Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения трудных подростков .
консультация по теме
Формы и причины девиантного поведения. Профилактика делинквентного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delinkventnoe_povedenie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении социальных педагогов.
Тема:
Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения трудных подростков
Подготовила
социальный педагог
первой ступени обучения
МБОУ «СОШ №2»
Вафина А.А.
Тарко-Сале 2014г.
Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения трудных подростков
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
К девиантному поведению относят:
1. Делинквентное поведение (отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее, в крайних своих проявлениях, уголовно наказуемый характер)
2. Аддиктивное поведение (отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности)
3. Патохарактерологическое поведение (отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания)
4. Психопатологическое (отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами)
5. Поведение на базе гиперспособностей (отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности).
Различают следующие клинические формы девиантного поведения:
1) Агрессивное и аутоагрессивное (суицидальное) поведение;
2) Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.);
3) Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
4) Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии);
5) Сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», спортивный, музыкальный и прочий фанатизм, гемблинг и др.);
6) Сверхценные психопатологические «увлечения» (сутяжничество, кверулянтство, клептомания, дромомания и др.);
7) Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);
8) Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.);
9) Аморальное (безнравственное) поведение.
10) Неэстетическое поведение.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и его крайне деструктивной формы – делинквентного (противоправного и криминального) поведения. Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. Далее это приводит к мелкому хулиганству, издевательству над младшими и слабыми, отниманию мелких карманных денег у малышей, угону (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег.
Причины делинквентного поведения
1. Сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.
2. Пограничность и неопределенность социального положения подростков.
3. Противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль – еще не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины – недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже с мачехой.
Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению
Основными направлениями деятельности социально-психологической службы школы по сопровождению подростков являются:
–диагностика;
– психологическое консультирование;
– профилактика;
– коррекция;
– пропаганда и обучение;
– профориентационные мероприятия;
Профилактика делинквентного поведения
Одной из актуальных и социально значимых задач школы, является снижение роста отклоняющегося поведения и повышения эффективности профилактики.
Для решения различных проблемы необходимо выяснение причин и их устранение. Поэтому профилактика подобного отклоняющегося поведения, должна проводиться по следующим направлениям:
Ø предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных обстоятельств подростков и юношей, входящих в группу социального риска;
Ø помощь в сохранении, поддержании и защите нормального уровня жизни и здоровья;
Ø содействие и оказание помощи в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Эффективность любого профилактического мероприятия может быть обеспечена только при условии включения следующих компонентов:
Ø Направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно на создание условий для приобретения необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем;
Ø Обучение (формирование) новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье;
Ø Решение ещё не возникших проблем, предупреждение их возникновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях»
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается...
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ...
Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Рекомендации учителям по коррекции поведения трудного подростка
Необходимые условия, состовляющие для успешной коррекции поведения трудного ученика...
Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».
обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...
Диагностика и коррекция поведения трудных подростков
Диагностика и коррекция поведения трудных подростков...