Занятие для подростков (9-11 класс) "Вся правда о наркотиках"
методическая разработка (11 класс) по теме

Сатдыкова Анна Сергеевна

Цель занятия: воспитывать отрицательное отношение к употреблению наркотиков, развеять мифы, существующие в молодежной среде о психоактивных веществах, развить навыки отказа от них, формировать у подростков ответственность в принятии каких-либо решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_podrostkov_vsya_pravda_o_narkotikakh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для подростков (9-11 класс)

Тема: «Вся правда о наркотиках»

Цель: воспитывать отрицательное отношение к употреблению наркотиков, развеять мифы, существующие в молодежной среде о психоактивных веществах, развить навыки отказа от них, формировать у подростков ответственность в принятии каких-либо решений.

Место проведения: комната психологической разгрузки.

Время: 50 минут.

Оборудование: ватман, наклейки или липкие блоки, стул, бланки с утверждениями «правда» и «неправда», маркеры, швабра, бумажные цветы.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть

        Здравствуйте, ребята! Сегодня мы затронем очень важную тему как для каждого из вас в отдельности, так и для всего нашего общества в целом. Речь пойдет о наркотических веществах, объемы сбыта которых увеличиваются среди российской молодежи с каждым днем, и все больше и больше молодых людей попадают в зависимость от наркотиков. Мы сегодня должны с вами найти причины, толкающие на употребление наркотиков, узнать какие опасности возникают при употреблении ПАВ, пути, позволяющие их избежать.

  1. Основная часть

        Упражнение «Мозговой штурм»

        Ведущий: Ребята, я предлагаю вам подумать и назвать причины, толкающие людей к употреблению наркотиков. (Все ответы записываются ведущим на ватмане).

Варианты ответов:

  • Любопытство;
  • Желание пережить «кайф»;
  • Доказательство взрослости;
  • Давление со стороны окружения (друзей, знакомых);
  • Все так делают;
  • Показаться круче;
  • Для удовольствия;
  • Боязнь сказать «Нет»;
  • Забыть свои проблемы;
  • Низкая самооценка;
  • Испытать острые ощущения;
  • Уговоры кого-либо;
  • Проверить силу воли;
  • Незнание о влиянии наркотиков на организм;

(Раздать каждому участнику по три наклейки или по три листочка липкого блока).

        Ведущий: А сейчас еще раз перечитайте весь список и с помощью липких блоков проголосуйте за три, на ваш взгляд, основные причины, побуждающие к началу употребления наркотиков. (Обсудить причины, получившие наибольшее количество голосов).

        Упражнение:  «Правда и неправда»

        Разделить участников на группы (по 3-4 человека). Каждой группе выдать листы с несколькими утверждениями.

        Ведущий: Ребята, у вас на бланках написаны утверждения. Ваша задача: напротив каждого утверждения написать «Правда» или «Неправда».

Утверждения:

  1. Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они принимаются в умеренных количествах. (Неправда).
  2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят. (Правда).
  3. Конопля (марихуана) вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была ему интересна. (Правда).
  4. Даже одноразовое применение любого наркотика может вызвать смерть. (Правда).
  5. В каждой дозе конопли (марихуаны) содержатся ядовитые вещества. (Правда).
  6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые не восстанавливаются. (Правда).
  7. Употребление любого наркотика приводит к формированию «привыкания». Для достижения того же эффекта требуется увеличение «дозы» вещества. (Правда).
  8. От инструментов, которые используют люди, употребляющие наркотики, невозможно заразиться ВИЧ-инфекцией. (Неправда).
  9. Наркотические лекарства также могут вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах. (Правда).
  10. Наркотики употребляют сильные и талантливые люди. (Неправда).
  11. Наркотик – безобидное вещество и от него всегда можно отказаться (Неправда).
  12. Наркотик помогает расслабиться и успокоиться. (Неправда).
  13. В жизни нужно попробовать все. (Неправда).
  14. Одна доза наркотика не может вызвать зависимость. (Неправда).
  15. Вечеринка без наркотика становится скучной. (Неправда).

Группы по очереди говорят, какие решения они приняли по каждому утверждению.

        Ведущий: Все предложенные варианты – это мифы, бытующие в молодежной среде. Какие утверждения у вас вызвали сомнения? С какими утверждениями вы не согласны? Из каких источников вы получили информацию о ПАВ? Какие наблюдения или случаи из жизни повлияли на формирование вашего мнения о ПАВ? Что нового вы узнали о последствиях употребления наркотиков из этого упражнения?

        Упражнение «Заблуждение»

        Ведущий: Как вы думаете, трудно ли наркозависимому человеку контролировать формирование зависимости? (Ребята отвечают). Приглашаю одного из вас для участи в упражнении.

        Перед подростком поставить стул на определенном расстоянии (5-6 метров), попросить зрительно измерить расстояние до стула (сколько до него шагов). Предложить участнику, повернувшись спиной к стулу, сделать предполагаемое количество шагов и сесть.

        Ведущий: Вы видите, что это задание сделать очень затруднительно. Так и при формировании зависимости от наркотика происходит то же самое: человек думает, что он может рассчитать время, оставшееся до наступления зависимости, что он контролирует ситуацию, и в нужный момент он сможет остановиться. Но в жизни бывает достаточно одного неверного шага или влияния незапланированных обстоятельств, чтобы задуманное не исполнилось.

        Упражнение «Опасность»

        На ватмане или доске написать вопрос: «Какие опасности возникают при употреблении  наркотиков?»

        Ведущий: Ребята, подумайте и ответьте на поставленный вопрос. (Ребята отвечают, ведущий записывает на ватмане или доске ВСЕ высказывания. Дополнительно задает вопросы, помогающие участникам включиться в работу: Какие действия оказывает наркотик на внутренние органы человека? Как воздействует наркотик на психику? Как складываются отношения человека, употребляющего ПАВ, с окружающим миром? и т.д.).

Опасности, связанные с употреблением наркотиков:

  • Передозировка наркотика ведет к потере сознания и даже смерти;
  • В состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения часто происходят дорожно-транспортные происшествия, совершаются противоправные действия (изнасилования, грабежи);
  • Привыкание, физическая, психологическая зависимость;
  • Галлюцинации;
  • Повышенные эмоции и неадекватное поведение;
  • Провалы в памяти;
  • Головокружение и тошнота после принятия ПАВ;
  • СПИД и другие заболевания (следствие пользования «зараженной» иглой);
  • Потеря стремлений, лень (от конопли (марихуаны));
  • Врожденные дефекты у детей, родившихся от родителей, больных наркоманией;
  • «Рецидивы» - внезапная тяга к наркотикам в любое время после прекращения их принятия;
  • Эмоциональные и физические нарушения.

        Ведущий: У людей, которые употребляют наркотики, истощаются и «изнашиваются» внутренние органы, особенно быстро это происходит при употреблении внутривенных наркотиков. Вводимый наркотик сам по себе уже является ядом. Помимо того, в организм попадают микробы и вирусы, а также примеси, которые добавляются наркодельцами для увеличения массы продаваемого яда. В связи с этим при употреблении наркотиков нередко наблюдается реакция, которая сопровождается резким повышением температуры, ознобом, тошнотой, головокружением, слабостью. Состояние это опасно – от него человек может погибнуть. Результатом введения наркотика может быть воспаление вен, заражение крови. Микробы с током крови попадают в головной мозг, легкие, печень и образуют там абсцессы – гнойники. Абсцесс мозга может привести к параличу и смерти. Гнойное поражение клапанов сердца ведет к тяжелому пороку сердца. Кроме того, частое прокалывание вен ведет к образованию тромбов, которые закупоривают сосуды органов, что приводит к их омертвлению. Вывод: безопасного потребления наркотиков не существует. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда он должен сделать ответственный выбор и принять решение, которое повлияет на его будущее, потому что наркотики кардинально могут изменить жизненные планы, перспективы, достижение своих целей, повлиять на любовь, дружбу человека.

