Организация работы совета профилактики в школе
методическая разработка по теме

Веселова Анна Иосифовна

К, сожалению ( а может быть и нет) до настоящего времени нет единообразия в организации работы Совета профилактики.  Переработав документы, относящиеся к данной теме, посоветовавшист с коллегами и прибавив собственный опыт, у меня получилась вот такая небольшая статья. Надеюсь, что кому-то  это помощет и будет полезным Хотелось бы  прочитать Ваши рекомендации по доработке материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx160.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы совета профилактики в школе

Веселова Анна Иосифовна

Социальный педагог

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 78

 Калининского района Санкт-Петербурга

Прежде, чем говорить о Совете профилактики, давайте  решим, что мы понимает под этим понятием. Проект ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", внесенный на рассмотрение  Правительством  Российской Федерации и впервые опубликованный  16 августа 2011 г., трактует понятие профилактики правонарушений, как  «меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств».

    Организация работы Совета профилактики в школе  на сегодняшний день одна из наиболее востребованных и пропагандируемых форм работы.  К сожалению, у нас в Санкт-Петербурге на уровне города не решен вопрос о единообразии работы данного органа  школьного самоуправления, а посему  единообразия в документации и организации  работы данного Совета в школах города нет. Для примера в Москве  данное положение  прописано в приложении к  приказу  Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 года № 265.

Давайте еще раз вспомним,  на основании каких нормативных документов создается и функционирует Совет профилактики.

В каждом  Положении документы располагаются в порядке подчиненности

 Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ;

затем идут федеральные законы:

  1. ФЗ № 120-99 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности   и правонарушений несовершеннолетних";
  2. ФЗ № 124-98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации»
  3. ФЗ № 3266 -92 г.  «Об образовании»

Ведомственные приказы и положения, а так же  законодательные, нормативные и  правовые акты субъекта РФ.

  1. Уставом общеобразовательного учреждения, постановлениями и
  2. Положением «О Совете профилактики».

 Совет действует на основе принципов гуманности, демократичности и конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред несовершеннолетнему. Совет профилактики призван координировать действие педагогического коллектива с работой других субъектов профилактики правонарушений, работающих с детьми и подростками.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению. (см проект ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации").

Главные задачи Совета профилактики

  1. разработка и осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающегося;
  2. изучение психолого -медико-педагогических особенностей личности учащегося и  условий его  жизни;
  3. выявление причин и условий, способствовавших совершению учащимся проступков и  противоправных деяний, а также принятию мер к их устранению;
  4. выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении у учащихся и своевременное оказание  им социальной помощи.
  5. оказание поддержки семье и взаимодействие с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

К основным направлениям деятельности Совета относятся:

  1. просвещение – формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
  2. профилактика – реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков, входящих в Программу профилактики; предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; постановка учащихся на учет в ОДН, ВШК и снятие с учета; постановка на учет неблагополучных семей;
  3. диагностика – углубленное социально-психолого-педагогическое изучение проблемных детей и неблагополучных семей на протяжении всего периода обучения ребенка в школе; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, воспитании и социальной адаптации;
  4. консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования;
  5. коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности учащегося, осуществляемое на основе совместной деятельности специалистов Совета и других компетентных лиц;

анализ – изучение результатов работы Совета.

Состав Совета профилактики.

           Состав Совета формируется директором школы и утверждается приказом. Совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов совета. Членами Совета могут быть заместители директора, классные руководители, педагоги, социальные педагоги, психологи, представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, представители органов внутренних дел и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом в каждом учебном заведении имеется своя «изюминка», так например, в Совет могут входить представители такого  общественного подразделения, как «Совет отцов» или члены «Бабушкиного Комитета».  Численность состава Совета составляет от 5 до 12 представителей. Порядок  реорганизации и ликвидации, утверждение персонального состава определяются администрацией учебного заведения.

Порядок работы Совета

Совет совместно с администрацией ОУ разрабатывает план профилактики и организует его реализацию. Рассматривает и утверждает планы по направлениям работы, вносит свои коррективы и осуществляет контроль за их исполнением. Получает информацию о случаях проявления конфликтного, негативного и криминального характера в поведении обучающихся, негативного влияния на них родителей или других лиц, сообщения из правоохранительных органов, КДН, органов здравоохранения.  А затем организует проверку полученных сведений, принимает меры для нормализации конфликтных ситуаций, примирения сторон или поручает провести проверку и подготовить заключение о постановке учащегося на ВШК и на учет ОДН.  Выносит решения о постановке или снятии с ВШК, а также ходатайствует  о снятии с учета в ОДН.  Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. Заседание Совета в течение трех дней со дня его проведения оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем Совета. Протоколы заседаний Совета номеруются с начала учебного года и хранятся у председателя Совета в сейфе вместе с картотекой, состоящих на ВШК.

  Конечно, один из самых спорных вопросов по данной теме-  как часто проводятся заседания Совета. Мое мнение- 1 раз в 2 месяца (конечно, необходимо учитывать контингент учебного заведения), количество лиц, состоящих на внутришкольном контроле.

На ВШК могут быть поставлены учащиеся:

  1. Употребляющие психоактивные вещества; 
  2. Состоящие на учете в ОДН, КДНиЗП за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений; 
  3. Безнадзорные или беспризорные;
  4. Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
  5. Систематически опаздывающие и пропускающие занятия без уважительной причины (15 - 30% учебного времени); 
  6. Безответственно относящиеся к учебе (систематическое невыполнение домашнего задания, неуспеваемость, повторный год обучения); 

Подтверждение основания постановки на ВШК:

  1. Сообщение из  РНК;
  2. Сообщение из ОДН, постановление КДНиЗП;
  3. Сообщение из органов опеки и попечительства;
  4. Решение  педагогического совета ОУ;
  5. Решение Совета профилактики, основанное на служебных записках учителей, классного руководителя.

О дате, времени и месте проведения заседания Совета Профилактики приглашенные законные представители и несовершеннолетние уведомляются письменно я не позднее чем за 3 дня. В приглашении указывается причина вызова на ВШК.   На заседание ВШК могут быть приглашены  представители субъектов профилактики , проводящих работу с указанным учащимся или его семьей.

           В день заседания секретарь  обеспечивает членов Совета необходимыми материалами (сообщения, постановления и т.д.), нормативными документами. В случае рассмотрения  материала впервые, необходимо письменно предупредить учащегося и его законного представителя о постановке на ВШК (если такое решение будет принято). В ходе рассмотрения материала, ведется протокол беседы, а по итогам рассмотрения озвучивается совместно принятое решение.

            Хочу озвучить свое мнение по поводу рассмотрения  вопроса о постановке на контроль. Внутришкольный контроль- не панацея, лучше от этого ребенок не будет, а провести ряд таких мероприятий, как

  1. изучение личности с помощью классного руководителя;
  2. работа с психологом;
  3. выявление интересов и организация досуга;
  4. организация работы силами службы социальной помощи семье и детям района;
  5. привлечение к работе в волонтерском движении школы;
  6. посещение по месту жительства;
  7. доверительные беседы с друзьями и одноклассниками;
  8. беседы с родителями;
  9. оказание помощи в устранении пробелов в знаниях по отдельным предметам;
  10. повышение уровня самооценки.

Как правило, после такого комплекса мероприятий устраняются условия совершения правонарушения и зачастую отпадает необходимость  рассмотрения вопроса на заседании СП. В то же время обязательны к рассмотрению сообщения из РНК,  ОДН, постановление КДНиЗП, и в этих случаях социальный педагог сообщает уже о проделанной ( если учащийся уже попадал в поле зрения службы сопровождения) работе и предлагает свои меры по стабилизации положения.

                К сожалению, современное делопроизводство по-прежнему ( если и не в большей степени) бюрократично, поэтому мною разработаны бланки для облегчения организации работы социального педагога ( см. приложение).

Снятие учащихся с ВШК  происходит при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года) положительных тенденций в их учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими так же по решению Совета профилактики, о чем учащийся и его законный представитель  так же уведомляются письменно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из опыта работы Совета профилактики школы".

На данный момент в нашей  школе, как и в других школах Санкт-Петербурга,  успешно работает Совет профилактики правонарушений. Обобщить опыт работы за прошедшие годы я попыталась в данной ста...

Организация работы по профилактике наркомании в школе.

материал содержит методические рекомендации по организации работы в школе по профилактике наркомании....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

План работы совета профилактики правонарушений школы

Представляю примерный план работы совета профилактики на год...

Презентация "Организация работы по профилактике ПАВ в школе"

В презентации представлены различные виды и направления работы школы по профилактике употребления ПАВ...

Работа совета профилактики школы.

Совет профилактики создан в школе для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся по месту учебы....

Организация работы Совета профилактики

Организация работы Совета профилактики...


 

Комментарии

Келка Марина Леонидовна

У нас в Великом Новгороде Советы профилактики работают давно. Последние проверки прокуратуры и Рособрнадзора указали на ряд моментов, поэтому сейчас перерабатываются Положения о СП. Профилактическая работа должна вестись в соответствии со ст.4,6,7,14 ФЗ РФ № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности ..." Список лиц, с которыми ведется работа не подлежит расширению.СП не имеет права ставить на учет, только ведение профилактической работы. У меня есть презентация по итогам проверок, предоставленная социальным педагогам специалистом. Можно посмотреть по адресу: http://docme.ru/Q1j
Веселова Анна Иосифовна

Я не говорю, что Советы профилактики у нас не работают, просто в Москве это прописано на законодательном уровне ( и это правильно). Спасибо за презентацию, обязательно обсудим её на заседании методического объединения