Как стать компетентным в общении с родителями
методическая разработка на тему
Методическое пособие для социальных педагогов.
Из чего складывается успех общения?
Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Личностные качества и установки, знания, умения педагога, входящие в состав профессиональной компетентности.
Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как стать компетентным в общении с родителями
(Методическое пособие для социальных педагогов)
Можно ли представить работу современного учреждения, работающего с детьми и подростками без тесных контактов с родителями? Когда педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей, испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его радует, огорчает. Конечно же, нет, у педагогов и родителей единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Специалисты нашего учреждения (Центр «Семья») много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между учреждением и семьей.
Как показывает практика работы с родителями эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Сделать каждую встречу с родителями познавательной и интересной, оказать им практическую помощь в решении педагогических проблем, обобщить лучший семейный опыт могут помочь следующие мероприятия:
- создание библиотеки для родителей и проведение библиотечных часов;
- семейные проекты различной направленности («Моя семья», «Домашнее чтение»);
- родительские гостиные и встречи по интересам;
- аукционы, конкурсы и викторины;
- семинары-практикумы («Питание и красота», «Мой ребенок в школе») и т.п.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны для улучшения отношений между родителями и детьми, особенно в семьях, где ребенка не понимают или не уделяют достаточного внимания. Родители учатся любить ребенка таким, каков он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребенка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга доверять друг другу, становятся настоящими партнерами.
В организации сотрудничества с родителями возникает много трудностей. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле развития ребенка.
Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая роль в организации общения с родителями принадлежит педагогам. Чтобы выстроить его, ему важно обладать коммуникативными умениями.
Помимо коммуникативных навыков педагог должен ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки, он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все, о чем шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово КОМПЕТЕНТНЫЙ трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области.
Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? Компетентность педагога проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение), глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.
Личностные качества и установки | готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями |
осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями | |
установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями | |
выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность | |
Знания | о семье |
о воспитательном потенциале семьи | |
об особенностях семейного воспитания | |
о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания | |
о методах изучения семьи | |
о современных формах организации общения | |
о методах активизации родителей | |
умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения | |
владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей | |
умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития | |
умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье | |
умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями | |
коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения атмосферу творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знаний их конкретных особенностей. |
Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие, профессионально значимые качества
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей
- Учитывает социальные запросы родителей при организации общения с ними
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей
- Обладает развитыми коммуникативными навыками
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Пособие подготовлено методистом ГБУ СО «Балаковский центр «Семья» Л.А. Вяльшиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Ситуации речевого общения"
Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного про...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/18/picture-61432-1660833213.jpg)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Рекомендации по организации работы в триаде ребенок -родитель-педагог....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298284-1379430417.jpg)
Статья: "Художественно-педагогическое общение в рамках музыкально-педагогической деятельности "
Школа сегодня ставит своей целью сформировать базовую культуру личности школьника, где приоритет отдается не только информационной и технической культуре, но и овладению основами эстетической му...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/03/picture-709430-1475483250.jpg)
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников: содержательный компонент
Привожу полный текст моего выступления на методическом объединении воспитателей школы-интерната. Тема достаточно интересная: что должен знать педагог, чтобы общение с родителями воспитанников было усп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1150121-1618886586.jpg)
Общение с родителями по телефону Как правильно звонить родителям и отвечать на их звонки.
Общение с родителями—часть работы учителя и классного руководителя. Причём если ещё несколько лет назад преобладало всё же личное общение педагогов и родителей, то теперь из-за большой занятости...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-1082890-1542387159.jpg)
ШМО "Личностный компонент в профессиональной компетентности педагога в общении с родителями учащихся"
Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблем...
Статья " Компетентный учитель музыки - функционально-грамотный ученик."
В данной статье говориться о требованиях к современному образованию.ее урровню и результатам. Они стали высокими и конкрктными. На сенгодняшний день главными функциональными качествами личности ...