Наставничество в детском доме
проект (7 класс) на тему

Лукашевич Мария Васильевна

Наставничество в КУ "Детском доме "Северяночка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx7.9 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество в КУ " Детский дом "Северяночка" г.Нягани

    Анализ современной ситуации показывает, что воспитанники детских домов, как никакие другие категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, склонны к отклоняющемуся поведению – это злоупотребление ПАВ, бродяжничество,  хулиганство  и другие  девиации.

   К сожалению, многие детские дома работают с кризисными ситуациями, когда ребенок уже устойчиво придерживается девиантных форм поведения, и требуется большая коррекционная работа для их преодоления, которая не всегда оказывается эффективной.

   Коллектив сотрудников нашего детского дома совместно с общественными организациями и ОВД города задумался о том, как улучшить профилактическую работу, сделать ее более успешной, какие условия необходимо создавать в детском доме для организации профилактической среды.

    Наряду с устоявшимися формами профилактики, такими как  беседы, встречи, тренинги  личностного развития, занятия по интересам  было решено обратиться к инновационным формам и средствам профилактической работы. В данном докладе речь пойдет о наставничестве.

    Наставничество – понятие не новое для отечественной педагогической практики, хотя и несколько забытое.  В последние годы  наставничество  становится все более популярным и востребованным в теории и практике  развития и обучения персонала в бизнес-структурах. В то же время в отечественной психолого-педагогической науке и практике накоплен большой опыт взаимодействия воспитателей и воспитанников, обучающих и учеников. Идеи наставничества  тесно связаны  с личностно-ориентированным, личностно-деятельностным, гуманистическим подходами, с педагогикой сотрудничества, которые разрабатывались многими отечественными учеными, начиная с К.Д. Ушинского.

В толковых словарях русского языка понятие «наставник» определяется как «учитель, руководитель», однако наставничество гораздо более широкое понятие, подразумевающее не только профессиональную деятельность по обучению или руководству.

Наставниками можно назвать и ответственных родителей, строящих доверительные отношения с детьми, организующих совместную деятельность, в ходе которой происходит развитие и становление личности ребенка, и опытных руководителей или сотрудников различных учреждений, которые поддерживают новичка в период его адаптации к новой профессии, и спортивных тренеров, и театральных режиссеров, и наставников на рабочих местах. Самое важное, без чего не может быть наставничества – это доверительные отношения, возникающие в процессе общения. Наставник не дает оценку, не судит, но оказывает всестороннюю поддержку и является проводником на пути личностного роста воспитанника. Наставник помогает ребенку поверить в себя и развить уверенность в собственных силах, способствует созданию условий, при которых появляется возможность  лучше узнать себя, осознать цели жизни и научиться брать на себя ответственность за их осуществление.

  Таким образом, можно сказать, что наставничество - это  поддержка и помощь, оказываемая подросткам с целью  максимального развития их способностей, умений, направленная на развитие и улучшение личности, а также способствующая профессиональному самоопределению.

    Наставничество можно трактовать как взаимоотношения старшего и младшего, более мудрого и влиятельного взрослого и ребенка с воспитательной и развивающей целью. Одной из характеристик таких отношений  является игнорирование любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных.     Главная цель таких  отношений – воспитание и развитие, а результатом должно стать успешная социализация воспитанника, умение управлять своей жизнью самостоятельно. Важным моментом является формирование доверительных, выстроенных на диалоге отношений между наставником и наставляемым.

     Наставничество как технология сопровождения воспитанников детских домов разрабатывается уже несколько лет. За это время были изучены некоторые особенности организации наставничества, определены условия, необходимые для реализации технологии. Так, наставничество строится на конфиденциальных отношениях взаимного доверия и уважения; предполагает значительные временные затраты; отношения направлены на развитие воспитанника, а не на оценку его деятельности; необходимо совместное определение цели  сотрудничества и его результатов; моделирование наставником такой деятельности, в которой  воспитанник имеет  возможность себя оценивать; развитие умения воспитанника проанализировать свою деятельность; прекращение наставничества после того, как воспитанник может вести себя независимо и решать проблемы самостоятельно; важно помнить, что в основании наставничества -  принцип служения, сосредоточенность на развитии другого, без ожидания   награды.

Каковы же задачи наставничества в детском доме?

смягчение ситуации депривации воспитанников: появление мудрого друга, который становится посредником между воспитанником и окружающим миром, способствует восстановлению утраченных связей и гармонизации отношений;

  • выявление сильных сторон воспитанника и оказание поддержки в их развитии;
  • развитие умений и навыков, формирование ценностей, необходимых для успешной социализации;
  • развитие рефлексивной практики с целью обеспечения процесса самовоспитания.

   В зависимости от обстоятельств и задач наставничества можно говорить о разных его формах. В процессе работы сложилось понятие  дружеское наставничество, когда  близкий человек, друг, может дать дружеский совет по поводу того или иного обстоятельства. Эта форма наставничества подразумевает наличие молодого наставника, почти сверстника, например, студента-волонтера. Наставничество в жизни - форма, требующая более опытного наставника, умудренного жизнью взрослого, способного оказать помощь в решении серьезных проблем воспитанника, чаще всего, эта форма используется для сопровождения выпускников детского дома.

Наставничество требует времени, четкости взаимоотношений, ответственности обеих сторон, целенаправленности действий и – что принципиально – наличия у наставника большего опыта, чем у воспитанника. В связи со сложностью этого процесса особые требования предъявляются к наставнику. Наставником может быть человек, обладающий эмпатией; умением задавать вопросы; способностью слышать и обсуждать проблемы; принимать решения, рефлексировать и давать конструктивную, не порицающую, оценку (вербальную и невербальную). Иначе говоря, наставник должен создать условия для того, чтобы воспитанник смог увидеть и оценить сложившуюся ситуацию с различных точек зрения и принять правильное решение.  

   Реализация технологии  наставничества в нашем детском доме начиналась с набора наставников. Для этого детский дом открыл двери для общественных волонтерских организаций, работающих с детьми и молодежью. На  базе Детского дома стали проходить совместные мероприятия добровольцев общественных организаций и воспитанников детского дома.

Среди волонтеров  люди разных поколений – от студентов до пенсионеров, разных профессий – от полицейских до налоговиков,  очень тесно с нами сотрудничают Няганские Казаки которые с радостью откликаются на все предложения и вносят свои. Наши двери открыты для гостей и их приходит немало, но и мы часто с поздравлениями и концертами посещаем наших старших друзей.  

У всех этих людей разный  жизненный  опыт, но у всех есть мотивы:

1) желание работать с другими людьми и удовольствие от наблюдения за их успехом и развитием;

2) желание передать свои знания и опыт другим и одновременно развиваться самому;

3) выполнение таких задач, которые дают повод для гордости;

4) общее желание помогать другим людям и оказывать влияние на других;

5) желание добиться уважения со стороны других людей;

6) желание попробовать себя в практике и получить дополнительные профессиональные знания.

наставник должен:

  • осознавать свою деятельность, понимать ее теоретические основы;
  • понимать исключительность воспитанника;
  • нейтрализовать по возможности все внешние факторы, вызывающие напряжение;
  • помогать  воспитаннику, видеть перспективу  развития;
  • быть естественным и вызывать доверие;
  • способствовать проявлению инициативы;
  • развивать самостоятельность воспитанника.

 

   На сегодняшний день детский дом совместно с общественными организациями продолжает осуществлять наставничество и сопровождение, как своих воспитанников, так и выпускников, идет разработка и внедрение технологии постинтернатной адаптации выпускников детского дома и детей, оставшихся без  попечения родителей, как гарантированной услуги «сопровождение наставников выпускника детского дома по месту жительства».

  По  моему  мнению  наставников  не  следует  назначать,  такой  подход  не принесет  результатов,  как сказано  выше,  воспитанник должен доверять наставнику, этот процесс длительный и сложный.  Негативную роль  играет то, что  воспитанники поступили в Детский дом в подростковом и юношеском возрасте, который характеризуется отрицанием   правил и  устоев.  

    Примером наставничества можно считать семью Гончаровых, Валентину  Ивановну  и  Анатолия  Павловича,  которые  работали  в нашем доме, после выхода  на  пенсию они продолжают тепло общаться со своими  бывшими  воспитанницами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации воспитанников детских домов "Сотвори свое будущее сам"

Программа адресована для детских домов и учреждений интернатного типа. Цикл разработанных занятий помогает воспитанникам после выпуска безболезненно пройти социальную адаптацию....

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Методические рекомендации Экскурсия как форма работы воспитателя детского дома на примере организованной поездки в Санкт-Петербург воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом" Автор Варгасова Алиса Владимировна, воспитатель

Обзор проведенной нами  в январе 1017 года краеведческой экскурсии в Санкт-Петербург с воспитанниками ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Методические рекомендации по организации данного вида вн...

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

Консультация " Наставничество в детском доме"

Кто из детей, будь то мальчишка или девчонка, не мечтает иметь старшего брата, который всегда сможет защитить от обидчика, дать совет, поддержать, а если надо, и пожурить? Ну, если не брат, то старший...