Обобщение педагогического опыта
проект

Краснова Елена Александровна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

         

Л. С. Выготский пишет о творческой деятельности человека как средстве самореализации: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии 

         Поведение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками и взрослыми, все это откладывает свой отпечаток на еще не сформированную личность ребенка. Учитывая все эти факторы, я очень тщательно и осторожно подходила к процессу воспитания детей с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку, обеспечению оптимальной для него нагрузки и охраны здоровья.

         В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем, является проблема творческой самореализации воспитанников, которая приобретает доминирующее значение, и заключается в формировании личности ребенка, и тесно взаимосвязана с такими факторами как наследственность и окружающая ребенка внешняя среда.  

          Творческая самореализация воспитанников, как воплощение целенаправленно формируемых в педагогическом процессе многообразных отношений, как проявление творческих способностей, есть предъявление личностного «Я» во взаимодействии с миром, людьми.

          Наиболее эффективными условиями для этого являются:

1. Благоприятная адаптация воспитанников к новым, незнакомым   для них условиям проживания в Центре;

2. Развитие доброжелательных отношений детей к близким людям (взрослым, сверстникам), побуждение к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю и сверстникам).

3. Обеспечение полноценного физического развития детей, своевременное овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

4.  4. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию в процессе творчества, подходов, базирующихся на интересах, потребностях и индивидуальных особенностях детей;

5.  Развитие воспитанников через творчество;

      Используя в своей работе возможности личностно-ориентированного подхода, я направляла свои усилия на моделирование и построение такой воспитательной системы в группе, которая будет содействовать становлению неповторимой индивидуальности детей. В целях анализа эффективности и постоянного повышения результативности реабилитационной работы с несовершеннолетними, проводила мониторинги. Находила способы организации жизнедеятельности, при которых каждый максимально мог бы проявить свои способности, найти свое место в социуме, усвоить знания умения и навыки, которые бы способствовали повышению самооценки воспитанников, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Мониторинги включали в себя исследования по   отношению к своему здоровью, трудовых умений и навыков, основ межличностного и коммуникативного общения, основ социализации, безопасности, отношения к иждивенческим настроениям, художественно-творческому развитию.

Данная диагностика также позволила мне отметить рост психологического и творческого развития детей (до и после реабилитационной работы). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы.

С целью повышения результативности, проведенной, коррекционно-развивающей работы руководствовалась методами, способствующими формированию сознания личности это - разъяснение, беседы, рассказы, диспуты на различные темы.  Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых.  Все выше изложенные методы способствуют повышению самооценки воспитанников, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.  Беседы, которые я проводила с детьми, были разнообразны по своему содержанию: этические, по формированию КГН (культурно-гигиенических навыков), затрагивающие явления общественной жизни, а также факты науки: «Ты - помощник воспитателя», «Этика поведения и эстетика», «Правила опрятности и аккуратности», «Наш организм», «Основные правила гигиены», «Курильщик – сам себе могильщик», «Делать добро спешите» и др.

Коррекционная работа с воспитанниками Центра осуществлялась по программе «Подготовка детей к самостоятельной жизни», призванная сформировывать у воспитанников умения и навыки необходимые для будущей самостоятельной жизни, уверенность в своих способностях, образе позитивной будущей жизни. Эта программа включает в себя 11 направлений, связанных с основными ролями и видами деятельности человека. В своей работе я реализую направление «Я и мое свободное время». 

Используя свой опыт работы я организовывала занятия по художественно-творческой деятельности, направленные на преодоление педагогической социальной запущенности, снятие стрессового состояния, включение всех воспитанников в социально полезную деятельность   в соответствии с   их   потребностями, интересами и возможностями, основанные на самовыражении, сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Занимаясь с детьми художественным трудом, поощряла за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включалась в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей. В своей работе использую различные техники:

Бумажная пластика – её можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструировании из бумаги, коллажа. С лепкой и коллажем её роднит объёмность выполняемой работы, пластичность используемого материала; с конструированием из бумаги – видоизменение плоской формы путём сгибания, складывания, разрезания.

Работа на плоскости листа с помощью ножниц и клея сходна с работой в аппликации; с рисованием бумажную пластику связывает изображение реального или выдуманного, дорисовка дополнительных деталей.
Цели и задачи обучения бумажной пластике созвучны с задачами других видов изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей, фантазии, воображения, которое невозможно без необходимых знаний, умений, мыслительной деятельности ребёнка.

