Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2010-2015 г. "Я и моё будущее"
методическая разработка на тему
Программа по профилактике правонарушений может служить пособием для написания собственных программ. Данная программа участвовала в городском конкурсе "Организация профилактической работы В ОУ Санкт-Петербкрга в 2011 г.", школа награждена благодарностью КО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_prof2010-2015.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Принято педагогическим
Директор ГОУ № 495 советом 19.01.2010г.
Назарова Т.И.______________ Протокол №5
19.01.2010г.
Общеобразовательная профилактическая программа
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
в ГОУ школе № 495
на период с 2010 по 2015 год.
«Я и моё будущее»
Автор-разработчик
Белинская Е.С.
Социальный педагог
Санкт-Петербург 2010 год
Пояснительная записка
Наименование программы – программа ГОУ школы № 495 Московского
района «Профилактика безнадзорности, правонарушений,
экстремизма и наркозависимости несовершеннолетних в
образовательном учреждении на период с 2010 по 20012 год»
Адресность программы - программа по профилактике безнадзорности, правонарушений,
экстремизма и наркозависимости несовершеннолетних в
образовательном учреждении на период с 2010 по 20012 год»
Предназначена для работы с учащимися с 1 по 11 класс, родителями и педагогами школы.
Программа реализуется силами администрации, педагогического коллектива школы, инспектором ОДН 12 о\м Московского района с привлечением к сотрудничеству работников ЦПМСС, ДДЮТ, МО «Новоизмайловское», молодежного подросткового центра, подростковых молодежных клубов, службы социального сопровождения семей с несовершеннолетними детьми, склонными к правонарушениям
Основание для разработки – Федеральный закон «Об основах системы профилактики
Программы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от
24.09.1999 № 120-ФЗ, Закон Санкт-Петербурга от 20.04.2005
№ 170-20 «О профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Санкт-Петербурге», Федеральный закон
«О противодействии экстремистской деятельности»
от 10.07.2002.
Цель и задачи Программы - Целью программы является создание системы комплексных
мер по профилактике правонарушений среди детей и подрост-
ков, а так же воспитание социально-адаптированной образованной
личности, владеющей запасом знаний по правовым нормам и
имеющей ответственное отношение к их выполнению, толерантной
к различным проявлением в обществе других людей, способной к
пониманию другого мнения и культуры.
Задачи:
1.Формирование устойчивых социальных навыков у
несовершеннолетних: твердых нравственных ориентиров и
нравственной позиции; устойчивости к негативному воздействию
социальной среды; воспитание активной жизненной позиции;
привлечение подростков к социально-позитивной деятельности;
2.Пропаганда здорового образа жизни (работа по профилактике
табакокурения, алкоголизма, наркомании), информирование всех
участников образовательного процесса по проблемам сохранения
здоровья и формирования культуры здорового образа жизни.
3.Организация эффективной воспитательной работы с
несовершеннолетними, направленной на гражданское,
патриотическое и нравственное воспитание.
4. Выявление учащихся, склонных к правонарушениям, требующих
особого педагогического внимания, анализ социальных источников
причин социальной дезадаптации воспитанников;
5. Совершенствование системы правового образования учащихся;
6. Устранение причин отклонений в поведении учащихся,
обеспечение социально-педагогической поддержки нуждающихся
детей;
7. Защита и охрана прав несовершеннолетних во взаимодействии с
представителями различных социальных институтов;
8. Создание эффективной системы профилактической работы с
родителями.
Основные направления программы:
1. Социальная адаптация.
2. Формирование гражданской позиции.
3.Информационно-методическое обеспечение работы по
профилактике правонарушений.
При реализации данной программы выполняет следующие функции:
Профилактическая:
профилактика трудной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.
Защитно-охранная:
защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребенка от социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны подростка.
Организационная:
координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребенка и активное включение самого ребенка в эти связи.
Сроки реализации Программы – 2010-2015 годы.
Ожидаемые конечные 1. Сокращение процента несовершеннолетних, находящихся в
результаты реализации социально опасном положении.
2. Сокращение или отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, ОДН, внутришкольном контроле;
3. Отсутствие межнациональных, межэтнических конфликтов среди учащихся школы, случаев проявления экстремизма и ксенофобии;
4. Увеличение количества учащихся, принявших участие в школьных конкурсах, акциях, смотрах и др. формах воспитательной деятельности;
5. Повышение внимания родителей к воспитанию детей в семье, контролю их внешкольной жизни;
6. Увеличение количества родителей, принимающих участие в школьных и классных мероприятиях;
- Интерес к положительному опыту работы школы по Программе педагогов других ОУ.
8. Увеличение числа несовершеннолетних, владеющих навыками здорового и безопасного образа жизни.
9. Сокращение безнадзорности несовершеннолетних путем вовлечения
в досуговую деятельность через систему воспитательной работы,
привлечение подростков к занятиям в кружках и секциях ОДОД.
Условия реализации Программы:
1.Наличие специалистов по реализации программы: зам. директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, классных руководителей:
2.Требования к специалистам: обучение на семинарах и МО основным принципам и формам реализации Программы с целью получения наилучшего эффекта;
3.Наличие договоров о сотрудничестве с социальными партнерами;
4.Наличие материально-технической базы в ОУ для реализации Программы: кабинетов для проведения бесед, встреч, Советов и др.; зала, оборудованного соответствующей аппаратурой, для проведения школьных конкурсов и праздников; классных кабинетов с оборудованием для проведения классных часов, просмотра фильмов и т.п.
Возможные риски программы:
- Выбор неэффективных форм работы;
- Недостаточная квалификация специалистов для реализации
Программы
Социальные партнеры:
- Муниципальное образование «Новоизмайловское»
- ОДН РУВД 12 О/М
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Служба социального сопровождения семей находящихся в
- кризисной ситуации
- Служба социального сопровождения семей с
несовершеннолетними детьми, склонными к - правонарушениям
- Органы опеки и попечительства .
- Социальное предприятие «Новое поколение»
- Социальная скорая служба «Ребенок в опасности»
- Учреждения здравоохранения
- Амбулаторное отделение городского наркологического центра
- Подростковые молодежные клубы
Социально психологическое сопровождение.
Мероприятия | Сроки | Содержание и технологии | Предполагаемый результат ответственный исполнитель |
Планирование совместной деятельности районного центра психолого- медико-социального сопровождения по поддержке детей и их родителей: | 2010-20015 | Планирование совместной деятельности с ЦПМСС на основе договоров, планов о сотрудничестве. Проведение тестирований и диагностик по заявленным темам. Проведение корректирующих и развивающих программ. Проведение лекций при подготовке к экзаменам | Получение профессиональной информации, помощи при решении индивидуальных и групповых проблем учащихся. Соц. педагог Белинская Е.С. |
Организация и проведение мероприятий по реализации районного воспитательного проекта «Социальная адаптация» | 2010-20015 | Зам.дир. Бабак Е.К | |
«Дружный класс» для учащихся 5-8 классов | 2010-20015 | Занятия специалистов ЦПМСС | Создание дружных классов, формирование культуры общения в классе. Психолог и классные руководители |
Работа по сопровождению детей и их семей, направленных КДН и ЗП. | 2010-20015 | Планирование совместной деятельности с КДН и ЗП на основе договоров, планов, соглашений. | Совместный план работы и отдельные договора по работе с КДН иЗП Соц педагог Белинская Е.С |
Составление характеристики микрорайона, социального паспорта школы. | 2010-20015 | Анализ статистических данных по микрорайону, данных классных руководителей по составу и условиям проживания учащихся и их семей, составление картотеки контроля за различными категориями учащихся и родителей. | Сформированное представление о контингенте учащихся школы, семей, условий проживания для планирования работы на год. Соц педагог Белинская Е.С |
Анализ новой нормативно-правовой базы по социально-педагогической работе и профилактике правонарушений. | 2010-20015 | Изучение информационно-методического письма о мерах по предупреждению правонарушений и отсева учащихся, аналитических справок о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних УВД Санкт-Петербурга, ОДН Московского района и др. документов (распоряжений, Законов, Постановлений и т.д.). | Ознакомление членов администрации, педагогического коллектива с основными базовыми документами для работы с учащимися по профилактике правонарушений. Соц педагог Белинская Е.С |
Контроль за посещаемостью учащимися школы учебных занятий. | 2010-20015 | 1) Ежедневное выявление и контроль за отсутствующими на занятиях учащихся ввиду болезни или др. причин. 2) Анализ причин отсутствия, приятие соответствующих мер. 2) Ведение особого контроля за учащимися, склонными к прогулам и правонарушениям (с фиксацией в журнале). 3) Контроль за выполнением Положения о работе с учащимися, временно отсутствующими на занятиях ввиду болезни. | 1.Отсутствие учащихся, пропускающих учебные занятия без уважительной причины. 2. Улучшение качества обучения детей, временно отсутствующих ввиду болезни. Соц педагог Белинская Е.С Классные руководители |
Разработка индивидуальных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности учащихся. | 2010-20015 | Изучение психолого-медико-социальных особенностей детей (совместно с ЦПМСС): а) изучение личности уч-ся (психолого-педагогическая карта); б) изучение семьи; в) изучение педагогически запущенных детей, коррекция их поведения; г) диагностические обследования детей, имеющих отклонения в поведении Посещение семей учащихся, склонных к прогулам и имеющим трудности и проблемы. Организация и работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании и разрешении конфликтных ситуаций. | Сокращение количества учащихся, склонных к совершению правонарушений и преступлений и имеющих отклонения в поведении. Педагогический коллектив |
Планирование совместной работы с социальными партнерами Программы. | 2010-20015 | Планирование совместной работы с: ОДН, Центром по профилактике безнадзорности, МО «Новоизмайловское» и др. на основе договоров, планов, соглашений. | Совместный план работы и отдельные договора по работе с социальными партнерами. Соц педагог Белинская Е.С |
Работа с ОДН | 2010-20015 | - Работа Совета профилактики; - Проведение рейдов в семьи детей, требующих особого педагогического внимания; - Индивидуальные беседы с уч-ся, состоящими на учете в ОДН и в «группе риска»; - Организация лекций, бесед для учащихся по профилактике правонарушений; - Изучение социально-культурного характера микрорайона школы: возможностей внешкольных учреждений в организации деятельности учащихся, наличие и характер неформальных объединений молодежи, наличие криминальных очагов в микрорайоне школы; - Организация бесед с учащимися старших классов по вопросам противодействия терроризму в России. Причины возникновения угрозы террора, отработка действий при этой угрозе. | Осуществление комплексного подхода к решению проблем профилактики правонарушений и др. с целью получения наилучшего воспитательного эффекта. Соц педагог Белинская Е.С Инспектор ОДН |
Мероприятия и обучающие занятия по пропаганде здорового образа жизни.
Реализация программы «Учимся быть здоровыми» для учащихся 1-3 классов | 2010-20015 | Интерактивные занятия педагога –психолога, классных руководителей и сотрудников ЦПМСС | -постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста. -формирование у обучающихся и их родителей установок на здоровый образ жизни. -совершенствование диагностической и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении. классные руководители, мед.работники | |
Реализация районных образовательных программ:
| 2010-20015 | Интерактивные занятия педагога –психолога, классных руководителей и сотрудников ЦПМСС | ||
Реализация районной образовательной программы «Здоровый школьник» | 2010-20015 | Занятия на базе ЦПМСС | ||
Организация тематических мероприятий, посвященных:
| Привлечение сотрудников ЦПМСС, учреждений здравоохранения, праздников социального педагога , преподавателя ОБЖ для проведения классных часов, бесед, праздников ро дительских собраний. | |||
Реализация Городской профилактической программы «Соревнование классов свободных от курения». | 2010-20015 | Мероприятия совместно с ЦПМСС | ||
Организация игр по станциям «Здоровье – это здорово» (с привлечением волонтеров) | 2010-20015 | Игра по станциям с привлечением волонтеров и сотрудников ЦПМСС | Психолог Нарова Н.В. Соц педагог Белинская Е.С | |
Инструктивно-методическое занятие с классными руководителями 1-11-х классов по методике проведения с учащимися занятий по изучению Правил дорожного движения. | 2010-20015 | Проведение семинаров, педагогических советов, круглых столов, индивидуальных консультаций ответственным по ПДД. | Снижение участников дорожно-транспортных происшествий, соблюдение правил дорожного движения учениками школы, безопасное поведение несовершеннолетних на улицах и дорогах, в общественном транспорте Директор Назарова Т.И, председатель МО классных руководителей . | |
Изучение правил дорожного движения с учащимися школы. | 2010-20015 | Классные часы , беседы | ||
Тематические викторины, конкурсы, соревнования по безопасности дорожного движения. | 2010-20015 | Участие в районных, школьных викторинах, конкурсах, соревнованиях по безопасности дорожного движения. | ||
Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и несчастных случаев на классных родительских собраниях. | 2010-20015 | Проведение классных часов, родительских собраний работниками школы. | ||
Анализ работы школы по профилактике травматизма и несчастных случаев среди учащихся за учебный год. | 2010-20015 | Проведение анализа работы школы по профилактике травматизма и несчастных случаев среди учащихся за учебный год. | Зам дир Кузьмина Л.Д. | |
Подготовка документации по разделу «Охрана жизни и здоровья учащихся». | 2010-20015 | документация включает в себя: -медицинская карта ребёнка на каждого ученика; -списки диспансерных групп детей, осуществление контроля их наблюдения специалистами; -листки здоровья в школьных журналах; -документация по учёту школьников специальных медицинских групп; -списки учащихся, требующих обучения на дому по состоянию здоровья. | Зам дир Кузьмина Л.Д. | |
Регулярный контроль выполнения санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам | 2010-20015 | выполнение санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам: -соблюдение светового, питьевого, воздушного режима классных комнат, спортзала и других помещений; -соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся согласно медицинским рекомендациям, валеологический анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий, профилактика близорукости; -обеспечение учащихся школы горячим питанием. | Директор Назарова Т.И | |
Инструктаж работников школы по вопросам охраны жизни детей и соблюдения техники безопасности. | 2010-20015 | Директор Назарова Т.И |
Работа с учащимися.
Цикл бесед, встреч с работниками правоохранительных органов, инспектором ОДН. | 2010-20013 | Тематика бесед: - виды правонарушений и преступлений; - основания для задержания; - постановка на учет в ОДН и КДН и ЗП; - права и обязанности учащихся; - ответственность за правонарушения; - административная и уголовная ответственность за правонарушения и др. | Наиболее полное понимание и осознание учащимися правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений. Соц.педагог Белинская Е.С. Инспектор ОДН Нартова Е.А. |
Классные часы по профилактике правонарушений. | 2010-20015 | - Обсуждение ситуаций, фильмов и случаев совершения правонарушений подростками; - Цикл бесед, дискуссий, лекций «Здоровый образ жизни»; - Профилактические беседы о поведении в общественных местах, на улице. | Практическое понимание учащимися правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений и оценка своих действий. Классные руководители |
Организация внеурочной деятельности учащихся с целью вовлечения в положительную деятельность. | 2010-20015 | - организация кружков, спортивных секций на базе ОДОД школы; - обеспечение возможности выбора форм досуга для детей и подростков на базе школы, подростковых клубов; - организация участия учащихся, требующих особого педагогического внимания во внеклассную и внешкольную деятельность; - увеличение количества школьных традиционных конкурсов, акций, праздников; - работа над качеством проводимых внеклассных мероприятий для привлечения внимания к ним учащихся и родителей; - ежегодное проведение акций социального характера в каждом классе; - работа Школьного самоуправления по разработке социальных проектов, участие в планировании работы школы, созданию благоприятных условий для интересного проведения свободного времени подростков. | Расширение безопасного пространства детей, в котором им интересно и комфортно. Педагогический коллектив |
Проведение психолого-педагогических консилиумов. | 2010-20015 | Диагностика и анализ с последующим принятием решения, направленных на изучение личностных особенностей школьников, требующих особого педагогического внимания, изучение познавательных способностей, ценных ориентаций, определение системы педагогических воздействий. | Осуществление индивидуального подхода к учащимся, требующим особого педагогического внимания. Психолог |
Работа с молодежью допризывного возраста | 2010-2015 | Участие в военно-спортивном многоборье, «Зарнице» | Ознакомление , применение на практике теоретических знаний , поднятие престижа службы в вооруженных силах. |
Воспитательная работа и педагогическое сопровождение.
Организация работы со специалистами службы сопровождения | 2010-20015 | Организация работы сотрудников школы со специалистами службы сопровождения. | Формирование всесторонне развитой , общественно-активной, социально-полноценной личности. Зам.дир Бабак Е.К |
Обеспечение организации в ОУ диспутов, дискуссий, круглых столов, деловых игр, конкурсов для подростков по актуальным проблемам правового и гражданского воспитания | 2010-20015 | Организация и проведение в ОУ диспутов, дискуссий, круглых столов, деловых игр, конкурсов для подростков по актуальным проблемам правового и гражданского воспитания по плану. | |
Обеспечение проведения в ОУ дней правовых знаний, организации лекториев и консультаций для учителей и родителей с использованием возможностей ЦПМСС и районного кабинета профилактики наркозависимости несовершеннолетних | 2010-20015 | Проведение недели и дней правовых знаний с привлечением прокуратуры, учреждений РУВД, инспекторов ОДН, сотрудников ЦПМСС, районного кабинета профилактики наркозависимости несовершеннолетних через классные часы, родительские собрания, беседы, встречи. | Активизация познавательных интересов учащихся в правовом просвещении. Зам.дир Бабак Е.К |
Организация досуга подростков с девиантным поведением на базе ОУ отделения дополнительного образования детей | Работа классных руководителей и педагогов ОДОД, беседы, показательные мероприятия и соревнования, оформление стендов, работа с родителям. | Зам.дир Бабак Е.К | |
Профориентация и трудоустройство несовершеннолетних. | |||
Участие в ярмарке учебных мест для учащихся 9-11 классов ОУ. | 2010-20015 | Получение информации о учебных местах в городе на ярмарке организованной РОО. | Помощь в трудоустройстве учащимся. Соц.педагог Белинская Е.С |
Групповое и индивидуальное консультирование несовершеннолетних по программе «Профессиональное самоопределение и выбор образовательного маршрута». | 2010-20015 | По плану с сотрудниками ЦПМСС, школьным психологом. | |
Обеспечение взаимодействия с органами опеки и попечительства при муниципальных образованиях по вопросам сопровождения несовершеннолетних, семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации рассматриваемых на КДН и ЗП. | 2010-20015 | Обеспечение взаимодействия с органами опеки и попечительства при муниципальных образованиях по вопросам сопровождения несовершеннолетних, рассматриваемых на КДН и ЗП. | Своевременная помощь, консультации, сотрудничество приводящее к уменьшению количества несовершеннолетних, семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Соц.педагог Белинская Е.С |
Мероприятия, направленные на создание эффективной системы
профилактической работы с родителями.
Педагогические лектории для родителей. Районные родительские собрания | 2010-20015 | Организация педагогических лекториев для родителей с привлечением специалистов, врачей, представителей ОДН.: - безопасность детей; - состояние детской преступности в СПб; - виды правонарушений; - предупреждение правонарушений и др. | Осознание родителями существующих проблем, ситуации в городе, районе, школе, активизация внимания к проблемам правонарушений и др. Зам.дир Бабак Е.К. |
Индивидуальная помощь родителям. | 2010-20015 | Организация работы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и родителей, решение конфликтных ситуаций. | Решение индивидуальных проблем семей учащихся. Классные руководители |
Родительские собрания (не реже 1 раза в триместр). | 2010-20015 | Тематика родительских собраний: - «Семья и ее роль в воспитании детей»; - «Способы общения и методы педагогического воздействия»; - «Ребенок в среде сверстников», - «Атмосфера жизни семьи» и др. | Совместное решение проблем, возникающих в семье. Директор Назарова Т.И. |
Дени открытых дверей в школе. | 2010-20015 | - открытые уроки для родителей, - встреча с учителями, - индивидуальные беседы и консультации психолога, инспектора ОДН, соц.педагога, администрации школы (советы и пожелания родителей) - совместные конкурсы, праздники, соревнования. | Укрепление интереса родителей к школе, наиболее полное представление о работе школы, стимул к взаимодействию родителей и школы. Директор Назарова Т.И. |
Совместная работа администрации с «Родительским комитетом школы» | 2010-20015 | Организация работы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и родителей, решение конфликтных ситуаций. | Осознание родителями существующих проблем, ситуации в школе, активизация внимания к проблемам правонарушений и др. Директор Назарова Т.И. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...
ПРОГРАММА первичной профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних «ПОДРОСТОК И ЗАКОН» ГБОУ СОШ №684 на 2012-2015 гг.
В основе программы «Подросток и закон» лежит гуманистическая концепция воспитания, которая предполагает переход от авторитарной к демократической системе отношений, ориентированных на самоопределение,...
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Конкурс "Система профилактики правонарушений несовершеннолетних", номинация "Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении"
Материалы по профилактике правонарушений несовершеннолетних...
Программа «Подросток» (программа по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних)
Профилактика правонарушений и безнадзорности становится наиболее актуальной, т.к. есть подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не ...
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних
Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся МБОУ "СШ №19"...
Комплексная программа по профилактике правонарушении, безнадзорности, беспризорности, преступлении, правонарушении и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними в МБОУ "Сосьвинская СОШ" "К Успешной личности" на 2018-2023 г.г.
Содержание программы.Программа содержит 4 блока:организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися и их родителями.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...