Профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа на тему
Программа по профилактике правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_pravonarusheniy_2014-2019.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Кафедра социально-педагогического образования
«Профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга»
Выполнила: Е.В. Романова, Руководитель: С.А. Косабуцкая, к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования.
Санкт-Петербург
2014
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность темы.
Проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья является актуальной поскольку, в настоящее время в Российской Федерации остается весь комплекс проблем в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Актуальным и тревожным остается рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Чрезвычайной проблемой является ухудшение физического и психического здоровья молодежи в результате злоупотребления алкогольными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами, которые на сегодняшний день являются доступными для несовершеннолетних. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних остается на высоком уровне. Не смотря на статистическое снижение уровня преступности и правонарушений несовершеннолетних, снижается возрастной уровень, лиц совершающих правонарушения. в связи с изменением политической и социально-экономической ситуации в России оказало и продолжает оказывать негативное влияние на население страны. Прежде всего, это влияние сказывается на растущем поколении. Государство, в лице законодательных органов, издает многочисленные правовые документы, но надежно защитить своих маленьких граждан не в состоянии. В связи с этим подрастающее поколение вынуждено адаптироваться в настоящих условиях, исходя из сложившейся ситуации. Как результат - высокий уровень девиантного поведения среди несовершеннолетних, в комплексе с социальной и эмоциональной депривацией воспитания в семье.
Общество столкнулось с нарастанием проблем в области воспитания и социализации несовершеннолетних, которые при наличии дееспособных родителей или лиц, их заменяющих, по сути, предоставлены сами себе, а указанные лица не осуществляют должного контроля над их поведением, а также уклоняются от исполнения своих обязанностей в отношении воспитания, содержания несовершеннолетних и т.д. Следствием такого социального явления стало нарастание проблем безнадзорности и беспризорности, рост преступности среди несовершеннолетних, ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать.
Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в коррекционной школе №502, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида) №502.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
1.2. Законодательная база.
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ.
В принимаемых мерах при оказании социально-педагогической, психологической помощи несовершеннолетним социальный педагог, психолог, социальные работники и другие специалисты руководствуются действующим законодательством:
Конституцией РФ; Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 – ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Законом РФ «Об образовании» в Российской федерации № 273 от 29.12.2012года;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);
- Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690);
- Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Федеральным законом от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»;
- Федеральным законом от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 202-р «Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012-2020 гг.)».
- Инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, утвержденной на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга;
Законом Санкт-Петербурга о целевой программе Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на период с 2013 по 2018 год;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011);
-Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ, принят ГД ФС РФ
24.05.1996 года, ред. от 29.12.2010, с изм. и доп., вступившими в силу с 27.01.2011;
- Уголовно-процессуальный Кодекс РФ
- Жилищный Кодекс РФ
- Трудовой Кодекс РФ
- Федеральный закон от 24.06.1999 года ФЗ-№120 «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
-Федеральный закон от 08.01.98 №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
-Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон СПб от 20.04.2005 № 170-20 «О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»;
- Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в СПб»;
- Закон Санкт-Петербурга от 18.07.2005 №427-54 «Об административной
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих)»;
-Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2005 №493-75 «Об административной
ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за
попустительство нахождению несовершеннолетних в игорных заведениях»;
- Закон Санкт-Петербурга от 08.05.2007 №160-32 «О комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав»;
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы
профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних (утверждена на заседании КДНиЗП при правительстве СПб 30.05.2006);
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об организации профилактической работы по выявлению и учёту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 29.12.03 г.. № 4485;
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 311-р от 25.05.2005 об организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений;
- Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 09.04.2007 № 404-р «О совершенствовании профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений»;
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 13.04.2006 N 340-Р «Об утверждении примерного положения о деятельности классного руководителя» (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.01.2007 № 57-р);
- Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-
Петербурга от 08.05.2007 № 818/07-1 «Рекомендации по применению нормативных документов при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функцииклассного руководителя педагогическими работниками ОУ»;
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Об
организации профилактической работы по выявлению и учету детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних » № 4485-ОКиГС от 29.12.2003 года;
- Информационное письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-
Петербурга от 06.03.2006 № 04-0919/О.О. «О дополнительных мерах в системе образования по предупреждению противоправной деятельности экстремистских групп»;
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 26.03.2007 за № 04-1145/О.О. «О совершенствовании деятельности службы практической психологии в системе образования СПб»;
- Информационно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1405 от 07.07.2005 года по совершенствованию работы органов управления и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга №01-14-1421/11-0-1 от 13 мая 2011 года «Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений»;
- Методические рекомендации Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» - 2012 год;
2., 2.1. Концептуальные подходы.
Раскрытие понятийного аппарата.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально – опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий любое противоправное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних - это воздействие на группы подростков антиобщественной или преступной направленности.
Преступная группа - это сравнительно узкий круг людей с деформированными социальными установками, объединенными по принципу приятельских отношений и совместно совершающих преступления.
До настоящего времени продолжаются дискуссии, касающиеся определения таких понятий, как «профилактика», так и «предотвращение». Некоторые авторы рассматривают эти понятия, как идентичные, другие – как разные. Однако, в большинстве научных работ, нормативно-правовых актах эти термины используются, как синонимы.
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.
Девиантное поведение может быть разделено на три условных группы:
Саморазрушительное поведение – отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее здоровью и развитию личности.
Может проявляться в следующих формах:
- физические и психические нарушения,
- агрессивное (невербальная агрессия),
- зависимое или аддиктивное:
Химическая зависимость – токсикомания, курение, наркозависимость, лекарственная, алкогольная,
Пищевая зависимость – переедание, голодание, отказ от еды,
Гэмбинг – поведение связанное с азартными играми,
Суицидальное поведение – суицидальные акты сознательные и провокационные.
Асоциальное поведение – отклонение от морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений.
Педагогически запущенный ребенок - имеет отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивляется педагогическим воздействиям, дерзит учителям и родителям, негативное отношение к учебе.
Социально-запущенный ребенок (социальный сирота) - отчуждение от семьи и школы, плохо учиться, не сформированы полезные навыки и умения.
Дети группы риска - более других подвержены внешним неблагоприятным воздействиям общества и его криминальным элементам.
Трудновоспитуемые дети - не восприимчивы, сопротивляются педагогическому воздействию учителей и родителей.
Дети улицы, беспризорники, уличные дети - любой несовершеннолетний для которого улица стала обычным местом пребывания, решения поблеем, защиты. Дети могут постоянно жить на улице (больше месяца), периодически (до нескольких дней, недель), основное время проводят на улице, но еще ночуют дома.
Школьная дезадаптация - нарушение взаимоотношений со школой6 учителями, неуспеваемость, не дисциплинированность, грубость, лживость.
Психологическая дезадаптация – эгоистичность, агрессивность, своеволие, жестокость.
Антисоциальное или преступное - противоречит правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Делинквентное поведение – действия подростка (до 14лет), отклоняющееся от правовых норм, принятых в данном обществе, уголовно не наказуемое.
Правонарушение – поступки против интересов общества, моральных, личных интересов.
Может проявляться в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, бродяжничестве.
Агрессивно-насильственное поведение – вандализм, поджоги, агрессивно-садистские действия.
Корыстное поведение – мелкие кражи, вымогательство, собирание милостыни, угон автотранспорта.
Личностные отклонения :
Синдром отчуждения – конфликтная ситуация, которую человек не может решить, уходит, избегает, в результате наступает отчуждение.
Деперсонализация – потеря смысла любой деятельности, апатия, безразличие, угасание эмоций.
Депрессия – быстрая утомляемость, снижен эмоциональный фон.
Бред физического недостатка – переживания, связанные с внешними данными.
Синдром философской интоксикации – изобретаются новые законы мироздания, устройства мира, «сверх ценные идеи».
Учебные неврозы или фобии – страх или нежелание посещать школу, конфликты с учителями, одноклассниками, не вникают в один или несколько предметов школьной программы.
2.2. Научно – методические основания (авторы и идеи).
Вопрос о профилактике правонарушений был объектом исследований многих ученых: О.Б. Андреевой, К.Л. Бугайчука, С.Ф. Денисова,
Е.В. Додина, Т.Л. Кальченко, Я.М.Квитки, А.И. Остапенка, С.Г. Поволоцкой, В.И. Ремнева, Ю.С. Шемшученка и других. Однако следует отметить, что, несмотря на проводившиеся исследования данного вопроса, отсутствует единый подход к определению понятия «профилактика правонарушений» и смежных с ним понятий.
Профилактика в переводе с греческого означает «предзащита», т.е принятие мер, упреждающих какое-то вредное, нежелательное воздействие. Предупреждение преступности – это деятельность государства и общества, направленная против преступности. Предупреждение преступности несовершеннолетних является частью профилактики в целом.
Профилактику правонарушений среди несовершеннолетних
С.Г. Поволоцкая определяет как социально-управленческую деятельность субъектов профилактики, которая осуществляется в условиях тесного взаимодействия и координации их деятельности, направленной на выявление и устранение (нейтрализацию) причин и условий для совершения правонарушений несовершеннолетними, а также осуществления положительного влияния на поведение несовершеннолетних путем формирования в них правосознания, общественно-полезных навыков и интересов.
Виды профилактики
Выделяют следующие виды профилактики правонарушений: индивидуальная и групповая. Остановимся на каждом из них подробнее.
Согласно ст.1 Федерального Закона № 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Индивидуальной профилактикой правонарушений несовершеннолетних является деятельность государственных органов, общественных организаций и граждан, состоящая в применении мер, предусмотренных действующим законодательством РФ, к конкретным несовершеннолетним, совершающим правонарушения, аморальные поступки, и к их микросреде:
- Выявление лиц, чье поведение, взгляды и т.д. свидетельствуют о возможности совершения преступлений;
- Изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия;
- Создание, по возможности, благоприятной обстановки для них, с тем, чтобы не было совершено преступление;
- Устранение источников вредного влияния;
- Воспитательное воздействие (при необходимости, с помощью средств принуждения) на лиц, способных совершить преступления;
- Контроль за поведением этих лиц и их образом жизни;
- Периодическая проверка результатов проводимых профилактических мероприятий.
Направления и методы индивидуальной профилактики
Можно выделить три направления индивидуальной профилактики правонарушений несовершеннолетних:
- Воспитательно-профилактическое – работа с подростками, родителями, оказывающими на поведение детей отрицательное влияние, предупреждение безнадзорности среди несовершеннолетних;
- Применение принудительных мер – направление в спец. школу, спец. ПТУ, привлечение к административной, уголовной ответственности;
- Информационное – информирование различных органов, организаций, учреждений о фактах совершения правонарушений несовершеннолетними, внесение предложений в соответствующие органы.
Особенности мер индивидуальной профилактики правонарушений
Индивидуальная профилактика правонарушений - это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности.
С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие:
- выработку нравственного сознания,
- формирование навыков и привычек позитивного поведения,
- воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,
- социальное оздоровление микросреды,
- работа с семьей,
- изучение возрастных психофизиологических особенностей,
- взаимодействие с ОВД, ОДН, КДН
В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи:
- своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них;
- изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта подростка с обществом, устранения способствующих ему причин и условий;
- разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения;
- организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на «срывы» и поощрение позитивных сдвигов.
Принципы индивидуальной профилактики
1.Природосообразности.
Следуя этому принципу, необходимо соблюдение следующих правил:
- учет возрастных особенностей детей;
- учет половых особенностей детей;
- учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы;
- опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
- развитие инициативы и самостоятельности ребенка.
2. Культуросообразности.
- учет отклонений ребенка от нормы при формировании различных видов культур;
- развитие творчества детей с отклонениями в развитии
3. Гуманизма.
- достойного отношения ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;
- признания права каждого ребенка быть самим собой;
- помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
- понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для общества;
- стремление не выделять детей с проблемами в особые группы, не отторгать их от нормальных детей.
Коллективная профилактика. Направления и методы.
Выделяют три типа групповой профилактики:
- внутригрупповую или межличностную – работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация;
- межгрупповую – воздействие осуществляется на несколько групп с однотипными криминогенными ситуациями;
- коллективную – направленное самовоспитание через специально сформированный для этих целей, сплоченный, педагогически целесообразный коллектив.
Основные направления профилактической работы:
1. воспитательно-просветительское - участие учащихся в творческой, поисковой, научно-исследовательской деятельности, приобщение к достижениям мировой художественной культуры; организация досуга школьников по интересам. Работа с педагогами и родителями.
2. оздоровительное - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта.
3. социально-психологическое - занятия по развитию навыков обучения и социальной адаптации, поиска средств для решения задач взросления, регулирования стрессов, осознания положительных свойств личности и формирования жизненных целей для достижения здорового образа жизни.
4. консультативное - привлечение общественности (родителей) и внешних специалистов (медиков, психологов, наркологов, инспекторов ОДН) к выявлению -групп риска;- и работы с ними.
5. правовое - изучение нормативных документов.
3. Основная часть
С целью повышения эффективности работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся специальной (коррекционной) школы №502 , следует планировать и осуществлять работу, учитывая следующие основные принципы:
1. Принцип взаимодействия.
Для осуществления эффективной помощи работа строится на совместном планировании и взаимодействии всего педагогического коллектива школы; Координация действия всех структур системы профилактики по разрешению конкретной ситуации.
2. Принцип предупреждения.
Работа специалистов направлена на предупреждение возникновения девиантных форм поведения (выявление подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий, направленных на предотвращение дезадаптации).
3. Принцип систематичности.
Данный принцип предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработку индивидуальной программы сопровождения каждого подростка и отслеживание ситуации в процессе сопровождения.
4. Принцип лонгитюдности.
Необходимым условием является изучение динамики, оценки качества и результативности проведенной работы.
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями (законными представителями).
3.1. Цели и задачи программы
Цель программы – организация системы мероприятий, способствующих снижению уровня правонарушений среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адресная социальная защита и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
1. Повышение уровня воспитательной профилактической работы с подростками в коррекционном образовательном учреждении;
2. Защита прав и законных интересов детей и подростков с ограниченными возможностями, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3. Раннее выявление причин семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи семьям «группы риска»;
4. Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
5. Осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, защита прав и законных интересов детей и подростков;
6. Вовлечение детей «группы риска» в систему школьных мероприятий ;
7. Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
8. Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
9. Оказание помощи семьям, родителям, испытывающим трудности во взаимоотношениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
10. Взаимодействие и сотрудничество в интересах ребенка между семьей и учреждениями системы профилактики района;
Сроки реализации программы – 2014-2019 г.г.
- Адресаты программы – учащиеся специальной (коррекционной) Общеобразовательной школы (VIII вида) № 502 Кировского административного района Санкт-Петербурга.
3.2. Этапы реализации программы
1 этап – организационная работа:
- Планирование и корректировка работы по профилактике правонарушений совместно с ОДН ОВД, КДН.
- Организация работы Совета по профилактике правонарушений.
- Проведение тематических педагогических советов («Работа школы в социуме ребёнка и семьи», «Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения «Классный руководитель в защиту прав несовершеннолетних» и т.д.)
- Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Составление социального паспорта класса, школы.
- Ведение картотеки обучающихся из неблагополучных семей, обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Выявление и постановка на учёт детей с отклоняющимся поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
2 этап – диагностическая работа:
Предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся попавших в трудную жизненную ситуацию и семей «группы риска», о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами и воспитателями школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3 этап – профилактическая работа со школьниками:
Включает предупредительно профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска».
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Данная деятельность способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
1. Изучение подростка и окружающей среды (диагностика подростка);
2. Обеспечение психологической готовности подростка к изменению (беседы с ребенком, вхождение к нему в доверие, пробуждение у него интереса к той или иной деятельности);
3. Накопление подростком нравственно положительных качеств и поступков (стимулирование положительных поступков, профориентационная работа);
4. Самовоспитание (поддержка подростка в процессе самовоспитания).
4 этап - Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями.
3.3. Условия реализации программы
Для наиболее успешной ее реализации необходимо:
- организовать эффективное взаимодействие семьи обучающихся и педагогического коллектива школы;
- привлечение субъектов профилактики;
-прохождение курсов повышения квалификации социальных педагогов;
3.4. Предполагаемый результат
Реализация мероприятий Программы может дать возможность решения неотложных вопросов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и позволить модифицировать систему ранней профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрить современные формы социальной адаптации, снизить уровень правонарушений несовершеннолетних.
1 блок
| -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений и безнадзорности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, попавшим в трудную жизненную ситуацию; -создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок
| - создание характеристики микроклимата семьи, что облегчит взаимодействие школы и семьи, - получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи, - получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок
| - сформировать у учащихся здоровый образ жизни, -сформировать у ребёнка жизненную позицию «достойного человека»,
|
4 блок
| -создание приоритетного родительского воспитания, -организация педагогического просвещения родителей или лиц их заменяющих; -построение демократической системы отношений детей и взрослых |
3.5. Точки риска
В процессе реализации программы социальный педагог может столкнуться с недостаточным взаимодействием субъектов профилактики, отказом родителей от взаимодействия, что может привести к снижению эффективности социально-педагогической работы .
3.6. Тематическое планирование занятий
1.Организационная работа:
- Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОДН ОВД.
- Организация работы школьного Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений;
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи
- Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).
- Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
2.Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 5-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (8-9 кл.).
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
- Заполнение карты учащихся группы риска.
3. Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с ОДН ОВД;
- классные часы по пожарной безопасности;
- организация правового всеобуча;
- профориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
- Оказание помощи в трудоустройстве в летний период
- Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьный административный совет, совет по профилактике правонарушений;
- Беседы инспектора ОДН;
- Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- Направление ходатайств в КДН;
4. Профилактическая работа с родителями:
- Выбор родительского комитета в классах.
- Выбор родителей в состав школьного родительского комитета
- «День открытых дверей» для родителей.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям, КДН, ОДН, отделы опеки и попечительства района, ЦПМСС и др.
Примерные темы родительского лектория
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей (их законных представителей).
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, семинары и д.р.
3.7. План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№ п\п
| Содержание работы
| классы
| Сроки
| Ответственные
|
| |||||||||
1. Организационные мероприятия |
| |||||||||||||
1
| Изучение и систематизация социальной структуры семей обучающихся специальной (коррекционной) школы. Сбор сведений и обновление данных о социальном составе учащихся. | 1-9
| сентябрь
| Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
|
| |||||||||
2 | Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава школы. | 1-9 | ежедневно | Социальные педагоги | ||||||||||
3 | Выявление и анализ причин (социальных, педагогических, психологических, бытовых), приводящих к прогулам занятий. | 1-9 | По мере выявления | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
| ||||||||||
4 | Определение путей преодоления факта непосещаемости учащегося.
| 1-9 | По мере выявления | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
| ||||||||||
5 | Организация посещения семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении с составлением акта обследования материально-бытовых условий. | 1-9 | По мере необходимости | Социальные педагоги | ||||||||||
6
| Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей | 1-9
| сентябрь
| Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
|
| |||||||||
7 | Постановка на профилактический учет в образовательном учреждении несовершеннолетнего и (или) его семьи | 1-9 | По мере необходимости | социальные педагоги | ||||||||||
8 | Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете. | 1-9 | Постоянно | социальные педагоги | ||||||||||
9
| Организация заполнения в классах социальных паспортов
| 1-9
| сентябрь
| Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
|
| |||||||||
10
| Составление банка данных и социального паспорта школы
|
| До 01.10
| социальные педагоги |
| |||||||||
11
| Анализ состояния безнадзорности и правонарушений учащихся специальной (коррекционной) школы ( по информации ОДН) | 1-9
| октябрь
| социальные педагоги |
| |||||||||
12
| Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ОДН
| 1-9
| Сентябрь Октябрь
| социальные педагоги |
| |||||||||
13
| Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)
| 1-9
| 1-2 раза в месяц
| социальные педагоги, зам. дир. по ВР |
| |||||||||
14
| Участие в пос., районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, КДН района , ОДН
| 1-9
| В течение года
| Администрация школы
|
| |||||||||
15
| Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям
| 5-9
| сентябрь
| Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
|
| |||||||||
16
| Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций ( рисование, Петербурговедение, информатика и т.д.)
| 2-9
| Сентябрь Октябрь
| Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
|
| |||||||||
17
| Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся: а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на административный совет школы; г) взаимодействие с органами опеки и попечительства, ОДН, КДН иЗП , Центром социальной помощи семье и детям и д.р. | 1-9 | По мере необходимости | социальные педагоги |
| |||||||||
18
| Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.
| 1-9
| 1 раз в четверть
| Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР
|
| |||||||||
19
| Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ОДН и на внутришкольном учете
| 5-9
| По плану КДН
| Администрация школы
|
| |||||||||
20
| Сверка документации школы и ОДН по обучающимся стоящим на учете в ПДН. | 1-9
| сентябрь
| социальные педагоги |
| |||||||||
2. Работа с учащимися. | ||||||||||||||
1 | Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: работа лектория правовых знаний ( по отд.плану); | 1-9 | Раз в месяц | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
2 | Посещение, составление актов обследования ЖБУ, беседы с учащимися «группы риска» | 1-9 | Постоянно | социальные педагоги | ||||||||||
3 | Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися «группы риска», контроль текущей успеваемости. | 1-9 | Регулярно | социальные педагоги | ||||||||||
4 | Проведение профилактических бесед с учащимися, состоящими на ВШК | 1-9 | Регулярно | социальные педагоги | ||||||||||
5 | Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе | 1-9 | По мере необходимости. | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
6 | Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода | 1, 5 | Сентябрь Октябрь | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
7 | Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование,. | 1-9 | Постоянно | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
8 | Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) | 1-9 | Постоянно | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
9 | Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних. | 5-9 | Постоянно | социальные педагоги | ||||||||||
10 | Обучение учащихся способам разрешения конфликтов через тренинговые занятия, педконсилиумы,"круглые столы" | 5-9 | В течение года | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
11 | Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года. | 1-9 | В течение года | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
12 | Контроль за посещаемостью учебных занятий, поведением детей "группы риска". | 1-9 | Ежедневно | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
13 | Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время. | 2-9 | | В течение года | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР, педагогический коллектив | ||||||||||
3. Работа с семьей | ||||||||||||||
1 | Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий. | 1-9 | сентябрь | Классные руководители, социальные педагоги | ||||||||||
2 | Выпуск ежемесячных информационных листовок для стенда по темам: - «Режим дня ребенка» - «Трудовое воспитание в семье» - «Рациональный режим питания детей» - «Что родителям делать нельзя. Выпуск 1» - Что родителям делать нельзя. Выпуск 2» - «Что делать, если…» - Тест для родителей «Профессиональное будущее вашего ребенка» | 1-9 | 1 раз в месяц в течение года | социальные педагоги | ||||||||||
3 | Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. | 1-9 | сентябрь | Классные руководители, социальные педагоги | ||||||||||
4 | Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану ) | 1-9 | 1 раз в четверть | Администрация специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) №502), классные руководители, социальные педагоги |
| |||||||||
5 | Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися. | 1-9 | постоянно | Классные руководители, социальные педагоги |
| |||||||||
6 | Консультирование родителей : а) педагогами школы; б)соц. педагогом; в) медработником, психологами, логопедом. | 1-9 | по мере необходимости | Педагогический коллектив школы |
| |||||||||
7 | Оранизация тематических встреч родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. | 5-9 | 1 раз в год | Администрация школы, социальные педагоги |
| |||||||||
8 | Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска".: а) на "круглых столах"; б) на малых педсоветах. | 1-9 | 1 раз в четверть | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР, педагогический коллектив |
| |||||||||
4. Правовой всеобуч учащихся. |
| |||||||||||||
1 | Проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся. | 1-9 | по планам классных руководителей | Классные руководители |
| |||||||||
2 | Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану)) | 5-9 | 1 раз в месяц | социальные педагоги |
| |||||||||
3 | Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка. | 5-9 | По общешкольному плану | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР, педагогический коллектив |
| |||||||||
4 | Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие | 1-9 | В декаду "За здоровый, образ жизни" | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР, педагогический коллектив | ||||||||||
5.Профилактика алкоголизма и наркомании. | ||||||||||||||
1 | Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам. | 5-9 | сентябрь | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
2 | Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек. | 7-9 | 1 раз в четверть | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
3 | Проведение акции "За здоровый образ жизни" ( по отдельному плану) | 1-9 | Январь, апрель | Классные руководители, социальные педагоги, психологи, зам. дир. по ВР | ||||||||||
4 | Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся. | 5-9 кл. | По плану лектория | социальные педагоги, психологи | ||||||||||
6. Организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику правонарушений несовершеннолетних: | ||||||||||||||
1. Районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: | ||||||||||||||
1 | Координация при поступлении информации о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. | 1-9 | По мере выявления | социальные педагоги | ||||||||||
2 | Совместное первичное обследование условий жизни несовершеннолетнего и (или) его семьи. | 1-9 | При необходимости | социальные педагоги | ||||||||||
3 | Информирование о принятии решения о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) его семьи для организации в установленном порядке индивидуальной профилактической работы. | 1-9 | По факту | социальные педагоги | ||||||||||
2. Органы внутренних дел | ||||||||||||||
1 | Координация информации об обнаружении или поступлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения | 1-9 | По факту | социальные педагоги | ||||||||||
2 | Установление данных, характеризующих личность несовершеннолетнего, сведения о родителях (законных представителях), месте нахождения, условиях воспитания | 1-9 | По факту | социальные педагоги | ||||||||||
3 | Информирование о принятых мерах | 1-9 | По факту | социальные педагоги | ||||||||||
3. Органы опеки и попечительства | ||||||||||||||
1 | Координация при решении вопросов о лишении родителей родительских прав, об оформлении опеки | 1-9 | В течение года | социальные педагоги | ||||||||||
2 | Содействие в оформлении документов на опеку и попечительство. | 1-9 | В течение года | социальные педагоги | ||||||||||
3 | Выявление детей, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в опеке или попечительстве. | 1-9 | В течение года | социальные педагоги | ||||||||||
4 | Составление документации на подопечных детей с указанием данных об опекунах, месте проживания и т.д. Акты обследования. | 1-9 | В течение года | социальные педагоги | ||||||||||
5 | Осуществление контроля за здоровьем и материально-бытовым содержанием детей. Посещение на дому. | 1-9 | В течение года | социальные педагоги | ||||||||||
6 | Помощь в организации каникулярного времени. | 1-9 | В течение года | социальные педагоги | ||||||||||
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин,по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы | Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. |
3.8. Список литературы
- Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. / В.Г. Бочарова - М.: Аргус, 1994.480 с.
- Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособ. для вузов / Ю.В. Василькова - М.: Академия. 2004. - 160 с.
- Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ю.В. Василькова, Т. А Василькова - 2-е изд., стереотип. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 440 с.
- Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с.
- Газман, О.С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя // Газман О.С., Иванов А.В. - М.: 2001. - 260 с.
- Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособ.2-е изд. доп. и испр. / Т.В. Лодкина. - М.: "Академия", 2007. С.35-38 (Высшее профессиональное образование).
- Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. зав. "Соц. Педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 399 с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
- Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256 с.
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред.Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998.245 с.
- Рудакова, И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевская. - Ростов-н/Д.: "Феникс", 2005. - 156 с. - (Среднее профессиональное образование).
- Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Ткачева: практикум по формированию адекватных отношений - М.: Издательство Гном и Д. 2000. - 64 с.
- Федеральный закон РФ № 120 от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей. / Т.И. Шульга.: Учебное пособие для вузов Дрофа - М.: 2005. - 254 с.
- Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Издат. Центр "Академия" 2002. - 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...
Планирование работы по профилактике правонарушений,преступлений и безнадзорности
планирование профилактической работы...
программа профилактики правонарушений, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних
программа содержит дидактический материал, рекомендации, алгоритм взаимодействия с правовыми структурами...
Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов
Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...
Статья на тему "Коррекция и профилактика агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского образовательного учреждения»
Целью работы было изучить детскую агрессию и ее причины....
«Подведение работы по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2019 год в ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" задачи образовате...