Взаимодействие социального педагога со школьными детскими объединениями и организациями
статья на тему
Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sotsialnykh_pedagogov.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешное решение задачи создания в России демократического государства, в первую очередь, зависит от формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, дающих возможность не только быть членом общества, но и проявлять свою индивидуальность, неповторимость.
Человек как биосоциальное существо вне общества себе подобных не может нормально ни развиваться, ни функционировать. Дети не являются исключением. В демографической структуре современного общества они составляют значительную часть. Возрастной показатель объединяет их в единую группу. Однако это не означает, что они автономны в обществе. Подрастающее поколение живет, действует, формируется в условиях социальной жизни государства и, естественно включение их в соответствующую социальную структуру, которая оказывает влияние на его положение в обществе, род занятий, интересы, ценностные ориентации.
Для того чтобы защитить свои специфические интересы и найти выход сферу общественных отношений, дети создают свои объединения, которые могут быть различны по характеру и сфере деятельности, обладать меньшей или большей устойчивостью.
Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями.
Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице, убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью, плохо организован их досуг, резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.
В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних государственной Думой РФ был принят Закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. Этим документом определены основные направления работы органов управления образования и образовательных учреждений в организации досуга и занятости несовершеннолетних.
Выход из состояния неопределенности, напряженности, неуверенности, ставшего в последнее время проявлением нестабильного состояния практически всех сфер жизни общества, многие подростки ищут и находят в социальной среде, в том числе в различных компаниях, группировках, объединениях, которые могут и предлагают им самые различные личностные и социальные ориентации. В этой ситуации велики роль и значимость детских общественных организаций и объединений, как основы детского движения. Именно в таких объединениях подростки проходят «уроки жизни», получают возможность самовыразиться и самореализоваться, найти понимание, поддержку и защиту, стать активными участниками процесса социализации.
Положительной тенденцией в развитии детского движения стало создание детских объединений не по указанию «сверху», а «снизу» — добровольно, демократично, на основе инициатив и с учетом интересов детей и взрослых. Для этого в конце учебного года в нашей школе проводится анкетирование учащихся, целью которого является определение приоритета направленности досуговой деятельности на следующий год. Отсюда — многообразие форм детских объединений, их «принадлежность» к ребенку, среде его жизнедеятельности, а значит — и возрастание их роли в воспитании, развитии личности конкретного ребенка.
В начале нового учебного года в школе проводится презентация кружков, спортивных секций, детских объединений и организаций, где для ребят создается благоприятная среда развития всех видов поисковой активности. Во внеурочной жизни школы моделируются формы существования гражданского общества, вырабатываются необходимые для него навыки отношений и взаимодействий.
Именно здесь, после уроков, в работе кружков и секций, общественных объединений, художественной самодеятельности, подготовки различных развлекательных и познавательных мероприятий, в работе органов самоуправления, в реализации принятой школой концепции развития – проявляется свободная инициатива, самостоятельно разрабатываются планы и программы, осуществляются решения.
Мною в сентябре проводится мониторинг занятости учащихся группы ДЕСОП во внеурочное время и выявление неопределившихся. Дальнейшую работу проводит психолог, помогающий в выборе вида деятельности на основе результатов тестирования. По итогам мониторинга и результатов тестирования даются рекомендации классным руководителям, руководителям кружков, спортивных секций, творческих объединений и организаций заинтересовать учащихся в выборе досуговой деятельности. Свои рекомендации получают и ребята для дальнейшего самоопределения.
Анализ современного состояния детских объединений и организаций позволяет распределить их по следующим группам:
- объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей:
отряд ЮИД «Постовой» - руководитель Якимова И.А.
фитоклуб – руководитель Ковшова И.А.
юные пожарные – руководитель Якимова И.А.
юные милиционеры – руководитель Колесникова Е.Н.
клуб «Юный спасатель» - руководитель Темирчева Х.А.;
- объединения творческой направленности:
кружок «Маленький художник» - руководитель Альбощий Э.Ю.
кружок «Быстрый крючок» - руководитель Фисунова Н.А.
вокальная группа – руководитель Нечаева Т.В.
кружок «Юный журналист» - руководитель Авдющева Л.В.
хореографический кружок «Ассорти» - руков.Измайлова Л.Н.;
- детские общественные организации, ориентированные на патриотическое и гражданское воспитание:
поисковый отряд «Следопыт» - рук.Зимовейская Н.П.
Зимовейская Ю.Ю.
военно-патриотический клуб «Витязь» - рук.Курочка Л.В.
- объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни:
спортивные секции:
карате-до – тренер Ревенко Дмитрий
бокс – тренер Попов Александр
Согласно результатам анкетирования учащихся группы ДЕСОП, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) пользуются патриотические организации, объединения, направленные на утверждение здорового образа жизни. Профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности пользуются приоритетом у 20,8% опрошенных, объединения творческой направленности - у 14,7 % .
В целях выявления эффективности работы в организации досуговой деятельности учащихся группы ДЕСОП систематически - один раз в четверть осуществляется мониторинг посещаемости кружков, спортивных секций, детских объединений и организаций.
Взаимодействие социально-психологической службы, классных руководителей с детскими объединениями и организациями показывает свою высокую результативность.
Учащиеся группы ДЕСОП участвуют в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах разного уровня, в выставках, в научно-практических конференциях, в туристическо-краеведческих акциях, в мероприятиях патриотической направленности: военно-спортивная игра «Зарница», Вахта Памяти на мемориале Вечной Славы, мероприятия посвященные Дню Победы.
Организация досуговой деятельности имеет цель не только занять учащихся во внеурочное время, но и позволяет самоопределиться с будущей профессией. Учащиеся Шавкута Артем и Пихота Иван, состоявшие на учете в КДН, активно занимались в секции бокса (тренер Попов Александр) и показывали высокие результаты на краевых и всероссийских соревнованиях. По окончании 8 класса ребята успешно поступили в школу олимпийского резерва в г. Ставрополь.
В заключение хотелось бы сказать, что организованная занятость учащихся во внеурочное время является и на сегодняшний день самой актуальной и требующей особого внимания проблемой. Главными помощниками становятся спорт, творчество и культура. Ведь в каждом учебном заведении действуют творческие кружки, объединения и спортивные секции. Их высокая посещаемость – показатель того, что дети под контролем не только во время уроков. Целью работы социального педагога является оказание помощи учащимся в самоопределении и самореализации.
Чем так привлекал меня Непал?
Почему к нему вели дороги?..
Он ребенка божеством назвал…
Может статься, дети вправду боги?..
Может, от рожденья им дано
Смутное сознанье высшей цели?..
Будущее в них воплощено.
Вот оно – лепечет в колыбели!
Дети – это совесть всей Земли.
Чем мы нашей совести ответим?
В мир они для радости пришли…
Ну а мы?.. Что мы оставим детям?!
Кто подскажет выход из тисков
Нашего жестокого столетья?!
Боги?.. Плохо верится в богов!..
Может, выход нам подскажут дети?
В детском сердце – нового ростки.
Чудо – каждый малый человечек,
Но они, как стебельки, хрупки…
Дети!.. О, как надо нам беречь их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная роль старшего вожатого в деятельности детского объединения или организации
В статье говорится о традициях развития детского общественного движения в России и роли взрослых в детских объединениях. Статья может представлять интерес для старших вожатых, педагогов-организа...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...
Воспитание социально-активной личности в пространстве деятельности школьного детского объединения.
доклад...
АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В БОУ «ЧЕКРУШАНСКАЯ СОШ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ДОБРОГРАД»
Гражданин Отечества начинается с гражданина ШКОЛЫ. Одним из основных направлений воспитательной системы школы является вооружение растущего человека средствами самореализации через овладение различным...
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.
Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными рук...
Выступление на заседании методического объединения классных руководителей по теме "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе".
выступление на МО классных руководителей Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в школе...