Предупреждение социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
статья на тему

Лиманская Алла Геннадьевна

В статье рассказывается об опыте работы школы по предупреждению социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный педагог ГОУ СОШ № 294 г. Санкт-Петербурга

Лиманская Алла Геннадьевна, alimanskaja@mail.ru

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

    Основным направлением деятельности социального педагога в школе является работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Это связано в первую очередь с влиянием внешних факторов и окружающей социальной среды конкретного микрорайона города.  По всей стране наблюдается рост  правонарушений среди несовершеннолетних, увеличение количества больных детей и детей, подвергающихся насилию в семье. Несомненно, данная категория детей нуждается в особой педагогической помощи и поддержке. Для  поддержания развития ребенка в трудных жизненных обстоятельствах, для помощи и благоприятного воздействия,  социально-педагогическую работу с ними следует организовать таким образом, чтобы актуализировать потенциальные возможности как самого ребенка, так и окружающей его социальной среды.

    Комфортность для каждого ребенка в школьной среде — это основное условие для полноценного развития личности.

    Выявление учащихся, находящихся в социально-опасном положении, предупреждение безнадзорности детей являются первоочередными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для осуществления своевременного реагирования на возможные проблемы, а также для определения общих характеристик школьной социальной среды нами используется социальный портрет школы, который составляется в начале учебного года и корректируется в течение всего периода обучения.

    В настоящее время в нашей школе учащихся – 289 чел. Из них детей из  многодетных семей, опекаемых, по потере кормильца – 12 %; неполных, малообеспеченных семей — 43%; семей, состоящих на учете ОДН – 3 %; детей, состоящие на учете ОДН  и на внутришкольном контроле – 2% и 7% соответственно. Практически все семьи имеют низкий материальный доход.

Этнический состав школы достаточно разнообразный:  кабардинцы,  ингуши, татары, казахи, украинцы, армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки. Таким образом, большое количество семей требуют социального сопровождения.Стоит отметить и тот факт, что микрорайон школы весьма неблагополучен по своим социальным характеристикам: многие семьи учащихся проживают в коммунальных квартирах, дома принадлежат к старому жилому фонду, многие из них требуют капитального ремонта, практически отсутствуют детские площадки и зеленые зоны. Кроме того, в микрорайоне большое скопление зон повышенной опасности для несовершеннолетних: Московский вокзал, рынок, множество ночных кафе-баров и клубов.

   Основной задачей школы является социальная адаптация и развитие познавательного интереса учащихся всех ступеней обучения через вовлечение во внеклассную работу и досуг. Для решения данной задачи и проблемы предотвращения социального исключения детей , нами были  определены

 5 ведущих направлений работы:

  1. Организация работы службы сопровождения
  2. Развитие сети дополнительного образования детей через привлечение специалистов района в рамках опытно-экспериментальной работы школы: «Адаптация. Сотрудничество. Инициатива».
  3. Повышение активности учащихся через реализацию программы «Город     звезд».
  4. Развитие самоуправления учащихся.
  5. Создание портфолио учащихся.

    Координатором службы социального сопровождения учащихся   и  их семей   является заместитель директора по воспитательной работе школы. В службу сопровождения входят школьные психолог, логопед, социальный педагог. Данная служба работает в тесном контакте со школьным Советом по профилактике правонарушений и районными службами. Кроме Совета в практике школы  малые педсоветы, а также мы планируем психолого-педагогические консилиумы.

Ищем пути сотрудничества с родителями, отказываемся от административных методов решения проблем, отходим от авторитарных методов работы с детьми и их родителями.

    Выявив семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, стараемся решить вопрос с обеспечением бесплатным питанием, стараемся обеспечить учебной литературой, освободить от оплаты за охрану.

Особенно важно  тесное сотрудничество с классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями ГПД. На этом строится внутришкольное социально-педагогическое партнерство.

    Внешнее партнерство строится на сотрудничестве с инспекцией по делам несовершеннолетних 28 о/м Центрального района, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центром социальной помощи семье и детям, Центром «Контакт»,  специалистами по опеке и попечительству муниципального образования «Владимирский округ»,  ППМСЦ «Развитие».

    В школе  создан Совет старшеклассников, основной задачей которого   является всестороннее содействие руководству школы, педагогическому коллективу в организации внеурочной воспитательной работы, а также воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся. В школьный актив стараемся привлекать детей, требующих особого педагогического внимания, состоящих на внутришкольном контроле.

   По деанным мониторинга внеурочной занятости детей, проводимого ежегодно, мы выяснили, что вторая половина дня у ребят на собственном обеспечении – кружков в районе они практически не посещают; а в соответствии со штатным расписанием, в самой школе работали всего 3 кружка.

  Для организации внеурочной занятости детей  администрация школы заключает договоры с организациями дополнительного образования детей: ГОУ ДОД ДДТ  «Преображенский», ЦВР, ПМК  «Перспектива» для  работы различных кружков  по лицензированным  программам дополнительного образования. На базе школы работают кружки: «Информационные технологии в изучении биологии, химии», «Основы журналистики», «Книголюб», «Путешествие в старну Поэзия», «Краеведение», «Клуб путешественников», «Смолянка»,  «Вокальный ансамбль»,  «Оригами», «Умелые руки»,  «Страницы истории Центрального района», «Театральная студия». Дети из групп продленного дня посещают кружки в Центре «Перспектива»: секцию «У-шу», «Студию изобразительного искусства»,  «Дизайн-студию декоративно-прикладного искусства», Клуб «Затейник», «Театральную студию».  Мы стремимся к полной занятости учащихся 1-7 классов. В настоящее время в кружках  занимается  82%  детей.

Благодаря работе кружков, учащиеся и педагоги  принимают участие в районных конкурсах. И уже в течение двух лет есть  результаты. Наши учащиеся  принимали участие в районных конкурсах  «Мне этот мир большой и разный подарит мамино тепло», смотр-конкурс творческих работ «Моя семья — территория любви, «Я выбираю», «Портрет моей семьи», «Культурной столице — культуру мира» (первое  место в районном этапе и III место в полуфилале), районный конкурс стенгазет, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова, районный конкурс «Переводим классику», «Защитники отечества XXI века» (4 место»), «Молодежная волна», в районном этапе фестиваля «Салют победы», «Родословные петербургских семей», «Солнце светит всем», «Сам себе юрист». Участвовали в районных соревнованиях юных автомобилистов «Школьник — дорога — автомобиль», конкурсе по ПДД «Перекресток знаний», спортивных районных соревнованиях (осенний кросс, легкоатлетическое четырехборье, мини-футбол, настольный теннис, баскетбол.) и получили разные награды.

    Среди кружков наиболее интересна, на мой взгляд, работа театральной студии, которую возглавляет Пестряк Л.А., учитель начальных классов. Цель создания студии – сплочение детского коллектива, повышение своей самооценки, создание  условий для самореализации каждому ребенку, дать возможность почувствовать себя полезным  классу, школе, детскому обществу. Театр музыкальный, а уникальность данного коллектива заключается в том, что он объединяет в себя детей из начальной школы, среднего звена, а дети из старшей школы помогают театральной студии технически:   обеспечивают  техническое сопровождение всех мероприятий – от закупки  аппаратуры  до  установки.

       Интересен опыт создания портфолио учащимися: 8а, 7а, 6а  классов под руководством классных  руководителей Герасимовой Т.Н.,    Шеляпиной Н.В., Кокиной Е.Ю.  У каждого ученика этих классов есть свое портфолио.

  1. В школе традиционно проводятся праздники: День знаний (1 сентября), День Учителя,  Новогодние праздники, День снятия блокады (с приглашением ветеранов-блокадников), Конкурс «Мисс и Мистер школы» (день Святого Валентина),  Праздник бабушек и мам (8 Марта),  День Семьи,
  2. День Победы,  Последний звонок (для выпускников школы).
  3. Интересео опыт  проведения  акции «Мы разные и мы вместе»,  которая завершилась  красочным фестивалем «Дети разных народов». В ней принимали участие все классы — с 1 по 11.  Мы планируем проводить такую акцию ежегодно.

Весь комплекс поставленных нами вопросов требует новых педагогических технологий. Наша школа сотрудничает  с кафедрой социального управления АППО, с РГПУ им. Герцена.  Результаты данной работы будут подводиться ежегодно.

