Материал выступления "Дисциплина в школе"
материал на тему

Дегтяренко Виктория Ивановна

Выступление на ГМО социальных педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distsiplina_v_shkole.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия №4

Выступление на ШМО классных руководителей

«Актуальность

проблемы дисциплины

 в современной школе»

                                                                  Социальный педагог

                                                             Дегтяренко Виктория Ивановна

г. Лыткарино

2012г.

              Известно, проблеме дисциплины придавали первостепенное значение все великие педагоги, во все эпохи и режимы. И эта проблема была всегда дискуссионной. Почему? Во-первых, дисциплина – это то, с чем ребенок не рождается, то, чего в нём от природы нет, и то, что необходимо в него «вложить». И потому дисциплинированность детей и дисциплина в школе – это всегда есть определенный результат воспитания, который очень важен для характеристики как самих детей, так и оценки школы. Это действительно температура школьного тела, она сигнализирует о его здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или классе   нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик – беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

             Во–вторых, понятие  «дисциплина»  (как определённый порядок, следование норме) всегда воспринимается людьми как противопоставление свободе. Как ограничение, принуждение,  лишение. Известны слова М. Волошина, что из всех видов насилия над людьми следующим после убийства является воспитание. К сожалению, и у большинства педагогов и школьников  слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает, скорее всего, отрицательные эмоции. Сегодня модно говорить о гуманности и гуманизме - синонимах свободы и отсутствия ограничений. Мы собрались обсудить, что правильное решение вопроса дисциплины - это решение проблемы сохранения детской, школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка.

            И, в-третьих, очень не ясна, запутанна,  противоречива связь между внешней дисциплиной и нравственностью как сугубо внутренним, интимным состоянием человека.                                  

           Как известно, существует четыре основных способа дисциплинирования:1)через боль и страх; 2)через возвышение самолюбия и чести: 3)через переживание естественных последствий: 4)через порицание, даже исключение из общества. Сторонники свободного воспитания категорически отрицали саму попытку педагогов как–то специально заниматься воспитанием дисциплины, считая, что это приведет только к обратным результатам, к нравственному уродству детей. А. Нилл утверждал, что ребенок сам научится дисциплине, если организовать его жизнь правильно, т.е. дать ему возможность заниматься делом, отвечающим его воле к саморазвитию. Ж.-Ж. Руссо считал, что в основе воспитания дисциплины лежит «хорошо поставленная свобода». Никаких искусственных, педагогически организованных запретов. «Молодые наставники! – восклицал он. – Я вам проповедую трудное искусство – управлять без предписаний, делать всё, ничего не делая». Д. Дьюи так же отрицал всякое насилие, утверждая «чувство социального сотрудничества и общности жизни», в основе которых лежат ум и разумно организованный коллективный труд. Большое значение придавал дисциплине наш, отечественный педагог П.Ф.Каптерев. Необходимость дисциплины он выводил из необходимости совместного труда учителей и учеников. Он говорил: «Совместная работа и жизнь многих невозможны без определенного порядка. Порядок есть дисциплина. Её задача – устройство личной жизни образуемого в школе в согласии с жизнью других образуемых». И добавлял: дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным сообществом. А.С.Макаренко, который работал, как известно, с категорией социально травмированных детей, не мог пройти мимо проблемы дисциплины. Он утверждал, что «дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение». А.С.Макаренко говорил, что дисциплина  украшает коллектив, что дисциплиной надо детям гордиться. Ему принадлежит замечательная формула, снявшая противоречие между дисциплиной - свободой и дисциплиной - запретом: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему!

             Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что дисциплина – понятие для школы законное. Она не только не унижает ребенка или педагога, она возвышает обоих: это условие совместной работы, это ценность, которую необходимо созидать, беречь и охранять. Но как с ней работать, как включить её в пространство школьной свободы и права? Ведь наше общество хочет построить правовое государство и воспитать законопослушную личность.

Среди  критериев эффективной Школы всегда выступали

1) способность мотивировать детей к познавательной деятельности и саморазвитию,

2) способность ОУ поддерживать дисциплину, не прибегая к методам насилия, и тем самым давать детям первые навыки жизни в условиях демократического социума,

3) способность создать такую корпоративную культуру, в которой все учащиеся и родители чувствовали бы принадлежность к единой организации, были мотивированы на  взаимопомощь и кооперацию в решении проблем класса и школы в целом.

 Мотивация, дисциплина и кооперация – три составные части корпоративной культуры, которая в свою очередь позволяет решать три главные задачи школы:

1)  воспитания, социальной адаптации и подготовки к жизни молодого поколения учащихся,

2)  привлечения и удержания в школе хороших учителей (через систему нематериального  мотивирования),

3) собственного развития образовательного учреждения как организации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

раздаточный материал для начальной школы

Что такое курсор объяснит этот материал...

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Матери. Праздничная программа "Школа для мамы".

Конкурсная часть праздничной программы "Школа для мамы" может быть использована и на других внеклассных мероприятиях и классных часах....

Методическая разработка сценария концерта ко Дню матери в общеобразовательной школе с презентацией и фильмами детей

Данный сценарий содержит описание подготовки, стихи, написанные для матерей, песни, презентации и фильмы детей, ответные письма матерей....

Праздник "День Матери" в начальной школе

Сценарий напоминает разработку небольшого концерта. Не оригинальный, так как при его составление я обращалась к интернет ресурсам, в частности к сценарнию "Праздник  «День Матери» проведён в 4 «Б...

Языковая сказка как нескучный способ объяснения фонетического и грамматического материала в начальной школе.

Иногда сталкивалась с проблемой, как интересно донести не совсем понятный языковой материал младшим школьникам. Один из способов - языковая сказка. Она не только поможет длстигнуть задачи педагога, но...

материал для начальной школы

расскраски для начальной школы при изучении алфавита...

"Простые способы организации закрепления и повторения изученного материала в средней школе"

Эффективное владение иностранным языком предполагает автоматическое  использование стандартных фразам-клише в стандартных ситуациях общения. В статье предлагаются простые методы запоминания и пов...