Единые требования семьи и начальной школы - залог успешной мотивации
методическая разработка на тему
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Поэтому очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinye_trebovaniya_semi_i_shkoly.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Единые требования семьи и школы – залог успешной мотивации учащихся.
Социальный педагог МКОУ «СОШ № 3» Безъязычная И.Н.
«Нет большей роскоши, чем роскошь
человеческого взаимопонимания».
А.C. Экзюпери
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Поэтому очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что вы, родители, часто не имеете достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему прошлому школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия мы стараемся сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для вас.
Порой, школа и родители предъявляют свои справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Но вы не должны забывать, что прежде всего семья выступает важнейшим институтом воспитания личности. Именно в семье утверждаются основы гармоничного развития ребенка, закладываются его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современной социокультурной реальности. Тип семейного воспитания влияет на мотивацию детей (потребности в достижениях успехов) и формируется в основном у детей в семьях без отклонений, нарушений в воспитании. Школа – институт профессиональный, в ней работают люди, обладающие специальными знаниями в разных областях науки. Поэтому четкое осознание единства целей, четкое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач, достигающих цели, развитие партнёрства – это залог успешной мотивации учащихся.
Важно начинать эту работу именно с начальной школы, так как активные формы работы с родителями с самого начала обучения ребенка в школе позволяют вам осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой
Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным можно при условии включения родителей в воспитательный процесс, успех которого зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений.
Это положение приобретает важность потому, что, к сожалению, многие родители нередко видят учителя глазами своего ребёнка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедливость в оценке учебного труда или нравственного поступка школьника затрудняют контакт учителя и семьи.
Школа, педагоги дают детям знания, которые они должны закрепить дома. Но не всегда и не все ребята приходят на урок с выполненными домашними заданиями, не приносят учебники, школьные принадлежности. Вы, родители, жалуетесь, что вам трудно отследить, что было задано, потому что учащиеся эпизодически заполняют дневник, а вы редко туда заглядываете. К сожалению, бывают случаи, когда результатами учебы своего ребенка вы интересуетесь только к концу четверти и только тогда начинаете принимать меры для исправления ситуации: посещаете учителей, просите принять зачеты и т.д. А почему вы не контролируете своих детей в течение всего периода обучения? Что вам мешает? Для учащихся выпускных классов проводятся консультации для успешной сдачи экзаменов по ГИА и ЕГЭ, но и их некоторые ребята посещают неохотно.
Иногда можно от родителей можно услышать и такое, мол, пусть он решает свои проблемы самостоятельно. Но, уважаемые родители, вы должны знать, что ответственность за обучение и воспитание вашего ребенка, вы несете до наступления его совершеннолетия, т.е. до 18 лет.
Такое равнодушное ваше отношение заставляет нас принимать конкретные меры – это и вызовы на беседу, не только к конкретному педагогу, но к администрации школы, отправления писем на предприятия, приглашение на Совет профилактики, на заседания комиссии по делам несовершеннолетних, на малые педсоветы. На них мы рассматриваем не только результаты учебы вашего ребенка, но и невыполнение требований Устава школы (нарушение поведения и дисциплины, внешнего вида, пропуски занятий без уважительных причин, систематические опоздания на уроки, нецензурная брань, курение и т.д.) А ведь сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни – одна из важнейших задач школы и родителей.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Физически и эмоционально здоровым, доброжелательным, ответственным, умеющим общаться, с правильной самооценкой, увлеченным какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни – такими бы мы хотели видеть своих детей.“ Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Поэтому мы вместе с вами, убеждаем ребят посещать в свободное от учебы время различные кружки, спортивные секции, как в школе так и за ее пределами.
Итак, залог успешной мотивации личности школьника эффективно в том случае, если оно выстраивается на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности.
Первостепенное значение следует придавать принципу соглашения. Осуществляется данный принцип путем метода договора. Он предполагает общие позиции школы и семьи в их представлениях о воспитании и о цели воспитания: какими мы хотим видеть детей по окончании школы; договоренность двух сторон (школа – семья) об основах организации школьной жизнедеятельности детей, об условиях взаимоотношений этих двух сторон, о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.
Принцип сопряжения предполагает согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
Принцип сопереживания предполагает взаимоуважение, доверие и расположение школы и семьи, разрешение конфликтов и избегание противоборства.
Принцип сопричастности - это значит взять на себя часть происходящего с ребенком, чувствовать себя частью ребенка и делать все то, что делал бы ты, будучи на его месте, проявлять взаимное, непосредственное или опосредованное отношение к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах его жизни во имя практического создания наилучших условий для развития ребенка.
Принцип содеянности предполагает причастие семьи к общему делу школы, умение ценить, максимально развивать и поддерживать инициативу и творческие способности родителей в школьном коллективе.
Когда все граждане озабочены состоянием дела воспитания и проявляют активный интерес к этому процессу, выражая стремление оказать помощь учебно - воспитательным учреждениям, а школы пытаются профессионально корректировать область семейного воспитания, проблема взаимодействия семьи и школы с целью успешной мотивации учащихся, может быть успешно разрешена.
Сделать школу и семью союзниками в воспитании детей – наша с вами главная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Единый орфографический режим в начальной школе.
Данная статья поможет родителям в работе с детьми по оформлению тетрадей....
Сотрудничество семьи и школы – залог успешного решения задач воспитания школьников
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...
Педагогический проект "Семья и школа - залог успешного воспитания ребенка"
Целью данного проекта является создание условий для активизации воспитательных функций родителей через вовлечение их в единое образовательно - воспитательное ...
Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка
Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...
Единый орфографический режим в начальной школе
Единый орфографический режим в начальной школе...
Сотрудничество семьи и школы – залог успешного решения задач воспитания школьников.
Выступление на педагогическом совете....
О едином орфографическом режиме в начальной школе
ull;устранение разночтений в оформлении письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам;•создание условий для формирования культуры оформления...