Что такое зависимость?
статья по теме
Выступление на МО социальных педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_zavisimost_vystupl_na_seminar.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Губкин Белгородской области
Что такое зависимость?
Подготовил: социальный педагог
МБОУ «СОШ № 7» Гапченко С.Н.
2013 год
Что такое зависимость
Зависимость это совершенно нормальная часть жизни любого человека. Независимых людей не бывает.
Однако, зависимость – зависимости рознь. Существует здоровая зависимость присущая любому человеку.
Например, мы зависим от чистого воздуха и воды, от здоровой пищи, от того есть у нас жилище или нет, одеты ли мы в одежду, в зависимости от погоды. От того, кто нас окружает, и с кем мы общаемся, приятно ли это общение. От отношений в семье и на работе. Ценят ли нас и любят, понимают ли и поддерживают. От политической и экономической ситуации в стране и в мире. От того верим ли мы в Бога или нет. Все то, от чего мы зависим, и что укрепляет наше физическое, эмоциональное, материальное и социальное благополучие – это здоровая, нормальная зависимость.
В настоящее время в психологии чаще используется термин «аддикция». Аддикция — состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искусственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики). Устойчивое их употребление формирует аддиктивное поведение и проявляется в виде курения, алкоголизма, наркомании и т. п. Есть приемлемые обществом формы аддикции: духовные практики, медитации, влюблённость, творчество, трудоголизм, экстремальный спорт, а также социально опасные: игромания, интернет-зависимость, ожирение, сексуальные извращения, токсикомания, наркозависимость и другие.Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Изучением этого явления занимается клиническая психология и социологи
Болезненная зависимость
По мере того как человек употребляет алкоголь, но не ищет способа удовлетворить свои естественные потребности нормальным способом, его физическое и душевное здоровье ухудшается. И стоит прекратить употреблять алкоголь, как очень быстро появляется боль и дискомфорт, душевный и физический. Но, стоит немного выпить - и становится легче. Возникает патологический круг болезненной зависимости: чтобы чувствовать себя хорошо, надо принимать вещество, разрушающее здоровье. Этот парадокс и характеризует болезненную зависимость - чем больше человек зависит, тем хуже ему становится.
Что такое зависимость?
В медицинском смысле зависимость представляет собой «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества». Т.е., по-другому, зависимость — это «привыкание» к наркотикам, постоянная необходимость в их приеме, т.к. при окончании срока действия препарата у человека возникает мучительное состояние, плохое самочувствие, которое снимается приемом наркотического средства.
Какие виды зависимостей существуют?
Различают физическую зависимость и психологическую (склонность),химическую и нехимическую. Давайте подробнее остановимся на химической зависимости.
Химическая зависимость - навязчивая потребность в психоактивном веществе (ПАВ). Видов химических зависимостей существует столько, сколько в мире средств, изменяющих сознание. Среди них самые распространенные:
- алкоголизм (заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков)
- опийная наркомания (заболевание, вызываемое систематическим употреблением опия, черного опия, героина, морфия, промедола, омнапона и др.)
- зависимость от стимуляторов (кокаин, фенилпропаноламин, препараты эфедрина: мулька, винт; амфетамин и др.)
- зависимость от крепкого чая (чефирь), кофе, кока - колы.
- токсикомания (зависимость от ненаркотических химических веществ, это - летучие органические растворители, седативно-снотворные препараты, антипаркинсонические препараты (циклодол, паркопан))
- каннабиноловая наркомания (гашишная наркомания)
- галлюциногеновая наркомания (употребление ЛСД, мескалина, псилоцибина, экстази и др.).
- медикаментозная наркомания.
Следует отметить, что в последнее время появилось много клиник, которые осуществляют лечение наркомании, алкоголизма и др. зависимостей.
Развитие всех химических зависимостей имеет строгую стадийность. Деление на стадии обусловлено динамикой развития симптомов и синдромов:
- синдром измененной реактивности - включающий в себя синдром увеличения толерантности (толерантность - минимальное количество ПАВ, необходимое для достижения эйфоризирующего эффекта)
- изменение формы опьянения и редукция защитных механизмов
-синдром физической зависимости - ощущение физического дискомфорта вне опьянения, синдром психической зависимости - ощущение психологического дискомфорта вне опьянения
-синдром отдаленных последствий- соматические осложнения, вследствиеупотребление ПАВ и изменение личности.
Их чередование и развитие обуславливает переход от стадии к стадии.
Многие врачи-наркологи выделяют три вида зависимостей: социальную, психическую и физическую.
О социальной зависимости говорят тогда, когда человек еще не начал употребление наркотиков, но «вращается» в среде употребляющих, принимает их стиль поведения, отношения к наркотикам и внешние атрибуты группы. Часто к такой группе можно принадлежать, только исповедуя ее принципы и подчиняясь ее правилам. Желание не быть отторгнутым может быть столь сильным, что заслоняет привычные представления, изменяет поведение. Неотъемлемое условие этого вида зависимости — наличие группы (которая может формироваться даже вокруг одного употребляющего наркотики).
После начала употребления наркотиков у человека быстро формируется психическая зависимость. Она проявляется в том, что человек стремится вновь вернуть состояние, которое он испытывал, находясь в наркотическом опьянении. Он стремится или получить приятные ощущения от приема наркотиков, которые могут быть очень сильными, или, находясь под воздействием наркотиков, отвлечься от неприятных переживаний и отрицательных эмоций. Стремление избежать психологического и эмоционального дискомфорта столь сильно, что человек не в силах отказаться от дальнейшего употребления наркотиков.
При более продолжительном употреблении наркотиков формируется физическая зависимость, которая появляется вследствие включения наркотика в процесс обмена веществ. В этом случае, при прекращении приема, наблюдается состояние физического дискомфорта различной степени тяжести — от легкого недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома («ломка»).
В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков — от периода проб через эпизодическое употребление к систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше.
Что включает в себя синдром физической зависимости?
Он включает в себя физическое влечение, абстинентный синдром, синдром измененной реактивности.
1. Физическое (компульсивное) влечение. Выражается в неодолимом стремлении к употреблению наркотиков. Влечение, очень сильное, вытесняет даже жизненные потребности, например, голод, жажду. Оно определяет настроение человека, диктует поведение, подавляет контроль за приемом наркотиков. В состоянии компульсивного влечения человек перестает взвешивать аргументы «за» и «против», потому что все его стремления, действия, поступки направлены на поиск приема наркотиков и преодоление препятствий к этому.
2. Абстинентный синдром — это состояние психологических или физических нарушений, которые развиваются после резкого прекращения употребления наркотического вещества. Абстинентный синдром является показателем сформировавшейся физической зависимости от наркотика. Абстиненция развивается из-за того, что организм зависимого человека не может функционировать без наркотика. Приспособившийся к уровню постоянной интоксикации, организм в отсутствии наркотика подает сигнал о том, что нужна очередная доза. Компульсивное влечение к поиску и приему следующей дозы воспринимается как жизненная необходимость. Проявления абстинентного состояния будут разными для каждого вида наркотической зависимости.
3.Синдром измененной реактивности включает:
- Изменение формы потребления (например, человек употреблял снотворные препараты с целью нормализации сна, впоследствии он начинает употреблять снотворное для достижения состояния опьянения);
- Изменение толерантности. Толерантность — это физиологическая способность организма переносить воздействие определенных доз наркотика. При переходе к регулярному приему переносимость наркотика возрастает. С развитием болезни привычная доза перестает вызывать желаемый эффект (эйфорию) и потребитель переходит на все большие и большие количества наркотика. Организм потребителя приспосабливается переносить смертельные для здоровья человека дозы наркотика. Например, при длительном употреблении опиатов толерантность может превышать изначальную (физиологическую) в 100-200 раз;
- Исчезновение защитных реакций при передозировке. Защитные реакции (тошнота, рвота, кожный зуд, обильный пот, икота, слюнотечение, резь в глазах) — это сигналы тревоги организма, которые возникают тогда, когда доза наркотика превысила безопасный предел. При переходе потребителя на регулярное введение наркотика защитные реакции исчезают из-за того, что организм приспособился;
- Изменение формы опьянения проявляется в извращении эффектов наркотика. Например: снотворные вызывают возбуждение, кодеин не подавляет кашель.
Каков механизм формирования зависимости?
На основании экспериментальных данных ученые предположили, что в механизме формирования психической зависимости важную роль играет влечение к наркотическому опьянению и эйфории, которые наступают в результате активации наркотиком центра положительных эмоций в головном мозге.
Разберем процесс формирования зависимости на примере опийной наркомании: действие опия связано с тем, что его молекула очень похожа на эндорфины — вещества, естественно вырабатываемые нашим мозгом. Эндорфины не случайно называют «гормонами радости», т.к. они играют важную роль в формировании хорошего настроения, чувства благополучия, спокойствия и уверенности. Особенно много их вырабатывается в моменты душевного подъема, любви, успеха. Кроме того, эндорфины отвечают за уровень болевой чувствительности, влияют на темп дыхания, сердцебиения, активность кашлевого центра, работу желез и перестальтику кишечника.
При регулярном поступлении опия выработка собственныхэндорфинов значительно снижается. У каждого человека в организме есть опиатные рецепторы. Это особые участки нервной системы, которые реагируют на эндорфины, а значит, и на наркотики опийной группы. При постоянном поступлении наркотика организм снижает чувствительность опиатных рецепторов, что приводит к необходимости увеличивать дозу для достижения эффекта.
Что такое био-психо-социо-духовная модель?
Для понимания сути наркотической зависимости лучше использовать комплексный, интегральный подход, позволяющий рассматривать проблему с разных точек зрения.
В качестве примера приводим био-психо-социо-духовную модель зависимости.
Биологический аспект зависимости.
Наркотики включаются в обменные процессы в организме — формируется физическая зависимость. Длительное отравление организма наркотиками приводит к тому, что у зависимого человека не может нормально функционировать ни один орган или система.
В первую очередь от наркотиков страдает головной мозг. Токсическое действие наркотиков на нервную систему проявляется в виде поражения подкорковых ядер, гипоталамических образований, ретикулярной формации, мозжечка и периферических нервных стволов, т.е. страдают все структуры. Картина этих нарушений может быть различной у каждого потребителя наркотиков. Например, при выпадении функций развиваются параличи и парезы, чаще в нижних конечностях. Кора головного мозга поражается диффузно. Высшая нервная деятельность в какой-то степени страдает у всех потребителей. Степень выраженности может быть разной.
Люди, употребляющие наркотики внутривенно, в большинстве случаев вводят «грязные» растворы, которые производятся кустарно и являются нестерильными, в них содержатся микробы и вирусы. Поэтому у потребителя нередко наблюдается гипертермическая реакция, сами потребители говорят — «тряхнуло». Такое состояние сопровождается резким повышением температуры, ознобом, тошнотой, головокружением, слабостью. Это опасное для жизни состояние. Результатом введения нестирильных растворов в нестирильных условиях может быть заражение крови (сепсис). Живые и погибшие бактерии, а также продукты их жизнедеятельности с током крови попадают в головной мозг, легкие, печень, почки и образуют там гнойники — абсцессы. Такие осложнения представляют угрозу для жизни и всегда требуют серьезного лечения. Абсцесс мозга может привести к параличу, слабоумию. Абсцессы печени и почек — к недостаточности работы этих органов и изменению их структуры. Гнойное поражение клапанов сердца ведет к пороку сердца.
У потребителей часто развивается токсический гепатит (сам наркотик и химикаты, используемые для его приготовления, являются ядами для организма). Одна из функций печени — выведение ядов из организма или, по крайней мере, расщепление их до безопасных продуктов. В связи с регулярным поступлением растворов наркотика в организм печени приходится изрядно трудиться, обезвреживать все эти яды. Структура печеночных клеток изменяется. И как следствие, — гепатит, цирроз (цирроз — это тяжелое неизлечимое заболевание, при котором клетки печени замещаются соединительной тканью).
Кроме того, печень отвечает за синтез белков в организме. Белки нужны для построения новых клеток (при недостатке белка замедляется рост). Без белков плохо работает свертывающая система крови.
Психический аспект зависимости.
При употреблении наркотических веществ у потребителя возникают разнообразные изменения психических процессов:
- Эмоциональная опустошенность
- Падение активности и энергетического потенциала;
- Вытеснение обычных стремлений и потребностей тягой к наркотикам;
- Снижение интеллекта;
-Ухудшение памяти и снижение продуктивности умственной деятельности;
- Тревога и депрессия, раздражительность;
- Вспышки злобы и агрессии;
- Сужается круг интересов, снижается стремление узнать что-то новое;
- Исчезает желание что-либо делать;
- Повышается утомляемость.
Социальный аспект зависимости.
Происходит постепенное разрушение социальных связей и снижение значимости. Это проявляется в том, что зависимый человек перестает быть частью общества. В процессе формирования зависимости меняется система ценностей. Все, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Отношения с близкими людьми постепенно ухудшаются. Сначала они становятся формальными: поддерживается видимость семейного уклада, встреч с друзьями и любимым человеком, но делается это лишь ради сохранения «маски» обычного человека. Однако со временем зависимому человеку все труднее это делать — нет желания и сил. Отношения сблизкими становятся манипулятивными — попытки извлечь выгоду из любых контактов (не обязательно материальную, это могут быть услуги). В конечном итоге манипулировать окружающими удается все реже, растет отчуждение. Попытки родителей помочь зависимому вызывают у него раздражение и злобу. Родители теряют надежду, пытаются прибегать к жестким мерам. Отношения в семье становятся враждебными. Еще одной стороной социальных последствий зависимости являются проблемы с работой и получением образования, это связано с нарушениями в психической сфере, состоянием физического здоровья, с отсутствием устремлений к самореализации. В процессе развития наркомании у человека понятия о моральных нормах становятся размытыми и постоянные финансовые затруднения могут привести его к конфликту с законом.
Духовный аспект зависимости.
Главным в этом аспекте является то, что зависимый человек теряет нравственный стержень. Ему становятся безразличны такие понятия, как высокие духовные идеалы и ценности (вера в бога, любовь к родине, забота о людях, сострадание к слабым больным, альтруизм и самопожертвование).
Список литературы
1. Анисимов, Л.Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / Л.Н. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006.- 45 с.
2. Ахмерова С.Г., Мубинова З.Ф., Ижбулатова Э.А. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. - Уфа: Ин-формреклама, 2005. - 144 с.
3. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
4. Братусь В.С. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / Братусь В.С., Сидоров П.И. - М.: Академия, 2005. - 375 с.
5. Гарифуллин P.P. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 317 с.
6. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004. - 328 с.
7. Глушков В.А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. - 330 с.
8. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /Клочинова П. // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С.61-70.
9. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача. - М.: ВАКО, 2008. - 272 с.
10. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения /Сост. В.И. Петрова, Т.И. Ревяко. - М.: Литература. 2006. - 373 с.
11. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. - М.: Академия, 2006. - 217 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...