Индивидуальный подход к школьникам - неформалам
статья на тему
Несколько десятилетий назад начали появляться различные молодежные субкультуры. Подростки, которые стали относить себя к ним, слушали музыку, понятную не каждому, одевались и вели себя абсолютно непривычно с точки зрения большинства. Их стали называть неформалами. Своим внешним видом эти молодые люди начали пытаться выделиться из толпы, обратить на себя внимание. Раньше это явление было довольно редким, но сейчас неформалов можно встретить везде, особенно много их среди подростков в возрасте от 12 до 18 лет. И поэтому неформалы в школе — распространенное явление....
Как к ним относиться учителям средней школы? Вот об этом я попробую немного рассказать Вам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальный подход к школьникам - неформалам | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный подход к школьникам-неформалам
Несколько десятилетий назад начали появляться различные молодежные субкультуры. Подростки, которые стали относить себя к ним, слушали музыку, понятную не каждому, одевались и вели себя абсолютно непривычно с точки зрения большинства. Их стали называть неформалами. Своим внешним видом эти молодые люди начали пытаться выделиться из толпы, обратить на себя внимание. Раньше это явление было довольно редким, но сейчас неформалов можно встретить везде, особенно много их среди подростков в возрасте от 12 до 18 лет. И поэтому неформалы в школе — распространенное явление....
Как к ним относиться учителям средней школы? На этот счёт существуют различные мнения. Одни люди считают, что все неформальные группы молодёжи следует запретить и немедленно распустить. Другие, напротив, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам “перебеситься” и найти себя в жизни. Как все крайние точки зрения, эти воззрения ошибочны. Нельзя дать правила, верного по отношению к всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до антиобщественных и противоправных. Поэтому начинать надо с особенностей изучения тех неформальных групп, с которыми педагогу приходиться сталкиваться. Второе: к каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии. причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодёжное объединение.
О требованиях к психологическим исследованиям неформальных групп достаточно подробно говорят Д. И. Фельдштейн и Л. А. Радзиховский. Они, в частности, указывают педагогу на необходимость выработать умение ставить себя на место школьника-”неформала”, вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.
Каковы первостепенные задачи изучения групп неформалов? Начинать следует с получения самых общих сведений о них: сколько подобных неформальных объединений в данной местности; каково количество участников в каждом из них; кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья); связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами. Далее следует получить ответы на вопросы социологического характера: интересы и культурный уровень членов группы; социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т.д. Желательно выяснить структуру и динамику группы: кто может быть членом группы, требования к нему, правила приёма и выбытия, постоянен ли состав группы, как определяется лидер объединения молодёжи, отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.
Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодёжи. Так, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы неформалы, увлекающиеся рок-музыкой? Можно ли сравнивать их взгляды на вещи со взглядом профессиональных музыкантов? Необходимо также выявить, какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли хиппи добры, а фанаты - агрессивны? Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и различные взрослые люди.
А как сами члены молодёжных групп представляют себя в глазах окружающих? Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития.
Теперь об индивидуальном подходе к школьнику-”неформалу”. Начинать следует с выяснения причин вхождения в определённую неформальную группу каждого конкретного её члена. Выше, при описании краткой истории таких групп, я упомянула некоторые такие причины. Напомню, что сам возраст подростка и юноши, некоторые важные особенности личности взрослеющего человека могут служить основой формирования соответствующей мотивации.
Особенности личности школьников среднего и старшего подросткового возраста, создающие психологическую основу их стремления к включению в неформальные молодёжные объединения, рассмотрел И. А. Невский. Он связывает участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов (атрибуты одежды, групповые ритуалы). В этом плане важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им, эмоционально-волевую неустойчивость этих школьников и т.д. Ко всему этому нередко добавляется и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне её, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряжённой деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами. Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощённые добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь у обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью.
И.А. Невский провёл также психолого-педагогический анализ причин участи школьников в неформальных молодёжных объединениях. Эти причины, по его мнению, следующие:
- стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваемому современному западному искусству;
- низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива;
- отсутствие постоянных содержательных интересов общественно полезной деятельности, равнодушие к учёбе;
- потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;
- одинаковость в требованиях ко всем ученикам, а также задержки в умственном развитии у части таких учащихся;
- недостаток внимания к молодёжи в семьях, безнадзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности;
- новизна, своеобразие впечатлений, получаемых в группе сверстников-неформалов, чувство свободы;
- возможность выявить протест против собственного бесправия, консервативных форм обучения и воспитания в школе, отрицательных явлений в семье и т.д. Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни.
Таковы причины вхождения подростков и юношей в неформальные объединения. А вот что сообщили по этому поводу сами участники “дворовых тусовок”, т.е. групп по месту жительства. Данные получены петербургскими социологами, обследовавшими 40 таких групп. Юноши составили 70% этих неформальных объединений, а девушки - 30%. В абсолютном большинстве эти группы состоят из несовершеннолетних. Интересующее нас обобщение сделал социолог Н. Кофырин. Приведу его слова: “Среди наиболее важных причин, побудивших молодых людей “уйти в неформалы”, - потребность в друзьях, в чём-то необычном, а также конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Почти каждый восьмой пришёл в группу, потому что “не знал, как жить дальше”. Как видно, мнения учёных и ребят во многом совпадают, но кое в чём и разнятся. Одно ясно: причины серьёзные и их остаточно много, для каждого - своя причина или даже несколько взаимодействующих. К тому же надо сказать, что достаточно глубокие научные исследования неформального молодёжного движения в нашей стране только начинаются, а жизнь изменяется круто, быстро, неожиданно, порождая трудно прогнозируемые изменения в чутких юных душах. поэтому каждый педагог, имея дело с молодыми неформалами, вступает нередко в роли первооткрывателя.
Учителей, конечно, очень интересует вопрос, как вести работу по профилактике отклоняющегося поведения школьников - участников неформальных молодёжных групп. Исследование этой проблемы провёл В.С. Овчинский. Он сформулировал ряд методических рекомендаций педагогам, работающим с учащимися среднего и старшего школьного возраста. Так, данный автор справедливо говорил о необходимости дифференцированного подхода к каждой конкретной неформальной группе и к каждому её участнику. Например, среди хиппи встречаются “романтики” тунеядства”, “идеологи” молодёжного протеста, просто яркие творческие личности ( поэты, певцы, музыканты ), увлечённые авангардными формами искусства. Естественно, подход к каждой из этих подгрупп хиппи должен быть свой, не похожий на другие.
При профилактике отклоняющегося поведения членов неформальных групп в большинстве случаев рекомендуется основной упор делать не на запретительно-административных действиях, а на открытом, гласном, демократическом обсуждении интересующих этих молодых людей проблем. Задача заключается в том, чтобы помочь неопытным и незрелым подросткам и юношам отделить истинное от заблуждений. Задача также в том, чтобы тактично и квалифицированно показать молодёжи действительную ценность лучших образцов отечественной и зарубежной культуры.
Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодёжных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами педагогу следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Надо, как справедливо считает профессор Д.И. Фельдштейн, не запрещать неформальные группы молодёжи, а создавать как можно более благоприятные условия для самовыражения и самореализации подростков и старших школьников. Поэтому требуется приложить как можно больше усилий школе и общественности для создания разветвлённой сети подростково-юношеских объединений: клубов, студий, общественных штабов, поисковых отрядов и т.д. Это особенно необходимо в настоящее время, когда всё большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.
При работе со школьниками-неформалами роль педагога может нередко сводиться в основном к помощи молодым людям наиболее безболезненно пережить период пребывания в группе, “пройти” его в оптимальном для каждого школьника темпе, искусственно не замедляя и чрезвычайно не ускоряя его.
Однако всё сказанное выше относится, естественно, не ко всем неформальным молодёжным объединениям и не ко всем формам развития определённых групп.
Безусловно, что в ряде случаев следует решительно применять запрет. Ему подлежит пропаганда наркомании, пьянства, насилия, жестокости, порнографии, проституции и особенно неофашизма. Необходимо немедленно реагировать и тогда, когда деятельность определённой неформальной группы начинает принимать противоправный характер. В.С. Овчинский рекомендует в таких случаях принимать специальные меры предупреждения. К ним относятся: разобщение принявших нежелательные формы развития молодёжных групп, переориентация их на общественно полезные виды деятельности, нейтрализация отрицательно влияющих лидеров, решительное прекращение любого общения с людьми преступного мира. И, конечно же, всегда следует применять индивидуальный подход к членам даже одной и той же неформальной группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественно творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства
П л а н 1. Условия возникновения и актуальность опыта 2. Теоретическая база и новизна опыта, ведущая педагогическая идея 3....
Индивидуальный подход в воспитании школьников
Индивидуальный подход к детям - эта тема актуальна всегда. В своей работе я рассматриваю как развитие универсальных учебных действий (общеучебные ЗУН), так и психологический аспект данной пробле...
Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.
Этот материал поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....
Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса
Статья на тему "Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса"...
Основы развивающего обучения в школе. Технологии реализации индивидуального подхода в обучении школьников.
(Выступление на ММО учителей информатики ЗМР)...
«Методические проблемы индивидуального подхода по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»
Цель: раскрыть необходимость индивидуализации при проведении занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Показать основные методические пр...
Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Индивидуальный подход в обучении школьников"
Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости...