Занятие для подростков (9-11 класс) "Вся правда о наркотиках"
методическая разработка (11 класс) по теме
Цель занятия: воспитывать отрицательное отношение к употреблению наркотиков, развеять мифы, существующие в молодежной среде о психоактивных веществах, развить навыки отказа от них, формировать у подростков ответственность в принятии каких-либо решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_podrostkov_vsya_pravda_o_narkotikakh.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие для подростков (9-11 класс)
Тема: «Вся правда о наркотиках»
Цель: воспитывать отрицательное отношение к употреблению наркотиков, развеять мифы, существующие в молодежной среде о психоактивных веществах, развить навыки отказа от них, формировать у подростков ответственность в принятии каких-либо решений.
Место проведения: комната психологической разгрузки.
Время: 50 минут.
Оборудование: ватман, наклейки или липкие блоки, стул, бланки с утверждениями «правда» и «неправда», маркеры, швабра, бумажные цветы.
Ход занятия:
- Вступительная часть
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы затронем очень важную тему как для каждого из вас в отдельности, так и для всего нашего общества в целом. Речь пойдет о наркотических веществах, объемы сбыта которых увеличиваются среди российской молодежи с каждым днем, и все больше и больше молодых людей попадают в зависимость от наркотиков. Мы сегодня должны с вами найти причины, толкающие на употребление наркотиков, узнать какие опасности возникают при употреблении ПАВ, пути, позволяющие их избежать.
- Основная часть
Упражнение «Мозговой штурм»
Ведущий: Ребята, я предлагаю вам подумать и назвать причины, толкающие людей к употреблению наркотиков. (Все ответы записываются ведущим на ватмане).
Варианты ответов:
- Любопытство;
- Желание пережить «кайф»;
- Доказательство взрослости;
- Давление со стороны окружения (друзей, знакомых);
- Все так делают;
- Показаться круче;
- Для удовольствия;
- Боязнь сказать «Нет»;
- Забыть свои проблемы;
- Низкая самооценка;
- Испытать острые ощущения;
- Уговоры кого-либо;
- Проверить силу воли;
- Незнание о влиянии наркотиков на организм;
(Раздать каждому участнику по три наклейки или по три листочка липкого блока).
Ведущий: А сейчас еще раз перечитайте весь список и с помощью липких блоков проголосуйте за три, на ваш взгляд, основные причины, побуждающие к началу употребления наркотиков. (Обсудить причины, получившие наибольшее количество голосов).
Упражнение: «Правда и неправда»
Разделить участников на группы (по 3-4 человека). Каждой группе выдать листы с несколькими утверждениями.
Ведущий: Ребята, у вас на бланках написаны утверждения. Ваша задача: напротив каждого утверждения написать «Правда» или «Неправда».
Утверждения:
- Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они принимаются в умеренных количествах. (Неправда).
- Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят. (Правда).
- Конопля (марихуана) вызывает у человека потерю интереса к той деятельности, которая раньше была ему интересна. (Правда).
- Даже одноразовое применение любого наркотика может вызвать смерть. (Правда).
- В каждой дозе конопли (марихуаны) содержатся ядовитые вещества. (Правда).
- Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые не восстанавливаются. (Правда).
- Употребление любого наркотика приводит к формированию «привыкания». Для достижения того же эффекта требуется увеличение «дозы» вещества. (Правда).
- От инструментов, которые используют люди, употребляющие наркотики, невозможно заразиться ВИЧ-инфекцией. (Неправда).
- Наркотические лекарства также могут вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах. (Правда).
- Наркотики употребляют сильные и талантливые люди. (Неправда).
- Наркотик – безобидное вещество и от него всегда можно отказаться (Неправда).
- Наркотик помогает расслабиться и успокоиться. (Неправда).
- В жизни нужно попробовать все. (Неправда).
- Одна доза наркотика не может вызвать зависимость. (Неправда).
- Вечеринка без наркотика становится скучной. (Неправда).
Группы по очереди говорят, какие решения они приняли по каждому утверждению.
Ведущий: Все предложенные варианты – это мифы, бытующие в молодежной среде. Какие утверждения у вас вызвали сомнения? С какими утверждениями вы не согласны? Из каких источников вы получили информацию о ПАВ? Какие наблюдения или случаи из жизни повлияли на формирование вашего мнения о ПАВ? Что нового вы узнали о последствиях употребления наркотиков из этого упражнения?
Упражнение «Заблуждение»
Ведущий: Как вы думаете, трудно ли наркозависимому человеку контролировать формирование зависимости? (Ребята отвечают). Приглашаю одного из вас для участи в упражнении.
Перед подростком поставить стул на определенном расстоянии (5-6 метров), попросить зрительно измерить расстояние до стула (сколько до него шагов). Предложить участнику, повернувшись спиной к стулу, сделать предполагаемое количество шагов и сесть.
Ведущий: Вы видите, что это задание сделать очень затруднительно. Так и при формировании зависимости от наркотика происходит то же самое: человек думает, что он может рассчитать время, оставшееся до наступления зависимости, что он контролирует ситуацию, и в нужный момент он сможет остановиться. Но в жизни бывает достаточно одного неверного шага или влияния незапланированных обстоятельств, чтобы задуманное не исполнилось.
Упражнение «Опасность»
На ватмане или доске написать вопрос: «Какие опасности возникают при употреблении наркотиков?»
Ведущий: Ребята, подумайте и ответьте на поставленный вопрос. (Ребята отвечают, ведущий записывает на ватмане или доске ВСЕ высказывания. Дополнительно задает вопросы, помогающие участникам включиться в работу: Какие действия оказывает наркотик на внутренние органы человека? Как воздействует наркотик на психику? Как складываются отношения человека, употребляющего ПАВ, с окружающим миром? и т.д.).
Опасности, связанные с употреблением наркотиков:
- Передозировка наркотика ведет к потере сознания и даже смерти;
- В состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения часто происходят дорожно-транспортные происшествия, совершаются противоправные действия (изнасилования, грабежи);
- Привыкание, физическая, психологическая зависимость;
- Галлюцинации;
- Повышенные эмоции и неадекватное поведение;
- Провалы в памяти;
- Головокружение и тошнота после принятия ПАВ;
- СПИД и другие заболевания (следствие пользования «зараженной» иглой);
- Потеря стремлений, лень (от конопли (марихуаны));
- Врожденные дефекты у детей, родившихся от родителей, больных наркоманией;
- «Рецидивы» - внезапная тяга к наркотикам в любое время после прекращения их принятия;
- Эмоциональные и физические нарушения.
Ведущий: У людей, которые употребляют наркотики, истощаются и «изнашиваются» внутренние органы, особенно быстро это происходит при употреблении внутривенных наркотиков. Вводимый наркотик сам по себе уже является ядом. Помимо того, в организм попадают микробы и вирусы, а также примеси, которые добавляются наркодельцами для увеличения массы продаваемого яда. В связи с этим при употреблении наркотиков нередко наблюдается реакция, которая сопровождается резким повышением температуры, ознобом, тошнотой, головокружением, слабостью. Состояние это опасно – от него человек может погибнуть. Результатом введения наркотика может быть воспаление вен, заражение крови. Микробы с током крови попадают в головной мозг, легкие, печень и образуют там абсцессы – гнойники. Абсцесс мозга может привести к параличу и смерти. Гнойное поражение клапанов сердца ведет к тяжелому пороку сердца. Кроме того, частое прокалывание вен ведет к образованию тромбов, которые закупоривают сосуды органов, что приводит к их омертвлению. Вывод: безопасного потребления наркотиков не существует. В жизни каждого человека возникают ситуации, когда он должен сделать ответственный выбор и принять решение, которое повлияет на его будущее, потому что наркотики кардинально могут изменить жизненные планы, перспективы, достижение своих целей, повлиять на любовь, дружбу человека.
Упражнение «Вовремя ответить «НЕТ»
Ведущий: А теперь представьте, что вы попали в ситуацию, когда вам предлагают попробовать наркотики. Как ответить «Нет»? Ведь порой в силу различных причин (не показаться «маминькиным сынком», не потерять уважение окружающих, не быть «белой» вороной) это очень трудно сделать. Предлагаю разбиться на группы и найти варианты отказа от предложения употребить наркотик. (Каждая группа по окончании зачитывают свои предложения, а ведущий записывает их на доске как свод будущих правил).
Как ответить «НЕТ»:
- Смотреть прямо и спокойно в глаза собеседнику. Вежливо сказать: «Спасибо нет. У меня завтра…»
- Использовать уверенную манеру разговора. Твердо отказать.
- Сменить тему разговора.
- Избежать рискованной ситуации.
- Найти аргументированную причину для отказа: «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями». «Спасибо, нет. Я спешу» и т.п.
- Предложить альтернативу. Например, «Пойдем лучше поиграем в компьютер», «Пойдем лучше на стадион».
- Быстро уйти. Сменить свое окружение.
Упражнение: «Цель в жизни»
Ведущий: Ранее мы говорили, что употребление наркотиков кардинально меняет жизненные планы человека, лишает его возможности достичь того, к чему он стремился. Я приглашаю одного из вас принять участие в упражнении, с помощью которого мы в этом наглядно убедимся. Возьмите в руки швабру и представьте, что сама швабра – это человеческая жизни, ручка швабры – жизненный путь, а перекладина – жизненные цели.
Необходимо удержать швабру в вертикальном положении на вытянутой руке, установив ее ручкой на ладони так, чтобы перекладина оказалась вверху. Вначале необходимо удерживать равновесие швабры, глядя вверх на перекладину. Затем – глядя только прямо перед собой. (Участник выполняет задание - во втором случае швабра будет менее устойчивая, ее труднее держать в равновесии).
Ведущий: В каком случае легче было удержать швабру, глядя вверх на перекладину или только прямо перед собой? (Помощник отвечает). Вывод: если наши помыслы устремлены вверх к цели – нам легче удержать жизнь в равновесии. Мы знаем, что нам нужно, что сделает нас счастливыми (хорошее образование, семья, престижная работа, верные друзья), что поможет достичь заветной цели. Но если мы живем только сегодняшним днем: забыли о своей цели, руководствуемся сиюминутными желаниями (закурить, выпить, принять наркотик, то есть попробовать в жизни ВСЕ), а не разумом – тогда легко потерять равновесие, «упасть» и потерять все, что тебе дорого, сбиться с пути.
Заключение
Ведущий: Ребята, каждому из вас я раздам бумажные цветки, вам нужно на лепестках записать законченную фразу «Сегодня я узнал, что…», а в середине – пожелание участникам, с которыми работали.
(Каждый участник читает свои записи и приклеивает цветок на ватман).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа на тему «Вся правда о наркотиках».
Основная цель этого классного часа – это пропаганда здорового образа жизни и борьба с таким злом как наркотики.Цели классного часа1. Познакомить школьников с последствиями употребления наркотико...
Классный час:"Правда о наркотиках"
Данный материал содержит конспект и презентацию классного часа на тему: "Правда о наркотиках" для учащихся 8-9 классов. Представляет интерес для психологов и классных руководителей....
Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Правда о наркотиках».
Разработка внеклассного мероприятия на тему: «Правда о наркотиках» для обучающихся 9 класса...
«Мое здоровье зависит от меня» - Занятие с подростками. (8-9 классы)
Учащиеся должны уяснить,что здоровье в большей степени зависит от их собственного поведения и действий.Подумать от каких вредных недугов и вредных привычек им хочется избавиться,чтобы быть здоровым и ...
Занятие для подростков (7-9 класс) "Разговор о вредных привычках"
В разработке описаны формы работы с детьми подросткового возраста по профилактике алкогольной зависимости....
Занятие для подростков 8-9 класс "Найди себя в мире профессии"
В ходе мероприятия ребята обсуждают факторы, влияющие на их профессиональный выбор, выявляют свои профессиональные склонности и интересы, знакомятся с образовательными учреждениями Хабаровкого края....
Групповое психокоррекционное занятие для подростков (6-7 классов)
Цель занятия по саморегуляции:- обучить подростков доступным практическим приемам регуляции своего внутреннего состояния. На занятиях, подростки выполняют упражнения, которые затем смогут использовать...