Организация работы совета профилактики в школе
методическая разработка по теме
К, сожалению ( а может быть и нет) до настоящего времени нет единообразия в организации работы Совета профилактики. Переработав документы, относящиеся к данной теме, посоветовавшист с коллегами и прибавив собственный опыт, у меня получилась вот такая небольшая статья. Надеюсь, что кому-то это помощет и будет полезным Хотелось бы прочитать Ваши рекомендации по доработке материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 160.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы совета профилактики в школе
Веселова Анна Иосифовна
Социальный педагог
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 78
Калининского района Санкт-Петербурга
Прежде, чем говорить о Совете профилактики, давайте решим, что мы понимает под этим понятием. Проект ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", внесенный на рассмотрение Правительством Российской Федерации и впервые опубликованный 16 августа 2011 г., трактует понятие профилактики правонарушений, как «меры социального, правового, воспитательного и иного характера, направленные на нейтрализацию или устранение причин и условий совершения правонарушений, заключающиеся в целенаправленном, предупредительном воздействии на лиц с антиобщественным поведением, как в их собственных интересах, так и в интересах общества, а также направленные на снижение у лиц риска стать жертвами преступных посягательств».
Организация работы Совета профилактики в школе на сегодняшний день одна из наиболее востребованных и пропагандируемых форм работы. К сожалению, у нас в Санкт-Петербурге на уровне города не решен вопрос о единообразии работы данного органа школьного самоуправления, а посему единообразия в документации и организации работы данного Совета в школах города нет. Для примера в Москве данное положение прописано в приложении к приказу Департамента образования города Москвы от 23.05.2005 года № 265.
Давайте еще раз вспомним, на основании каких нормативных документов создается и функционирует Совет профилактики.
В каждом Положении документы располагаются в порядке подчиненности
Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195- ФЗ;
затем идут федеральные законы:
- ФЗ № 120-99 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- ФЗ № 124-98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
- ФЗ № 3266 -92 г. «Об образовании»
Ведомственные приказы и положения, а так же законодательные, нормативные и правовые акты субъекта РФ.
- Уставом общеобразовательного учреждения, постановлениями и
- Положением «О Совете профилактики».
Совет действует на основе принципов гуманности, демократичности и конфиденциальности полученной информации, разглашение которой могло бы причинить моральный, психологический или физический вред несовершеннолетнему. Совет профилактики призван координировать действие педагогического коллектива с работой других субъектов профилактики правонарушений, работающих с детьми и подростками.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение лица, от которого следует ожидать совершения правонарушения, либо его ближайшее окружение в целях предупреждения совершения правонарушений со стороны указанных лиц, а также устранения (минимизации, нейтрализации) причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению. (см проект ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации").
Главные задачи Совета профилактики
- разработка и осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающегося;
- изучение психолого -медико-педагогических особенностей личности учащегося и условий его жизни;
- выявление причин и условий, способствовавших совершению учащимся проступков и противоправных деяний, а также принятию мер к их устранению;
- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении у учащихся и своевременное оказание им социальной помощи.
- оказание поддержки семье и взаимодействие с ней в вопросах защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
К основным направлениям деятельности Совета относятся:
- просвещение – формирование у обучающихся, и их родителей (законных представителей), у педагогических работников потребности в расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- профилактика – реализация комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков, входящих в Программу профилактики; предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; постановка учащихся на учет в ОДН, ВШК и снятие с учета; постановка на учет неблагополучных семей;
- диагностика – углубленное социально-психолого-педагогическое изучение проблемных детей и неблагополучных семей на протяжении всего периода обучения ребенка в школе; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, воспитании и социальной адаптации;
- консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах воспитания и обучения посредством социально-психолого-педагогического консультирования;
- коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности учащегося, осуществляемое на основе совместной деятельности специалистов Совета и других компетентных лиц;
анализ – изучение результатов работы Совета.
Состав Совета профилактики.
Состав Совета формируется директором школы и утверждается приказом. Совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов совета. Членами Совета могут быть заместители директора, классные руководители, педагоги, социальные педагоги, психологи, представители родительской общественности, органов ученического самоуправления, представители органов внутренних дел и иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При этом в каждом учебном заведении имеется своя «изюминка», так например, в Совет могут входить представители такого общественного подразделения, как «Совет отцов» или члены «Бабушкиного Комитета». Численность состава Совета составляет от 5 до 12 представителей. Порядок реорганизации и ликвидации, утверждение персонального состава определяются администрацией учебного заведения.
Порядок работы Совета
Совет совместно с администрацией ОУ разрабатывает план профилактики и организует его реализацию. Рассматривает и утверждает планы по направлениям работы, вносит свои коррективы и осуществляет контроль за их исполнением. Получает информацию о случаях проявления конфликтного, негативного и криминального характера в поведении обучающихся, негативного влияния на них родителей или других лиц, сообщения из правоохранительных органов, КДН, органов здравоохранения. А затем организует проверку полученных сведений, принимает меры для нормализации конфликтных ситуаций, примирения сторон или поручает провести проверку и подготовить заключение о постановке учащегося на ВШК и на учет ОДН. Выносит решения о постановке или снятии с ВШК, а также ходатайствует о снятии с учета в ОДН. Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. Заседание Совета в течение трех дней со дня его проведения оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании и секретарем Совета. Протоколы заседаний Совета номеруются с начала учебного года и хранятся у председателя Совета в сейфе вместе с картотекой, состоящих на ВШК.
Конечно, один из самых спорных вопросов по данной теме- как часто проводятся заседания Совета. Мое мнение- 1 раз в 2 месяца (конечно, необходимо учитывать контингент учебного заведения), количество лиц, состоящих на внутришкольном контроле.
На ВШК могут быть поставлены учащиеся:
- Употребляющие психоактивные вещества;
- Состоящие на учете в ОДН, КДНиЗП за совершение антиобщественных действий, правонарушений, преступлений;
- Безнадзорные или беспризорные;
- Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
- Систематически опаздывающие и пропускающие занятия без уважительной причины (15 - 30% учебного времени);
- Безответственно относящиеся к учебе (систематическое невыполнение домашнего задания, неуспеваемость, повторный год обучения);
Подтверждение основания постановки на ВШК:
- Сообщение из РНК;
- Сообщение из ОДН, постановление КДНиЗП;
- Сообщение из органов опеки и попечительства;
- Решение педагогического совета ОУ;
- Решение Совета профилактики, основанное на служебных записках учителей, классного руководителя.
О дате, времени и месте проведения заседания Совета Профилактики приглашенные законные представители и несовершеннолетние уведомляются письменно я не позднее чем за 3 дня. В приглашении указывается причина вызова на ВШК. На заседание ВШК могут быть приглашены представители субъектов профилактики , проводящих работу с указанным учащимся или его семьей.
В день заседания секретарь обеспечивает членов Совета необходимыми материалами (сообщения, постановления и т.д.), нормативными документами. В случае рассмотрения материала впервые, необходимо письменно предупредить учащегося и его законного представителя о постановке на ВШК (если такое решение будет принято). В ходе рассмотрения материала, ведется протокол беседы, а по итогам рассмотрения озвучивается совместно принятое решение.
Хочу озвучить свое мнение по поводу рассмотрения вопроса о постановке на контроль. Внутришкольный контроль- не панацея, лучше от этого ребенок не будет, а провести ряд таких мероприятий, как
- изучение личности с помощью классного руководителя;
- работа с психологом;
- выявление интересов и организация досуга;
- организация работы силами службы социальной помощи семье и детям района;
- привлечение к работе в волонтерском движении школы;
- посещение по месту жительства;
- доверительные беседы с друзьями и одноклассниками;
- беседы с родителями;
- оказание помощи в устранении пробелов в знаниях по отдельным предметам;
- повышение уровня самооценки.
Как правило, после такого комплекса мероприятий устраняются условия совершения правонарушения и зачастую отпадает необходимость рассмотрения вопроса на заседании СП. В то же время обязательны к рассмотрению сообщения из РНК, ОДН, постановление КДНиЗП, и в этих случаях социальный педагог сообщает уже о проделанной ( если учащийся уже попадал в поле зрения службы сопровождения) работе и предлагает свои меры по стабилизации положения.
К сожалению, современное делопроизводство по-прежнему ( если и не в большей степени) бюрократично, поэтому мною разработаны бланки для облегчения организации работы социального педагога ( см. приложение).
Снятие учащихся с ВШК происходит при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года) положительных тенденций в их учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими так же по решению Совета профилактики, о чем учащийся и его законный представитель так же уведомляются письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из опыта работы Совета профилактики школы".
На данный момент в нашей школе, как и в других школах Санкт-Петербурга, успешно работает Совет профилактики правонарушений. Обобщить опыт работы за прошедшие годы я попыталась в данной ста...
Организация работы по профилактике наркомании в школе.
материал содержит методические рекомендации по организации работы в школе по профилактике наркомании....
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...
План работы совета профилактики правонарушений школы
Представляю примерный план работы совета профилактики на год...
Презентация "Организация работы по профилактике ПАВ в школе"
В презентации представлены различные виды и направления работы школы по профилактике употребления ПАВ...
Работа совета профилактики школы.
Совет профилактики создан в школе для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся по месту учебы....
Организация работы Совета профилактики
Организация работы Совета профилактики...
Комментарии
У нас в Великом Новгороде
Я не говорю, что Советы