтобы расположить воспитанника к доверию и  откровенности. Лучше всего начать разговор с вопроса о его здоровье, самочувствии, поинтересоваться семьей нахимовца, его близкими и родными. Тем самым опереться в психике и сознании воспитанника на то, что ему близко и дорого. Таким образом возникает откровенность и доверие нахимовца к воспитателю.

Вести беседу рекомендуется спокойно, доброжелательно, но в то же время необходимо называть вещи своими именами и давать принципиальную оценку фактам и поступкам. В любой беседе, естественно учитывая индивидуальные особенности нахимовца, воспитатель должен стремиться убедить нахимовца, помочь ему уяснить личную ответственность за выполнение своих обязанностей, свое место в коллективе, заставить правильно оценить те или иные действия, выбрать правильную линию поведения. Искреннее желание командира помочь, внимательное отношение к просьбам, запросам, нуждам подчиненного оказывает положительное влияние на воспитуемого, даже на самого недисциплинированного.

3-й этап – анализ ситуации.

В ходе беседы устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась проблемная ситуация. Также выясняется, что повлияло на морально-психологическое состояние нахимовца и заставило его поступить тем или иным образом.  Далее, необходимо дать возможность воспитаннику самому проанализировать сложившуюся ситуацию и свои поступки, акцентируя внимание на их законности.

В завершение этого этапа высказать свою личную оценку ситуации и причин, к ней приведших.

4-й этап – планирование.

Воспитатель должен побудить, подтолкнуть самого нахимовца продумать и словесно (вслух) высказать возможные личные планы деятельности нахимовца по устранению имеющихся недостатков.В ходе беседы необходимо делать паузы, чтобы собеседник мог сосредоточиться и самостоятельно обдумать возможные  решения.  Вполне вероятна ситуация, когда в ходе беседы не будет выработано какое-то определенное решение. Положительным результатом будет даже то, что нахимовец сможет поговорить со своим воспитателем и  изложить собственное видение проблемы.

5-й этап – завершающий.

Воспитатель должен окончательно сформулировать способы решения проблемы нахимовца, активно поддержать его психологически, придать ему уверенности в том, что он в состоянии самостоятельно выполнить стоящие перед ним задачи.

Выводы.

  1. Личность воспитателя является решеющим фактором действенности беседы.

  1. Успешность беседы зависит:

- от степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.)

- от искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....

Методическая разработка "Методика проведения занятий производственного обучения по индивидуальному вождению автомобиля"

В методичке дана разработка тем занятий по индивидуальному вождению автомобиля....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м

Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях.     Про...

«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»

Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...