Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками
методическая разработка

Эргардт Светлана Николаевна

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_provedeniya_podvizhnyh_igr_s_detmi_s_ovz.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с отклонениями интеллекта требует особого внимания.

Таким образом, при подборе подвижных игр необходимо учитывать следующие моменты:

- содержание игр (сюжет, правила) должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития, эмоционального состояния и личностных интересов детей;

- подвижные игры предполагают варианты усложнения.но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;

- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию телосложения, развитие координационных способностей, коррекцию двигательных нарушений, развитие физических качеств, укрепление и оздоровление всего организма в целом;

- в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.

Все используемые подвижные игры были разделены с учетом примерной психофизической нагрузки на 4 зоны интенсивности (Страковская В.Л., 1994) и дополнены сведениями о ЧСС в процессе собственных исследований.

Установлено, что:

В 1-ю зону интенсивности вошли подвижные игры малой подвижности с незначительной психофизической нагрузкой, вызывающей повышение ЧСС до 100 уд./мин.

Во 2-ю зону интенсивности вошли подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой, имеющие ЧСС в пределах 100-120 уд./мин.

В 3-ю зону интенсивности включены подвижные игры с тонизирующей психофизической нагрузкой с ЧСС от 120 до 140 уд./мин. Она состоит из насыщенных яркими впечатлениями игр, вызывающих бурные эмоции, смех, возгласы детей.

В 4-ю зону интенсивности вошли подвижные игры с тренирующей психофизической нагрузкой, вызывающие увеличение ЧСС до 140-160 уд./мин. Игры этой зоны интенсивности отличаются от предыдущих наличием соревновательного момента, который усиливает эмоциональное напряжение играющих, побуждая к максимальным проявлениям физических возможностей, тем самым увеличивая общую эмоциональную и физическую нагрузку на организм ребенка.Игры и эстафеты в этой зоне интенсивности, несмотря на достаточно высокий уровень реактивности сердечно-сосудистой системы, непродолжительны (30-60 сек.), поэтому не вызывают утомления и проходят на высоком эмоциональном уровне, а после игры дети быстро восстанавливаются.

По преимущественному виду действий и движений выделены следующие группы:

1) Подвижные игры с ходьбой и бегом.

2) Подвижные игры с прыжками.

3) Подвижные игры с метанием.

4) Подвижные игры с ползанием, лазаньем, подлезанием.

5) Подвижные игры с ловлей, передачей и перекатыванием мяча.Используются различные мячи: тряпичные, волейбольные, резиновые, набивные разных диаметров, веса и окраски.

6) Подвижные игры с различными предметами. С целью повышения эмоционального состояния детей, включения элементов новизны для развития координационных способностей целесообразно использовать нетрадиционные предметы.

По преимущественному развитию физических качеств:

1) Координационные способности.

2) Скоростные качества.

Подвижная игра естественным образом аккумулирует в себе необходимость их проявления во всех формах: и как быстроту реакции, и как быстроту отдельных движений и их частоту (темп). Практически все подвижные игры так или иначе требуют скоростных способностей. Но у детей с поражением интеллектуальной сферы эта способность является лимитирующим фактором в игре. Умственно отсталые дети медленнее реагируют на внешние сигналы, теряются при смене обстановки или поставленной задачи, что нарушает ход игры. Скоростные качества у данной категории детей развиваются медленно даже в игровой обстановке.

3) Силовые и скоростно-силовые качества.

В процессе выбора детьми наиболее полюбившихся им игр оказалось, что игр с преимущественной направленностью на развитие силы очень мало. Данную группу составили подвижные игры, способствующие развитию силы сгибателей пальцев кисти («Фокусник», «Бусы»), эстафеты с передачей набивных мячей («Быстрый мяч») и несколько игр, эстафет на открытом воздухе в зимнее время с перевозкой игрока на санках и др. («Обгони», «Быстрые сани»).

По форме организации и проведения подвижных игр

В зависимости от места проведения подвижных игр они подразделяются на летние и зимние.Летние подвижные игры проводятся в помещении, спортивном зале.

Исходя из учета главных мотивов игровой деятельности и взаимоотношений играющих при достижении стоящих перед игрой специальных задач все подвижные игры, используемые на рекреативных занятиях с умственно отсталыми школьниками, подразделяются на:

1) Подвижные игры с водящим.

