Основы организации ученического соуправления.
статья на тему

Шуст Людмила Владимировна

Необходимость  реальной подготовки школьников и молодежи к жизни в постоянно изменяющемся обществе со всем спектром сопутствующих проблем, возрастает роль ученического соуправления, которое направленно на личностное самоопределение юных граждан, способствующее их успешной социализации, стимулирующее развитие социальной инициативы и общественно-полезной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. В. Шуст

МБОУ «СОШ № 32», город Братск

при поддержке А. С. Прутченкова,

д.п.н., профессора кафедры развития образования АПК и ППРО,

 город Москва

Основы организации ученического соуправления.

Принимая во внимание экономическое, политическое и социально-психологическое состояние российского общества на современном этапе, можно констатировать следующие факты:

- в современном российском обществе наблюдается значительная девальвация общечеловеческих ценностей и моральных норм;

- через средства массовой информации и социальные сети осуществляется постоянная навязчивая демонстрация негативных образцов социального поведения:

- семья недостаточно справляется с возложенной на нее воспитательной функцией.

В связи с этим возникает острая необходимость  реальной подготовки школьников и молодежи к жизни в постоянно изменяющемся обществе со всем спектром сопутствующих проблем, возрастает роль ученического соуправления, которое направленно на личностное самоопределение юных граждан, способствующее их успешной социализации, стимулирующее развитие социальной инициативы и общественно-полезной деятельности.

Развитие соуправления школьников и молодежи - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, прежде всего в лице образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.

В школьном возрасте соуправление нуждается в определенной педагогической помощи, минимальной и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, прежде всего членов семьи.

        Соуправление это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном образовательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации соуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы и других образовательных учреждений, а в более узком аспекте - качество корпуса управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть будущее страны.

        Сегодня многие старшеклассники и студенты входят во взрослую жизнь, не имея практики соуправления, поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем, но этот опыт многим из них очень дорого обходится. Подобная ситуация существует складывается  в большинстве образовательных учреждений и регионов Российской Федерации.

Организация и развитие ученического соуправления - это не только отклик на требования жизни, модернизации системы российского образования, в том числе в части реализации принципа демократического, государственно-общественного характера управления. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI  век, безусловно, будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берет свои корни возрастающий интерес к восстановлению соуправления в детском возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной педагогической деятельности, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека с минимальными потерями средств и времени.

        Целью основ ученического соуправления это активизация общественно-полезной деятельности ученического соуправления, придать значимость этой деятельности в «образовательном поле».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- предоставить учащимся возможность осознать себя истинными гражданами своего города, научить их понимать законы общества, в котором живут, сформировать объективные мироощущения;

- содействовать развитию ученического соуправления;

- через систему занятий и различных видов деятельности создавать условия для формирования социальной активности учащихся.

Ученическое соуправление дает возможность учащимся активно включаться в жизнь общества, в решение школьных проблем, влиять на законотворчество взрослых в вопросах, касающихся школьной жизни. Соуправление является средством становления самостоятельности учащихся, способности делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность. Соуправление является структурой, где учащиеся могут приобрести навыки конструктивного диалога, развивать и реализовывать организаторские, коммуникативные, творческие способности.

Основные направления деятельности ученического соуправления это:

- учеба школьного актива через организацию смастер-классов;

- обобщение опыта, распространения новых форм и технологий работы;

- законотворческая деятельность в виде создания положений, кодексов, заповедей, символики;

- смотры, конкурсы, игры на командообразование,  социальные проекты и исследования по инициативе учащихся;

- благотворительно-творческая деятельность.

Работа ученического соуправления должна вестись по принципу обучения школьников для получения возможности влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация школы, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами.

        Законотворческая деятельность  должна заключаться  в разработке и утверждении плана деятельности, в создании модели органов ученического соуправления, в проектировании школьной системы ученического соуправления, в разработке  различных положений и т.д.

        Личностно-ориентированная деятельность должна осуществляться  в  проведении  парламентского  многоборья, эстафет-конкурсов, в участии в областных, межрегиональных, Всероссийских конкурсах в области соуправления и т.д.

        Благотворительная деятельность должна заключаться  в реализации социальных проектов, а именно: посещение социальных учреждений, сбор пожертвований, подготовка игровых, концертных программ для людей попавших в сложную жизненную ситуацию и т.д.

Ожидаемые результаты от деятельности соуправления:

- в сознании школьников сформированы предпосылки  для развития  их активной жизненной позиции и гражданского самосознания, которые в дальнейшем станут для них нормой жизни.

Таким образом, ученическое соуправление может стать достаточно эффективной формой, позволяющей создать благоприятные условия для гражданского воспитания школьников.

        Самоорганизация, являющаяся основой соуправления, открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, закрепляются умения, с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства выполнять их, с другой стороны, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук учителя) и уметь постоянно поддерживать, подросток вырабатывает необходимые как на сегодня, так и в будущей взрослой жизни коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. А сознание принадлежности к коллективу и солидарности дает школьнику чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Автономов А. С., Виноградова Т. И., Замятина М. Ф., Хананашвили Н. Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Учебник / А. С.  Автономов, Т. И.Виноградова, М. Ф.Замятина, Н. Л. Хананашвили. – М.: Фонд НАН, 2003.
  2. Байбородова Л. В. В помощь организатору самоуправления в школе / Л. В.Байбородова. Ярославль, 1984
  3. Бочкарев В. И. Делиться властью - трудная наука //Народное образование. - 2000. - № 3.
  4. Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: региональные модели / А. С. Прутченков, И. В. Калиш, Т. Г. Новикова. – М., 2005. – 288 с.
  5. Прутченков А. С. Демократическая республика. Методическая разработка деловой игры / А. С. Прутченков. - М., 1998.
  6. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб-метод. Пособие / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 160 с.
  7. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)

Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Школьная Автономная республика – модель ученического соуправления.

Выступление на семинаре городского профессионального объединения педагогов-организаторов....

организация работы Школьного ученического соуправления

С 2011 года я являюсь руководителем школьного ученического соуправления школы "7 шагов к успеху" . И с удовольствием делюсь своими накоплениями...

Основы самоуправления ученического коллектива

Основы самоуправления ученического коллектива...

Программа работы школьного ученического соуправления «Северное сияние»

Данная программа направлена на развитие актива ученического соуправления как одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием.Ученическое соуправление «Северное ...