        Упражнение «Вовремя ответить «НЕТ»

        Ведущий: А теперь представьте, что вы попали в ситуацию, когда вам предлагают попробовать наркотики. Как ответить «Нет»? Ведь порой в силу различных причин (не показаться «маминькиным сынком», не потерять уважение окружающих, не быть «белой» вороной) это очень трудно сделать. Предлагаю разбиться на группы и найти варианты отказа от предложения употребить наркотик. (Каждая группа по окончании зачитывают свои предложения, а ведущий записывает их на доске как свод будущих правил).

Как ответить «НЕТ»:

  • Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику. Вежливо сказать: «Спасибо нет. У меня завтра…»
  • Использовать уверенную манеру разговора. Твердо отказать.
  • Сменить тему разговора.
  • Избежать рискованной ситуации.
  • Найти аргументированную причину для отказа: «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями». «Спасибо, нет. Я спешу» и т.п.
  • Предложить альтернативу. Например, «Пойдем лучше поиграем в компьютер», «Пойдем лучше на стадион».
  • Быстро уйти. Сменить свое окружение.

        Упражнение: «Цель в жизни»

        Ведущий: Ранее мы говорили, что употребление наркотиков кардинально меняет жизненные планы человека, лишает его возможности достичь того, к чему он стремился. Я приглашаю одного из вас принять участие в упражнении, с помощью которого мы в этом наглядно убедимся. Возьмите в руки швабру и представьте, что сама швабра – это человеческая жизни, ручка швабры – жизненный путь, а перекладина – жизненные цели.

Необходимо удержать швабру в вертикальном положении на вытянутой руке, установив ее ручкой на ладони так, чтобы перекладина оказалась вверху. Вначале необходимо удерживать равновесие швабры, глядя вверх на перекладину. Затем – глядя только прямо перед собой.        (Участник выполняет задание - во втором случае швабра будет менее устойчивая, ее труднее держать в равновесии).

        Ведущий: В каком случае легче было удержать швабру, глядя вверх на перекладину или только прямо перед собой? (Помощник отвечает). Вывод: если наши помыслы устремлены вверх к цели – нам легче удержать жизнь в равновесии. Мы знаем, что нам нужно, что сделает нас счастливыми (хорошее образование, семья, престижная работа, верные друзья), что поможет достичь заветной цели. Но если мы живем только сегодняшним днем: забыли о своей цели, руководствуемся сиюминутными желаниями (закурить, выпить, принять наркотик, то есть попробовать в жизни ВСЕ), а не разумом – тогда легко потерять равновесие, «упасть» и потерять все, что тебе дорого, сбиться с пути.

        Заключение

        Ведущий: Ребята, каждому из вас я раздам бумажные цветки, вам нужно на лепестках записать законченную фразу «Сегодня я узнал, что…», а в середине – пожелание участникам, с которыми работали.

        (Каждый участник читает свои записи и приклеивает цветок на ватман).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа на тему «Вся правда о наркотиках».

Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни и борьба с таким злом как наркотики.Цели классного часа1. Познакомить школьников с последствиями употребления наркотико...

Классный час:"Правда о наркотиках"

Данный материал содержит конспект и презентацию классного часа на тему: "Правда о наркотиках" для учащихся 8-9 классов. Представляет интерес для психологов и классных руководителей....

Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Правда о наркотиках».

Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Правда о наркотиках» для обучающихся 9 класса...

«Мое здоровье зависит от меня» - Занятие с подростками. (8-9 классы)

Учащиеся должны уяснить,что здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.Подумать от каких вредных недугов и вредных привычек им хочется избавиться,чтобы быть здоровым и ...

Занятие для подростков (7-9 класс) "Разговор о вредных привычках"

В разработке описаны формы работы с детьми подросткового возраста по профилактике алкогольной зависимости....

Занятие для подростков 8-9 класс "Найди себя в мире профессии"

В ходе мероприятия ребята обсуждают факторы, влияющие на их профессиональный выбор, выявляют свои профессиональные склонности и интересы, знакомятся с образовательными учреждениями Хабаровкого края....

Групповое психокоррекционное занятие для подростков (6-7 классов)

Цель занятия по саморегуляции:- обучить подростков доступным практическим приемам регуляции своего внутреннего состояния. На занятиях, подростки выполняют упражнения, которые затем смогут использовать...