Так как дети с проблемами интеллекта в младшем школьном возрасте практически не умеют играть, большинство игр на начальном этапе проводится с водящим, в качестве которого выступает педагог, родители, волонтеры («Гуси-гуси», «Совушка» и др.).

Часть игр проводится с несколькими водящими, что позволяет постепенно включать в роли водящих и детей («Лохматый пес», «Невод» и др.).

2) Подвижные игры в парах, тройках.

Для развития способности координировать свои движения с действиями партнеров используются подвижные игры в парах - «Зеркало», «Фокусник», «Сиамские близнецы», «Быстрые сани», тройках - «Одноножки», «Обгони» и др.

3) Командные подвижные игры.

С целью повышения ответственности каждого игрока за соблюдение интересов команды, формирования навыков совместных согласованных действии, воспитания дисциплины, взаимопонимания и взаимопомощи, умения коллективно решать поставленные задачи и подчиняться единым правилам используются различные эстафеты («Паучки», «Собери слово», «Кто быстрее» и др.).

По виду использования межпредметных связей

Многие дети не знают названия частей собственного тела, не ориентируются в направлениях движения, названиях спортивного инвентаря, окружающих предметов.Если ребенок не отличает локти от коленей, путает правую и левую сторону, не знает, что значит прыгнуть на скамейку и через скамейку, естественно, oн будет чувствовать себя неуверенно, запаздывать в движениях, отвлекаться, смотреть на других детей, выполнять упражнения «вдогонку» или избегать участия в игре.

Взаимосвязь подвижных игр с речевой деятельностью

Активизация речевой деятельности детей на рекреативных занятиях подвижными играми осуществляется по следующим направлениям.

1) Закрепление представлений об изображении букв алфавита.

2) Составление слов из букв.

3) Составление слов на определенную первую букву.

4) Составление словосочетаний, простых предложений.

Взаимосвязь подвижных игр с представлениями о частях тела, направлениях движения

Формирование этих представлений осуществляется в следующих направлениях:

1) Закрепление знаний о строении тела и его частях:

голова - лицо, затылок, лоб, подбородок, шея;

туловище - спина, грудь, живот, бок;

руки - плечо, локоть, кисть, пальцы;

ноги - колено, стопа, пятка, носок, пальцы.

2) Пространственная ориентация в спортивном зале, на стадионе, дома: вход, стены, потолок, углы, дорожки, середина, центр и др.

Название спортивного инвентаря и оборудования: мячи, кегли, обручи, канат, гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, маты и др.

3) Умение принимать исходные положения: «лежа» (на спине, на животе, на боку), «сидя» (на скамейке, на стуле, на полу), «стоя» (в основной стойке, ноги на ширине плеч) и др.

4) Знание понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение их выполнять по словесной инструкции: поднять (ся) - опустить (ся);согнуть (ся) - разогнуть (ся); наклонить (ся) - выпрямить (ся); повернуть (ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти, бежать, перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить, катить), поднять, ловить, поймать. Все эти понятия являются неотъемлемой частью содержания и понимания подвижной игры.

5) Развитие пространственных представлений. Развитие ориентировки в пространстве происходит посредством игр и упражнений, способствующих умению двигаться в заданном направлении (вперед - назад; вправо - влево; вверх -вниз). Например, в игре «Невод» педагог, участвуя в составе рыбаков, подсказывает им направление; в игре «Робот» педагог завязывает себе глаза, а дети командуют его передвижением и приводят к ориентиру.

Взаимосвязь подвижных игр с элементарными математическими представлениями

Для развития элементарных математических представлений на занятиях подвижными играми с умственно отсталыми младшими школьниками использовалось несколько направлений.

1) Закрепление представлений о числе и его обозначении цифрой.

В соответствии с «Программой специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей» в работе с детьми 1-го класса используются цифры от 1 до 10, 2-го - до 20, 3-4-х классов в пределах 100.

2) Закрепление порядкового и количественного счета, элементарных счетных операций.

3) Развитие представлений о цвете, форме и величине предметов.

Развитию данных представлений способствует применение различного разноцветного инвентаря: булав, кеглей, малых и больших обручей, флажков, мячей разных диаметров, цвета, материала.

