ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.
проект на тему
Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_-_iz_opyta.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.
Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся.
Сотрудничество – одно слово,
но оно содержит в себе, если
вдуматься, все важные
нравственные качества.
Только в сотрудничестве
можно воспитать человека
для человека.
С. Соловейчик.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений – самая острая проблема школы, семьи, государства. Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры, так как оказалась в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий.
Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или их безработица.
Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.
Иногда слышится упрек школе в том, что воспитательная деятельность носит формальный характер, в результате которой цели воспитания либо не достигаются, либо достигаются частично, поэтому нам необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества, менять содержание и формы взаимодействия школы и семьи.
Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогами, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.
Суть моего взаимодействия с родителями учащихся заключается в том, что обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развития в нем лучших качеств и свойств. В основе такого сотрудничества лежат принципы партнерства, взаимного доверия, уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает нам объединить свои усилия в создании условий для формирования у учащегося таких нравственных качеств, как воспитание Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, город, Отечество.
Чтобы изменить ситуацию в сфере воспитания и достичь конкретных результатов я решила использовать в своей работе такой прием, как организация совместной проектной деятельности учащихся и их родителей, которые смогли бы сделать свои действия более целенаправленными, планомерными и результативными. На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей я выявила группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности ребенка.
Основная цель проектной деятельности во внеурочное время: создание оптимальных условий для развития личности детей через сотрудничество семьи и школы.
Задачи:
1.Создать детско-взрослую общность с целью социализации ученика.
2.Целенаправленно обучать коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.
3.Приобщать детей к культуре, истории родного края, традициям школы, поселка, страны.
4.Вовлекать детей и их родителей в социальное проектирование.
5.Создать банк идей социальных проектов.
В начале нашего сотрудничества мы выяснили, что проектная деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте. Обозначили структуру деятельности родителей и учащихся, которую можно представить в следующем виде:
Ученик | Родитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Основываясь на этом, мы выделили несколько групп умений, которые будут формироваться у детей в результате проектной деятельности:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); б)социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г)информационные (осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации или каких умений не достает); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности – ИКТ, демонстрировать артистические возможности); е) рефлективные (адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Готовясь к открытому мероприятию, посвященному 50-летию нашего поселка Чернышевский и, опираясь на все полученные знания, родители совместно с детьми приступили к выполнению проектов о поселке. Деятельность участников состояла из нескольких этапов.
Первый этап (подготовительный):
- Определяется тема проекта.
- Ставится проблема.
- Определяются задания конкретной направленности.
- Определяются группы учащихся.
- Распределяются роли.
- Назначается координатор.
Второй этап (практический):
- Сбор и систематизация информации в соответствии с идеей, целями, задачами проекта.
- Выбор оптимального варианта выполнения проекта.
- Подготовка к презентации.
Третий этап (заключительный):
- Публичная защита проекта.
- Оценка проектных умений.
В результате совместной работы учащихся и родителей были представлены проекты о социально значимых объектах нашего поселка:
- «У нашей почты женское лицо» (о почтовой связи).
- «Сбербанк – надежная копилка денежных средств» (о поселковом отделении сбербанка).
- «Кадеты – школа мужества» (о новом образовательном учреждении в нашем поселке).
Во время выполнения проектов учащиеся познакомились с работой этих служб, что способствовало развитию у них навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками этих организаций, а также навыков поиска, анализа, использование нужной информации и использование ИКТ. Завершающим этапом деятельности стала презентация проектов, на которую были приглашены сотрудники этих подразделений. Жюри и зрители высоко оценили представленные работы. Все участники проектов были отмечены дипломами и памятными подарками. А на школьной заключительной конференции родители – координаторы были награждены почетными грамотами за совместную творческую работу с детьми.
Значительным событием для нашего класса и школы явилась публикация в республиканском журнале «Ангел в ладошке» проекта «У нашей почты женское лицо».
Проектной деятельностью ученики, обучающиеся в моем классе, вместе с родителями продолжают заниматься и дальше. Так, в рамках мероприятий, посвященных Году Учителя был создан проект «Учитель, перед именем твоим…» К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, был выполнен проект об узнице концлагеря Рябковой Валентине Сергеевне, которая проживает в нашем поселке. Готовим проект «Милосердие» о тимуровском ученическом движении с целью оказании Рябковой Валентине Сергеевне посильной помощи. Для способствования формирования у ребят толерантного отношения к ценностям других культур планируем создать семейные проекты, в которых отразятся обычаи, обряды, традиции разных народов.
Положительными результатами своей работы считаю следующие аспекты:
1.Было вовлечено подавляющее большинство учащихся и родителей.
2.Проектная деятельность дала возможность самореализации, самоутверждения каждого участника, даже «неуспешного» в учебе.
3.Совместная работа сблизила родителей и детей.
4.Участники приобрели навыки, которые помогут им адаптироваться в современном мире, проявляя свои лучшие качества: толерантность, милосердие, уважение к Отчизне и ее традициям.
Социальный педагог,
классный руководитель МКОУ «СОШ №3»:
Безъязычная И.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
формы взаимодействия классного руководителя и родителей
как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...
Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".
Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
В этом материале изложены формы взаимодействия воспитателя-классного руководителя и родителей воспитанников. Может служить подспорьем для организации работы с родителями...
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...
Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек м...
"Формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников"
laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педмини...