«Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах».
статья на тему
Доклад по теме
«Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №15
Доклад Ситоховой З.Б. учителя осетинского языка и литературы Владикавказ, 2012г. |
Доклад по теме
«Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах».
Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижений основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно имеющихся условиях развития нашего общества. В деятельности учителя приоритетными задачами является: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. Есть главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности.
Под формированием понимается не «насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.
Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или основным руководством учителя, в ходе, которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развитий знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся на своих уроках учителя Ситохова З. Б., Маргиева Ц.А. и Джиоева М.В считают важными такие признаки самостоятельной работы, как: наличие задания учителя; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Поскольку, одной из ведущих задач, стоящих перед учителем, является создание условий по организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности на уроке.
Для успешного осуществления самостоятельной работы учащихся на своих уроках учитель Ситохова З.Б. использует различные методические методы и приемы. Так, на уроках осетинской литературы в 11-ых классах часто использует материал с разноуровневыми заданиями, т.е. учитель осуществляет дифференцированный подход к обучению. Каждый ученик, в зависимости от знаний и способностей, получает задание и за определенное время должен сделать. Быстро выполненные работы проверяются сразу, а остальные - после урока. С интересом и активно выполняются учащимися и тестовые задания по определенным темам. Учитель готовит разные варианты в зависимости от степени сложности, и учащиеся самостоятельно выполняют их. При изучении той или иной темы по литературе, учитель часто дает детям задания на повторение пройденного материала. Часто на своих уроках Ситохова З.Б использует игровые формы работы. Так, с увлечением дети пишут творческие работы. Творческие задания позволяют активизировать познавательную активность и самостоятельность учащихся на уроках Ситоховой З.Б. Изучая творчество М. Буклова учитель заранее дала детям написать мини-доклады. Учащиеся связали тему творчества с другим писателям Т.Мамсуровым. Оба они в своих произведениях показали жизнь осетин в Турции. Учащиеся отметили, как обманным путем осетины оказались на чужбине. Дети понимали, какую боль пережили герои произведений обоих писателей. Самостоятельно дети провели параллель между изучаемым произведением М. Буклова «Теркай-Туркма» и пройденным в 9 классе произведением Т. Мамсурова «Сагъаста». Более активно проявили себя такие учащиеся, как: Гогичашвили К., Габараева К., Кабулов Т., Дудаева М., Тибилова З. Эти учащиеся быстро и качественно выполняли самостоятельные работы и получали отличные и хорошие оценки. Слабо себя проявили во время проверки Касаев И., Тадтаев Д., Хугаев Д.
Не менее интересные задания для самостоятельного выполнения использует учитель Маргиева Ц.А. на уроках литературы в 10-ых классах. При изучении жизни и творчества различных авторов, учащиеся самостоятельно разбирают отдельные вопросы дома или на уроке и затем это всем классом рассматривается. Часто учитель использует коллективный способ обучения, т.е. класс делиться на 2-3 группы. Каждой группе предлагаются определенные вопросы и задания для самостоятельного рассмотрения и выполнения, после чего каждая команда отвечает или демонстрирует свои выполненные задания. Работу команд оценивает или учитель, или эксперты - наиболее подготовленные дети. Этот вид работы эффективен и очень нравится детям, каждый ученик задействован, присутствует чувство коллективизма. Используется также нередко письменный опрос, т.е. дети самостоятельно отвечают на определенные вопросы, проявляя творческие способности и активность.
Так, изучая тему: «Творчество Кулаева С.», сильным учащимся было предложено написать рецензию на то или иное произведение, а другие дети должны были ответить на конкретные вопросы. То есть осуществляется индивидуальный подход. Слабым учащимся еще на дом часто задаются маленькие доклады, сообщения по изучаемой теме и на уроке они читаются или рассказываются. Хорошо поработали такие учащиеся, как: Джусоева Р.,Газзаева А.,Калухов С.,Хубецова С.,Тибилова Дз. Были и слабые ответы таких учащихся, как: Козаев Г., Шиукаева М., Пухаева З., Сабанова М. и др.
Учитель Джиоева М.В. в основном тоже строит свою работу так, чтобы в детях формировать и развивать учебную самостоятельность. Обязательным видом самостоятельной работы на уроках Джиоевой М.В. является выполнение тестовых заданий по изучаемой или пройденным темам. Задания и тесты, безусловно, подбираются учителем индивидуально с разной степенью сложности. Дети с интересом выполняют задания, так как каждый ученик в той или иной мере может справиться с заданием. Мальвина Владиковна часто на уроках литературы использует комплексную работу над текстом. То есть дается один и тот же текст, но задания к нему разные, в зависимости от знаний и способностей учащихся. Это тоже один из эффективных видов самостоятельной работы учащихся старших классов. Учитель часто на своих уроках показывает мини-сцены изучаемых произведений. Так, изучая творчество А.Кубалова дети показали на уроке сцену из трагедии «Афхардты Хасана». Дети прочувствовали трагедию. Наиболее активную самостоятельность ,прочные знания и умения в 9-х классах показали такие учащиеся,как: Каркузаева М.,Кудзагова Ж.,Мамукова Ф., Тотрова И.,Вазиев В. и Кусраев В.Слабые знания показали следующие учащиеся:Царитов З., Басаев Т.,Микелов Д.и Есаянс Д.
Именно через самостоятельную деятельность учащихся можно определить, как усвоен материал, изложенный учителями или рассмотренный самостоятельно. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы учителя считают самостоятельную работу творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности в работе учителей является мотивация ,в основе которой у учащихся лежит учебно-познавательный интерес, что помогает учителям не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствует формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа выполнения задания , в определении целей, в планировании своей деятельности.
Итак: учителя Маргиева Ц.А., Ситохова З.Б и Джиоева М.В. в основном строят свою работу методически правильно и уделяют должное внимание формированию самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Большое внимание на уроках литературы уделяется индивидуальной работе с обучающимися с разным уровнем усвоения учебного материала.
Идет систематическая работа с учащимися по овладению навыками написания мини-выступления.
Учителя Маргиева Ц.А., Ситохова З.Б и Джиоева М.В. уделяют большое внимание на письменные самостоятельные работы по литературе с целью разнообразить их.
Вышеперечисленные учителя продолжают активно работать по совершенствованию и использованию современных образовательных технологий на своих уроках.
Они также активизируют работу по развитию речи учащихся на уроках литературы, эффективно проводят словарную работу.
Всем учителям продолжить и улучшить индивидуальную работу со слабыми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Виды самостоятельных работ на уроках литературы"....
Урок осетинской литературы в 6 классе
Урок – дискусси Урочы темæ: Царды бæрзонддæр нысан Гæдиаты Цомахъы аргъау «Дыууæ дидинæджы»-мæ гæсгæ....
Методика проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в 7 классе школы 8 вида при изучении грамматической темы «Глагол»
Организация и проведение самостоятельной работы на уроках русского языка...
Урок осетинской литературы в 6 классе
Технологическая карта с презентацией к уроку осетинской литературы в 6 классе на тему: Хæлардзинад æви мæнгарддзинад. Мамсыраты Дæбейы уацау «Æрдхорд»-мæ гæсгæ....
Технологическая карта урока осетинской литературы в 5 классе
Технологическая карта урока осетинской литературы в 5 классе. Урок по басне Коста Хетагурова "Волк и журавль"....
Технологическая карта урока осетинской литературы в 9 классе
Тема "Психология осетинского народа в очерке Инала Канукова "В осетинском ауле". Прилагается презентация....
урок 5къласы Темæ: «Фыдлӕг ӕмӕ фыдбон бирӕ нӕ хӕссынц». (Нигеры «Дыууæ зæрватыччы æмæ дыууæ сыхаджы аргъау»-мæ гæсгæ .Краткое описание документа: Урок осетинской литературы в 5 классе по теме: «Нигер. «Дыууæ зæрватыччы æмæ дыууæ сыхаджы аргъау». Тип уро
Ахуыргæнæджы куысты нысантæБацæттæ кæнын сывæллæтты æрмæг æмбарынмæ, информацийæ пайда кæнын зонынмæУрочы типУрок- дискуссиУрочы ахуырадон фæстиуджытæПред...