Классный час
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час.
Тема: « Толерантность».
Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способность адекватно и полно познать себя и других людей.
1слайд.- Эпиграф: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам
не хватает только одного: научиться жить на
земле, как люди».
Б. Шоу.
Учитель: Вы ученики 8 класса и совсем скоро некоторые из вас уйдут из школы . Какими вы должны быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадёте после окончания 9 класса. Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
Нашу сегодняшнюю встречу хотелось бы начать с разговора о вечном и любви.
Рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай,- сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую - Удача, третью- Красота, четвёртую - Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…
- Твоя правда, сказал волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
? А кого выбрали бы вы? Почему?
(ответы).
(сказка продолжается).
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
? Почему ?
( ответы).
(2 слайд. – Тема классного часа.
Учитель: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд оно звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
3 слайд? Что же такое толерантность?
(ответы).
Давайте вместе обобщим всё сказанное.
4 слайд- Что такое толерантность ?
Учитель: Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщения подготовили…
5 слайд – Определение толерантности.
– Определение толерантности.
? Какое из определений вам импонирует более всего?
(ответ).
? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
(ответы).
? что же объединяет эти определения?
( ответ).
? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
(ответы).
Учитель: набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Но всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия … Происходит активный рост экстримизма, агрессивности, конфликты. Это особо затрагивает молодёжь. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Послушайте небольшой отрывок из рассказа: « ПЕРЕД ВАМИ ДВЕ ДОРОГИ, выбирайте.»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в его глазах стояли слезы.
— Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.
— Не вздумай. Он грязный, ты подцепишьь заразу, — ответил молодой человек, сжав ее руку.
— Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
— А нам-то что? Он сам виноват.
— Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
— Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрашайничает, ворует. пьянствует. Зачем ему помогать?
— Я все равно подойду. — девушка вырвала руку.
— Я тебя не пушу. Ты — моя девушка и не смей общаться со всякими.. Пойдем отсюда, — попытался увести ее.
— Знаешь что, я... да как ты можешь? Ему же больно! Больно ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине, Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
— Что с вами? — спросила она мужчину, — Что с вашей ногой.
— Я сломал ее, кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
— Сейчас, сейчас, Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую.
— Спасибо, леди, спасибо...
— Послушай, — обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, — у тебя нет мобильника?
Парень промолчал, девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
— Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
— Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступать? Глупая! Ты пожалеешь об Этом.
девушка пожала плечами и снова опустилась на колени… Парень пошел прочь.
— У вас открытый перелом, — проговорила она. — Я пойду вызывать врача. Потерпите, — она быстро пошла к телефонному автомату.
— Девушка! — окликнул ее мужчина — Спасибо вам! — девушка обернулась и улыбнулась. — Вы обязательно найдете себе счастье.
? Почему молодой человек отказался помочь?
? КАК бы вы поступили в этом случае?
? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню.
6 слайд.Вывод
Учитель: Мы видим два пути развития личности
Толерантный
Интолерантный
7 слайд – Интолерантный путь.
– Толерантный путь.
Учитель: Давайте назовём основные черты, присущие толерантной личности, а затем черты присущие интолерантной личности.
? К чему же должен стремиться человек?
( ответ)
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы к учащимся:
1.Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
2 Как вы думаете, почему изменился король?
3 Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
Чему нас учит эта сказка?
8слайд – Вывод: Человек должен стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
Учитель: Мы с вами много говорили о толерантности, толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения.
9 слайд – Правила толерантного общения.
= Уважай собеседника.
= Старайся понять то, о чем говорят другие.
= Отстаивай свое мнение тактично.
= Ищи лучшие аргументы.
= Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
= Стремись учитывать интересы других.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Учитель: В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А что же для этого нужно?
10 слайд – Любовь
Терпение
Прощение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...