Изготовление и оформление открыток. Открытки-сюрпризы. Праздничные открытки. Открытка – это самостоятельный вид искусства, со своей историей. Её можно сделать своими руками для своих родных и друзей. Делая открытку, вы можете продолжить творческие эксперименты самостоятельно и сотворить своё произведение не только к празднику, ведь красивая открытка может служить и украшением стены в любом помещении. Сделаем же каждый свой день праздником, наполнив его творчеством, и подарим радость друзьям и близким, украсив их дом красивыми картинами.

Оригами – в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

Бумагокручение – оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

Коллаж – это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга. Фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев. Чем необычнее материалы и нестандартные приёмы вы используете, тем интереснее результаты. Работу в этой технике можно сравнивать с игрой. Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

Объёмная аппликация – это разновидность аппликации, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Можно использовать различные материалы: бумагу разной фактуры, ткань, нитки х/б и шерстяные, вату. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).
             
Изонить -  это техника представляет собой вышивание нитками по размеченному по шаблону рисунку на картоне, бархатной бумаге. Техника довольно сложная и ей предшествует большая предварительная работа. Овладевая приёмами изонити, дети учатся работать с линейкой, с выкройкой, с шаблоном, закрепляются навыки умения владения иголкой и нитью. Развивается глазомер, совершенствуется и укрепляется мелкая моторика пальцев рук, проявляется аккуратность в процессе художественно-творческой деятельности.

              Поделки из соленого теста древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Игрушки, картины, подсвечники, рамки – что только не выходит из податливого теста. Да и к тому же порой совместное творчество, а вовсе не очередная купленная игрушка сближает нас с ребенком, оставляя в душах обоих неизгладимое впечатление о детстве. Способствует развитию воображения, снятию эмоционального напряжения, укрепляется мелкая моторика пальцев рук. Вот и выходит, что лепка – это не только интересно, но и полезно.

            «Мягкая игрушка». Пошив мягкой игрушки направлено на воспитание художественной культуры воспитанников, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Большой интерес к изготовлению разнообразных игрушек проявляют как младшие, так и старшие школьники. Возможность проявить своё творчество, фантазию, изобретательность привлекает и мальчиков, и девочек. На занятиях дети учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляется психологическая и практическая подготовка к труду, к выбору профессии.

Проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений, мне помог, разработанный мною график показателей творческой деятельности, позволяющий проследить развитие у детей художественно-творческих способностей, умение использовать различные материалы, овладение различными техниками. А показатели творческих способностей помогли глубже оценить развитие художественно-творческих и речевых способностей, через обогащение выразительности работ по художественному труду, основанного на самовыражении воспитанника, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

Оценка показателей творческих способностей. (Таблица в Приложении)

График

Оценка показателей реализации программы социальной реабилитации несовершеннолетних по каждому критерию осуществлялась по 10 бальной системе:

0т 0 до 3 баллов – низкий уровень развития;

От 3 до 6 баллов – средний уровень развития;

От 6 до 10 баллов – высокий уровень развития. 

По результатам диагностики видно, как повысился уровень знаний и умений детей «После» реабилитационной работы, чем «До». Этому способствовали условия, методы, формы организации детской деятельности, различные техники, которые я использовала в своей работе с детьми.

В связи с этим передо мной встала проблема создания условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Поскольку творческая самореализация личности происходит в сфере её интересов и потребностей, то системообразующим видом деятельности является познавательно-творческая деятельность. Важен сам процесс участия в творческой работе, а не его результат. 

             Я считаю, что главное привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, способствует повышению социальной активности, развитию коммуникативных навыков, организаторских способностей и творческого потенциала воспитанников.



Предварительный просмотр:

Проект: Творческая «Мастерская Добра. Сделано с Душой»

Как обеспечить условия для творческой активности и самореализации личности детей?

Целевая аудитория

  • Практика предназначена для несовершеннолетних от 6 до 18 лет, находящихся в условиях семейного центра.

Описание

Цель: Обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности детей.

Задачи:

  • Художественно-творческая реабилитация и социализация детей, оказавшихся в социально опасном положении, методами изо деятельности и декоративно-прикладного искусства.

Современный мир выдвигает перед школьным образованием на передний план помимо охраны и укрепления физического и психического здоровья — развитие способностей и творческого потенциала детей.

Школьный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей школьников. Одной из таких техник является «Шерстяная акварель».

«Шерстяная акварель» — это целиком и полностью творческий процесс. Здесь самое главное желание и настроение. Ведь для работы с шерстью совсем не обязательно уметь рисовать, материал надо чувствовать, а он сам подскажет, как с ним работать. Это увлекательное, приятное и не трудное занятие.

В процессе нетрадиционной технике рисования у детей развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Что для этого необходимо? Немного непряденой шерсти разных цветов, рамка для фотографий, ножницы, пинцет, немного усидчивости, и результат не заставит себя ждать. Перед вами откроются белоснежные облака, улетающие вдаль птицы, цветы небывалой красоты. Этот процесс напоминает работу акварельными красками, поэтому такие картины называют «шерстяная акварель».

«Теплые» картины (так их еще называют) способствуют развитию у детей творчества, пространственных представлений, познанию свойств материалов таких, как шерсть, флизелин, фланель. А главное, эти работы формируют у детей стремление проявить свое внутреннее «Я», раскрыть в себе еще один родничок творчества.

Работая над такими картинами, ребенок учится разным приемам выкладывания шерсти (выщипывание, вытягивание, обрывание, а значит идет развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.

Мотивацией успешности в «шерстяной акварели» является быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, ее приближенность к реально существующим образам и, наконец, новизна способа, как фактор удержания внимания.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Принципы, лежащие в основе практики:

  •     доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  •     наглядности (наличие картин, иллюстраций, показ воспитателем приемов и способов выкладывания);
  •     демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  •     научности (обоснованность, наличие теоретической основы).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. На каждую картину отводится 2 занятия. В ходе усвоения детьми принципов работы «шерстяной акварели» учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Все это позволяет индивидуализировать работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, помочь безбоязненно творить и создавать.

 Методы и приемы:

  •   использование художественного слова;
  •   объяснение с последующим показом приемов изготовления;
  •   совместное обсуждение;
  •   исследовательская деятельность;
  •   создание игровых и проблемных ситуаций;
  •  рассматривание картин;
  •  сотворчество (выполнение картин на подготовленном педагогом силуэте, «дорисовывание» шерстью элементов);
  • слушание музыкальных произведений.

Знакомство с техникой «Шерстяная акварель»

Исторические сведения:

Живопись шерстью как художественное направление появилось на заре ХХ века в Германии, его основоположником был немецкий философ Рудольф Штайнер, выбравший шерсть, как наиболее распространенный и дешевый в провинциальной местности материал.

Зная о способности шерсти сваливаться, он нашел способ, как окрашенную шерсть применять в качестве материала для рисования картин.  В ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, он заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными, личность их приобретала более целостный статус. 

Вот уже около 100 лет во всем мире «общение»  с  цветной овечьей  шерстью помогает людям справиться с душевным напряжением,  стрессами, приобрести равновесие, творчески раскрыться и ощутить полет  вдохновения во время живописания шерстью, ведь  этот процесс настолько динамичен творчески! — человек, рисующий картину шерстью,  не ограничен  какими-то заданными рамками,  он всегда использует ту цветовую гамму, которая  соответствует  потребностям его души, сюжет, который наиболее близок в данный момент его состоянию.

Шерсть — это натуральный биологический материал, который накапливает энергетику с рук художника и потом передает эту энергетику смотрящему.

Поразительно то, что из шерсти можно сделать столько удивительных вещей. Это: и картины‚ и аксессуары‚ и предметы одежды, и игрушки.

Из шерсти можно не только валять (а мы знаем два способа: сухое и мокрое валяние), но и РИСОВАТЬ, не прибегая ни к помощи иголок для валяния, ни к мыльной воде. Картины из шерсти получаются очень воздушные, акварельные, каждая прядка — это как мазок кистью. Такое занятие подойдет и для начинающих.  Кроме того, красивая картина может получиться даже у человека без специального художественного образования, было бы желание и вдохновение.

Цветы, натюрморты, пейзажи, сюжеты известных художников, и ещё множество других интересных идей можно воплотить в картинах из шерсти. Работа над картиной начинается с идеи произведения. Ее можно почерпнуть   отовсюду.  И в первую очередь, конечно, природа — бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Без красоты жизнь беднее.

Фотографии и картины так же являются сильным источником вдохновения.

Приступая к работе, прежде всего необходимо изучить свойства и характеристику материалов и инструментов для работы шерстью, т. к. качество шерсти и инструментов — это 50% успеха освоения техники рисования шерстью.

Материалы и инструменты для работы:

1.      Для работы нам понадобится овечья непряденая шерсть (гребенная лента —  расчесанная шерсть, в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту) разных цветов и оттенков в зависимости от выбранного сюжета картины. Для достижения особенно выразительных эффектов в работе может использоваться до сотни оттенков шерсти. В некоторых случаях при работе с картиной, как дополнение к шерсти, можно воспользоваться шелком, льном, вискозными нитками.

