Использование методических приемов арттерапии и техник танцевальной терапии в коррекционно развивающей работе психолога
методическая разработка на тему

 

Арттерапия является специализированной формой психотерапии, которая основана использовании искусства, изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арттерапии – это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии, является сублемация.

Данная работа направлена на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения, что в свою очередь позволяют снять эмоциональную напряженность, упорядочить психическую и физическую активность детей.

Методическая работа содержит: танцевальные движения; сюжетно-ролевое содержания; тренировка внутреннего мира ребенка.

В работе разработана структура коррекционно-развивающего занятия, которая состоит из трех  этапов и в от других методик этапы воздействия производятся снизу вверх и дают скорую адаптацию к закреплению положительного стимулирующего эффекта и приведения в равновесие эмоционального состояния ребенка.   

Методика прошла апробацию на семинарах и курсах повышения квалификации КРИПО, и рекомендуется к использованию ученикам начальной школы в период адаптации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Путешествие в страну добрых гномов

Форма проведения: Групповое занятие с  использованием  методических приемов арт-терапии и техники танцевальной терапии.  

Класс: 1-2

Цель:

  •  Создать доверительную обстановку в группе, позволяющею детям проявлять свои чувства и говорить о них. Овладение навыками  развитие  у детей способов понимать, осознавать свои  и чужие эмоции.
  • Тренировка танцевальных движений –  как способ самовыражения, умений регулировать свои поведенческие реакции;
  •  Ввести наглядные образы. Закрепление положительного эффекта. Приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия  и настроения.

Задачи:

  • Фокусировать внимание ребенка на проявлении эмоций своих и чужих, подражательное восприятие и танцевальная активность своих мышечных ощущениях, как проявления этих эмоций.
  • Обеспечение участников средствами познания других людей и самосознания;
  • Развитие способности детей к рефлексии

Этапы проведения:

I этап – подготовительный;

II этап – развивающий;

III этап – заключительный.

Оборудование:

  • Магнитофон, диск с музыкой, мультимед. доска  красные шапочки, разноцветные бусинки, алмаз, волшебный сапожок

Ход занятия:

Участники тренингового занятия  занимают свои места (звучит музыка)

  1. Организационный момент:

                                     Приветствие и подготовка к занятию.

II.  Ознакомление с темой и целью занятия:

Психолог: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в сказочное путешествие, в гости к гномам, это очень веселый народец. Когда вы садитесь за парты они  надевают свои волшебные шапочки и становятся невидимыми для того чтоб тихонечко подглядывать за вами, из-за цветочных горшочков. Им очень нравится наблюдать, как вы отвечаете, как слушаете объяснение учителя, как ведете себя на переменах. А когда наступает ночь то, они появляются в вашем классе, переворачивают свои волшебные шапочки и усаживаются за парты. И с большим усердием начинают  учить то, что учили сегодня вы, им очень нравится быть учениками: - а вам нравится быть учениками, а?  И вот однажды  в один из таких волшебных дней когда гномики были у вас в гостях они забыли свою вещицу. Ну-ка оглянитесь, что вы видите? (волшебный сапог, мешочек и т.д.) Ну - ка  давайте попробуем заглянуть в него, смотрите, что здесь?

Шапочки наверно это гномиков, скорее всего они им мешали когда те занимались, а  может специально оставили для вас, чтоб вы тоже побывали у них в гостях. Давайте примерим эти волшебные шапочки, может они помогут попасть волшебную страну.  

И так начинаем превращение:

 (под музыку комплекс упражнений танцевальных) покрутили их вокруг себя 3 – раза держась за шапочки. Тянемся на носочках потянули в перед за шапочкой от себя и к себе 3-раза, примерили и неотрывная рук  - двигаемся в право и в левую на носочках, поднимая левую ножку и правую снова сняли, одели на правую ручку покрутили. То же самое в левую ручку - круговое движение и одели шапочку. Шагаем, руки согнуты в локтях,  носочки тянем верх, корпус туловища немного согнут, вращение вокруг себя, повторяем по два раза, чередуем вращение и высокое поднимание ног, носочки верх.

И так мы превращаемся в маленьких гномов.  Психолог задает вопрос: А кто такие гномы? Где гномики живут? А какие они - добрые или злые? (просмотр муз-мультфильма про гномиков). - Посмотрите гномики еще оставили свой волшебный фонарик чтоб он светил вам в пути, а теперь переворачиваем наши волшебные шапочки и становимся невидимыми. Толька свеча и мы вглядываемся в пламя горящей свечи.

«Свеча». Зажигаем свечу и  становимся вокруг, закрываем глазки (звучит тихая спокойная музыка).

Релакс: используется музыкальное произведение, которое поможет дать детям, чувство уверенности, защищённости и надежности. Звучит спокойная теплая и мелодичная музыка, которая вызывает чувство покоя и общности. Когда дети сосредоточенно слушают, просто звон может дать ощущение радости, внутренней силы и уверенности.

Инструкция: возьмитесь за руки по удобней глубоко вдохните и закройте глаза. Три раза глубоко вдохните…

*****

Представьте себе. Что вы лежите на поляне, который окружен живописными холмами. Под тобой мягкий пушистый снег, и когда ты вдыхаешь воздух, ощущаешь запах волшебных снежинок. Вы скажите, что они не пахнут, постарайтесь подставить себе снежинку и ощутить веянье от снежинки свежести волшебного воздуха. Над тобой - голубое небо с белыми пушистыми облаками. Вдалеке слышится звон колокола. Звон колокола - ясный веселый. Он доносит до вас по воздуху этот особенный  звук, когда ты его слышишь, то чувствуешь, как с этим звуком в тебя проникает доброта и становится легко и ясно на душе. Послушай, как медленно замирает звук, и медленно, медленно совсем затихает, и наступает тишина…….возьмем этот фонарик в руки и передадим  кусочек своего тепла  своего доброго сердца (передают друг другу, по кругу фонарик). Я тоже хочу взять фонарик и почувствовать тепло и добру вашего сердца. А давайте этот фонарик передадим вашему учителю, частичку вашего тепла и люби. И пообещаем, что будим дружными ребятами и не будим обежать друга (передают учителю фонарик)

  Мы продолжаем свой путь.

Вы хорошо отдохнули, расслабились, а теперь пора вставать и в путь в подземелье к гномам. Ребята наш путь тяжелый и опасный.

 Звучит музыка. Комплекс танцевальных этюдов со сменой музыки - психолог показывает движения, дети повторяют.

 Вот такая замечательная страна гномов, вам понравилось? Вот мы и добрались до сказочной страны гномов. Пока мы шли, настала ночь. Посмотрите, какие здесь звезды. Посмотрите на звездное небо. Обратите внимание на необычную маленькую звездочку, она светит. Светит необычным теплым и ярким светом. Вам нравится смотреть на звезды? Когда вам бывает грустно и печально  попросите ваших родителей вмести с вами взглянуть на  звездное небо.  И звезды расскажут вам историю. И это будет светлая и радостная история и ваша грусть покинет вас. (звучит фонограмма монолога мальчика и3-летнией девочки-звездочки) А я хочу вам рассказать  «Сказка звезд» которую я подслушала однажды ночью смотря на звезды. (тихо звучит спокойная музыка) Усаживайтесь по удобней на коврик.

        На одной планете, которая находится очень далеко от нас,  жил мальчик. Также как и вы, он любил играть, иногда смотрел на звездное небо. А больше всего он любил… Да вы же лучше меня знаете, что больше всего любил мальчик. Одна была печаль в жизни мальчика, каждый вечер ложась спать он просил свою маму не выключать свет в комнате.  У него был секрет - мальчик боялся темноты. Он не был, трусом он всегда защищал слабых, но в темноте страх грозился, пугал заставлял дрожать мальчика. Все так и осталось, как было, но однажды вечером….  однажды вечером мальчик лежал на кровати и смотрел на свет от лампы. Глаза слипались и он засыпал. Но вдруг в углу кто-то зашевелился мальчик вздрогнул.. В углу он увидел чью-то тень. В комнате было светло, поэтому он не испугался. Мальчик встал с кровати и подошел посмотреть, кто это в углу. И что же он увидел? Как вы думаете? Кто это был? А сегодня мы с вами куда отправлялись? Да, да, это был маленький гномик. На той планете в каждом доме жил свой гномик, который охранял дом от мышей и наводил по ночам в доме порядок. Это был очень, очень, веселый народец, но гном, который сидел в углу комнаты, был очень несчастным и рассказал мальчику страшную историю о том, то злой волшебник СТРАХ захватил страну гномов рудокопов и превратил всех в своих  рабов. Жаль стало мальчику гномов, решил он им помочь, победить злого волшебника. Для этого ему надо было спуститься, в подземелье. Это подземелье было самое темное и страшное. Страшнее, и темнее чем ты себе можешь представить. Самые страшные страхи кошмарные ужасы  поджидали мальчика на его пути. Но как бы, не было страшно мальчику, он помнил, что только он может спасти страну гномов. Но вот конец пути. Но в заключении, его ждало самое страшное испытание. Злой волшебник был ужасен. Если ты представишь себе самое страшное чудовище, оно будет в 10 раз красивее злого волшебника СТРАХА. Сердце дрогнуло в груди у мальчика, но он вспомнил нечастного гнома, сжал кулаки, громко-громко крикнул в лицо волшебнику (муз. Сопровождение).

 Дети ну-ка давайте повторим все вместе.         И поможем мальчику прогнать страх.

«Раз, два, три, четыре! Не один я в этом мире! топним ножкой, хлопнем  ручками ножками я со страхом поборюсь. Темноты я не боюсь!» (дети давайте все вместе повторим, еще раз. Молодцы! Несколько раз повторяем.

И удивительное дело. Услышав эти слова, злой Волшебник-СТРАХ  растварился в своем страхе и осталось от него только маленькое темное пятнышко. И темное подземелье озарилось ярким светом. Тысячи светлячков осветили своды подземелья, и стало светло как днем. Освобожденные гномы поблагодарили мальчика за спасение и наградили его веточкой волшебной с красным изумрудом, в темноте этот изумруд сверкал как огонек. И тут у мальчика закружилась голова и он проснулся.» Это был всего лишь сон» - решил мальчик и оглянулся вокруг. На подушке лежала живая веточка с изумрудиком. С тех пор мальчик не просит маму оставлять свет на ночь в комнате. Он победил свой страх. Посмотрите вон там в углу сверкает что-то. Ну-ка давайте посмотрим что там? Смотрите изумрудик, это гномики и вас отблагодарили.

И сегодня попросите родителей вместе с вами выйти на улицу и посмотрите на звездное небо. И покажите маме и папе ту удивительно особенную  звезду, где, мальчик победил свой страх. А если вам повезет, и это будет редкий вечер, когда вам звезды расскажут новую удивительную историю.

И так о чем говорится в этой истории? Было ли страшно мальчику когда он спустился в подземелье? Как поборол страх мальчик?

Сопровождение дети ну-ка давайте повторим все вместе.        

«Раз, два, три, четыре!

Не один я в этом мире! топним ножкой, хлопнем  ручками ножками я со страхом поборюсь. Темноты я не боюсь!» (дети давайте все вместе повторим , еще раз. Молодцы!

Вам понравилась в стране гномов. К сожалению, нам пора возвращается в класс, ведь наверняка нас уже ждут в классе маленькие гномики невидимые которые обожают, учится.

Выстраиваемся по два человечка и возвращается мы будем на кораблике, который называется «бесстрашный» (звучит музыка повторяют движения и возвращаются). Встаньте парами кораблик плывет, возьмитесь за руки и образуйте, лодочку -покачивайтесь 3-раза (раз два три), на носочках, тянемся в верх. Переворот, соединяем ручки, хлопаем в ладошки, образуем большой круг движение влево в право убыстряя бег, волна во внутрь ручки вперед назад 3 раза. Закрываем глазки, снимаем волшебные шапочки,  открываем глазки и приземляемся на землю вот мы и вернулись,  победили бурю страха. И поняли, что страх  в нас рождается от непонимания и любой страх можно победить, если попытается выяснить, от чего так бывает страшно. И помните, что живут на свете, маленькие гномики они всегда поддержат вас в трудную минуту (включается музыка смеха). И я вам хочу подарить эти новогодние веточки они напомнят вам о сегодняшнем путешествии и о нашей звездной сказки и о том, как мы научились побеждать страх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ

Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психиче...

«Использование элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда»

Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей, с ограниченными возможностями здоровья, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Игры с песком по...

Приемы театрализации в коррекционно-развивающей работе психолога с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста.

В статье представлен опыт работы психолога по использованию приемов театрализованной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ

В общеобразовательной школе, где реализуются АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) обучаются и воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью и ограниченными возможностя...

Конспект открытого занятия «Арт -терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми с ТМНР»

Тема: «Арт -терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми с ТМНР»  (тяжелые множественные нарушения развития»Цель: Формирование среды для коррекционно-развивающей работы ч...