Материалы для занятий в системе дополнительного клубного образования
методическая разработка (8 класс) на тему
В этом разделе размещены мои наработки: фрагменты занятий с учащимися, разработки открытых занятий, разные тематические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya.doc | 43.5 КБ |
izuchenie_tsennostey.doc | 32 КБ |
kosmos.doc | 42 КБ |
net.doc | 66 КБ |
zhizn_bez_agressii.doc | 92 КБ |
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь виртуальная и жизнь реальная (12 лет + родители)
Задачи:
- Выяснить значение слов и расширить знания о «виртуальной жизни» и «реальной жизни»
- Активизировать размышления о негативных и позитивных сторонах виртуальной и реальной жизни
- Развивать речь, умение рассуждать и мыслить
- Воспитывать ответственность в выборе своих приоритетов
- Организационный момент
Всем добрый день!
Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Я хочу всем пожелать хорошего настроения. Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне, нашим гостям, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи во всех делах.
- Вступительная беседа
Хочется нашу беседу начать со сказки «Правила безопасности Интернета». (Сказка)
Сегодня мы поговорим с вами о виртуальной и реальной жизни. А как вы понимаете, что такое жизнь?
Жизнь – это существование на земле от рождения до смерти (по Далю)
- Беседа по теме классного часа «Что в вашем понимании реальная жизнь?»
Реальная жизнь – личная жизнь каждого человека – чтение, музыка. Учеба, общение, друзья, каникулы, увлечения, спорт, взаимоотношения, семья и т.д.
Если с реальной жизнью более менее все понятно, то что же из себя представляет виртуальная жизнь? Та самая, в которую попала Смайл-царевна?
Что такое виртуальность?
Виртуальность – это вымышленный, воображаемый объект или субъект, отношение или действие, которое не присутствует в данный момент в реальной жизни, а созданный человеческим воображением, другими словами – это фантазия и вымысел.
Ребята, что значит в вашем понимании виртуальная жизнь?
Виртуальная жизнь – искусственная реальность. Созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку.
Какие технические средства создают эту самую искусственную реальность? (компьютер, Интернет)
22 года назад (1989г.) в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям родилась идея Всемирной паутины. Ее предложил знаменитый британский ученый Тим Бернес-Ли. В 1990 году состоялось первое подключение к Интернету по телефонной линии. В 90-е годы Интернет проникает во все американские дома, появляются первые социальные сети. В 2000 году Интернет прочно входит в жизнь россиян.
Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая связывает между собой пользователей компьютерных сетей и пользователей ПК.
Почему Интернет стал пользоваться популярностью?
По Интернету происходит поиск информации, устраиваются конференции, выставки, интервью. Обычный домашний пользователь имеет все шансы заказать по Интернету любой товар, узнать погоду, новости из любой области, познакомиться, пообщаться, завести друзей, поиграть в компьютерные игры в режиме онлайн.
Итак, назовите основные аспекты виртуальной и реальной жизни.
(на доске таблица)
Интернет лучшие стороны отрицательные стороны
Поиск информации +
Общение, дружба + +
Игра +
Учеба (дистанционная) + +
Перечислите еще.
Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа отметит положительные, а другая – отрицательные моменты виртуальной жизни.
(возможные варианты ответов)
Быстро, доступно, в любое удобное время, получить распечатку | Мало читают, не развивается речь, не приобретают навыков работы с первоисточниками. Отвлекаемость на рекламу, бесполезную информацию |
Легкое общение на большом расстоянии, легко завязываются знакомства, много друзей | Нет взаимной поддержки, взаимопомощи, возможности пообщаться с глазу на глаз. Можно придумать для себя любой образ, стиль поведения, то есть надеть маску |
Яркость, привлекательность, проведение досуга, игра на расстоянии (онлайн). Компьютер не выражает недовольства, прекрасный партнер, не предъявляет никаких требований. Легко стать властелином и героем. | Правила жестоки, можно всегда исправить ошибку и начать заново, можно изменить ситуацию, не доводя дело до конца. Чревато сбоями в психике, преступлениями в реальной жизни, человек перестает ощущать реальность |
Дистанционное обучение, обучение больных, инвалидов. Получение образования на расстоянии | Нет живого общения с преподавателем, отсутствие воспитательного аспекта |
Кто пользуется Интернетом?
Что вас привлекает во «всемирной паутине»?
Что происходит, когда человек слишком сильно начинает злоупотреблять Интернетом?
- ЗАВИСИМОСТЬ - отказ от альтернативы
- ПОТЕРЯ ЗДОРОВЬЯ
Каковы причины возникновения виртуальной зависимости?
Малообщительный, низкие коммуникативные качества, низкая самооценка, нет друзей, интересов, увлечений, не доволен собой, доступность любой информации.
Какие признаки говорят о том, что человек зависим от виртуального мира?
Раздражительность, агрессивность, замкнутость, снижение успеваемости, нарушение режима, конфликты в семье, ложь, ухудшение настроения, уход от реального мира, повседневные заботы игнорируются, неопрятность, безответственность.
Легко ли избавиться от такой зависимости?
Очень сложно, часто необходима психологическая помощь.
Так какая же жизнь интереснее и безопаснее: реальная или виртуальная?
- Итог
Какую жизнь вы выбираете?
