Организация работы по профилактике наркомании в школе.
методическая разработка на тему
материал содержит методические рекомендации по организации работы в школе по профилактике наркомании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.rekomend_ped-m.docx | 15.78 КБ |
organizatsiya_raboty_po_profilaktike_narkomanii_v_shkole.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам, начинающим работу по профилактике наркомании.
Педагог-психолог, воспитатель ГПД
ГБОУ гимназии №330 Невского района
Санкт-Петербурга
Арно Т.В.
Правила:
- Получите как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы:
- Что такое наркотики и наркомания
- Ситуация в мире, стране, городе
- Особенности и механизм воздействия на организм человека наркотических средств
- Характерные проявления у человека при употреблении наркотиков и их последствия
- Причины, способствующие на употребление наркотиков
- Мифы о наркотиках в молодежной среде, как они формируются и как их развеять
- Влияние группы на человека в начале употребления и стратегии противодействия давлению группы
- Законы в стране, пытающиеся бороться с распространением наркомании
- Современные способы лечения и методы реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса, телефоны
- Нельзя начинать работу с угроз и запретов. Современные «Адам и Ева» так же будут нарушать запреты родителей, учителей. Риск оказаться «белой вороной», стать изгоем в кругу сверстников для ребенка, куда более веский довод, чем угроза рака лёгких через 20 лет.
- Не вторгаемся глубоко в чужую человеческую жизнь
- Не имеем права решать судьбу людей, которые находятся под нашей опекой
- Задаем себе вопрос: откуда я знаю, как правильно?
- Не делать из информации о наркотиках сенсацию. Дети так часто слышат об этом, что невольно перестают слышать.
- Надо быть готовым к разнообразному большому количеству вопросов со стороны подростков, родителей
- Не преувеличивайте опасность, говоря, что любой наркотик вызывает мгновенное привыкание. Получите как можно больше научной информации! Если не знаете ответа на вопрос лучше - признаться в этом. Давайте детям возможность высказываться и выражать свое мнение.
- Перед началом работы – подготовьтесь, не выходите за рамки представлений, которые уже есть у ваших учащихся. Для этого проведите анкетирование и подбор соответствующего материала.
- Не рекомендуется упоминать название им неизвестных ранее наркотиков и разъяснять их опасность. Не должно быть конкретных руководств и правил, например, по выращиванию, способов получения и употребления.
- Необходимо избегать информации о положительных моментах, которые могут возникнуть при первом употреблении.
- Не стоит ссылаться на примеры выдающихся исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, «кумиров» молодежи, страдавших наркоманией.
- Обратите внимание подростков на то, что:
- Даже разовое употребление наркотика может негативно отразиться на здоровье, привести к ухудшении внешнего вида
- Употреблении наркотиков требует огромного количества денег
- Ни один существующий ныне способ лечения от наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости
- Лечение от наркомании стоит очень дорогого. После дезинтоксикации необходимо реабилитация.
- При организации работы с родителями необходимо учитывать следующее:
- Родители часто считают, что их дети ещё маленькие. И ваша работа может быть расценена как преждевременная.
- Часто родители вообще не верят в то, что их дети вообще могут начать даже курить и отрицают всякую возможность употребления наркотических средств.
- Родители думают, что единственный способ уберечь своё дитя – это не выпускать его из поля зрения и использовать жёсткий контроль. И на остальные методы не стоит даже тратить время.
- Бывает, родители не владеют соответствующей информацией и не знают даже о внешних признаках наркотического опьянения.
Успехов Вам в работе!
Предварительный просмотр:
Организация работы по профилактике наркомании в школе.
Педагог-психолог, воспитатель ГПД
ГБОУ гимназии 3330 Невского района
Санкт-Петербурга
Арно Т.В.
Цели профилактических работ:
Создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятия наркотических веществ.
- Подросткам и их родителям предоставить объективную информацию о наркотических веществах, их воздействие на человека и последствия применения
- Помочь детям понять, осознать сущность наркотической зависимости и формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умение правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами
Принципы работы:
- комплексное и согласованное взаимодействие органов образовательного учреждения, специалистов ОУ (педагоги, психологи, социальные работники, администрация, медики)
- дифференцированность целей, задач, методов, форм работы с детьми с учетом: возраста детей, степени вовлеченности в наркогенную ситуацию
- формирование у детей представлений о здоровье, как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
- психологических аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой)
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ)
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ЗОЖ, отрицательного отношения к употреблению наркотиков)
- систематичность
Направления работы:
- Работа с детьми:
- Общая воспитательная педагогическая работа с детьми
- Работа с детьми «группы риска»
- Работа с детьми, употребляющими наркотические вещества
- Работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости
- Работа с педагогическим составом:
- Подготовка учителей к ведению профилактической работы
- Организационно – методическая антинаркологическая работа
- Работа с родителями
- Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании
- Работа с конфликтными семьями (семьями «группами риска»)
- Психолого – педагогическая поддержка семей, в которых ребёнок начал употреблять наркотические вещества
- Поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости – находиться на стадии реабилитации)
- Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркологической профилактики
Этапы работы.
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение существующих тенденций употребления наркотических веществ
- Определить степень информированности учащихся по проблеме
- Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков
- Выводы сделать о степени вовлеченности детей в проблему
Методы работы:
+ опрос, анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в учреждении
Итог: анализ результатов анкетирования о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделение трёх основных групп:
- имеющие опыт употребления
- характерно позитивное отношение к употреблению
- имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению
Второй этап: организационно – практический
Цель: реализация антинаркотических мероприятий в ОУ
- Предоставить детям, объективную, соответствующую возрасту информацию
- Обсуждение проблем, связанных с наркоманией
- Учить детей лучше понимать свои проблемы и критически относиться к поведению в обществе, способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
- Обеспечить взаимодействие школы, семьи и внешкольных организаций
Методы работы:
- Информационная
- Анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций
- Организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Лекции
- Беседы
- Семинары
- Конференции
- Мини-спектакли
- Занятия с психологом (тренинги, упражнения)
- Ролевые и деловые игры
- Круглый стол
- Дискуссии
- Конкурсы творческих работ (рисунки, стенгазеты)
- Социологические опросы
- Показ видео материалов, слайдов, посещение выставок, лекций, экскурсий,
- Создание самостоятельное презентаций
Примерная тематика мероприятий:
- Спортивные соревнования (осенний кросс, весёлые старты, самая спортивная семья, соревнования классных команд)
- Соревнования по массовым видам спорта: «Будущее за нами», «Спорт против наркотиков»
- Классные часы: «Мир в наших руках», «Пивной алкоголизм», «Мир в наших руках», «Не попасть в зависимость», «Учитесь говорить «НЕТ!», «Наше здоровье и болезни», «От пороков – до недугов», «Секреты продления жизни», «Самый классный класс или чуть-чуть о каждом», «Роскошь человеческого общения», «Разговор в подъезде», «Записки из дневника», «Наркомания – это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления», «Я выбираю жизнь!» «Мир вокруг нас» (разбор жизненных ситуаций)
- Беседы со школьниками: «СПИД – чума 20 века», «В чем вред курения?», «Опасность «пассивного курения», «От чего мы зависим» «Роскошь человеческого общения», «Подросток и мода», «Кто такие наркоманы?»
- Общешкольные мероприятия: «День без вредных привычек», «Молодежь против наркотиков», «Один в поле не воин», «Твой выбор» (диспут), брейн – ринг «Зона риска»
- Научно – исследовательские и проектные работы учащихся: « Стресс и способы борьбы с ним», «Психология общения», «Роскошь человеческого общения», «Если друг оказался вдруг..» (круглый стол), «В плену иллюзий» (урок вопросов и ответов)
- Подготовка буклетов, стендов, выставок, стенгазет: «На «игле», «Как стать сильным, красивым и привлекательным», «Моё настроение», написание сочинения - эссе «Здоровье – это..»
- Родительские собрания: «Проблемы и успехи семейного воспитания», «Дисциплина и управление детьми», «Вредные привычки подростков, их последствия и их профилактика», «Средства и методы воспитания», «как способствовать укреплению здоровья школьника»
- Урок химии и биологии: «Ударим по врагу его же оружием»
- Игры: «Осторожно! Наркотики!» (командная), ролевая игра «Мифы о наркотиках», «Суд над наркотиками»
Итоги: развитие у учащихся навыков принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивление негативным социальным влияниям, формирование потребности в ЗОЖ, осознание ценности своего собственного здоровья и ответственности за него, повышение уровня психосоциальной адаптации детей, выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотических средств ухода от жизненных проблем
Третий этап: заключительный
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании
- Выявление недостатков в проделанной работе
- Определение изменений в личностной позиции учащихся
- Составление дальнейшего плана работы в этом направлении
Методы:
- анализ документации
- опрос, анкетирование, беседы
Сравнение результатов первичного и вторичного анкетирование дает возможность изучить характер изменений в отношении учеников к проблеме, к употреблению, выявить факторы, способствующие приобщению подростков к наркотикам. Можно обобщить информацию, накопленную в ходе работы, сделать выводы об эффективности работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пресс-конференция по профилактике наркомании в школе "Я выбираю жизнь!
Наркомания – это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни...
«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»
В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...
Программа "Профилактика наркомании в школе"
Программа "Профилактика наркоманиив школе" содержит доступный материал для работы социального педагога в школе в системе профилактики социальных зависимостей....
Анализ воспитательной работы по профилактике наркомании за 2010-2011 учебный год
Анализ воспитательной работы по профилактике наркомании за 2010-2011 учебный год...
Организация работы совета профилактики в школе
К, сожалению ( а может быть и нет) до настоящего времени нет единообразия в организации работы Совета профилактики. Переработав документы, относящиеся к данной теме, посоветовавшист с коллегами ...
Презентация "Организация работы по профилактике ПАВ в школе"
В презентации представлены различные виды и направления работы школы по профилактике употребления ПАВ...
Информация об организации работы по профилактике правонарушений и наркомании в ученической среде. Эффективность реализации профилактических программ.
Информация об организации работы по профилактике правонарушений и наркомании в ученической среде. Эффективность реализации профилактических программ....