2.      Флизелин или фланель (для подложки) под цвет фона.

3.      Сливер (неокрашенная, не выбеленная шерсть) для нижнего слоя фона.

4.      Рамка со стеклом.

5.      Ножницы.

6.      Пинцет (для выкладывания мелких деталей переднего плана).

Поэтапная технология изготовления картины:

1 этап. Разбираем раму. Кляймеры откладываем в сторону (они понадобятся в самом конце работы. На оргалит (ДВП) или картон накладываем подложку — флизелин. Он призван «удерживать» на себе волокна шерсти. Рабочая поверхность готова!

2 этап. На подготовленную поверхность выкладываем сливер (неокрашенную, невыбеленную шерсть), равномерно заполняя всю площадь в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде широких тонких прядей.

Этот этап необходим для формирования слоя-основы картины, а также для того, чтобы «почувствовать» шерсть.

3 этап.  Работа над сюжетом картины.

1.      Выкладываем фон, начиная с заднего плана картины,

2.      Выкладываем крупные элементы

3.      Прорисовываем и оформляем мелкие детали

 Работая над картиной, используем следующие методы:

  • «Вытягивание шерсти» — вытягиваем из гребенной ленты, которую держим в одной руке, пальцами другой руки волокна шерсти, образующие тонкие пряди.
  • «Щипание» — берем в одну руку гребенную ленту нужного нам цвета, при этом берется именно сгиб ленты; пальцами другой руки мы частыми быстрыми движениями щипаем поверхностные волоски ленты. В руках образуется пушистый комочек, который мы и выкладываем на рабочую поверхность. Этот метод используется для плавности перехода одного цвета в другой.
  • «Смешивание цветов» — плавная растяжка цвета. Она удаётся при взаимном перекрывании слоёв шерсти разного цвета. Чем «прозрачнее» мы будем отрывать прядки, тем легче добиться перетекания цвета.

Направление выкладывания прядей таково: небо, вода и прочие большие объёмы — обычно по горизонтали, детали помельче — в зависимости от их форм.

Так, облачко, например, можно изобразить, слегка сминая в ладонях волокна белого цвета; стволы деревьев или какие-нибудь чёткие контуры — скатывая шерсть жгутиком; траву — по вертикали либо наклонно на уже имеющемся зелёном фоне.

Для мелких деталей шерсть удобно нарезать, а получившиеся кусочки брать и выкладывать на картину пинцетом.

Смешивать цвета перекрыванием удобно для больших объёмов, а при изображении мелочей бывает необходим готовый цвет. Его можно получить, если сложить вместе несколько разноцветных тонких прядей, а потом получившуюся общую прядку растягивать в стороны до разрыва, сложить половинки и опять — до разрыва. Несколько таких движений и необходимую по размеру часть этой пряди можно пускать на картину.

Изобразить снег, дождь, звёздное небо, листья можно, если мелко нарезать ножницами светлую шерсть, давая кусочкам свободно падать на фон.

Руки стоит держать повыше над картиной, чтобы кучность нападавших дождинок-снежинок выглядела естественной.

Для получения объёма необходимо изображать тени, или блики; выкладывая картину, оттенять части предметов подходящим по этому случаю цветом шерсти. Будет полезным периодически аккуратно прихлопывать ладонью картину для скрепления слоев между собой (естественное сваливание шерсти)

На случай, если шерсть будет электризоваться при выкладывании, можно немного сбрызгивать картину водой из пульверизатора или слегка смачивать руки в процессе работы.

4 этап. Прижимаем картину стеклом, обрезаем ножницами выступающую за его пределы шерсть и завершаем оформление рамкой. Картина готова!

Заключение

Знакомясь с данной техникой, дети узнают её декоративно — художественные и конструктивные возможности, учатся использовать её в творческой работе, самостоятельно изготавливают изделия, которые часто становятся не только неожиданным и приятным подарком для близких и знакомых людей, но и применяются для украшения интерьера. Доступность их изготовления, возможность применения современных материалов, — позволяют выполнять изделия в стиле современного дизайна и в соответствии с требованиями моды.

Теоретические темы для занятий техникой «Шерстяная акварель»:

1) Материалы, инструменты и приспособления для занятий техникой «Шерстяная акварель».

2) Подготовительные этапы работы для создания картины.

3) Работа над сюжетом картины.

4) Методы выкладывания шерсти.

5) Заключительный этап создания картины.

Каждая тема подкрепляется практическими занятиями.

В процессе обучения данной техники подобраны объекты труда с нарастанием уровня сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...