Взаимосвязь подвижных игр с информацией об окружающем мире

Взаимосвязь с информацией об окружающем мире в подвижных играх осуществляется в следующих направлениях.

1) Знакомство с представителями животного мира.

Подвижные игры включают множество упражнений, основанных на имитации животных, птиц, насекомых - мимикой, движениями, звуками. Эти игры вызывают у детей огромный интерес, способствуют расширению представлений о разнообразии животного мира.

2) Закрепление знаний по социально-бытовой ориентировке.

В игре «Машины» дети закрепляют знания правил уличного движения, знакомятся со светофором.В игре «Ранец» в круг выпрыгивают дети: один говорит -«ручка», другой - «тетрадь» и т.п.

На каждом занятии тема меняется - «Одеваемся» летом, зимой, в дождь и т.п. Дети выпрыгивают в круг, называя слова -шапка, зонтик, плащ, и т.д. Или «Идем умываться» - чистим зубы, моем уши, причесываемся, вытираемся полотенцем и т.п.

3) Конструирование.

В игре «Строители и разрушители» дети самостоятельно выбирают «строительный материал» заданного цвета, размера формы и строят дома, крепости, башни, машины. В подвижной игре «Бой» строят снежную крепость, в игре «Снеговик» - снежную бабу.

По преимущественной активизации психических процессов

Подвижные игры создают максимально благоприятные условия для развития психических функций умственно отсталых детей.

Подвижные игры, направленные на развитие внимания

Организация, проведение игры, объяснение правил, распределение ролей, реагирование на сигналы, своевременность нужных действий играющих требует от них постоянного внимания. Только яркое образное преподнесение игры, доступность и эмоциональность ее содержания могут поддержать устойчивое внимание на протяжении всего занятия. Если игра неинтересна ребенку, он быстро отвлекается и переключается на другую деятельность.

Подвижные игры, направленные на развитие памяти

В соответствии с характером психической деятельности, преобладающей в подвижной игре, активизируются различные виды памяти. Так, развитию двигательной памяти способствует запоминание и воспроизведение детьми в процессе игрового деятельности различных движении. Разнообразие двигательных действий расширяет их двигательный опыт.

Подвижные игры, активизирующие мыслительные процессы Подвижные игры способствуют развитию самостоятельности и быстроты мышления, сообразительности. Во многих играх детям приходится анализировать и сравнивать предметы. Так, например, в игре «Дотронься до...» дети в кратчайшее время должны найти предмет, отвечающий определенным признакам; желтого - круглого, белого - твердого - теплого и т.п.

Использование имитационных и сюжетно-ролевых игр способствует формированию и расширению у детей представлений о различных животных, птицах и активизирует наглядно-образное мышление («Воробушки и кот», «Гуси-гуси» и др.).

Подвижные игры, направленные на разбитие восприятия

Все подвижные игры в той или иной степени воздействуют на развитие зрительного, слухового, тактильного и двигательного анализаторов.

Подвижные игры, направленные на развитие воображения

Многие подвижные игры (имитационные, сюжетно-ролевые, с конструированием) направлены на развитие активного воссоздающего воображения у детей.

Подвижные игры, направленные на активизацию речевой деятельности

В занятия с умственно отсталыми детьми включались подвижные игры, направленные на развитие артикуляционной моторики и постановку дыхания.

По оздоровительной направленности

Для повышения оздоровительного эффекта рекреативные занятия проводятся в проветренном помещении (или на открытом воздухе), в облегченной форме, босиком. На протяжении всего занятия со стороны педагога осуществляется постоянный контроль за сохранением детьми правильной осанки в разнообразных движениях. Кроме того, используются специальные игровые упражнения, направленные на:

1) формирование осанки:

- принятие детьми позы правильной осанки с предметом на голове и ходьба с сохранением исходной позы («Быстро шагай»);

- выполнение различных игровых упражнений для укрепления позвоночника, имитирующих кошечку, собачку, лисичку, ежика и др.(«Зоопарк»);

- игры, включающие статические позы, с концентрацией внимания детей на осанке с разным положением рук: («Божья коровка», «Зеркало», «Совушка», «Фокусник»);

- приседание с сохранением правильной осанки с мячом в руках («Говорящий мяч»).

2) укрепление мышечно-связочного аппарата и профилактики плоскостопия:

- ходьба на носках, внутренней и наружной сторонах стопы (мишки, пингвины в игре «Зоопарк»);

- ходьба по предметам («Болото»);

- сгибание и разгибание стоп в положении сидя, с захватом пальцами ног различных предметов («Летающие носочки»).

3) укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем:

- все игры на свежем воздухе («Пробежки под обстрелом», «Обгони» и др.);

- все игры с использованием ходьбы и бега с умеренной, тонизирующей и тренирующей нагрузкой при ЧСС от 100 до 160 уд./мин.

Любая игра объясняется в следующей последовательности:

1) название игры;

2) роли играющих и их расположение на игровой площадке;

3) правила и ход игры;

4) определение победителя (если игра проводится в форме соревнования).

В организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов.

1. Выбор игры. Он зависит от конкретных коррекционно-развивающих задач, возрастных особенностей детей, глубины основного дефекта, состояния сохранных функций, физической подготовленности, количества детей в группе. При выборе игры учитываются погодные условия, место проведения, наличие помощников, желание, мотивы и интересы самих детей.

2. Подготовка места для игры.

Подвижные игры в зависимости от времени года и места проведения требуют разной подготовки. Больший оздоровительный эффект имеют занятия на открытом воздухе. Независимо от сезона общим требованием при подготовке места для занятий является обеспечение безопасности. Если занятие проводится на открытом воздухе летом, то лучше выбрать поляну или лужайку с невысокой травой, без пней и камней. Если игры проводятся в лесу, то необходимо заранее ознакомиться с местом проведения и наметить границы. Зимние подвижные игры могут включать передвижение на лыжах, катание на санках, строительство <<крепости» и <<снеговиков>>, метание снежков. Они требуют не только соответствующей экипировки, но и предварительного выбора территории, защищенной от ветра, подготовки лыжни на равнине и пологих склонах.

3. Подготовка инвентаря. В соответствии с планируемыми играми на занятии необходимо предусмотреть и заготовить заранее мелкий инвентарь и оборудование. Флажки, мячи разного размера, веса и цвета, кегли, ленты, поролоновые фигуры, мягкие игрушки, отличительные повязки должны быть красочными, яркими. В качестве подсобных материалов могут быть использованы шишки, камушки, жёлуди, ракушки.

4. Разметка площадки. Большинство подвижных игр проводится в спортивном зале или игровой площадке. Если разметка требует много времени, то это делается до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, особенно важно это для детей, имеющих нарушение зрения. В качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, шнур. Линия границ намечается не ближе 3 м от препятствий: стен, деревьев, пней и т.п.

5. Размещение играющих. Прежде чем объяснять игру, необходимо расставить играющих в исходное положение (лежа, сидя, в колоннах, в круге и т.п.). Ведущий не должен стоять в центре круга, так как половина играющих окажется у него за спиной. При объяснении нельзя ставить детей лицом к солнцу -они плохо будут видеть ведущего.

6. Объяснение игры. Сообщение правил и содержания игры, распределение ролей играющих должно быть понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета это может быть образная имитация, сказка, эстафета и т.п. Для детей с умственной отсталостью объяснение сопровождается показом всех перемещений с пробным проигрыванием, так как непонимание правил может отрицательно сказаться на восприятии игры.

7. Выделение водящих. Выполнение роли водящего оказывает на ребенка большое воспитательное влияние, поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало возможно больше детей. Выделить водящих можно разными способами: назначить, выбрать по желанию детей, выявить желающих, использовать считалки» и др. Перечисленные способы можно чередовать.

8. Распределение на команды. Проведение двусторонней игры или эстафеты с элементами соревнований требует деления на равноценные команды. Для уравнивания команд в первую очередь необходимо позаботиться о более слабых детях:определить для них щадящую меру нагрузки, снизить вес снаряда, сократить дистанцию, уменьшить количество упражнений. Состав команд в каждой игре может меняться, при этом должно учитываться желание детей в выборе партнеров.

9. Судейство. Строгое судейство характерно больше для спортивных игр. При проведении подвижных игр с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, судья -он же ведущий - наблюдает за ходом игры, задает нужный тон и настроение, направляет инициативу детей в нужное русло, создает возможность каждому участнику игры проявить свои лучшие качества. При нарушении правил он своевременно вмешивается для исправления ошибок, корректирует неправильные действия, предотвращает конфликтные ситуации, стимулирует и эмоционально поддерживает играющих.

10. Дозировка нагрузки. Величина нагрузки зависит от направленности, характера, эмоциональности игры. В малоподвижных играх нагрузка незначительная, в играх с большим количеством перемещении, ускорениями, прыжками нагрузка может быть высокой. Величину индивидуального воздействия подвижной игры можно определить по частоте сердечных сокращений, а регулировать нагрузку - временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, продолжптельностью интервалов отдыха, суммарным количеством подвижных игр, их чередованием и т.п.

11. Окончание игры. Продолжительность игры регламентируется ее содержанием, она может быть продолжительной по времени п очень короткой. Игра прекращается, как только появляются первые признаки утомления и снижается интерес к ней. Так как утомление наступает неодновременно у всех играющих, то вполне возможно для уставших досрочное окончание игры. Ведущий должен отслеживать состояние играющих, чтобы вовремя отреагировать на внезапные изменения.

12. Подведение итогов. Если подвижная игра носит соревновательный характер, то в конце объявляется команда-победительница. Если побеждает один человек, в следующей игре он в качестве награды может быть назначен капитаном. В большинстве игр подведение итогов сводится к анализу и оценке игровой деятельности участников. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмысленности действии и сознательной дисциплине.

Неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому воспитанию в специальной (коррекционной)  школе 8 вида является лечебная физическая культура (ЛФК).

Лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Занятия лечебной физической культурой желательно проводить ежедневно. Интенсивность воздействия упражнений должна постепенно увеличиваться, поскольку только нарастание нагрузки может обеспечить повышение уровня тренированности ребенка и улучшение его общего состояния. При подборе упражнений следует учитывать также координационные способности учеников вспомогательной школы, их уровень тренированности (на основании анамнеза, истории болезни и функциональных проб), способ выполнения движений (активно, с помощью или пассивно). Важным методическим приемом в лечебной физической культуре является "рассеивание" физической нагрузки, равномерное распределение мышечных усилий, чередование напряжений различных групп мышц.

При реализации индивидуального подхода при занятиях ЛФК умственно отсталых школьников важное значение имеют направленность коррекционной работы и дозирование физических нагрузок. Направленность может быть:

а)  на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела, дисплазии и т. д.);

б)  на коррекцию нарушений в движениях (нарушения координации, ориентировки в пространстве, точности движений, равновесия и др.); в) на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и др.).

Самомассаж является гигиеническим средством, способствующим общему развитию тела, укрепляющим мышцы, суставы, средством повышения общей работоспособности и физического развития; он особенно необходим для умственно отсталых школьников.

Самомассажем может заниматься каждый школьник после изучения методики его выполнения и нескольких практических занятий, проводимых учителем физкультуры или методистом по ЛФК. К противопоказаниям к выполнению самомассажа относятся острые лихорадочные состояния с повышенной температурой, острые воспалительные процессы, кровотечения и кровоточивость, гнойники, независимо от локализации, кожные заболевания (экзема, фурункулез, лишаи, повреждения или чрезмерное раздражение кожи), чрезмерное возбуждение. Нельзя проводить самомассаж и при загрязненной коже.

Последнее изменение: Вторник, 26 Октябрь 2021, 12:07


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников.

В работе описываются методы и приёмы коррекционной работы  по развитию лексико-грамматической стороны речи у умственно отсталых школьников...

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)

Представление педагогического опыта.Тема по самообразованию:«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и...

Методическая разработка учебного занятия с детьми ОВЗ. «Конструктор практических приемов на уроках с умственно отсталыми школьниками»

Представленный конструктор на уроке может варьироваться в зависимости от особенностей учащихся, от их настроя на урок, от учебного материала.Данные практические приемы представлены в виде примера на к...

«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представлений о предметах и явлениях окружающей действительности» (коррекционная школа VIII вида)

Представление педагогического опыта.Тема по самообразованию:«Обогащение словаря умственно отсталых школьников при изучении темы «Имя прилагательное» как средство расширения представл...

Сообщение на тему: " Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие умственно отсталых школьников"

Психологи констатируют развитие межполушарной специализации и улучшение межполушарного взаимодействия в результате систематического выполнения комплексов кинезиологических упражнений. Решая проблему п...