Рабочая программа профессиональной ориентации»
проект
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»
Программа профессиональной ориентации
в «Нефтеюганской специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе — интернат VIII вида»
на 2014-2016 годы
Разработала:
учитель А.Н. Суворова
г. Нефтеюганск 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | № страницы |
1. | Паспорт Программы | |
2. | Введение | |
3. | Пояснительная записка | |
3.1. | Направленность Программы | |
3.2. | Концепция | |
3.3. | Обоснованность Программы | |
3.4. | Цель, задачи | |
3.5. | Сроки реализации Программы | |
3.6. | Формы, методы профессиональной ориентации | |
3.7. | Система контроля за выполнением Программы | |
3.8. | Финансовое обеспечение Программы | |
4. | Особенности содержания Программы | |
4.1. | Комплекс мер, обеспечивающих минимально необходимый перечень профориентационных услуг для каждого возрастного уровня обучающихся учреждений общего и профессионального образования | |
4.2. | Основные мероприятия по профессиональной ориентации в единой информационной среде | |
4.4. | Основные мероприятия, способствующие повышению престижа рабочих профессий | |
5. | План реализации Программы | |
5.1. | Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации | |
6. | Перечень учено – методического обеспечения | |
7. | Список литературы | |
8. | Приложение к программе |
1. Паспорт программы
Наименование образовательного учреждения | Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |
Статус образовательного учреждения | Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
Наименование программы | Рабочая программа профессиональной ориентации» |
Вид программы | Специальная образовательная |
Нормативное обеспечение |
|
Цель и задачи программы | Цель:
Задачи:
|
Целевая аудитория, адресность программы | Обучающиеся, воспитанники 1-12 класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида |
Реализация программы | Реализация Программы профессиональной ориентации рассчитана на 2014-2016г. |
Ожидаемые результаты |
|
Контактная информация образовательного учреждения | Адрес: Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru. |
2. Введение
В настоящее время в силу общего экономического положения в стране задача трудовой подготовки школьников с ограниченными возможностями решается с большим напряжением. Тем не менее, коррекционная школа должна подготовить выпускников для работы на производстве, решить вопрос их трудоустройства и включения в трудовую жизнь.
Традиционно сложилось, что исключительное место в работе коррекционной школы VIII вида отводится трудовой подготовке обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями с целью дальнейшей их социально-бытовой ориентации и адаптации в условиях окружающей среды и выборе профессии.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В связи с переходом к рыночной экономике в стране стали предъявляться более высокие требования к качеству, производительности и мобильности труда рабочих. Это сделало в высшей степени актуальной проблему совершенствования трудовой подготовки обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни и труду в новых экономических условиях.
Одно из важных направлений работы школы стало создание системы социализированной подготовки (профессионального обучения) обучающихся, воспитанников, апробация нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей труда и обеспечения сознательного выбора обучающимися, воспитанниками будущей профессии.
Современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных аспекта:
- профессиональная информация;
- профессиональной консультации;
- профессиональный отбор;
- профессиональная адаптация.
Изучая особенности профессионально-производственной адаптации и трудоустройства школьников с ограниченными возможностями важно подходить к проблеме каждого ребёнка индивидуально. Необходимо помнить и знать, что выпускник специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида не просто подросток, а человек, который нуждается в создании необходимых условий труда, в постоянном контроле, помощи взрослого наставника.
Большинство выпускников коррекционных школ способны к овладению несложными профессиями и могут успешно работать на многих производственных предприятиях. В то же время их возможности в профессиональной подготовке существенно ограничены. Это проявляется, во-первых, в сужении выбора видов доступного профессионального труда, во-вторых, в медленном темпе учения и больших трудностях при овладении учебным материалом на достаточном уровне для самостоятельной профессиональной деятельности выпускников.
Программа профессиональной ориентации для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на 2013 – 2015 годы представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы профориентации и формирование единого пространства общего и профессионального образования.
Программа разработана на основании:
решения совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, состоявшегося 31 августа 2010 г.;
целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы».
