методика проведения беседы
статья
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ.
Специфические особенности беседы как формы воспитательной работы дают представление о том, насколько сложно и тонко она должна быть организованна, чтобы педагог мог достичь поставленных воспитательных целей.
Педагог, готовясь к беседе, должен тщательно продумывать содержание, определить четкую структуру, создать обстановку и заранее приготовить вспомогательный материал. Не менее важно выстраивать тематическую систему ряда бесед так, чтобы они составляли цепь воздействий на ребенка.
Основное в беседе – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих обучающихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, педагог, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие и уточняющие вопросы. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы они разбудили активность каждого и делали невозможными бессодержательные, формальные ответы, отговорки. Общий вопрос должен быть проблемным, спорным, а частные должны требовать приведения примера, конкретного случая, который можно проанализировать. Индуктивная беседа обычно перерастает в так называемую эвристическую, поскольку обучающиеся от частных наблюдений приходят под руководством педагога к общим выводам. При дедуктивном построении беседы 10 дается сначала правило, общий вывод, а затем организуется его подкрепление, аргументирование.
Во время беседы одной из задач педагога является управление беседой, направление ее хода. Для этого необходимы личностные качества педагога: коммуникабельность, интеллектуальность, находчивость, владение содержанием излагаемого материала, личный жизненный опыт по проблеме общения.
Итак, к основным методическим условиям проведения беседы
можно отнести следующие:
∙выстраивание тематической системы бесед, составляющих цепь
воздействий на обучающего, с использованием разнообразных видов;
∙тщательно продуманное педагогом содержание, четкая структура, система вопросов, комфортная обстановка;
∙установка правил проведения беседы;
∙использование наглядного вспомогательного материала;
∙проявление педагогом искренней заинтересованности в ответах детей,
выслушивание каждого, обеспечение права ребенка на самостоятельное
суждение;
∙использование проблемных ситуаций, эпизодов художественной литературы и периодической печати.
Таким образом, беседа с древних времен считалась одной из необходимых и
значимых форм общения педагога с детьми. Беседа может стать активной формой работы в организации для детей-сирот в том случае, если педагог умело подберет материал, правильно определит содержание и перечень вопросов, выберет соответствующий этому вид занятия, сумеет вывести обучающихся на заинтересованный и содержательный разговор. Искренняя доверительная беседа оставляет в душах детей свой след: развивает социальный интеллект, учит общаться, отстаивать свои взгляды, тем самым, решая в дальнейшем проблемы социализации обучающихся в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к проведению беседы "Отмечаем День Космоса"
Викторина поможет классным руководителям провести классный час....
Образовательно-просветительская программа по вопросам предупреждения коррупции с конспектами для преподавателей для проведения бесед на классных часах по темам программы.
Образовательно-просветительская программа по вопросам предупреждения коррупции с конспектами для преподавателей для проведения бесед на классных часах по темам программы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для проведения контрольного занятия с кадетами 2 курса. ТЕМА: Организация и методика проведения контрольного занятия в подтягивании на перекладине и в беге на 100 м
Каждый командир обязан знать, систематически проверять, анализировать и оценивать физическую подготовленность подчиненных, состояние физической подготовки в подразделениях. Про...
Методика проведения индивидуальной беседы
В предлагаемой методике рассматриваются вопросы подготовки и проведения индивидуальной беседы, как одной из форм воспитательной работы с нахимовцами. По этапам расписана деятельность воспитателя...
Методика проведения вариантов урока-игры при проведении обобщающего повторения по отдельным темам школьного курса истории России
Варианты урока-игры при проведении повторительно-обобщающих уроков...
«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»
Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...
Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками
Методика проведения подвижных игр и методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками...