Профилактика табакокурения в школе
статья по теме

Завьялова Татьяна Николаевна

Когда я перешла работать из начальной школы в среднюю, для меня было шоком то, что школьники курили открыто, не стесняясь никого. Я с детства отрицательно отношусь к сигаретам. Видеть детей с сигаретой в руках - это было выше моих сил, поэтому с первого года работы социальным педагогом я начала работу по профилактике табакокурения. Работа трудная, порой казалось, что ничего не изменить, но самое главное не отступать. Сначала я начала работать со старшеклассниками, потом поняла, что трудно повлиять на подростка, который уже выбрал сигарету. Перешла на младшие классы, а затем включила в свою профилактику и дошкольников. Терерь я знаю, что работу в данном направлении нужно начинать как можно раньше, тогда результат будет выше. У нас выросло поколение, которое выбирает здоровый образ жизни и это радует. В данный момент в течении дня курят четыре подроства - девятиклассника, работаю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени Я.Я.Кремлева»

Завьялова Татьяна Николаевна

                                                                       социальный педагог

                                                                       2012-2013 уч.год

Тема:

« Профилактическая работа по предупреждению табакокурения в школе».

                                                                                                 

Здоровье ничто, но без здоровья все – ничто.

Важнейшим показателем благополучия и безопасности государства является здоровье нации, здоровье народа. К сожалению, этот неоспоримый факт недостаточно учитывается. А между тем продолжительность жизни россиян короче, чем во многих странах мира. Смертность российских мужчин трудоспособного возраста выше, чем не только в развитых, но и в развивающихся странах.

Академик М.Н. Амосов утверждает, что «запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, то есть органы и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз больше, чем ему приходится выполнять в нормальной повседневной жизни. Однако реализация возможностей, заложенных в человеке, во многом зависит от образа жизни, повседневного поведения человека, от его привычек, от умения разумно распорядиться на благо себе, своей семье и государству потенциальными возможностями здоровья, данными природой. Это путь создания системы здорового образа жизни».

Слайд №2

Основная цель: формирование у детей и подростков внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни. 

Слайд №3

Задачи:

1. Изучить теоретическую литературу по проблеме.

2. Выявить факторы, влияющие на распространение табакокурения у подростков.

3. Провести исследование проблемы табакокурения среди школьников.

4. Обобщить  опыт работы  социального педага по профилактике табакокурения среди детей и подростков в школе.

5. Оценить результат. ( Анализ проведенного анкетирования в школе)

Одной из ведущих причин заболеваемости и преждевременной смертности современного населения является курение и сопровождающая его табачная интоксикация.

Как считают Хриптович В.А., Валитов М.А. сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам.

Поиск решения данной проблемы имеет место в психолого-педагогической литературе ( Слайд №4) (Александров А.А., Журавлева Л.А., Князев Ю.Н., Лебедева Н.Т., Хриптович В.А. и др.) и направлен в работах ученых, прежде всего, на формирование здорового образа жизни. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Кризис здоровья населения и демографическая ситуация в России - достаточные основания для активизации работы по профилактике табакокурения. Антитабачное воспитание в первую очередь должно быть направлено на детей, подростков и молодежь, так как научные исследования, проведенные во многих странах мира, показали, что армия курильщиков пополняется за счет школьников, подростков и молодежи. Согласно исследованиям Хриптович В.А из 36 млн. отечественных курильщиков 80% мужчин и 50% женщин начали курить в школьном возрасте. Курение детей и подростков существенно отличается от курения взрослых: и по характеру, и по мотивам, и по условиям и последствиям. Они еще не курят, а только пробуют, начинают, привыкают. Взрослые курят, чтобы получить удовлетворение, удовольствие и потому, что не могут не курить. Причины курения детей другие: (Слайд №5)

9. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

􀂆от нечего делать – 52 􀂆модно -107

􀂆за компанию – 204  􀂆любопытство - 60

􀂆успокаивает – 82 􀂆хочется быть взрослым - 132

                  􀂆для снятия напряжения  - 56 􀂆помогает похудеть - 4

                   􀂆поднимает настроение  - 21  􀂆просто так  - 44

                  􀂆баловство – 110  􀂆затрудняюсь ответить - 17

 Если 15-20 лет назад большинство начинало курить после 17 лет, то сейчас пик приобщения к курению у мальчиков наблюдается в 10-11 лет, у девочек - в 13-14 лет.

Табак содержит губительные для организма человека вещества. Общее их количество около 400, а самым вредным из них является никотин. При выкуривании одной сигареты выделяется около 2 литров дыма, содержащего много опасных для живой клетки ядов. Около 79% дыма попадает в окружающую среду и вдыхается некурящими людьми.

- В табачном дыму содержится в 10 000 раз больше частиц, чем в самом загрязненном воздухе на промышленных предприятиях.  В соответствии с основным действием, оказываемым на организм, вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму можно объединить в четыре группы:

(Слайд №6)

1) канцерогенные вещества; 2) раздражающие вещества; 3) ядовитые газы; 4) ядовитые вещества (никотин).

Никотин является одним из самых сильных ядов, воздействующих на нервную систему. При сгорании сигареты он разрушается только частично, приблизительно на 25%,  а 50% - оказывается в воздухе помещения, где курят.

        В моей голове сидит картинка из детства: Я училась в 7 классе. Однажды к нам в класс на переменке кто-то забежал и крикнул, что около конторы стоит машина и там женщина курит. Верите! Вся школа высыпала на нее посмотреть. Что самое ужасное? Её это не смутило. Она как курила, так и продолжала курить. Кто тогда какой сделал из нас для себя вывод не знаю, но я до сих пор не могу спокойно пройти мимо женщины с сигаретой, а особенно, когда рядом ребенок. Когда девять лет назад я пришла работать социальным педагогом в эту школу, меня сразу поразило то, что я увидела: на переменах, до уроков, после уроков: подростки собирались в группы и открыто, не стесняясь взрослых, курили.

Поэтому с самого первого года работы соц. педагогом я впряглась в этот воз, т.к. считаю, что эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим детям обойти стороной эту форму зависимости.

Вначале я провела анкетирование, а затем стала организовывать   классные часы в классах, где было много курильщиков, затем у меня была группа трудных подростков, с которыми проводила занятия в форме тренинга.  (Слайд №7)

Но курильщиков не становилось меньше. Эти заканчивали школу, а другие занимали их место. Поэтому я поняла, что начинать нужно с тех, кто еще не выбрал эту пагубную привычку.

 (Слайд №8)

Мною была разработана акция, которая называлась: «Время бросать курить!» Был проведен конкурс рисунков и плакатов для детей с 1 по 11 классы, по результатам оформлены две выставки в школе, самые лучшие работы отмечены красочными дипломами и сладкими подарками. Спонсором выступила женщина, которая курит с детства. Она сказала, что сама не могу бросить, но не хочу, чтобы мои и другие дети курили. Я хочу отметить, что было много участников, большие плакаты рисовали даже семьями. Это меня особенно порадовало. С детьми из 8Б класса мы поставили сказку «Как медведь бросил трубку курить». С этой сказкой мы объехали все центральные сады, побывали в Верховажской, Климушинской и Житнохинской начальных школах, даже показали её бабушкам и дедушкам в Доме ветеранов. Дети из этого класса на контроле всей администрации с 5 класса и по сей день, сейчас они восьмиклассники, т.к. много проблем по поведению. Так, что выступления носили и воспитывающий характер. Особенно в доме ветеранов. Надо было видеть их лица, когда собралось много дедушек и бабушек, некоторых выводили под руки. Когда дети оказались на улице, первый был вопрос:  У них у всех нет детей? Я рассказала какие ситуации бывают в жизни, их ответ  Я никогда не брошу своих родителей! Дай Бог, чтобы эта картинка тоже прочно застряла в их головушках.  

(Слайд № 9-11)

А затем с плакатами мы вышли на улицы села. Приятно, что нас поддержало взрослое население, меняли сигареты на конфеты, брали проспекты о вреде курения, общались с детьми. Была статья об этой акции в Верховажском вестнике.

(Слайд №12-15)

Но не обязательно так открыто говорить о вреде курения, нужно, чтобы дети получали как можно больше положительных эмоции. Поэтому в 5 классах на протяжении 6 лет я провожу тренинг о дружбе, где разговор идет не только о дружбе, но и здоровом образе жизни.

(Слайд № 16 - 17)

В 8-11 классах – игру: «На что можно потратить свою жизнь». Где в течении одного урока я предоставляю подросткам возможность прожить свою жизнь и проанализировать ее. Самое главное, что это игра и если что–то не удалось, можно все исправить, т.к. вся жизнь еще впереди. Могу отметить, что в последнее время очень много детей выбирают здоровую семью и хорошее образование, а такие ценности, как новый спортивный автомобиль, изменить одну черту своего лица, славу на два года и д.р. выбирают единицы. А еще не торопятся быстрее все частички своего я потратить сразу, прицениваются.

 (Слайды №18-21)

В этом году мы уже провели  акцию: «Мы выбираем жизнь без сигарет», новым было выступление агитбригады «Антикур» учащихся 8Б. На каникулы выданы слова детям из сказки. После каникул, если все получится, то планируем снова в тех школах и д/садах побывать, провести акцию на улицах села, а также нас пригласили в Верховскую школу. Если в связи со второй сменой все не удастся выполнить, то часть перенесем на осень. Во время бесед с младшими детьми я провожу простой опыт: Давайте и мы с вами его выполним. (Опыт с бумагами) Детям становится все очень понятно, Я прошу похлопать в ладоши детям, которые выбрали жизнь без сигарет, подпрыгнуть высоко, вздохнуть полной грудью тем, кто хочет сохранить свое здоровье и потопать ножками для тех, кто еще не определился. Дети это с удовольствием выполняют, при этом улыбаются друг другу и очень серьезные лица бывают, когда топают. Во время акции в школе было проведено анкетирование. Из 567 обучающихся было опрошено 473 (  %)

(Слайд №22)

На вопрос: Курите ли вы? Положительно ответили 7, изредка – 2, на дискотеке – 2; в школе – 3; в компании - 4

В каком возрасте начали курить?

До 7 лет-1; 8-10 – 4;  11-12 – 1; 13-15 – 6; 16-17 – 1

Сколько в день выкуриваете в день?

1 -4;  от 1-2 – 1;  от 3-5 – 5; пачку в день – 3

По моим наблюдениям эта картина близка к действительности, т.е. здесь есть положительный результат, но работу в этом направлении прекращать рано. А вот другая картинка меня сразила окончательно:

(Слайд №23)

На вопрос курят ли ваши родные дети ответили следующим образом:

отец: 189      изредка: 32

мать: 74       изредка:21

брат: 35           изредка:9

сестра: 17  изредка: 5

дедушка: 121   изредка:8

         бабушка: 25     изредка: 9

473 опрошенных детей и подростков окружают 545 курящих родных. Вот и поле деятельности для нас всех! Пассивное курение также опасно для здоровья!

Вывод:

Курение - это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака. Очень важным и тревожным моментом является то, что курение в детском и подростковом возрасте становится ступенькой к употреблению наркотиков. При этом, чем раньше ребенок начинает курить, тем больше вероятность его склонности к наркомании.

(Слайд№24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект: Профилактика табакокурения среди подростков с помощью нарративной терапии в условиях школы

Нарративная психотерапия имеет своей целью изменение сущности человека.Нарративная психотерапия является терапией освобождения и потому может с успехом использоваться в работе с подростками,...

программа по профилактике табакокурения среди учащихся коррекционных школ 8 вида

Создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы форми-рования здорового образа жизни школьников коррекционных школ....

Профилактика табакокурения в школе.

За всю историю человечество сделало очень много открытий. Среди них злейший враг человечества - табак. Как организовать работу в школе против табакокурения среди школьников....

Профилактика табакокурения в школе.

От табакокурения ежегодно умирает до 6 миллионов людей. Ежегодно возраст курильщиков снижается. Как противостоять этой беде!...

Профилактика табакокурения в школе. авторы статьи Духленкова Наталья Ивановна и Коснова Людмила Николаевна

За всю историю существования человека на Земле, им было сделано много открытий. Одно из главных событий произошло  в 15 веке – открытие Америки. Благодаря этому европейцы узнали, а позднее стали ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В ГБОУ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ №28 САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

ГБОУ школа - интернат №28 Калининского района Санкт - Петербурга в системе образовательных учреждений занимает особое место. Она единственная в городе занимается обучением и воспитанием подростков, на...

Программа по профилактике табакокурения «Школа-территория без курения!»

Цель программы. 1. Содействие формированию социально – позитивных потребностей и установок осознанного отказа от курения. 2. Обучение анализа своего образа жизни и причин появления и распространени...