     



Предварительный просмотр:

Социальный педагог ГОУ СОШ № 294 г. Санкт-Петербурга

Лиманская Алла Геннадьевна, alimanskaja@mail.ru

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИСКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

    Основным направлением деятельности социального педагога в школе является работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Это связано в первую очередь с влиянием внешних факторов и окружающей социальной среды конкретного микрорайона города.  По всей стране наблюдается рост  правонарушений среди несовершеннолетних, увеличение количества больных детей и детей, подвергающихся насилию в семье. Несомненно, данная категория детей нуждается в особой педагогической помощи и поддержке. Для  поддержания развития ребенка в трудных жизненных обстоятельствах, для помощи и благоприятного воздействия,  социально-педагогическую работу с ними следует организовать таким образом, чтобы актуализировать потенциальные возможности как самого ребенка, так и окружающей его социальной среды.

    Комфортность для каждого ребенка в школьной среде — это основное условие для полноценного развития личности.

    Выявление учащихся, находящихся в социально-опасном положении, предупреждение безнадзорности детей являются первоочередными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для осуществления своевременного реагирования на возможные проблемы, а также для определения общих характеристик школьной социальной среды нами используется социальный портрет школы, который составляется в начале учебного года и корректируется в течение всего периода обучения.

    В настоящее время в нашей школе учащихся – 289 чел. Из них детей из  многодетных семей, опекаемых, по потере кормильца – 12 %; неполных, малообеспеченных семей — 43%; семей, состоящих на учете ОДН – 3 %; детей, состоящие на учете ОДН  и на внутришкольном контроле – 2% и 7% соответственно. Практически все семьи имеют низкий материальный доход.

Этнический состав школы достаточно разнообразный:  кабардинцы,  ингуши, татары, казахи, украинцы, армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки. Таким образом, большое количество семей требуют социального сопровождения.Стоит отметить и тот факт, что микрорайон школы весьма неблагополучен по своим социальным характеристикам: многие семьи учащихся проживают в коммунальных квартирах, дома принадлежат к старому жилому фонду, многие из них требуют капитального ремонта, практически отсутствуют детские площадки и зеленые зоны. Кроме того, в микрорайоне большое скопление зон повышенной опасности для несовершеннолетних: Московский вокзал, рынок, множество ночных кафе-баров и клубов.

   Основной задачей школы является социальная адаптация и развитие познавательного интереса учащихся всех ступеней обучения через вовлечение во внеклассную работу и досуг. Для решения данной задачи и проблемы предотвращения социального исключения детей , нами были  определены

 5 ведущих направлений работы:

  1. Организация работы службы сопровождения
  2. Развитие сети дополнительного образования детей через привлечение специалистов района в рамках опытно-экспериментальной работы школы: «Адаптация. Сотрудничество. Инициатива».
  3. Повышение активности учащихся через реализацию программы «Город     звезд».
  4. Развитие самоуправления учащихся.
  5. Создание портфолио учащихся.

    Координатором службы социального сопровождения учащихся   и  их семей   является заместитель директора по воспитательной работе школы. В службу сопровождения входят школьные психолог, логопед, социальный педагог. Данная служба работает в тесном контакте со школьным Советом по профилактике правонарушений и районными службами. Кроме Совета в практике школы  малые педсоветы, а также мы планируем психолого-педагогические консилиумы.

Ищем пути сотрудничества с родителями, отказываемся от административных методов решения проблем, отходим от авторитарных методов работы с детьми и их родителями.

    Выявив семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, стараемся решить вопрос с обеспечением бесплатным питанием, стараемся обеспечить учебной литературой, освободить от оплаты за охрану.

Особенно важно  тесное сотрудничество с классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями ГПД. На этом строится внутришкольное социально-педагогическое партнерство.

    Внешнее партнерство строится на сотрудничестве с инспекцией по делам несовершеннолетних 28 о/м Центрального района, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центром социальной помощи семье и детям, Центром «Контакт»,  специалистами по опеке и попечительству муниципального образования «Владимирский округ»,  ППМСЦ «Развитие».

    В школе  создан Совет старшеклассников, основной задачей которого   является всестороннее содействие руководству школы, педагогическому коллективу в организации внеурочной воспитательной работы, а также воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся. В школьный актив стараемся привлекать детей, требующих особого педагогического внимания, состоящих на внутришкольном контроле.

