Развиваем эмоциональный интеллект ребенка с помощью игры
статья по теме
Эмоциональный интеллект, или EQ, - это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. в настоящее время это понятие широко используется при трудоустройстве. Но формируется EQ с детства, и важное место в этом процессе отведено игре. Я хочу рассказать о том, как с помощью простых игр можно развить в ребенке эмоциональный интеллект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlenie_nedostatkov.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции – это важнейшая составляющая жизни человека, и формируются они прежде всего в детском возрасте. Как известно, психологи классифицировали шесть основных эмоций, на которых зиждется восприятие действительности - это радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. У каждой из них есть мимическое отображение, и очень важно, чтобы ребенок мог правильно пользоваться этим эмоциональным «инструментарием».
С одной стороны, ребенок учиться распознавать эмоции еще в младенческие годы, наблюдая за родителями и окружающими людьми и копируя их поведение.
С другой стороны, помочь в этом может игра. Она способствует развитию воображения, сообразительности и эмоциональной составляющей. Я приведу примеру того, как в процессе игры дети могут задействовать спектр своих эмоций и их мимическое отражение, а также отточить способность распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Во время игры нельзя пренебрегать так называемыми отрицательными эмоциями, - такими как отвращение, злость, гнев и т.д., ведь без них невозможно нормальное формирование личности ребенка. Другое дело, что не стоит делать на них максимальный упор: пусть положительных эмоций будет больше, и дети демонстрируют их дольше, пока вы сами их не остановите.
Перед игрой проведите ознакомительный урок. Расскажите, какими бывают эмоции, в чем их различие, какова роль в жизни человека. Затем приступайте ко второй части занятия – собственно игре.
Для нее нам понадобятся рисунки человеческих лиц с определенными «маячками»: к примеру, широкая улыбка означает радость, округленные глаза и приоткрытый рот – удивление, сведенные в «кучку» брови и опущенные уголки губ, обнажающие зубы – гнев и т.д.
Далее начинаем описывать ситуацию: «Теплый летний день, ты гуляешь по парку, кушаешь мороженое и играешь с друзьями. Покажи подходящую картинку и постарайся отразить эти чувства на своем лице!» (правильный ответ – радость).
Или: «Ты остался дома один. За окном – дождь, тебе скучно и одиноко. Покажи подходящую картинку и постарайся отразить эти чувства на своем лице!» (правильный ответ – грусть: слегка опущенный взор, отсутствие улыбки и слегка опущенные вниз уголки губ).
Еще один вариант – давать детям целенаправленные задания. К примеру, нахмуриться как злая волшебница, или улыбнуться, как хитрая лисичка, или испугаться, как котенок, на которого лает собачка, или устать, как муравей, который тащил огромную соломинку. Такой способ игры позволит задействовать не только мимику, но и все тело ребенка.
Таким образом необходимо «прогнать» все вышеперечисленные основные эмоции. Кроме того, этот список можно расширить, добавив такие социально значимые чувства как стыд, вина, гордость, смелость и т.д. Но это – более сложный этап, и будьте готовы к тому, что далеко не у всех детей получится сразу отразить данные эмоции на собственном лице.
Чтобы облегчить им задачу, прорепетируйте эти чувства сами перед зеркалом. Общаясь с детьми, вы должны быть готовы к тому, чтобы научить их тому, чего они не знают. Педагог – это немного артист, который в процессе игры с детьми должен примерять различные роли.
Более сложный этап игры – предложите детям нарисовать ту или иную эмоцию, выбрав ее по собственному усмотрению. Так вы сможете убить одним выстрелом сразу двух зайцев: во-первых, проверить, насколько верно у ребенка совпадают представления об эмоциях и их отображении во внешнем мире (радуга – радость, дождь – грусть, молния – тревога, таракан – отвращение), а во-вторых, что не менее важно, проследить эмоциональное состояние малыша на данный момент.
Если у ребенка есть проблемы, его что-то беспокоит и пугает, то он будет выбирать негативные, грустные эмоции, использовать темные тона в рисунке. Это знак, что нужно помочь ему разобраться в сложившейся ситуации и выбраться из нее – в таком случае необходимо подключать к работе педагогов-психологов.
Еще один интересный способ выучить эмоции – танцевальный. Поставьте определенную музыку – в минорной или мажорной ноте – и предложите ребенку сделать под нее те движения, которые, как ему кажется, максимально подходят к мелодии. Естественно, что кружение вокруг, прыжки и взмахи руками отразят светлые, радостные чувства; волочение ног, опущенные руки и плечи характеризуют депрессивные состояния; движения руками и ногами, имитирующие удары, говорят об агрессивном, вспыльчивом состоянии.
Но научить показывать – это еще не означает научить сопереживать. Следующим шагом игры станет не только наблюдение, но и ответная реакция группы детей на эмоцию одного ребенка. Если это радость – все веселятся вместе; если грусть – дети по очереди подходят, обнимают и гладят малыша; если гнев – все стараются его успокоить. Главное в этом процессе, чтобы дети поняли: когда человек, находящийся рядом, испытывает некоторые чувства, на них нужно отреагировать определенным образом. Так мы развиваем в детях сочувствие, сопереживание, способность к убеждению, эмоциональную заинтересованность и вовлеченность. Самый страшный грех современности – это равнодушие, и в наших силах не допустить того, чтобы он пустил свои корни в новом поколении.
Таким образом, чтобы развить эмоциональную сторону в детях, старайтесь задействовать их мимический и жестикулярный запас, творческий потенциал, пантомиму, голос и даже интонации в смехе. Помните, что в XXI веке успешный человек должен быть не только интеллектуально и физически развит, но и полноценен в эмоциональном смысле. Очень востребованным стало понятие эмоционального интеллекта (EQ), то есть способность к самосознанию, самопознанию, эмпатии и навыкам отношений. А для того чтобы способствовать развитию EQ, необходимо уделять эмоциональной составляющей с самого детства – в том числе, с помощью игры и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры"
Цель: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку общаться с ним....
Тема: "Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры"
Цель: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку общаться с ним....
"Эмоциональный интеллект: развиваем и используем"
Упражнения для работы с подростками...
Программа внеурочной деятельности социально-гуманитарного направления с элементами изучения английского языка "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"
Интегрированная программа «Давайте общаться или развиваем свой эмоциональный интеллект» разработана на основе Авторской программа Шустова Л.А. «Введение в общение. Челове...
Методический материал по программе внеурочной деятельности "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"
Поурочные разработки на английском языке по программе "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект" явлются дополнительным языковым материалом при организации внеур...
Эмоциональный интеллект как ресурс личностного развития ребенка
В материале представлены: "понятийное поле" эмоционального интеллекта, его значимость на современном этапе развития общества, одна из основных теорий развития эмоционального интеллекта, этап...
Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольника
Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольника...