Искусство как универсальный способ общения
план-конспект занятия по музыке (8 класс)

Данная презентация в современных сложившихся социально- экономических условиях, считаю, очень актуальна.  Одним из основных принципов реализации является гуманное отношение к ребенку, основанное на субъект-субъектном подходе. В работе дано четкое теоретическое, методологическое обоснование и практическая часть, обосновываются принципы, идеи, положения, концепции индивидуального сопровождения учащихся "группы риска".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balandinavi.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры»

       социальный педагог ГБОУ СОШ №301

 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Баландина Вера Ивановна

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранительных органов и родительской общественности в школе необходимо создать систему взаимодействия и взаимосотрудничества в первичной профилактической работе с несовершеннолетними.                                                                                                                                             Для размышления…

  • Юность совершает ошибки, зрелость борется с ними, старость сожалеет о них.
  • «Моя душа пошла в раздрай,

     Не все поступки нравятся.

     Ведь, чтоб попасть мне в школьный рай,

     С собою надо справиться» (В.Шабалин)

  • Каждый человек нуждается в понимании. Понять субъекта воспитания – не значит «разоблачить» или «вывести на чистую воду». Понять другого человека – это  значит вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые он установит сам.
  • И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними
    Евангелие

Существенные перемены, произошедшие в российском обществе, кризисные явления и сложившаяся ситуация социальной нестабильности вызвали глубокие противоречия во всех сферах жизни. Наряду с освобождением от стереотипов прошлого произошло изменение морально-нравственного климата, когда образовавшаяся пустота оказалась незаполненной новыми принципами и устоями. Как наиболее преобладающие тенденции в современном обществе можно выделить следующие:

      - дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социальная незащищённость родителей и детей;

      - высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

      - низкий уровень правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определённых ограничений;

      - низкий уровень социально-психологической грамотности, неумения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;

      - алкоголизация большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

      - снижение уровня общей культуры, показателями этого могут служить снижение частоты посещения театров, музеев, кино, потеря вековых культурных позиций, снижение духовности;

      Такое положение не могло не повлиять на распространённость негативных явлений, ухудшение криминальной обстановки среди подросткового и юношеского возраста, обычно наиболее подверженного влиянию и ещё не имеющего собственной, до конца сформировавшейся, личностной концепции.

И именно школа является одним из ведущих институтов социализации, значимость которого в кризисном социуме в данное время заметно возрастает.    

Цель:

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.

создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений

В ходе реализации программы мы стремимся формировать у подростков следующие качества личности: выдержка и самообладание, целеустремленность, инициативность и самостоятельность, настойчивость и упорство, решительность и смелость.

Задачи:

защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;        

осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей

Данная методика содержит 4 блока

1 блок

Организационная работа

Направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

2 блок

Диагностическая работа

Предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся

3 блок

Профилактическая работа с родителями

Предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

4 блок

Профилактическая работа со школьниками

Включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога.

Предлагаю схему:

 «Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации  психолого- педагогической профилактики зависимого поведения  детей и подростков.

Ребенок

Семья

Среда общения

Внешкольные учреждения          

ОУ                                                              Классный руководитель                                                          Учителя                                                         Служба сопровождения

Первый этап

Выявление проблем учащихся и

Сбор необходимой информации

Беседа

с классным руководителем

Наблюдение

Собеседование

Диагностика самого

 учащегося

Беседа

с родителями

Второй этап

Построение маршрута сопровождения учащихся

ДС, МС, ДК, ДИ

Неблагополучные

семьи

Проблемы в поведении

Совершение правонарушений

Проблемы в обучении

Третий этап

Реализация социально-педагогического сопровождения учащихся

Коррекционная работа

Диагностический

минимум

Создание схемы

индивидуальной

работы

Реабилитация

средствами

культуры

Совместная работа

с ЦПМСС

Совместная работа с

районными организациями

службы сопровождения

Четвертый этап

Анализ результатов работы

Снятие учащихся с контроля социального педагога

Отдельно остановлюсь на разделе «Реабилитация средствами культуры». Потеря ценностей, нестабильность окружающего мира отсутствие своего собственного внутреннего мира приводят к наибольшему риску совершения правонарушений.

Встает проблема работы с ценностными  ориентациями в структуре личности подростков, на помощь приходят средства культуры. Специфика этой работы  состоит в том, что мы имеем дело с многогранным и сложным процессом передачи культурного опыта через  виды искусства: театры, музеи, выставки, концерты,

 где сама атмосфера  способствует полному погружению в другой мир, мир Прекрасного. Для того чтобы помочь войти подростку в мир прекрасного  необходимо познавать и открывать этот мир вместе с учениками, обсуждать, анализировать, проникать в их души.

 Представляю свой опыт работы с детьми «группы риска».  Вместе с учащимися мы разработали цикл занятий «Музыкальный Петербург», который  включает в себя посещение театров, встречи с артистами, оформление презентаций, фото газет, обсуждение художественных произведений. Подобный  самоанализ способствует тому, что ребята учатся не только высказывать свои мнения, но и слушать,  уважая мнения других. Темы обсуждаются самые  разные: народное творчество, классическая  музыка, творчество современных композиторов и исполнителей,  фильмы.

Считаю, что такие  занятия помогают подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ребятам, которыми родители  не занимаются, найти свою жизненную позицию, способствуют максимальному раскрытию  личности.

Великий немецкий  драматург, искусствовед    Бертольд Брехт сказал:

«Все виды искусства

служат главному искусству

 искусству жить на земле»

Это и является нашей главной задачей в воспитании детей и подростков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Универсальные способы выполнения тестирования (ЕГЭ, ГИА)

Предложенный материал позволит обучающимся 9х, 11х классов выработать тактику выполнения тестовых заданий и успешно с ними справиться на экзаменах....

Система уроков по искусству в 8 классе "Искусство как универсальный способ общения"

Презентация к  уроку "Мир в зеркале искусства" по общей теме  "Искусство как универсальный способ общения"...

Искусство как универсальный способ общения.

8 класс .Искусство. Презентация к уроку Мир в зеркале искусства....

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня".

Урок по предмету искусство в 8 классе по теме: "Искусство как универсальный способ общения. Музыкально-поэтическая символика огня"....

Элективный курс по математике "Метод интервалов как универсальный способ решения неравенств" 11 класс

Помощь при подготовке к ЕГЭ учащимся 11 классов при решении неравенств...

Контрольная работа "Искусство как универсальный способ общения" (8 класс)

Контрольная работа к учебнику "Искусство. 8-9 классы"  под редакцией Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской...