Классный час
классный час (8 класс) на тему

Тема: " Что такое толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_tolerantnost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Классный час.

                            Тема: « Толерантность».

Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способность адекватно и полно познать себя и других людей.

1слайд.- Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,

                                  как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам

                                  не хватает только одного: научиться жить на

                                  земле, как люди».

                                                                         Б. Шоу.                      

Учитель: Вы ученики 8 класса и  совсем скоро некоторые из вас уйдут из школы . Какими вы должны быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадёте после окончания 9 класса. Адаптация человека к новым условиям,  как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

Нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы начать с разговора о вечном и любви.

Рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне  Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и  роса ещё не просохнет…

Утром когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…  Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай,- сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую - Удача, третью- Красота, четвёртую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…

- Твоя правда, сказал волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

? А кого выбрали бы вы? Почему?

 (ответы).

 (сказка продолжается).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему ?

( ответы).

 (2 слайд. – Тема классного часа.

Учитель: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд оно звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

3 слайд? Что же такое толерантность?

(ответы).

Давайте вместе обобщим всё сказанное.

4 слайд- Что такое толерантность ?

Учитель: Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщения подготовили…

5 слайд – Определение толерантности.

– Определение толерантности.

? Какое из определений вам импонирует более всего?

 (ответ).

? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

 (ответы).

? что же объединяет эти определения?

( ответ).

? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

 (ответы).

Учитель: набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Но всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия … Происходит активный рост экстримизма, агрессивности, конфликты. Это особо затрагивает молодёжь. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа: « ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ, выбирайте.»
Молодой
человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в его глазах стояли слезы.
Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.
Не вздумай. Он грязный, ты подцепишьь заразу, ответил молодой человек, сжав ее руку.
Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
А нам-то что? Он сам виноват.
Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрашайничает, ворует. пьянствует. Зачем ему помогать?
Я все равно подойду. девушка вырвала руку.
Я тебя не пушу. Ты моя девушка и не смей общаться со всякими.. Пойдем отсюда, попытался увести ее.
Знаешь что, я... да как ты можешь? Ему же больно! Больно ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине, Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
Что  с вами? спросила она мужчину, Что с вашей ногой.
Я сломал ее, кровь у меня. Я не знаю, что делать и  где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Сейчас,  сейчас, Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую.
Спасибо, леди, спасибо...
Послушай, обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет мобильника?
Парень промолчал,  девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила
от всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступать? Глупая! Ты пожалеешь об Этом.
девушка пожала плечами и снова опустилась на колени… Парень пошел прочь.
 
У вас открытый перелом, проговорила она. Я пойду вызывать врача. Потерпите, она быстро пошла к телефонному автомату.
— Девушка! — окликнул ее мужчина Спасибо вам! — девушка обернулась и улыбнулась. Вы обязательно найдете себе счастье.
? Почему молодой человек отказался помочь?
? КАК бы вы поступили в этом случае?
? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
? Как мы должны поступать с людьми,  которые просят милостыню.

6 слайд.Вывод

Учитель: Мы видим два пути развития личности

Толерантный

Интолерантный

7 слайд – Интолерантный путь.

              – Толерантный путь.

Учитель: Давайте назовём основные черты, присущие толерантной личности, а затем черты присущие интолерантной личности.

? К чему же должен стремиться человек?

( ответ)

 Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Вопросы к учащимся:

1.Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

2 Как вы думаете, почему изменился король?

3 Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Чему нас учит эта сказка?

 8слайд – Вывод: Человек должен стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

  Учитель: Мы с вами много говорили о толерантности, толерантной  личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения.

9 слайд – Правила толерантного общения.

= Уважай собеседника.

= Старайся понять то, о чем говорят другие.

= Отстаивай свое мнение тактично.

 = Ищи лучшие аргументы.

= Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

 = Стремись учитывать интересы других.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

 Учитель: В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А что же для этого нужно?

10 слайд – Любовь

                 Терпение

                 Прощение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...