Материалы
классный час по теме

Шалькевич Павел Анатольевич

Родительское собрание на тему: «Роль родителей в воспитании законопослушного гражданина» Порой нам не хватает сил и времени, чтобы разобраться в причинах, побудивших ребенка совершить то или иное негативное действие. Работая в школе социальным педагогом, у меня появилось особое отношение к таким детям. Это могут быть дети с отклонениями в психическом и физическом здоровье, плохо успевающие, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Отклонения в поведении могут быть связаны с особенностями переходного периода, недостатком жизненного опыта. Именно эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны социальных педагогов, внимании классных руководителей, коллектива сверстников. Ведется систематическая работа с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины. Причина пропуска занятий – уклонение от учебы. С такими детьми проводятся индивидуальные беседы, встречи с родителями, посещение на дому в вечернее время. На заседаниях Совета профилактики рассматриваются проблемы разного характера: пропуски занятий, кражи, бродяжничество, нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии, неуспеваемость среди учащихся. Каждый год на школьных родительских собраниях рассматривается вопрос о детях, чье поведение и жизненные позиции вызывают тревогу, обсуждается программа индивидуальной работы с детьми, семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Классными руководителями заводятся наблюдательные дела на этих учеников, поскольку им хорошо известны условия жизни этих семей. Прежде всего мы обращаем внимание на социальные условия жизни семьи. Классный руководитель и социальный педагог, посетив семью, составляют акт обследования жилищных условий, собирают различные данные о жизненной ситуации этих семей. Этот материал и определяет программу работы с детьми данной категории. В первую очередь, это ликвидация запущенности в знаниях по учебным предметам; нормализация отношений со сверстниками, педагогами; помощь в создании приемлемых бытовых условий; вовлечение ребенка в кружки, секции, в общественную работу. Как показывает опыт, грубость, резкость, дерзость со стороны ребенка вызывают подавлением его личности взрослым. Только уважение его достоинства, предоставление определенной самостоятельности, разумная организация его активности могут избавить его от агрессивного поведения. Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители. Я абсолютно уверенна, что именно с семьи необходимо начинать работу. «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме». Одна из проблем – отчужденность ребенка, которая может возникнуть из-за невнимания родителей к нему. Многие родители стали меньше интересоваться детьми. В связи с этим у молодежи усиливается эгоистическая направленность личности, появляется грубость и жестокость по отношению к окружающим. Следующая проблема – физические наказания в семье. Дома он терпит боль и обиду, а в школе свою агрессию выплескивает на учеников и учителей. Есть еще одна проблема – некоторые родители, отдавая детей в школу, испытывают страх, что ребенка в школе будут обижать. В результате родители ориентируют детей не на взаимодействие со сверстниками, а на готовность за себя постоять. Поэтому в младших классах часто из-за этого происходят драки за лидерство, за положение в коллективе. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними. Отсюда – неудачи в игре, неуверенность, упрямство, обидчивость, грубость, несдержанность. Уже к окончанию первого класса видно, как дети взаимодействуют между собой, и, как следствие, на такие семьи необходимо обратить внимание. При переходе в среднюю школу у ребенка появляется возможность заниматься в новых объединениях дополнительного образования, связанных с расширением кругозора по учебным дисциплинам. При этом все дети, состоящие на внутришкольном учете, занимаются в каком-либо кружке или спортивной секции. Если ребенка не заинтересовал ни один школьный кружок, мы предлагаем на выбор кружки и секции города. Каждый ребенок имеет возможность реализовать себя в классном коллективе. Ребенку предоставляется возможность выбора дела по душе. Важно, чтобы каждый был занят в каком-либо кружке. Это помогает расширять знания, благоприятно сказывается на успеваемости ребенка. Школьники в классном коллективе имеют поручения, все дети включены в конкретную деятельность. Это позволяет создать творческую, доброжелательную атмосферу в детском коллективе, где ребенок занимает благоприятное для себя место. Только самодостаточный взрослый человек может помочь своему воспитаннику стать самодостаточным. Для этого дети должны видеть, что мы взрослые, не морализируем, поучаем, а действуем вместе с ними, предъявляем к себе те же требования, что и к ним. Объединенными усилиями педагогического, ученического коллективов, семей учащихся, действующих согласованно, можно не допустить появления детей нестандартного поведения и добиться успехов в воспитании каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo.docx19.63 КБ
Файл trening.docx19.25 КБ
Файл profilaktika.rar2.17 МБ
Файл pamyatka_dlya_roditeley_pervoklassnikov.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
  • Показать единство прав и свобод.
  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
  • Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
  • Понять, что обязательный человек - это успешный человек.

Оборудование:

  • Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  • Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
  • Телевизор

План занятия 

  1. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
  2. Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)
  3. Психогимнастика "Выйти к свету".
  4. Решение кроссворда по теме занятия.
  5. Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

Ход урока

Презентация.

1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 2)

Тема нашего урока "Права и обязанности школьников"

- Совсем недавно в нашей школе проходила неделя СБО по теме "С законом на Вы". Вспомните, о чём мы с вами говорили на занятиях?

- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом "Вместе дружно, а врозь - хоть брось"

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей. Слайд 3)

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности? (Слайд 4)

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

- устав школы

(Ответ детей. Слайд 5)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

(Ответы учащихся. Слайд 6,7, 8)

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

(Слайд 9 -Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Работа с ситуациями. 

  • Показ видео роликов. Обсуждение ситуаций.
  • Кто в этой ситуации прав? Почему?

Психогимнастика "Выйти к свету"

- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ституациями

(Слайд 14 - Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

- Вспомните, что иногда случается на уроках.

(Слайд 15- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

- Посмотрите, как это можно изобразить . (Слайд 16)

(Слайд 17) - объясни

(Слайд 18 - Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

(Слайд 19) - объясни

(Слайд 20 - На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

(Слайд 21) - объясни

(Слайд 22 - разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

(Слайд 23 - Кто имеет право ограничить ваши права)

(Слайды 24,25,26 - правила законопослушных людей)

Решение кроссворда. (Слайды 31-44)

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2.

Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.

3.

У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::

4.

У всех есть право на...,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.

5.

Вот, к примеру, право...
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.

- Прочитай в кроссворде, какие права есть у детей.

Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

Итог урока.

- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).

- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.



Предварительный просмотр:

Занятие-тренинг на сплочение классного коллектива "Класс глазами каждого"

Цель: 

  • Сплочение классного коллектива.
  • Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию

Участники тренинга расположены по кругу.

Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Сначала вспомним правила тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»

1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»

Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу  отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?

2 упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог  дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире  и согласии.

3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»

Беседа

– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат.
В результате ваша средняя оценка – 4  Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу? Во-первых получать знания, во-вторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты, благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества, необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта.

Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.

Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».

4 упражнение «Понятия»

Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку

На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.

Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:

1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия

Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими командами.

5 упражнение «Пожелания»

Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.

Рефлексия занятия-тренинга

– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие  выводы сделали для себя.
(Высказывания каждого участника.)

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.

Презентация

Приложение

Анкета

1. Самочуствие в классе:

А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.

2. Отношение к классу

А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.

3. Психологическая атмосфера в классе

Дружелюбие

  1  2  3  4  5  6  7  8

Враждебность

Согласие

1  2  3  4  5  6  7  8

Несогласие

Удовлетворенность

1  2  3  4  5  6  7  8

Неудовлетворенность

Увлеченность

1  2  3  4  5  6  7  8

Равнодушие

Продуктивность

1  2  3  4  5  6  7  8

Непродуктивность

Теплота

1  2  3  4  5  6  7  8

Холодность

Сотрудничество

1  2  3  4  5  6  7  8

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

1  2  3  4  5  6  7  8

Недоброжелательность

Занимательность

1  2  3  4  5  6  7  8

Скука

Безразличие

1  2  3  4  5  6  7  8

Сочуствие



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  Ваш ребенок взрослеет, у него начинается новый этап в жизни! Счастье иметь детей, радость видеть, как они растут! Поможем своей поддержкой нашим детям стать успешными, уверенными в себе счастливыми людьми. Пусть школа им запомнится увлекательным путешествием в мир знаний и верными друзьями на всю жизнь.

 Что делать, чтобы облегчить вхождение нашего малыша в школьную жизнь и при этом способствовать его самостоятельности.

 Организуйте рабочее место для малыша, это место он не должен ни с кем делить и за порядок отвечает полностью сам. Вы, главное, будьте рядом и подскажите впервые 2-3 раза (,а может и больше), как это лучше сделать, научите этот порядок поддерживать.

1) с середины августа перейдите на учебный режим дня, прежде всего начинайте со своевременного утреннего подъема, тогда легче будет перейти и на своевременный отбой. Человеку необходимо 3-4 недели, чтобы привыкнуть к чему-либо новому, в том числе и к распорядку дня. Определив примерно время выполнения домашнего задания, предлагайте малышу за рабочим столом самостоятельное занятие, доставляющее ему положительные эмоции, чтобы рабочее место и время выполнения домашней работы к началу учебного года ассоциировались с приятными воспоминаниями;

2) в течение особенно первой учебной четверти приучайте ребенка своевременно, придерживаясь режима дня, садиться за домашнюю работу, чередовать умственную деятельность с физической активностью. Автоматизированный распорядок дня снимет напряжение при организации пока непривычной школьной жизни;

3) развивая самостоятельность, еще в августе научите разогревать еду, открывать, закрывать квартиру, собирать портфель и т. д., прививайте конкретные необходимые навыки;

 

4) заведите правило - доводить начатое дело до конца, таким образом вы будете способствовать воспитанию целеустремленности, организованности, усидчивости;

5) поддерживайте стремление малыша пробовать свои силы, стремление научиться чему-либо, без страха ошибиться. Этим вы будете способствовать воспитанию решительности, самостоятельности, направленности на успех;

6) оставьте ребенку право ошибиться, учите спокойно анализировать причины неудач, помогите выработать внутренние критерии к качеству своего труда. Таким образом вы будете способствовать развитию самоконтроля, ответственности. Все мы знаем, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Страх ошибиться отнимает инициативу, «сковывает руки, ноги»;.

7) отмечайте у ребенка даже маленькие примеры успешного преодоления возникших трудностей, этим вы будете вдохновлять, придавать силы и веру в себя. Не сравнивайте успехи одного ребенка с успехами другого, это способствует формированию всем знакомого комплекса неполноценности.

8) способствуйте развитию умения общаться, сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Учите обращаться с просьбой, просить и предлагать помощь. Без таких элементарных навыков малышу будет одиноко, а учителю в большом классе трудно сразу понять, в чем нуждается ученик.

9) продумывайте меню, правильное питание также поможет более эффективно использовать интеллектуальные возможности. Например, дети-сладкоежки часто бывают невнимательными, гиперактивными. Поэтому включайте в меню обязательно рыбу, мясо, творог, яйца, печень, овощи, крупы. Эти продукты необходимы для полноценной работы мозга.

 

Если коротко, то родителям  первоклассников можно сказать следующее:

1. Стимулируйте учебную мотивацию, прививайте интерес к самому процессу познания. Вы привьете положительное эмоциональное отношение к знаниям как ценности, а также и к самому процессу приобретения знаний.

2. При возникновении трудностей, найдите причины их возникновения и помогите малышу получить опыт успешного их преодоления. Помните, готовность к обучению в школе – это готовность трудиться. Важно не отсутствие проблем в учебе у наших детей, а накопление опыта успешного их преодоления.

3. Сохраняйте в любых ситуациях уверенность в возможностях ребенка. Он нуждается в вашем понимании и поддержке. Наши дети хотят быть успешными, но веру в себя они черпают из нашей веры в них. Но не стоит путать понимание и поддержку с гиперопекой или суперконтролем, в результате которого ребенок теряет инициативу, самостоятельность: самодисциплину, самоконтроль, самоорганизацию, т. е. ответственность за свои обязанности.

4. Научите ребенка брать на себя ответственность за результаты своего труда, способствуйте развитию самодисциплины, самоконтроля, самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...