Искусство как универсальный способ общения
план-конспект занятия по музыке (8 класс)
Данная презентация в современных сложившихся социально- экономических условиях, считаю, очень актуальна. Одним из основных принципов реализации является гуманное отношение к ребенку, основанное на субъект-субъектном подходе. В работе дано четкое теоретическое, методологическое обоснование и практическая часть, обосновываются принципы, идеи, положения, концепции индивидуального сопровождения учащихся "группы риска".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balandinavi.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры»
социальный педагог ГБОУ СОШ №301
Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Баландина Вера Ивановна
Два мира есть у человека:
Один, который нас творит,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий
Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранительных органов и родительской общественности в школе необходимо создать систему взаимодействия и взаимосотрудничества в первичной профилактической работе с несовершеннолетними. Для размышления…
- Юность совершает ошибки, зрелость борется с ними, старость сожалеет о них.
- «Моя душа пошла в раздрай,
Не все поступки нравятся.
Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай,
С собою надо справиться» (В.Шабалин)
- Каждый человек нуждается в понимании. Понять субъекта воспитания – не значит «разоблачить» или «вывести на чистую воду». Понять другого человека – это значит вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые он установит сам.
- И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними
Евангелие
Существенные перемены, произошедшие в российском обществе, кризисные явления и сложившаяся ситуация социальной нестабильности вызвали глубокие противоречия во всех сферах жизни. Наряду с освобождением от стереотипов прошлого произошло изменение морально-нравственного климата, когда образовавшаяся пустота оказалась незаполненной новыми принципами и устоями. Как наиболее преобладающие тенденции в современном обществе можно выделить следующие:
- дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социальная незащищённость родителей и детей;
- высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;
- низкий уровень правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определённых ограничений;
- низкий уровень социально-психологической грамотности, неумения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;
- алкоголизация большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;
- снижение уровня общей культуры, показателями этого могут служить снижение частоты посещения театров, музеев, кино, потеря вековых культурных позиций, снижение духовности;
Такое положение не могло не повлиять на распространённость негативных явлений, ухудшение криминальной обстановки среди подросткового и юношеского возраста, обычно наиболее подверженного влиянию и ещё не имеющего собственной, до конца сформировавшейся, личностной концепции.
И именно школа является одним из ведущих институтов социализации, значимость которого в кризисном социуме в данное время заметно возрастает.
Цель:
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений
В ходе реализации программы мы стремимся формировать у подростков следующие качества личности: выдержка и самообладание, целеустремленность, инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство, решительность и смелость.
Задачи:
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей
Данная методика содержит 4 блока
1 блок | Организационная работа | Направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска». |
2 блок | Диагностическая работа | Предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся |
3 блок | Профилактическая работа с родителями | Предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. |
4 блок | Профилактическая работа со школьниками | Включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. |
Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога.
Предлагаю схему:
«Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации психолого- педагогической профилактики зависимого поведения детей и подростков.
Ребенок Семья Среда общения |
Внешкольные учреждения | ОУ Классный руководитель Учителя Служба сопровождения |
Первый этап
Выявление проблем учащихся и Сбор необходимой информации | ||
Беседа с классным руководителем | Наблюдение Собеседование Диагностика самого учащегося | Беседа с родителями |
Второй этап
Построение маршрута сопровождения учащихся |
ДС, МС, ДК, ДИ | Неблагополучные семьи |
Проблемы в поведении | Совершение правонарушений |
Проблемы в обучении |
Третий этап
Реализация социально-педагогического сопровождения учащихся |
Коррекционная работа | ||
Диагностический минимум | Создание схемы индивидуальной работы | Реабилитация средствами культуры |
Совместная работа с ЦПМСС | Совместная работа с районными организациями службы сопровождения |
Четвертый этап
Анализ результатов работы | Снятие учащихся с контроля социального педагога |
Отдельно остановлюсь на разделе «Реабилитация средствами культуры». Потеря ценностей, нестабильность окружающего мира отсутствие своего собственного внутреннего мира приводят к наибольшему риску совершения правонарушений.
Встает проблема работы с ценностными ориентациями в структуре личности подростков, на помощь приходят средства культуры. Специфика этой работы состоит в том, что мы имеем дело с многогранным и сложным процессом передачи культурного опыта через виды искусства: театры, музеи, выставки, концерты,
где сама атмосфера способствует полному погружению в другой мир, мир Прекрасного. Для того чтобы помочь войти подростку в мир прекрасного необходимо познавать и открывать этот мир вместе с учениками, обсуждать, анализировать, проникать в их души.
Представляю свой опыт работы с детьми «группы риска». Вместе с учащимися мы разработали цикл занятий «Музыкальный Петербург», который включает в себя посещение театров, встречи с артистами, оформление презентаций, фото газет, обсуждение художественных произведений. Подобный самоанализ способствует тому, что ребята учатся не только высказывать свои мнения, но и слушать, уважая мнения других. Темы обсуждаются самые разные: народное творчество, классическая музыка, творчество современных композиторов и исполнителей, фильмы.
Считаю, что такие занятия помогают подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ребятам, которыми родители не занимаются, найти свою жизненную позицию, способствуют максимальному раскрытию личности.
Великий немецкий драматург, искусствовед Бертольд Брехт сказал:
«Все виды искусства
служат главному искусству
искусству жить на земле»
Это и является нашей главной задачей в воспитании детей и подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Универсальные способы выполнения тестирования (ЕГЭ, ГИА)
Предложенный материал позволит обучающимся 9х, 11х классов выработать тактику выполнения тестовых заданий и успешно с ними справиться на экзаменах....
Система уроков по искусству в 8 классе "Искусство как универсальный способ общения"
Презентация к уроку "Мир в зеркале искусства" по общей теме "Искусство как универсальный способ общения"...
Искусство как универсальный способ общения.
8 класс .Искусство. Презентация к уроку Мир в зеркале искусства....
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".
Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....
Элективный курс по математике "Метод интервалов как универсальный способ решения неравенств" 11 класс
Помощь при подготовке к ЕГЭ учащимся 11 классов при решении неравенств...
Контрольная работа "Искусство как универсальный способ общения" (8 класс)
Контрольная работа к учебнику "Искусство. 8-9 классы" под редакцией Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской...