Развитие креативных способностей учащихся
учебно-методический материал на тему

Кетова Галина Алексеевна

Социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость создания психологических условий для развития творческой личности каждого ребенка, формирование учащегося как активного субъекта учебной деятельности.

Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творчества как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее. Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие креативных способностей учащихся- основная цель образования Кетова Галина Алексеевна

Слайд 2

«Путь в тысячу миль начинается с первого шага…» Креативность – это способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее. Креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.

Слайд 3

Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие.

Слайд 4

Критерии творчества Дж. Гилфорда Одаренный ребенок беглость гибкость разработанность оригинальность

Слайд 5

Три стадии творческого мышления 1. Наглядно- действенное мышление Четкое и ясное представление образов предметов; -хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление; -способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей; -способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Слайд 6

2. Причинное мышление Способность управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные факты с позиций выдвинутых гипотез являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Оценка своей и чужой деятельности с точки зрения законов и правил природы и общества является критичностью мышления

Слайд 7

2. Эвристическое мышление Учимся анализировать проблему Учимся решать противоречия Учимся оценивать и принимать альтернативные стратегии действия

Слайд 8

Три уровня интеллектуальной активности 1.Стимульно- продуктивный уровень Испытуемого относят , если при добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения.

Слайд 9

2.Эвристический уровень Испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения.

Слайд 10

3.Креативный уровень Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность

Слайд 11

Игры, направленные на - системность мышления («Что на что похоже», «Волшебные кляксы», «Слова-ассоциации»); - на развитие диалектичности мышления («Хорошо-Плохо»); - Игры ТРИЗ (1-й этап – поиск истинной сути; 2-й этап – выявление противоречий в объекту, явлении; 3-й этап – разрешение противоречий).

Слайд 12

(КАРТОТЕКА ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ) http://www.trizway.com/art/cards/70.html (ТРИЗ-задачник) http://www.trizland.ru/topics.php ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ http://www.trizway.com/art/renewal/196.html АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК КНИГ ПО ТРИЗ-ПЕДАГОГИКЕ http://www.trizway.com/art/other/250.html РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ: Тезисы докладов IV международной научно-практической конференции http://www.trizminsk.org/e/2350002.htm

Слайд 13

Список литературы Материал из Википедии Генрих Саулович Альтшуллер ( автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст . ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ – БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ Шевырёв А.В. - директор Центра креативного мышления МАЭП, к.э.н., Романчук М.Н. - ректор ИПИУ г. Москва, к.э.н., доцент А. В. Кудрявцев. Теория развития творческой личности [Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизнен. стратегия творч. личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с. http://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp http://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp ВВЕДЕНИЕ В ЖСТЛ ] © Альтшуллер Г. С., Верткин И. М., 1990 ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ( РЦДО 2009 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие креативных способностей учащихся при работе над созданием школьной газеты»

Представленная методическая разработка содержит материалы по организации работы кружка «Школьная газета».  Ведущая идея проекта раскрывается в предоставлении каждому ученику необходимых усл...

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».

Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими  специальных вопросов отдельных областей знаний...

Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся

Проблема творческой самореализации личности учащихся в современном мире является основной. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с т...

Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы

Литература, являясь частью художественной культуры, находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей и...