   По деанным мониторинга внеурочной занятости детей, проводимого ежегодно, мы выяснили, что вторая половина дня у ребят на собственном обеспечении – кружков в районе они практически не посещают; а в соответствии со штатным расписанием, в самой школе работали всего 3 кружка.

  Для организации внеурочной занятости детей  администрация школы заключает договоры с организациями дополнительного образования детей: ГОУ ДОД ДДТ  «Преображенский», ЦВР, ПМК  «Перспектива» для  работы различных кружков  по лицензированным  программам дополнительного образования. На базе школы работают кружки: «Информационные технологии в изучении биологии, химии», «Основы журналистики», «Книголюб», «Путешествие в старну Поэзия», «Краеведение», «Клуб путешественников», «Смолянка»,  «Вокальный ансамбль»,  «Оригами», «Умелые руки»,  «Страницы истории Центрального района», «Театральная студия». Дети из групп продленного дня посещают кружки в Центре «Перспектива»: секцию «У-шу», «Студию изобразительного искусства»,  «Дизайн-студию декоративно-прикладного искусства», Клуб «Затейник», «Театральную студию».  Мы стремимся к полной занятости учащихся 1-7 классов. В настоящее время в кружках  занимается  82%  детей.

Благодаря работе кружков, учащиеся и педагоги  принимают участие в районных конкурсах. И уже в течение двух лет есть  результаты. Наши учащиеся  принимали участие в районных конкурсах  «Мне этот мир большой и разный подарит мамино тепло», смотр-конкурс творческих работ «Моя семья — территория любви, «Я выбираю», «Портрет моей семьи», «Культурной столице — культуру мира» (первое  место в районном этапе и III место в полуфилале), районный конкурс стенгазет, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю Лермонтова, районный конкурс «Переводим классику», «Защитники отечества XXI века» (4 место»), «Молодежная волна», в районном этапе фестиваля «Салют победы», «Родословные петербургских семей», «Солнце светит всем», «Сам себе юрист». Участвовали в районных соревнованиях юных автомобилистов «Школьник — дорога — автомобиль», конкурсе по ПДД «Перекресток знаний», спортивных районных соревнованиях (осенний кросс, легкоатлетическое четырехборье, мини-футбол, настольный теннис, баскетбол.) и получили разные награды.

    Среди кружков наиболее интересна, на мой взгляд, работа театральной студии, которую возглавляет Пестряк Л.А., учитель начальных классов. Цель создания студии – сплочение детского коллектива, повышение своей самооценки, создание  условий для самореализации каждому ребенку, дать возможность почувствовать себя полезным  классу, школе, детскому обществу. Театр музыкальный, а уникальность данного коллектива заключается в том, что он объединяет в себя детей из начальной школы, среднего звена, а дети из старшей школы помогают театральной студии технически:   обеспечивают  техническое сопровождение всех мероприятий – от закупки  аппаратуры  до  установки.

       Интересен опыт создания портфолио учащимися: 8а, 7а, 6а  классов под руководством классных  руководителей Герасимовой Т.Н.,    Шеляпиной Н.В., Кокиной Е.Ю.  У каждого ученика этих классов есть свое портфолио.

  1. В школе традиционно проводятся праздники: День знаний (1 сентября), День Учителя,  Новогодние праздники, День снятия блокады (с приглашением ветеранов-блокадников), Конкурс «Мисс и Мистер школы» (день Святого Валентина),  Праздник бабушек и мам (8 Марта),  День Семьи,
  2. День Победы,  Последний звонок (для выпускников школы).
  3. Интересео опыт  проведения  акции «Мы разные и мы вместе»,  которая завершилась  красочным фестивалем «Дети разных народов». В ней принимали участие все классы — с 1 по 11.  Мы планируем проводить такую акцию ежегодно.

Весь комплекс поставленных нами вопросов требует новых педагогических технологий. Наша школа сотрудничает  с кафедрой социального управления АППО, с РГПУ им. Герцена.  Результаты данной работы будут подводиться ежегодно.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...

ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...

Семинар для социальных педагогов «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».

Педагогический коллектив  школы выполняет сложную задачу –  совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социал...

Доклад "Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Материал предназначен для социальных пеадагогов, работающих в реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних....