Профессиональная подготовка воспитанников как важнейший фактор их успешной адаптации.
статья по теме
Важность темы профориентации связана с тем, что данная работа - это основа повышения адаптивности и конкурентоспособности подрастающего поколения. Вместе с тем, на сегодняшний день выпускники социальных учреждений не могут самостоятельно занимать конкурентоспособное положение на рынке труда. Тем более, что вопросы профориентации в условиях Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, являясь одним из самых важных направлений его профилактической работы, остаются до сих пор мало изученными
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof._mzv.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Зинаида Владимировна,
воспитатель первой категории
ГКУ РС(Я) "Республиканский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
Направление профориентационной работы
среди воспитанников Центра
или
Профессиональная подготовка воспитанников как важнейший фактор их успешной адаптации.
Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях. У этих детей чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для детей. Нередко в таких семьях взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Поэтому дети, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор.
Важность темы профориентации связана с тем, что данная работа - это основа повышения адаптивности и конкурентоспособности подрастающего поколения. Вместе с тем, на сегодняшний день выпускники социальных учреждений не могут самостоятельно занимать конкурентоспособное положение на рынке труда. Тем более, что вопросы профориентации в условиях Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, являясь одним из самых важных направлений его профилактической работы, остаются до сих пор мало изученными.
Профессиональное ориентирование – это одна из главных проблем работы с детьми в учреждениях социального обслуживания. Ведь у этих детей чаще, чем у других, возникают трудности профессионального выбора. Это связано с тем, что в неблагополучных семьях образ жизни родителей не является положительным примером для ребенка. Нередко такие взрослые уклоняются от профессиональной деятельности, для них характерен низкий уровень ответственности, как за организацию собственной жизни, так и жизни своего ребенка. Исходя из этого, в течение ряда лет работаю по программе «Я в мире профессий», направленной на развитие профессиональных представлений детей и подростков и формирование активной жизненной позиции несовершеннолетнего.
Данная работа направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма. Этой работой в течение одного года охватываем воспитанников Центра от 7 до 16 лет. Это направление работы представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профориентации воспитанников. При этом используем следующие формы и методы: рассказ, беседа, упражнения, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, профориентационная игра, экскурсия, вечер встреч, профессиональные пробы, конкурс рисунков, анкетирование, тестирование.
Система профориентации воспитанников по программе «Я в мире профессий» предусматривает следующие направления деятельности:
1. Профессиональное просвещение.
Проводится с целью пропаганды сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах воспитанника, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
2. Диагностика и консультирование
Психолого-педагогическая диагностика позволяет определить профессиональную ориентацию воспитанников, выявить способности, склонности и интересы, способствует профессиональному и личностному самоопределению юношей и девушек. В зависимости от уровня подготовленности воспитанников программа ежегодно корректируется.
Социально-педагогическое консультирование предполагает оказание помощи воспитанникам в познании своего «Я», в формировании ценностно-мотивационных установок, адекватной самооценки, в преодолении эмоциональной неустойчивости, в вопросах профессиональной ориентации.
3. Профессиональная адаптация (только для старших подростков).
Это направление организуется с целью содействия занятости и трудоустройству наших воспитанников.
Профессиональная ориентация – руководство выбором профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям детей.
Работа по профессиональной ориентации воспитанников «В мире профессий» в социально-реабилитационном центре, строится с учетом возраста детей и подростков. Исходя из этого, работа с воспитанниками каждой возрастной группы решает свои задачи.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, ставим такие задачи работы:
- познакомить воспитанников с различными профессиями сотрудников центра (повар, врач, воспитатель и т.д.);
- создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;
- способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме (водитель, продавец, библиотекарь);
- информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;
- создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.
На этом этапе работы вводим в мир профессий, при этом профориентационная деятельность носит информационный характер, используем такие формы работы, как беседа, встреча, экскурсия, наблюдение за трудом взрослых, беседы с людьми разных профессий, игровая программа, конкурс, сюжетно-ролевая игра. А также проводим мероприятия практического характера, где дошкольнику предоставляются возможности проявлять себя и свои способности в творческой и бытовой деятельности, используются следующие формы работы: трудовые поручения, участие в выполнении труда по самообслуживанию, кружковые занятия, занятия по интересам, трудовая деятельность в мастерской.
Задачи работы с детьми младшего подросткового возраста: содействовать расширению представления о многообразии профессий; выявить и способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей воспитанников; воспитывать у детей уважение к труду; способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду; побудить воспитанников к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.
В работе с младшими подростками по профориентации учитываем, что здесь большое значение имеет организация психологической подготовки к выбору профессии и самореализации. Именно так развивается потребность и желание осуществлять трудовую деятельность, умение правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения, а также важно опираться умение ребенка общаться. Именно здесь часто встречаются трудности коммуникативного характера.
В процессе проведения профориентационной работы с детьми младшего подросткового возраста всегда есть свои сложности, связанные с коммуникативными проблемами детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях: у них имеются трудности в общении как со взрослыми, так и с детьми, есть также проблемы в развитии коммуникативных навыков. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Задачи работы с детьми старшего подросткового возраста: провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов; содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток; помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности. На данном этапе работы большое значение имеет практическая деятельность. Когда воспитанник на практике попробовал то, к чему он стремился, если при этом желание овладеть данной профессией не пропадет, можно надеяться, что процесс профессионального самоопределения протекает успешно.
У старших подростков часто искажается процесс становления представления о себе, как личности. Возникновению агрессивных реакций способствуют дефекты в отношениях с близкими взрослыми, что вызывает такие особенности поведения и характера: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность «Я – концепции», что порождает постоянное переживание глубокого эмоционального дискомфорта. Такие дети часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности. Поэтому в работе с ними большее значение придаем практической работе, для чего помогаем воспитанникам в определении интересов и реализации своих способностей. Для того, чтобы вызвать у каждого воспитанника интерес к общению на основе трудовой деятельности, используем игровые ситуации, организовываем для ребенка пробу своих сил в различных профессиях. Деятельность информационного характера осуществляем в виде экскурсий, бесед, профессиональных проб, индивидуальной консультационной помощи воспитаннику в изучении той профессии, которая соответствует его интересам, возможностям и способностям, а также в виде формирования представлений о профессиональном росте, о современных требованиях рыночной экономики.
Такой практический подход к профессиональной подготовке, основанный на основе диагностики, направлен на развитие умений правильно представить себя и свои профессиональные интересы, на развитие коммуникативных способностей и реализации индивидуальных программ личностного роста несовершеннолетнего.
По итогам реализации направления работы «Я в мире профессий» у воспитанников развиваются не только первоначальные профессиональные предпочтения и намерения, но и уровень сформированности социальных навыков детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, формируются представления о себе как активном субъекте своей жизнедеятельности. Благодаря этому, воспитанники Центра лучше и успешнее адаптируются в социуме, находят в нем своем место, реализуют свою индивидуальность.
За последние пять лет системная профориентационная работа с воспитанниками центра показала очень эффективные результаты:
– 70% воспитанников (в возрасте 15–17 лет получили аттестат об окончании 9 и 11 классов и профессию, в настоящее время успешно трудятся на предприятиях города и муниципальных образованиях Республики). Так, Филиппова Женя закончила Хабаровский медицинский институт, работает врачом-терапевтом; Слепцова Анна – СВФУ, Якутский педагогический институт, она - педагог- психолог дошкольного учреждения; Потапова Женя – СВФУ, Якутский педагогический институт, третий год работает логопедом в детском саду г. Якутска; Рогова Алена закончила Намский профессиональный лицей №2, в настоящее время работает агентом в отделе пассажирских перевозок аэропорта «Якутск»; Иванов Николай работает сварщиком- сантехником в ЖЭУ г. Якутска, закончив профессиональный лицей №16 и т.д.
– 30% – обучаются и продолжают свое обучение по выбранным специальностям в лицеях, техникумах, высших учебных заведениях, получая профессиональное образование: Воробьева Настя – студентка 4 курса отделения туризма СВФУ, Нарынбаев Нурсем- студент 2 курса Якутского института водного транспорта, Леонтьев Роман- студент 2 курса профессионального лицея №11, Спиридонова Катя- студентка Мирнинского профессионального лицея и т.д.
Таким образом, профессиональная подготовка и трудовая реабилитация, как важнейший фактор успешной адаптации воспитанников в обществе, направлена на активизацию внутренних ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя
Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...
Режим школьника - важнейший фактор сохранения здоровья и залог успешного учения
Режим школьника - кажеться родители про него забыли, а ведь это очень важно. Рекомендации родителям и детям....
Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА"
Отношение к дисциплине складывается из интереса и осознания его значимости. Необходимо не только заинтересовать студентов в изучении иностранного языка, но и преподнести им иностранный язык как профес...
Профессиональная подготовка воспитанников МКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алиса» как важнейший фактор их успешной адаптации
В статье описывается практический опыт работы социальных педагогов МКУ "СРЦН "Алиса" по вопросу профессиональной подготовки, трудовой реабилитации и успешной адаптации воспитанников в обществе....
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УСПЕШНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
При объективной потребности общества в действующей модели непрерывной профессиональной подготовки специалиста недостаточно развиты условия для получения непрерывного профессионального образования, нед...
Памятка для родителей старшеклассников при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность вашего ребенка в сдаче Единого государственного экзамена.
Автор: Педагог-психолог Кирилина Т.И....
Качество образования как важный фактор формирования успешной личности выпускника.
Математике должно учить в школе еще с той целью,чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.И.Л. Лобачевский ...