Программа профессиональной подготовки представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. Содержание программы интегрируется с подпрограммами образовательной программы. Данный подход позволяет усилить эффект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Пояснительная записка
Программа профессиональной ориентации разработана на основе нормативных документов законов РФ. Программа профессиональной ориентации интегрируется с образовательной программой школы - интерната
Программа учитывает определенный комплекс мер, обеспечивающих минимально необходимый перечень профориентационных услуг для каждого возрастного уровня обучающихся, который делиться на этапы обучения:
- 1 — этап (1-4 классы: пропедевтика);
- 2 — этап (5-8 классы: формирование информационной и операционной основы профессионального самоопределения);
- 3 — этап (8-9 классы: определение дальнейшего образовательного маршрута);
- 4 — этап (10-12 классы: определение направления профессионального образования).
На первом этапе: Формирование положительного отношения к труду. Формирование общих представлений о современных профессиях. Развитие базовых обще трудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность).
На втором этапе: Формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология» (в т.ч. ИКТ). Информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе. Вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий.
На третьем этапе: Диагностика профессиональных предпочтений,
профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей). Профессиональные пробы. Знакомство с
содержанием профессий.
На четвертом этапе: Подготовка к выбору профессии внутри выбранного профиля.
Формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных. Формирование компетенций, соответствующих выбранной профессии, выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний.
Профессиональные пробы на базе учреждений профессионального образования, трудовая занятость в свободное от учебы время и каникулярный период. Формирование системы профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников не связано с изменением существующих структур.
В тоже время достижение данной цели предполагает:
- Создание образовательного пространства, способствующего самоопределению обучающегося, через информационную и ориентационную работу;
- Выявление интересов и склонностей, способностей обучающихся 1 - 12 классов и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
- Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- Формирование готовности выпускников основной и старшей школы естественно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам;
- Расширение возможностей социализации обучающихся;
- Разработку и внедрение эффективных методик и технологий профориентационной работы с обучающимися, воспитанниками.
В рамках Программы предлагается совершенствование механизмов реализации системного подхода к проблеме профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников.
С учётом темы школы-интерната были определены основные компетенции (таблица 1).
Таблица 1
Компетенция | Основные характеристики |
Методологическая самостоятельное решение задач прикладного характера | Прочные навыки самостоятельной учебной деятельности |
Навыки самоорганизации | |
Навыки самостоятельного приобретения знаний | |
Допрофессиональная достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО | Активность обучающегося в образовательном процессе |
Сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии | |
Адекватная самооценка | |
Умение ориентироваться на рынке труда | |
Мотивация к профессиональной деятельности | |
Умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | |
Общекультурная | Научные Представления об окружающем мире |
Владение способами деятельности | |
Навыки ЗОЖ | |
Демонстрация взаимопонимания и продуктивного взаимодействия в обществе, коллективе, семье |
3.1. Направленность Программы
Программа содержит учебный материал по программе профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Для совершенствования профессиональной подготовки обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями периодически проводятся организационные мероприятия по обобщению положительного опыта, вносятся конструктивные предложения по организации трудовой подготовки и трудоустройства обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.
Большое внимание уделяется проблеме специфики трудового обучения и специализации трудовой подготовки обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями с учетом местных условий и потребностей народного хозяйства данного региона.
Программа построена таким образом, что ее содержание имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется, главным образом, на основе практических форм и методов организации занятий. Ведущим методами обучения являются познавательно – трудовые упражнения, решение практических задач, методы моделирования и конструирования, производственный труд в целях обучения профессии и воспитания.
Программа содержит в себе комплекс мер, обеспечивающих минимально необходимый перечень услуг для разных уровней обучающихся, воспитанников. Методы и формы работы.
Программа имеет доступную последовательность содержания мер для профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в интеллектуальной деятельности и практической работе, повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Программой предусмотрены Дни профессий, дни открытых дверей и открытых уроков по профессиям, создание презентации профессий, создание профессиограмм, учебно – методического комплекса. Встречи школьников с успешными работниками производства, профильные смены в школьном лагере. Все это имеет профессиональную направленность. Проведение комплекса мероприятий с учетом психофизических и социально экономических особенностей профессий.
3.2. Концепция (основная идея) Программы
Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание трудолюбивого и творческого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Школа призвана прежде всего обогатить обучающегося теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности при выборе профессии.
Культурологический подход к организации профильной ориентации предполагает, что деятельность распадается на множество неповторимых и взаимодействующих ситуаций, требующих от обучающихся способности к самостоятельному поиску и получению необходимой информации, развитию и адаптации в быстро изменяющемся мире новых технологий.
Профильная ориентация в младших классах проводятся в специально оборудованных кабинетах, в старших классах – в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии. Для таких занятий учащиеся на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей и по медицинским показаниям каждого из них делятся на четыре группы, для которых во внеурочное время может быть организован производительный труд, соответствующий профессии, изучаемой данной группой. Для учащихся старших классов проводится трудовая или производственная практика.
Виды трудового обучения определяются с учетом возможностей учащихся, условий производственного окружения школы, возможности проведения трудовой практики, а также возможности трудоустройства выпускников по месту жительства.
3.3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей с особыми образовательными потребностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время в силу общего экономического положения в стране задача трудовой подготовки школьников с нарушением интеллекта решается с большим напряжением. Тем не менее, коррекционная школа должна подготовить выпускников для работы на производстве, решить вопрос их трудоустройства и включения в трудовую жизнь.
В целом можно констатировать, что сложившаяся практика профессиональной ориентации умственно отсталых учащихся в настоящее время не отвечает в полной мере возросшим требованиям производства. Это делает в высшей степени актуальной проблему коренного изменения по ряду направлений подготовки обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни и общественно-полезному труду.
Новизна программы заключается в дополнении имеющегося в примерной государственной программе учебного материала сведениями о рынке труда, о возможности организации и ведения кустарного производства на основе проектной деятельности.
Социально-трудовая адаптация аномально развивающихся детей состоит не только в эффективной форме профессиональной подготовки, но и в развитии адаптивной личности, умеющей понимать место труда в жизни и общественные нормы в трудовой деятельности. Как показали современные исследования, улучшение системы и методов профессионально-трудовой подготовки обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями зависит не только от эффективности применяемой технологии их обучения, но и от самоорганизации профессиональной ориентации обучающихся, воспитанников образовательной системы самого учебного заведения с профессионально-трудовой подготовкой.
3.4. Цель и задачи Программы
Цель:
- Обучающийся, воспитанник, компетентный в социально — трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
- Проводить комплекс мероприятий направленных на ознакомление обучающихся, воспитанников с видами профессий, рынками труда с психофизическими и социально экономическими особенностями профессий;
- Пропагандировать рабочии профессии и посильные виды труда среди обучающихся, воспитанников и их родителей;
- Создание материально — технических условий;
- осуществление психолого педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников направленное на психологическую подготовку.
3.5. Сроки реализации программы
Реализация Программы профессиональной ориентации рассчитана на период с 2013 по 2015 учебные годы.
3.6. Формы, методы профессиональной ориентации
При реализации программы были использованы основные группы технологий:
1. Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.
2. Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.
4. Технология дифференцированного обучения, при ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
В рамках этих технологий были использованы следующие методы:
Методы обучения:
- Объяснительно – иллюстративный
- Проблемный
- Интерактивные
- Словесные:
- Рассказ
- Беседа
- Объяснение
- Метод объяснительного чтения
- Практические методы:
- упражнения в виде записей и графических работ
- лабораторный метод - решение практических задач
- практические работы - выполнение трудовых заданий
- творческие проектные работы
- экскурсии
Наглядные:
- наблюдение натуральных объектов
- рассматривание иллюстративно-текстовых карт, инструкций, текстовых технологических карт
- демонстрация кинофильмов, слайдов;
- демонстрация опытов, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Методы воспитания
Общие методы воспитания:
- Беседа
- Рассказ
Методы организации деятельности и формирование опыта поведения:
- Поручения
- Игра
Методы стимулирования:
- Поощрение
- Одобрение
- Награждение
3.7. Система контроля за выполнением Программы
Ответственными исполнителями Программы ежегодно в срок до 1 февраля года следующего за отчетным представляется информация в Департамент образования и молодежной политики о реализации программных мероприятий.
В систему контроля входит:
«Диагностика уровня актуального развития обучающихся, воспитанников 10 — 12 классов.
Диагностика проводится по следующим критериям:
- Восприятие времени
- Восприятие формы и размера
- Восприятие пространства
- Восприятие движения
- Память и внимание.
- Объем кратковременной памяти, зрительные стимулы
- Объем кратковременной памяти, слухоречевые стимулы
- Воспроизведение правильной последовательности запоминаемого материала Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задача
- Мышление
Дневник комплексного сопровождения.
В котором отслеживаются годичные результаты приобретенных знаний, умений, навыков обучающимися, воспитанниками.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Увеличение доли выпускников, получивших профессию в соответствии с психофизическими возможностями на 5%.
- Повышение качества знаний, умений и практических навыков обучающихся по предметам учебного плана до 8 %.
- Увеличение доли обучающихся - участников (выставок, конкурсов, олимпиад, турниров и т.д.) школьного и регионального уровней.
- Обеспечение информированности на 100% обучающихся, воспитанников о региональном рынке труда и перспективах развития региональной экономики
- Увеличение доли выпускников, продолжающих обучение в учреждениях начального профессионального обучения после 9 — го класса, до 5%.
Предпологаемые индивидуально – дифференцированные результаты.
При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 4 группы обучающихся, воспитанников:
- Первую группу составляют дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
- Для второй группы характерен более, замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
- Третья группа учащихся отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.
- К четвёртой группе относятся дети, которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
3.8. Финансовое обеспечение Программы
Мероприятия Программы финансируются за счет средств целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы», программ развития образования муниципалитетов, текущего финансирования исполнителей мероприятий.
4. Особенности содержание Программы
4.1. Комплекс мер, обеспечивающих минимально необходимый перечень профориентационных услуг для каждого возрастного уровня обучающихся
Таблица 2
Направление работы | Методы и формы работы | Соц. партнеры |
1-4 классы: пропедевтика | ||
Формирование положительного отношения к труду | Включение профориентационной информации в содержание предметов | нет |
Формирование общих представлений о современных профессиях | Включение профориентационной информации в содержание предметов | нет |
Развитие базовых общетрудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность) | Игровые и тренинговые занятия | нет |
Творческие объединения | нет | |
Детско-родительские творческие проекты | нет | |
5-8 классы: формирование информационной и операционной основы профессионального самоопределения | ||
Формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области «Технология» (в т.ч. ИКТ) | Занятия по образовательной области «Технология» | Учреждения профессионального образования |
Информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе | Включение профориентационной информации в содержание предметов | нет |
Модуль «Моя профессиональная карьера» в предмете «Технология» | нет | |
Вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий | Профориентационные творческие конкурсы | Организаторы конкурсов |
Активизирующая профориентационная диагностика и тренинги | нет | |
8-9 классы: определение дальнейшего образовательного маршрута | ||
Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей) | Психологическое и профориентационное тестирование, профориентационное консультирование | Учреждения профессионального образования |
Профессиональные пробы | Профессиональные пробы на базе учреждений профессионального образования, трудовая занятость в свободное от учебы время и каникулярный период | Учреждения профессионального образования,службы занятости населения, предприятия города |
Знакомство с содержанием профессий | Профориентационные выставки с мастер-классами на базе учреждений профессионального образования | Учреждения профессионального образования |
Практики в рамках уроков «Технологии» на базе учреждений профессионального образования и центров профориентации | Учреждения профессионального образования | |
Клубы по специальностям профессионального образования | Учреждения профессионального образования | |
Экскурсии на производства и предприятия потребительского рынка, а также в организации финансово-экономического сектора, государственного управления, на научно-исследовательские предприятия. | Предприятия города | |
10-12 классы: определение направления профессионального образования | ||
Подготовка к выбору профессии внутри выбранного профиля | Профориентационные модули в предметах профиля | нет |
Формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных | Элективные курсы, социально-образовательные школы, тренинги и деловые игры | Учреждения профессионального образования |
Формирование компетенций, соответствующих выбранной профессии, выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний | Участие в практически ориентированных учебных проектах и учебных исследованиях | Учреждения профессионального образования,службы занятости населения, |
Профессиональные пробы | Профессиональные пробы на базе учреждений профессионального образования, трудовая занятость в свободное от учебы время и каникулярный период | Учреждения профессионального образования,службы занятости населения, |
4.2. Основные мероприятия по профессиональной ориентации в единой информационной среде общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования
Таблица 3
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
1. Организационные мероприятия по развитию инфраструктуры, обеспечивающей профессиональную ориентацию | ||
Формирование и развитие службы профориентационной работы в образовательных учреждениях | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения |
Социологические исследования в общеобразовательных учреждениях с целью выявления тенденций профессионального выбора школьников и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда | Ежегодно (2 раза в год) | Психолог. Классный руководитель |
Создание базы данных положительного опыта профориентационной работы и трудоустройства выпускников | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения |
2. Мероприятия для участников образовательного процесса | ||
Обучающиеся и выпускники образовательных учреждений | ||
Дни профессий, дни открытых дверей и открытых уроков по профессиям | Ежемесячно | Руководители образовательного учреждения Классный руководитель |
Презентации профессий, создание профессиограмм | Ежегодно
| Психолог. Классный руководитель |
Встречи школьников с успешными работниками производства, достигших значительных успехов в трудовой деятельности (политиков, бизнесменов и т.п.), которые обучались в учреждениях начального и среднего профессионального образования и начинали свою трудовую карьеру с рабочих профессий | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения. Психолог. Классный руководитель |
Профильные смены в пришкольных лагерях | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения |
Мастер – классы и профессиональные пробы для старшеклассников на базепредприятий-партнеров. Производственная практика | В течение года | Руководители образовательного упреждения |
Профориентационные экскурсии в учреждения профессионального образования и на предприятия-партнеры | В течение года | Классный руководитель |
Оказание услуг по профессиональной ориентации учащимся при обращении в Центры занятости населения и на Ярмарках вакансий и Ярмарках профессий | В течение года | Руководители образовательного учреждения. Классный руководитель |
Проведение круглых столов для выпускников учреждений профессионального образования: «Какой работник нужен работодателю» «Требования рынка труда и работодателя к современному работнику» | В течение года | Психолог. Классный руководитель |
Родители обучающихся и выпускников | ||
Родительский всеобуч по вопросам профессиональной ориентации школьников «Личные особенности или рынок труда?» (совместно с руководителями учреждений профессионального образования, работодателями) | В течение года | Руководители образовательного учреждения. Психолог. Классный руководитель |
Консультации по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и выпускников | В течение года | Психолог. |
Педагогические работники образовательных учреждений | ||
Разработка и тиражирование рекомендаций и методических материалов, обобщающих положительный опыт работы и реализации эффективных проектов по профориентации молодежи в школах, учреждениях профессионального образования. | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения. Психолог. Классный руководитель |
Повышение квалификации педагогов для развития системы профориентации и адаптации к рынку труда учащейся молодежи. | В течение года | Руководители образовательного |
Подготовка и проведение семинаров-практикумов и конференций по проблемам профориентации молодежи: - «Профориентационные проекты» - проектная деятельность в профориентационной работе - «На службе практической психологии» - анализ эффективных методик и форм профориентации и карьерного образования учащихся и выпускников общеобразовательных школ, направленных на осознанный выбор профессии в соответствии с собственными возможностями, предпочтениями и запросом рынка труда, имеющихся в отечественной и мировой практике. - «Социальное партнерство в профориентации» - эффективное взаимодействие участников Программы в проведении профориентации молодежи. - «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи» - анализ социологического исследования с целью выявления тенденций и выработки предложений по профессиональной ориентации на профессии, востребованные на рынке труда. | В течение года | Руководители образовательного учреждения. Психолог. Классный руководитель. Учителя проф. труда |
4.3. Основные мероприятия, способствующие повышению престижа рабочих профессий
Таблица 4
№ п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
1 | Организация и проведение Недели профессионального мастерства «Пусть мастерами славится Россия», конкурсов профессионального мастерства обучающихся | В течении года, по учебному плану | Руководители образовательного учреждения. Классный руководитель. Учителя проф. труда |
2 | Организация и проведение конкурса презентаций или видеороликов о рабочих профессиях «Я выбираю профессию рабочего» | В течении года, по учебному плану | Классный руководитель |
3 | Подготовка информационных материалов об учреждениях и востребованных профессиях (видеоролики, буклеты, рекламные плакаты и др.) для выпускников школ | В течении года | Психолог. Классный руководитель. |
4. | Проведение информационных семинаров для преподавателей, классных руководителей, психологов | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения |
5. | Проведение тематических классных часов, родительских собраний | В течении года, по учебному плану | Руководители образовательного учреждения. Психолог. Классный руководитель. |
6. | Подготовка и проведение церемонии вручения свидетельств на получение квалификационного разряда по профессии | Ежегодно | Руководители образовательного учреждения. Классный руководитель |
5. План реализации Программы
Предстовляет собой сравнительный анализ результатов итоговой аттестации выпускников 2012 и 2013 годов.
Класс | Количество чел. | 2011-2012 учебный год | 2012-2013 учебный год | |||||||||
На «4 и 5» | На «3» | На «2» | Н/а | На «4 и 5» | На «3» | На «2» | Н/а | |||||
9 | 12 | 10 | 2 | 0 | 0 | 4 | 8 | 0 | 0 | |||
11 | 7 | 1 | 6 | 0 | 0 | Аттестацию не проходят в связи с открытием 12 класса | ||||||
12 | 8 | - | - | - | - | 5 | 1 | 0 | 0 | |||
Присвоены разряды выпускникам 11(12 класса) | 7 (8) | 1 | 5 |
Сравнительный анализ результатов итоговой аттестации выпускников 2012 и 2013 годов позволяет сделать выводы:
- об ухудшении качества подготовки по профильному труду в 9 классе. Педагоги видят причинами сложившейся ситуации: низкие психофизические возможности выпускников 2013 г. и нестабильную посещаемость уроков отдельными обучающимися;
- о повышении уровня профессиональной подготовки выпускников 12 класса. К положительным изменениям в аттестации двенадцатиклассников привели изменения в организации учебной практики, деятельностный и проектный подходы в обучении.
6. Перечень учебно — методического обеспечения
Таблица 5
Профессия | Учебно — методическое обеспечение |
Горничная | Л.А. Поливанова «Большая энциклопедия домоводства». Технологическое оборудование по уходу за помещением, мебелью, сантехникой. Инструкционные карты по использованию чистящих и моющих средств бытовой химии. Инструкции по применению моющих чистящих средств. Плакаты серии «Правила безопасной работы с электрооборудованием» |
Дворник | Технологическое оборудование и инвентарь. Инструкции по пользованию оборудованием. Таблицы по правилам безопасной работы. |
Рабочий по ремонту обсаживанию и ремонту зданий | Технологическое оборудование, инструменты. Образцы материалов. Инструкционные карты по выполнению работ. Таблицы «Правила безопасной работы». |
Швея | Э.К. Амирова, О.В. Сакулина «Конструировангие одежды» - Академия, 2010. И.А. Радченко, И.Б. Косинец «Справочник закройщика» - Академия, 2010. М.А. Силаева «пошив изделий по индивидуальным заказам» -Академия, 2010. С.А. Львова «Оборудование швейного производства — Академия, 2010. |
Кухонный рабочий | Л.А. Поливанова «Большая энциклопедия домоводства». Образцы посуды, образцы моющих средств, приспособление по уходу за кухонной мебелью, посудой. Инструкции по применению моющих и чистящих средств. Плакаты «Азбука чистоты», М.: 2009. |
Повар | И.В. Богушева «Технология приготовления пищи», Феникс, 2009. Таблицы «Технология» |
Гладильщик | Технологическое оборудование. Инструкционные карты. Таблицы «Правила безопасной работы с электрооборудованием». Образцы тканей. |
Няня | Б. Спокк «Ребенок и уход за ним», М.: 2009. Диск «Няня спешит на помощь», разработчик IД — СОТПУ |
7. Список литературы:
- Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида: Методическое пособие.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.
- Львова С.А. Практический материала к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.5-9 классы.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины XX века/ Замского Х.С. - М. : Образование, 1995.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника/ Рубинштейн С.Я.. М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
- Словарь-справочник по дефектологии (справочные материалы по дефектологии)/ : учеб .пос. – Ярославль : ЯГПУ, 1994.
- Социально-бытовая ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8-го вида: Пособие для учителя/Под ред. А, М, Щербаковой.-М.: ВЛАДОС, 2003
- Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авторы-составители: А.Н. Нигаев, О.Л. Алексеев, Е.В. Шиврина-Екатеринбург. 1997.
- Хилько А.А. и др.
- Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.- СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2006.
Интернет ресурсы:
- http://www.belgpost.ru/news/323.html
- http://zavgorod.ru/category/fav/
- http://cvety.tk/tsveti-pochtoy.html
8. Приложение к Программе
- «Диагностика уровня актуального развития обучающихся, воспитанников 10 – 12 классов»;
- «Дневник комплексного сопровождения»;
- «Портфолио обучающегося, воспитанника III ступени»;
- «Положение о прохождении летней трудовой практики;
- Учебно – методический комплекс по предпрофильной подготовки;
- Рабочая программа курса по профессии «Слесарь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профессиональной ориентации МОУ ДОД Федоровский ЦДО
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...
Программа профессиональной ориентации обучающихся
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориент...
Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"
Программа профессиональной ориентации обучающихся "Время выбирать"...
Педагогический совет Тема: «Представление Программы профессиональной ориентации»
Программа профессиональной ориентации для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)представляет собой комплекс мероприятий, направленных н...
Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...
Программа профессиональной ориентации школьников
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся гимназии специальной ор...