А теперь попробуйте выразить свои мысли или чувства по поводу нашего классного часа, употребив только одно предложение:
Я ВЫБИРАЮ ________________________
Я ПОСТАРАЮСЬ ____________________
Замечательно, я не сомневалась в том, что вы выберете реальную жизнь. Я надеюсь, вы поняли насколько важно живое человеческое общение. Не забывайте о тех, кто нуждается в нем. Я желаю вам взаимопонимания с вашими близкими, настоящих друзей, успехов в учебе и всего самого хорошего.
Всем спасибо за отличную работу.
(памятки)
Предварительный просмотр:
Изучение ценностей
Список ценностей
Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть и положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства
Инструкция
На чистом листке напиши свой возраст и пол. Подписывать листок не обязательно. Перед тобой - список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Кому-то, например, кажется наиболее значимым иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – уверенность в себе, хорошую работу и т.д. Это нормально. К тому же многие ценности взаимосвязаны.
Прочитайте внимательно список и подумайте, что для Вас лично имеет самое большое значение..
Поставь на листке для ответов цифру 1, выбери из списка и напиши то, что для тебя наиболее ценно в жизни (и сейчас, и в будущем).
Далее поставь цифру 2 и выбери то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность. И так далее.
В результате у тебя получится свой список ценностей, где на первом месте стоит самое важное, а в конце наименее важное.
Клуб
Хорошее образование
Счастливая семья
Хорошее здоровье
Счастье близких людей
Дружба
Хорошая работа и карьера
Уверенность в себе и самоуважение
Хороший дом, квартира
Уважение и восхищение окружающих
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Деньги, богатство
Хорошая пища
Сохранение жизни и природы на Земле
Слава; Власть и положение
Благополучие государства
Красивая одежда, ювелирные украшения
Наука как познание нового
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования
Ольги Николаевны Маджитовой
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование у детей интереса и желания познакомиться с космосом
ЗАДАЧИ:
Обучающие: дать общее представление о космосе
Познакомить с солнечной системой,
Развивающие: содействовать развитию познавательного интереса, творческих способностей, пространственного воображения,
Воспитывающие: воспитывать уважение к своим землякам-космонавтам;
содействовать воспитанию умения принимать решение;
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Мультимедийный проектор, плакат «Солнечная система»
МЕТОДЫ:
Словесные – фронтальная беседа.
Наглядные – демонстрация
Игровые –
Практические –
Репродуктивные –
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
- Организационная часть ( 2 мин.)
- Знакомство с новым материалом (7 мин.)
- Закрепление пройденного (8 мин.)
- Практическая работа (10 мин. )
- Подведение итогов (3 мин. )
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационная часть.
-Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром космоса и я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие.
2.Знакомство с новым материалом
- Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
Да, это наша планета Земля. Она находится на третьей орбите от Солнца и это единственная планета, где есть жизнь.
А теперь давайте познакомимся с другими планетами солнечной системы:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит.
- Кто знает, как называется путь, по которому движется планета? (Путь, по которому движется планета, называется орбита.)
Человечество очень давно мечтало полететь к этим планетам, и люди придумали летательный аппарат, с помощью которого они могли туда попасть, Как он называется? (ракета)
Космическая ракета - летательный аппарат для доставки космонавтов и грузов на космическую орбиту или планету.
В 2011 году исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин отправился в первый космический полет, который продлился 108 минут, но именно этот полет вошел в историю как выдающееся научно-техническое достижение нашего государства, как триумф не только российской космонавтики, но и всего человечества и положил начало освоению человеком открытого космоса.
- Кто такой Юрий Гагарин? Что вы можете о нем рассказать?
Родился 9 марта 1943 года в городе Гжатске смоленской области. Юрий Гагарин-летчик, космонавт, полковник, Герой Советского Союза. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полета на самолете 27 марта 1968 года. Имя Юрия Гагарина носят учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. Именем Ю.Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны. Его родина-город Гжатск переименован ныне в город Гагарин. Одна из улиц города Кемерово носит имя первого космонавта.
Космонавтом под номером два был наш земляк Алексей Архипович Леонов. Алексей Леонов, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Впервые в мире космонавт Алексей Леонов вышел из кабины космического корабля в открытый космос.
- Не каждый человек может стать космонавтом. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Настоящий космонавт должен быть сильным, ловким, находчивым, внимательным, много знать, хорошо учиться, тренировать память читать много о космосе.
- Готовы ли вы пройти испытания, чтобы узнать можете ли и вы стать космонавтами?
Испытание первое. Викторина
-А сейчас мы проверим, что вы знаете о космонавтике:
1. Какой самый быстрый вид транспорта? (Ракета)
2. Кто придумал первую ракету? (Сергей Павлович Королев)
3. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
4. Назовите первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова)
5. Кто из животных совершил первый полет в космос? (Собаки Белка и Стрелка)
6. Как называется костюм у космонавта? (Скафандр)
7. Как называется место старта космического корабля? (Космодром)
8. Почему космонавты не едят ложкой? (Им мешает невесомость)
9. Назовите профессию человека, изучающего звезды? (Астроном)
10. Какой прибор помогает разглядывать звезды? (Телескоп)
11. Как называется городок, в котором живут космонавты? (Звездный городок)
12. Какого числа Россия празднует День Космонавтики? (12 апреля)
3.Практическая работа
А )Испытание второе. Конкурс «Космонавты-умельцы»
- Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд.
Сейчас, ребята, мы на время превратимся в создателей космической техники. Вы будете рабочими. А я буду вашим мастером- наставником.
К нам на завод поступил заказ - изготовить космическую ракету. Конструкторское бюро разработало чертежи. Цеха завода работали над всеми деталями и сборочными узлами.
(творческая работа)
4. Закрепление пройденного
- Молодцы, ребята, вы удачно прошли все испытания. Я предлагаю вам вспомнить, как называется и летательный аппарат для доставки космонавтов и грузов на космическую орбиту или планету.
5. Подведение итогов
- Если вам понравилось заниматься космическим моделированием, возьмите свой рисунок и поднимите его вверх. Спасибо.
Предварительный просмотр:
«Виды отказа: умей сказать «НЕТ»
Форма: игровой практикум
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Автор: Ольга Николаевна Маджитова
Цель: привлечение внимания подростков к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ), оказание помощи в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.
Основные задачи:
1) Предоставить объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека через участие в активных формах работы;
2) Сориентировать на выбор здорового образа жизни; помочь овладеть определенными навыками принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3) Оказать психологическую поддержку подросткам, способствовать формированию адекватной самооценки.
Участники: ребята 13 – 14 лет (группа 10-15 человек)
Человек часто сам себе злейший враг.
Цицерон
№ | Название этапа | Задачи | Формы и методы работы | Содержание этапа |
1 | «Установление контакта с группой».
| – Снять эмоциональное напряжение и создать рабочую атмосферу в группе; – Способствовать формированию позитивной самооценки, внимания к собственной личности и особенностям другого. | 1. Приветствие. 2. Упражнение-разминка “Мой портрет в лучах солнца». | - Ведущий приветствует участников занятия, сообщает тему занятия: «Тема сегодняшнего занятия звучит так «Виды отказа: умей сказать НЕТ». Ведь в жизни у каждого человека возникает такая ситуация, когда для него лучше всего будет отказаться от предложенного, особенно если это вредит его здоровью и будущему, в частности от употребления алкоголя, курения, наркотиков. Но не все мы умеем правильно сказать НЕТ. Именно этому мы сегодня поучимся. - Ведущий напоминает правила работы в группе, вывешивает на доску (Приложение 1); - Ведущий просит ответить на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» следующим образом: «нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напиши все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей». |
2 | Основная часть | – Мотивировать на эффективное участие в группе - Способствовать формированию ответственности за здоровый образ жизни - Упражнять в умении аргументировать отказ в ситуации выбора - Познакомить видами отказа - Упражнять в применении навыка отказа, в умении противостоять давлению окружающих | 3. Беседа. Работа в группах. 4.Упр. «Нехочуха» 5. Обсуждение 6. Ролевая игра «Отказ». Работа в микрогруппах по 3-4 человека. | - Команды на 3 группы, каждая из которых должна отобрать из списка и перечислить (можно добавить что-то свое) все негативные последствия для организма: 1. курения 2. алкоголизма 3. наркотиков Список выдается каждой группе (Приложение 2). - Участники выполняют задание, затем делается вывод об опасности курения, употребления алкоголя и наркотиков, что мы все это знаем, но часто не можем отказать людям, которые предлагают нам их попробовать. - Ведущий задает вопрос: «А просто ли сказать НЕТ? Сейчас посмотрим». Выбирается ведущий (начинает педагог). Участники по очереди уговаривают ведущего пойти в кино, в лес, на дискотеку, а тот изобретательно отклоняет предложение. Игра идет с мячом: ведущий бросает мяч игроку, а тот «уговаривает», потом перебрасывает мяч ведущему, а тот не соглашается, т.е. демонстрирует детям образцы отказа. - Делается вывод о том, что, отказывая, не всегда легко подобрать нужные слова, чтобы не обидеть человека, не вступить в конфликт, не остаться одному, не показаться слабым. - Разбирают виды отказов, эффективные способы их применения, опираясь на личный опыт (Приложение 3) - Каждой группе предлагается карточка с ситуацией. За 5-7 минут нужно придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации, а затем «проиграть» один из вариантов перед другими участниками (один уговаривает, второй – отказывается). Группы по очереди выступают, а зрители отгадывают форму отказа. Ситуации в Приложении 4. - Делают вывод о том, что в ситуации давления, принуждения эффективно использовать отказ-отрицание либо отказ-отрицание с указанием обстоятельств и даже отказ-конфликт, как крайнюю меру отказа; когда есть опасность агрессии, то попытаться увести разговор в сторону, сослаться на проблемы со здоровьем и пр. |
3 | Рефлексия проделанной работы | – Побудить высказыванию своей позиции по вопросам употребления ПАВ - Дать возможность получить обратную связь от других ребят, обсудить возникшие чувства. | 7. Обсуждение, обмен мнениями | - Ведущий просит по цепочке рассказать о своих впечатлениях от участия в упражнениях, чувствах, возникших при их выполнении, будут ли они использовать полученные знания на практике, что понравилось, что не понравилось |
Список использованной литературы
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии/ авт.-сост. И.Н. Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 85 с.
- Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения/ авт.-сост. Е.Д. Шваб, Н.П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 90 с.
- Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги/ авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 99 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Правила работы в группе
- Доброжелательность
- Активность
- Конфиденциальность
Приложение 2
• учащенное сердцебиение;
• рост артериального давления;
• поражение слизистой горла;
• проникновение в кровь отравляющих веществ;
• попадание в легкие канцерогенов, что может привести к раку;
• заболевания сердца и сосудов;
• язвы;
• хронический бронхит;
• неприятный запах изо рта;
• возможно ухудшение обоняния;
• пожелтение зубов;
• преждевременное образование морщин, мешков под глазами;
• нарушение нормального дыхания и снижение выносливости;
• снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям,
- конфликты с близкими;
- заболевания внутренних органов;
- ухудшение памяти и внимания;
- замедление или прекращение роста и развития организма;
- снижение интеллекта
- онемение пальцев рук и ног
- поражение головного мозга
- изменение характера человека (с жизнерадостного на раздражительный)
- изменение поведения (человек не может или с трудом контролирует свои поступки)
Приложение 3
Виды отказа
№ п/п | Вид отказа | Форма отказа | Когда можно использовать | Пример |
1 | Отказ-согласие | Мягкая безобидная | Когда человек согласен, но деликатно сопротивляется, чтобы предложивший мог отступить, если сам делал предложение только из вежливости | -Чаю? - Нет-нет, спасибо, не хочу вас затруднять! |
2 | Отказ-обещание | Мягкая безобидная | Когда нужно избежать конфликтной ситуации. Вежливо показываем, что ценим общение с предложившим. | - Пошли гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини. |
3 | Отказ-альтернатива | Мягкая безобидная | Когда что-то мешает принять предложение, но мы не хотим прерывать общение, а выдвигаем встречный вариант | - Пошли в кино? - Денег нет, давай лучше у меня фильм посмотрим! |
4 | Отказ «обстоятельства не позволяют» | Более жесткая форма | - Когда нужно «отвязаться» он предложившего. Не даем никаких обещаний и альтернатив не выдвигаем - Когда есть угроза расправы или психологическая зависимость от предлагающего. | - Дай списать! - Не получится, я еще сам не доделал! - Пошли гулять! - Не могу, у меня много дел! - Пошли с нами, говорю! - Нет, не пойду, мне на тренировку (можно так же увести разговор в сторону) |
5 | Отказ-отрицание | Жесткая бескомпромиссная, даже обидная | Когда хотим избежать подобных предложений в дальнейшем. | - Пойдем в клуб! - Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…или: с тобой не хочу…просто не хочу! |
6 | Отказ-конфликт | Может содержать оскорбление или угрозу | Крайний вариант, когда другие не действуют | - Пошли на веранде посидим! - Отвали со своей уродской, верандой, идиот!...или сам занимайся этой ерундой! |
Приложение 4
Ситуации для отработки навыка отказа
1. Друг/подруга, видя, что ты расстроен, предлагает выпить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас – успокоиться!»
2. Друг/подруга: «Завтра у меня день рождения, надо бы отметить, как следует. Может, выпьем?»
3. В компании на столе появляется бутылка водки: «Да ты не бойся! Сейчас соком разбавим. На, попробуй, даже не пахнет!»
4. Дома за семейным столом родственники благодушно наливают вам рюмку: «Ты уже большая/большой, за праздник можно чуть-чуть»
5. В компании настойчиво предлагают выпить: «Давай, только ты не выпил, все уже выпили!»
6. Друг/подруга предлагает купить по баночке джин-тоника.
7. Сосед или приятель просит оставить кое-какие вещи у себя дома (подозрительные).
8. Друг настойчиво угощает сигаретами: «Давай покурим. В жизни все надо попробовать!»
9. Перед дискотекой приятель предлагает употребить наркотическое вещество: «Попробуй для настроения!»
Предварительный просмотр:
Мероприятие по профилактике агрессивного поведения подростков
для подростков и родителей
Возраст детей: 13 лет
Цели занятия: психологическое просвещение, профилактика агрессивного поведения, создание условий для развития у учащихся способности к рефлексии своих действий.
Задачи, решаемые в ходе занятия: научение способам самопознания, подходам к анализу учащимися мотивов своего и чужого поведения, развитие навыков саморегуляции, развитие коммуникативных навыков школьников.
Занятие проводится в форме дискуссии и активно стимулирует учащихся на выражение собственного мнения по данной теме.
План занятия: содержательно занятие строится на последовательно рассматриваемых тематических блоках:
1. Виды агрессивных проявлений в мире
2. Подведение к определению агрессии
3. Составляющие агрессии. Признаки агрессивного поведения.
4. Происхождение агрессии
5. Три типа поведения
6. Агрессивное поведение – как неуверенное поведение
7. Причины агрессии
8. Агрессивен ли ты?
9. Профилактика агрессии
10. Выводы по теме.
Ход занятия
Тема нашей сегодняшней встречи серьезна и трудна (слайд 1) Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Для чего же нам говорить об агрессии? (обсуждение с ребятами целей занятия) (слайд 2)
Я: :
- Как вы думаете, что такое агрессия? Ведь мы часто встречаемся с этим словом в разных ситуациях: «..агрессивно себя ведет..», «агрессор», «что за агрессия??..», «агрессивный человек».. и т.д. Что имеется в виду?
ребята отвечают на поставленный вопрос, учитель поощряет высказывания и стимулирует активность школьников
Определение понятия «Агрессия» зачитывается, но пока не обсуждается (слайд 3)
Я: Я постараюсь по полочкам вам разложить, что такое агрессия с психологической точки зрения, откуда она берется, в чем ее суть.
Как вы думаете, существует ли агрессия в животном мире, среди зверей? Или это чисто человеческое проявление (потому что связано с мстительностью, злостью, вспышками гнева)?
(ребята высказываются; вывод – агрессия присуща и людям, и животным)
Я: Хорошо. Если мы будем говорить о человеческой агрессии, то кто ее может проявлять? Только всегда отдельный человек? Или когда это идет от группы, народа, государства, то - это тоже агрессия?
(ребята отвечают; вывод – агрессия бывает и на уровне одной личности, и на уровне группы и даже государства)
Я: Получается, что существуют разные виды агрессии! Например: личностная и групповая.
Давайте разберем их различия.
Групповая агрессия или агрессия государства: о ней написано в специальном документе.
Зачитывается определение агрессии, которое утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года:
«Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении»
Как вы думаете, для чего понадобилось зафиксировать в документе это определение?
(ребята высказывают свои мнения)
Я: А теперь перейдем к личностной агрессии. Для нас, как для общающихся людей, - этот вид агрессии разобрать важнее.
Рассмотрим следующие случаи (дает краткое описание ситуации и рисует соответствующую ей пиктограмму на доске):
1. Ревнивый влюбленный, узнав, что его девушка встречается еще и с другим, - хватает нож и наносит увечье сопернику (на доске рисует СЕРДЦЕ)
2. На вечеринке одна девушка выпускает в другую целую обойму язвительных реплик, и настолько выводит ее из себя, что та, в конце концов, уходит с вечеринки (рисует БОКАЛ с трубочкой для коктейлей)
3. Нетрезвый водитель вылетает на встречную полосу и врезается в первый же автомобиль, в результате чего водитель того автомобиля и пассажир погибают. Впоследствии он испытывает сильные угрызения совести по поводу этой трагедии (рисует: МАШИНА)
4. Во время боя солдат стреляет из орудия по приближающемуся противнику. Однако у него сбит прицел, и снаряды пролетают поверх голов, не причиняя людям никакого вреда. (рисует: БОМБА)
5. Чтобы питаться мясом, люди убивают домашних и диких животных (рисует: ПОРОСЕНОК)
6. Несмотря на то, что пациент кричит от боли, стоматолог крепко захватывает больной зуб щипцами и быстро вырывает его. (рисует: ЗУБ)
7. Мать кричит на раскапризничавшегося ребенка, шлепает его и ставит в угол (рисуем УГОЛ)
8. Кот стал душить цыплят, и хозяин его убил из ружья (рисуем КОТА)
9. Ученик на парте написал обидные слова, предназначенные определенному человеку (рисуем ПАРТУ)
10. Из-за того, что родители не пустили девочку на день рождения к подруге, она изрезала в своей комнате занавеску (рисуем ЗАНАВЕСКУ)
Итак, в каких из вышеперечисленных случаев представлена агрессия?
(ребята обсуждают эту тему и высказывают свои соображения)
Я: Таким образом, мы выделяем в определении агрессии 4 самых важных признака: (слайд 3 по щелчку)
- Нацеленное поведение. То есть - имеется намерение.
- Вред. (Действием или словом. Агрессия может быть и вербальной (словесной)).
- Живому существу. Люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по собственным различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам. Но подобное поведение не может рассматриваться как агрессивное до тех пор, пока не будет причинен вред живому существу. Это поведение можно расценивать как эмоциональное или экспрессивное, но не агрессивное.
Например, разбить тяжелым молотком стекло автомобилю на аттракционе, заплатив за него - это не агрессивное поведение. Но если автомобиль принадлежал вашему врагу - то это поведение агрессивно.
- Не желающему такого обращения. Т.е. даже если вам кажется, что ваше поведение - невинное развлечение, но человеку оно не по душе, то ваши действия будут называться агрессивными.
Теперь выделим из приведенных примеров случаи агрессии (ученики предлагают, учитель поправляет) Это примеры № 1,2,3,8,9. В случае №5 человек не желает нанести вред, но домашних животных выращивают с целью получения пищи, поэтому их приходится убивать.
Давайте приведем еще примеры агрессивного и неагрессивного поведения.
(ребята называют)
Агрессия бывает нескольких видов (слайд 4)
Прямая агрессия
Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;
Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.
Косвенная агрессия
Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
Полное игнорирование – бойкот;
Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)
Я: Но мы с вами не объяснили главного: а откуда берется агрессия?
(Желающие учащиеся высказывают свои версии)
Я: Вспоминаем определение: агрессия - это действие. Поведение. Словом или делом.
Вопрос: сопровождается ли оно чувствами, эмоциями, или человек абсолютно спокоен в этот момент?
(ребятая отвечают)
Я: Конечно, до спокойствия там далеко, но вот что именно за чувства испытывает человек, когда его поведение агрессивно? Для этого нам надо знать, что существуют 4 основные эмоции:
(слайд 5)
- Радость
- Страх
- Гнев
- Печаль
Их еще называют базовые, потому что их испытывают и животные; остальные чувства – это «миксы» из базовых. Обратите внимание на то, что каждое чувство на слайде обозначено своим цветом, с которым оно ассоциируется у большинства людей.
Из-за чего возникает каждое из этих чувств, и к чему оно приводит?
(слайд 5 по щелчку)
Когда радость →тогда покой;
Когда страх → тогда ложь;
Когда гнев → тогда агрессия;
Когда печаль → тогда депрессия.
Это всё негативные эмоции. В основе них - неудовлетворенная потребность в любви, принятии, внимании. А это самая главная человеческая потребность в общении!
Итак, получается, что в основе агрессии - неудовлетворенная потребность во внимании. Агрессивный человек - это человек, который чего-то недополучил, и именно это и родило гнев - и следующую за ней агрессию.
Рассуждаем дальше: понятно, что человек не спокоен в такой ситуации. А уверен ли он в себе в такой ситуации?
(ребята высказываются)
Я: Нет, человек, проявляющий агрессию, НЕ уверен в себе. Чтобы это понять, надо определить, что такое - быть уверенным в себе?
(ребята высказываются)
Я: Уверенность в себе – это когда контролируешь себя и ситуацию, и уверен, что поступаешь правильно. Именно поэтому уверенность сопровождается спокойствием. Ведь зачем волноваться, если всё идет по плану.
Вообще, существует три типа поведения:
1. Уверенное. Это спокойствие. Понимание, что и для чего я делаю. Владение собой. Мысли ясные. Контроль. Невозмутимость.
2. Неуверенное. Тревожность, забитость, сомнения, несмелость, незаметность. Тихий, мямлит, уходит от ответственности.
3. Агрессивное. Про него мы уже всё выяснили.
Обратите внимание, что агрессивное поведение - выделяется в особую группу и НЕ относится к уверенному. Что происходит, когда человек теряет терпение, и, не получая того, что хочет, - раздражается, теряет и спокойствие? Он в гневе, злости (возвращаемся к схеме 1), он уже не уверен в себе, т.к. не держит ситуацию под контролем. Он чувствует негатив и проявляет агрессию.
Т.е. второй очень важный момент и наш вывод: агрессивное поведение - это НЕ уверенное поведение! Человек в этот момент не уверен в себе, не может справиться с ситуацией спокойным и достойным способом.
Соответственно, уверенное поведение - неагрессивно по своей сути. Даже если и преследует свои интересы.
Ребята, как по-вашему, каковы причины подростковой агрессии? (ребята высказывают свои мнения) (слайд 6, зачитывает)
Причины, порождающие детскую агрессию
- Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
- Недостаточность произвольности в поведении (в частности, чрезмерная учебная нагрузка, перегрузка домашними делами, неоправданно жесткий контроль со стороны родителей, плохие бытовые условия)
- Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов
- Агрессия со стороны других людей
- Психосоматические отклонения
рассказать о том, как узнать, кроется ли в человеке агрессия
Агрессивен ли ты?
Агрессор
- вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
- типичным агрессором, как правило, является подросток, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
- подросток с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
- в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
- приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
- группируется со старшими подростками;
- имеет садистские наклонности;
- в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
- в игре навязывает друзьям свои правила;
- злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
- игнорирует указания и легко раздражается;
- введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.
Нами была проведена диагностика уровня агрессии, которая была обработана самими ребятами. Предлагаю родителям ознакомиться с анкетами своих детей
В это время ребята делают «ёлочку» (слайд 7, выйти из полноэкранного показа) Выходим и раскрашиваем ветки в свой цвет, чтобы было видно, какое у нас настроение. Для раскрашивания щелкаем по ветке, которую хотим раскрасить, находим и нажимаем в верхней панели «Средства рисования», затем «Заливка фигуры», выбираем цвет согласно своему обычному настроению и щелкаем (Примечание: у меня в клубе 18 человек; если ребят больше, нужно добавить ветки или скопировать и вставить вторую елку)
Обсуждаем результаты раскрашивания: какие настроения преобладают в классе? С чем могут быть связаны негативные настроения у школьников вашего возраста? Не переходить на личности!!!
Итак, как видите по результатам анкет, почти у всех ребят присутствует тот или иной вид агрессии или скрытой агрессии. Даже если она не проявляется в данный момент, она обязательно даст о себе знать, если не принять определенные меры.
Что бы вы предложили для профилактики собственной агрессии?
Обсуждаем предложения детей, затем открываем слайд 8
- Устранение причин агрессии
- Обращение за советом и помощью к родителям, учителям, друзьям
- Самоанализ и самовоспитание
- Направление негативной энергии в другое русло
Итак, первое – это умение рассказать о своих чувствах и переживаниях другим людям. Давайте потренируемся это делать. Продолжите предложение: (слайд 9)
Упражнение «Закончи предложения»
- У меня накапливается злость в школе от
______________________________________________________________________ - Я терпеть не могу, когда
___________________________________________________________________ - Я не хочу слышать, когда
___________________________________________________________________ - Я просто психую, когда
___________________________________________________________________ - Когда я злюсь, я
_______________________________________________________________________
Агрессия - это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Ваша задача – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побить боксерскую грушу или подушку.
Сейчас мы с вами проведем тренинг: перед вами листок бумаги. Выместите на нем свою агрессию, скомкайте его как можно сильнее. А теперь мы похороним свою отрицательную энергию в мусорном ведре.
Слайды 10-11: рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии (учитель зачитывает)
Заключение, выводы прошу сделать самих ребят
Ответьте на вопрос:
-Что такое агрессия?
-Какие виды агрессии бывают?
-Каковы причины агрессии?
-Как избавиться от своей агрессивности?
Очень надеюсь, что наше сегодняшнее занятие очень поможет вам в дальнейшей жизни. Будьте добрыми, позитивными и толерантными людьми!
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ( далее с родителями без учеников)
Причины детской агрессии
Недостатки семейного воспитания
- Неполная семья с нарушенными функциональными связями
- Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
- Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
- Попустительский стиль воспитания
- Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)
Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка:
Наследственно-характерологические
- Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
- Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
- Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.
Резидуально-органические
- Травмы головного мозга;
- Минимальная мозговая дисфункция.
Социально-бытовые
- Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
- Неадекватно-жесткий родительский контроль;
- Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
- Ситуация налаживания совместной деятельности;
- Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.
Ситуационные
- Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
- Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
- Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
- Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
- Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.
Типы агрессии у детей (распечатать и раздать)
Тип агрессии | Характеристика | Рекомендации родителям и учителям |
Гиперактивный ребенок | Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности | Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами |
Обидчивый и истощаемый | Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С. | Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен. |
Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением | Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей. | Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него. |
Агрессивно-боязливый ребенок | Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения» | Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее. |
Агрессивно-бесчувственный ребенок | Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. | Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки |
Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей (распечатать и раздать)
Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст)
Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.
Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
Важно признать необходимость поиска путей решения. «Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу».
Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. Москва. Эксмо, 2008
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. Питер, 2001
- Томас Э.Харрис. Я - о'кей, ты - о'кей. Москва. Академический проект, 2006
- Генеральная Ассамблея Текст резолюции 3314 (ХХIХ) (от 14 декабря 1974 года). Текст размещен в интернете на сайте ООН в интернете по адресу: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml
- Альберти Р.Е., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя. Ключ к уверенному поведению. Текст книги размещен в интернете на сайте по адресу: http://www.psylive.ru/?mod=book&act=read&id=60 (размещено 27.06.2003)
- Азарова Оксана Анатольевна - разработка занятия для учащихся «Что такое агрессия» http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/klchas-agressiya
- Опросник уровня агрессии Басса –Дарки
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
«Пусть цифра 7 нам принесёт удачу»
Автор:
Ольга Николаевна Маджитова
Оформление:
В центре помещена цифра «7», вокруг неё осенние листья.
Звучит мелодия
Ход мероприятия:
Я:
Здравствуйте, ребята! Вот и встретились мы после долгого лета. Вы все повзрослели, подросли, отдохнули.
А начнем мы с пожеланий на предстоящий год
- Пусть с вами чаще встречаются сердечные приступы любви к друзьям
- Пока ты будешь 7 раз обдумывать ответ, другие уже поднимут руку и ответят. - Будь более решительным.
- Не экономь на своем здоровье.
- Будь более расточительным на комплименты для друзей и родителей
- Засыпая, чаще думай о том, что завтра будет все замечательно.
- Не ходи на занятия натощак, это может плохо отразиться на твоем настроении.
- Побольше на лице улыбок.
И еще несколько более серьезных пожеланий: крепкого вам здоровья, долготерпения, усидчивости, выносливости, ответственности
Теперь выполним пару ритуалов, которые помогут быть счастливыми. Чтобы это произошло, надо очистить голову от всех ненужных мыслей.
Ритуал № 1. "Очищение головы от дурных мыслей".
Почешите голову обеими руками, затем сбросьте то, что пристало к вашим пальцам на землю, и так 3 раза!
Очистили голову для новых знаний.
А теперь нужно призвать побольше хороших мыслей
Ритуал № 2.
Сейчас вы хором должны произнести священную фразу: "Икретяп ан ясьтичу учох!". Затем вскинуть вверх руки с растопыренными пальцами.
4. Предсказания.
Кто хочет узнать прогноз на будущее, выходит в центр. Вытягивать бумажки , на которых написаны предсказания. По количеству предсказаний
ЧТО ГОД УЧЕБНЫЙ ВАМ ПРОРОЧИТ
1. Хронические недосыпания.
2. Непредвиденные вызовы родителей.
3. Циклические припадки любви ко взрослым.
4. Быть героем школьных и внешкольных историй.
5. Звание мастера поедания пиццы в столовой
ЧЕГО СТОИТ ОПАСАТЬСЯ В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ
1. Своего острого языка!
2. Перемен в личной жизни, которые произойдут на большой перемене!
3. Слишком активного пользования Интернетом, что может сказаться на здоровье!
4. Однажды весной придти на занятия без брюк и не заметить этого!
ЧТО О ВАС ГОВОРЯТ СТАРШИЕ:
1. Вы - яркая незаурядная личность.
2. У него (неё) хорошая память!
3. Лучше бы вам этого не знать!
4. вы слишком интеллигентны.
5. Слишком много болтает.
6. Любитель поспать
ЧТО О ТЕБЕ ДУМАЮТ ДРУЗЬЯ:
1. Мы за тобой, как за каменной стеной!
2. Нам не жить друг без друга!
3. Тебя очень любят!
4. Да ты красавчик (красотка)!
5. Будь чуть-чуть добрее к людям!
6. С тобой можно идти в разведку!
5. Разомнемся.
Встает тот, кто согласен с высказыванием (только честно)
рад встрече с друзьями;
с радостью пошёл в клуб;
уже определился со своей будущей профессией;
уже ждёт ближайших каникул;
хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
встал не с той ноги;
отлично провел лето.
Далее ребята кратко рассказывают об этой «магической» цифре:
1. Цифра «7» была издавна священной и магической. Почему? А потому, что в ней древние люди видели как бы отражение многих реальностей мира:
- неделя делилась на 7 дней,
- в далёкие времена было известно 7 планет на небе,
- на земле существовало 7 чудес света, Рим стоял на 7 холмах, в Древней Греции 7 известных мудрецов,
Бог создал Землю за 6 дней, а на 7-ой отдыхал…
7 нот в музыке,
Семь в основе лиры,
Семь в основе мира – скала Марина Цветаева, известная русская поэтесса.
2. Большое место цифра 7 занимала в мифологии древнего мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было 7 дочерей (которых затем Зевс превратил в созвездие).
Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо на острове Огигия.
Подземная река Стикс семь раз обтекает ад, который разделён, в свою очередь, на семь областей.
3.От индусов пошел обычай дарить на счастье 7 слоников.
Великий пост у христиан длится 7 недель.
В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, семи печатях, семи годах изобилия и семи голода.
В средние века в игральных картах была «семёрка- дьявол», которая била все другие карты
Я: Ещё с древних времён люди верили в магию чисел. Каждому числу приписывались особые свойства
7 в китайской нумерологии трактовалось как символ мудрости, знаний.
Семь – это цифра везения, самое магическое и священное число, олицетворяющее мудрость, святость и тайное знание.
С этим число рождаются и воспитываются композиторы и музыканты, литераторы и поэты, философы и затворники, мыслители и отшельники. Их вдохновение требует уединения и одиночества. Это их потребность и их стихия. С цифрой 7 становятся яркими личностями, людьми с мировым именем. 7 таит в себе способность направлять талант в сферу науки, в мир искусства или философии, в религиозную деятельность.
Обладатели 7 талантливы, эмоциональны и любознательны, имеют хорошее чувство юмора и сконность к изобретательству.
А кто у нас является обладателем цифры7?
(поздравление летних именинников)
-А как вы относитесь к цифре «7»? Она вас вдохновляет или пугает? Ведь это особенная цифра.
(идет беседа)
Я
Отголоски почитания семёрки дошли и до наших дней
-Какие поговорки, крылатые выражения о цифре 7 вы знаете?
(беседа)
- Семеро одного не ждут
- Семь раз отмерь, один отрежь
- Семь бед - один ответ
- За семью морями…
- Семь пядей во лбу
- У семи нянек дитя без глазу
- На седьмом небе от счастья
- 7 футов под килем!
Проводится небольшая викторина из 7 вопросов
«Семерина»
***
Отгадайте загадку:
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
Ответ: Дни недели
Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.
Ответ: Радуга
Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое.
Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день
8. Лотерея
Посмотрим, кто самый везучий, кому достался номер с призом. Я называю номер, у кого этот номер – выходит ко мне.
3) Чтоб пятерки получать,
Пригодится вам тетрадь. (ТЕТРАДЬ)
6) Без ошибок не проживешь,
Их ты ластиком сотрешь. (ЛАСТИК)
10) Рисуй портрет и свой, и наш!
Тебе в подарок карандаш! (КАРАНДАШ)
13) По вилке линию начертить сумей-ка!
Вот твой приз необычная линейка! (ЛИНЕЙКА)
21) Эта вещь хотя и скромная,
Но польза от нее огромная. (РУЧКА)
17) В жизни на лучшее нужно надеяться.
Клей возьми, если что-то не клеится. (КЛЕЙ)
26) Мир без красок слишком сер.
Раскрась его, чтоб он повеселел. (ФЛОМАСТЕРЫ)
9) Этот приз не для белоручек –
Набор шариковых ручек. (НАБОР ШАРИКОВЫХ РУЧЕК)
29) Для учебника одежка-
Вот прекрасная обложка! (ОБЛОЖКА)
30) Чтоб считать могли доход,
Будет кстати вам блокнот. (БЛОКНОТ)
22) Не печалься, милый друг,
Сувенир уже твой тут! (АЛЬБОМ)
1)
2)
7)
Я:
- Давайте будем верить, что нам цифра 7 принесёт удачу.
Я: Вот вы и настроились на «новую волну»
Необходимые организационные объявления
Когда отправляются в дальнюю дорогу, то желают счастливого пути. Давайте и мы сейчас пожелаем себе и друг другу что-то хорошее
(Ребята и родители передают желающим «цветик - семицветик», отрывают от него лепесток и говорят пожелания. Можно просто передавать цветок, не отрывая лепестки
Заключительное слово
Источники информации:
1.В.Мезенцев.О суевериях всерьёз. Москва ,«Советская Россия».1989
2.И.Депман.Мир чисел. Ленинград, «Детская литература».1982
3.
http://www.9355.ru/articles/content001/0068r.html
4. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/page-2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации к хоровым занятиям в системе дополнительного музыкального образования
Формирование мотивации является одной из важнейших задач современной системы дополнительного музыкального образования. Мотивация оказывает большое влияние на успешность учебного процесса и играет важн...
разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"
занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....
"Бумажный букет"-открытое занятие в системе дополнительного образования.
Конспект занятия по изготовлению цветов из бумаги "Бумажный букет"....
Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"
Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...
Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования
Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...
Материалы для занятий в системе дополнительного клубного образования
В этом разделе размещены мои наработки: фрагменты занятий с учащимися, разработки открытых занятий, разные тематические материалы...