программа по профилактике табакокурения среди учащихся коррекционных школ 8 вида
методическая разработка по обж по теме
Создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы форми-рования здорового образа жизни школьников коррекционных школ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оглавление:
- Пояснительная записка_______________________________с. 1
- Актуальность проблемы___________________________с. 1
- Проблема_______________________________________с. 1
- Цель прогрммы____________________________________ с.1
- Задачи программы___________________________________с. 1
- Основные принципы задачи___________________________с.1
- Сроки реализации программы_________________________с.2
- Участники программы_______________________________с.2
- Этапы реализации программы_________________________с.2
- Методы профилактической работы_____________________с.2
- Формы профилактической работы______________________с.2
- Предполагаемый результат___________________________с.3
- План реализации программы__________________________с.3
- Работа с родителями_________________________________с.5
- Приложение________________________________________с.7
- Приложение 1. Анкеты для учеников____________________с.7
- Приложение 2. Анкеты для родителей__________________с.11
14. Литература_______________________________________с.15
- Пояснительная записка.
- Актуальность проблемы.
Известно, что около 90% взрослых курильщиков начинают регулярное курение в возрасте 12 – 16 лет. Именно у таких курильщиков отмечается выраженная табачная зависимость. Т. е. подростковый возраст является своеобразным периодом повышенного риска в отношении приобретения привычки курения и зависимости от нее.
- Проблема.
Неподготовленность подростков к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту преступности, всплеску наркомании, раннему алкоголизму и табакокурению. Поэтому профилактика курения у школьников является одним из важнейших направлений борьбы с курением и предупреждением большого числа заболеваний во взрослом возрасте.
- Цель программы.
Создание комплексной, непрерывной и устойчивой системы форми-рования здорового образа жизни школьников коррекционных школ.
- Задачи программы.
- Формирование знаний и представлений школьников коррекционной школы о вреде табакокурения, различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ними;
- Формирование мотивации к сохранению здоровья;
- Выработка и развитие навыков сохранения собственного здоровья;
- Содействие здоровому образу жизни, укреплению здоровья.
4.Основные принципы программы.
- Принцип добровольности: все виды профилактически табакокурения направлены на право выбора личности.
- Принцип открытости информации: информирование всех участников программы о проблемах табакокурения, о последствиях курения.
- Принцип доступности: учащиеся коррекционных школ и их родители получают консультацию и помощь педагога, психолога, соц. педагога.
- Принцип анонимности: любые виды работы проводятся без фиксирования данных о воспитанниках.
- Принцип непрерывности: мероприятия по профилактике табакокурения проводятся ежегодно.
5.Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на один год реализации. Проводится с сентября по август месяц.
6.Участники программы.
Учащиеся среднего школьного возраста (5 – 9 классы) коррекционной школы.
7.Этапы реализации программы.
Первый этап – организационный (сентябрь) – анализ ситуации, разработка и внедрение оценки эффективности профилактической программы.
Второй этап – практический (октябрь – май) – осуществление заплани-рованных мероприятий, развитие личностных качеств воспитанников, развитие и формирование навыков здорового образа жизни.
Третий этап – итоговый (июнь – август) – анализ и оценка эффективности программы по профилактике табакокурения.
8.Методы профилактической работы.
Метод убеждения – способность отстаивать свои взгляды; вежливое, но настойчивое изложение своей позиции.
Метод переубеждения – предоставление воспитанникам коррекционной школы убедительных аргументов, включение их в анализ своих поступков.
Метод переключения - вовлечение учащихся коррекционной школы в трудовую деятельность, занятия спортом, новой общественной деятельностью.
Исследовательский метод – способность устанавливать причинно – следственные связи.
9.Формы профилактической работы.
- групповая работа
- тренинги
- дискуссии
- беседы
- лекции
- ролевые игры
- тесты
- внеклассные мероприятия
10.Предполагаемый результат.
- Овладение основными знаниями и понятиями о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
- Формирование навыков здорового образа жизни через занятия в спортивных секциях, кружках.
- Повышение уровня информированности по проблеме табакокурения среди учащихся, родителей.
- Стабилизация, снижение темпов роста зависимости.
11.План реализации программы.
№ | Мероприятие | Этап | сроки | |
1 | Составление социального паспорта класса | Первый этап | сентябрь | |
2 | Совместно с психологом проведение анкетирования среди учащихся | Первый этап | сентябрь | |
3 | Оформление картотеки по теме: «Здоровый образ жизни» | Первый этап | сентябрь | |
4 | Вовлечение учащихся в спортивные секции и кружки | Второй этап | октябрь - май | |
Тематические беседы | ||||
5 | « Курение и статистика» | Второй этап | октябрь - май | |
6 | «Подросток в мире вредных привычек» | Второй этап | октябрь - май | |
7 | «Человек и его здоровье» | Второй этап | октябрь - май | |
8 | «Предупреждение табакокурения» | Второй этап | октябрь - май | |
9 | «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека» | Второй этап | октябрь - май | |
10 | «О здоровом образе жизни» | Второй этап | октябрь - май | |
Классные часы | ||||
11 | «Что ты знаешь о сигаретах?» | Второй этап | октябрь - май | |
12 | «Как ты поступишь, если…» | Второй этап | октябрь - май | |
13 | «Дети и сигарета» | Второй этап | октябрь - май | |
14 | «Как противостоять вредным привычкам? | Второй этап | октябрь - май | |
Диспуты | ||||
15 | « Я и мое здоровье» | Второй этап | октябрь - май | |
16 | «Права курящих и некурящих» | Второй этап | октябрь - май | |
17 | «Я не курю? Я не курю!» | Второй этап | октябрь - май | |
18 | «Причина возникновения различных зависимостей» | Второй этап | октябрь - май | |
19 | «Табачное зелье – ваш враг» | Второй этап | октябрь - май | |
Тренинги | ||||
20 | «Скажи мне, почему?» | Второй этап | октябрь - май | |
21 | «Поговорим об этом» | Второй этап | октябрь - май | |
22 | «Об эффектах курения» | Второй этап | октябрь - май | |
23 | « Пассивный курильщик» | Второй этап | октябрь - май | |
Спортивные мероприятия | ||||
24 | « Тропа здоровья» | Второй этап | октябрь - май | |
25 | Спортивный праздник «Мы за здоровый образ жизни» | Второй этап | октябрь - май | |
26 | «Мама, папа я – спортивная семья» | Второй этап | октябрь - май | |
27 | Спартакиада «Надежды спорта» | Второй этап | октябрь - май | |
Творческая деятельность | ||||
28 | Акция « Скажем сигарете – нет!» | Второй этап | октябрь - май | |
29 | Конкурс рисунков « здоровый образ жизни» | Второй этап | октябрь - май | |
30 | Оформление информационного уголка «Осторожно, сигарета!» | Второй этап | октябрь - май | |
31 | Конкурс плакатов «Сигарета – это вред» | Второй этап | октябрь - май | |
32 | Выставка литературы «Против сигарет» | Второй этап | октябрь - май | |
33 | Встреча с врачом «Сигарета и подросток» | Второй этап | октябрь - май | |
34 | Посещение медико – педагогического центра | Второй этап | октябрь - май | |
35 | Итоговое анкетирование учащихся | Третий этап | июнь - август | |
36 | Анализ анкетирования | Третий этап | июнь - август | |
37 | Соотнесение результатов с поставленными целями | Третий этап | июнь - август | |
38 | Выработка методических рекомендаций | Третий этап | июнь - август | |
39 | Координация и внедрение многоуровневой дифференцированной профилактической программы. | Третий этап | июнь - август |
12. Работа с родителями.
Родительские собрания.
- «Права и обязанности семьи»
- «Свободное время ребенка»
- «Боремся с вредными привычками»
- «Основные принципы обучения здоровому образу жизни»
Семинары для родителей.
- «Курение и пути его предупреждения»
- «Курение – надвигается беда»
- «Чтоб ребенок рос здоровым»
- «Основы формирования здорового образа жизни»
Консультации у соц. педагога.
- индивидуальная консультация с обратившимися родителями и учениками.
Консультации у психолога.
- индивидуальная консультация с обратившимися родителями и учениками.
13. Приложение.
Приложение 1.
Анкеты для учащихся.
АНКЕТА «ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ К КУРЕНИЮ»
1. Вы учитесь в _________классе
2. Пробовали ли Вы курить? (да, нет)
Если «да», то в каком возрасте?_______лет
3. Первую сигарету выкурили:
а) один; б) с другом; в) в компании.
4.Курю для того, чтобы
а) считать себя взрослым;
б) за компанию;
в) ради интереса.
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают;
б) убеждают бросить;
в) они не знают
6. Если ты куришь, то, как часто?
( 1 сигарету в день, 2-5 сигарет в день, 1 пачку в день)
7. Есть ли в вашей семье курящие? (да, нет).
8. Что ты будешь делать, если твой друг закурит?
а) помогу ему бросить курить;
б) сам попробую курить с ним;
в) мне всё равно;
г) у меня нет таких друзей.
9. Ты считаешь, курить это модно? (Да,нет)
10. Ребята курят потому, что:
а) подражают друзьям
б) подражают взрослым
в) чувство новизны
г) желание казаться самостоятельными
д) точной причины не знаю
Анкета по курению.
- Пол – 1) мужской, 2)женский
- Возраст - _______
- Класс - ________
- Вы когда – нибудь пробовали курить?
а) да;
б) нет;
- Курите ли Вы?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
- Как давно вы курите (для курящих)?
а) меньше года;
б) год-два;
в) два-четыре года;
г) 5 и более лет;
- Сколько сигарет в день Вы выкуриваете (для курящих)?
а) 1-2;
) до 10;
в) пачку и более;
- Как Вы относитесь к курению ваших близких (друзей, родственников)? а) нормально;
б) мне все равно;
в) плохо;
г) очень плохо, пытаюсь отучить;
- Как вы реагируете, когда рядом с вами курят?
а) никак, мне все равно;
б) мне не нравится, но я промолчу;
в) мне не нравится, я сделаю замечание;
- Как Вы относитесь к курению вообще?
а) положительно;
б) нормально;
в) мне все равно, это меня не касается;
г) отрицательно.
Анкета по теме "Влияние курения на здоровье подростков"
Уважаемые ребята!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут в подготовке классного часа – практикума по теме "Влияние курения на здоровье подростков". Фамилию указывать не обязательно.
1. Курите ли вы?
Да, часто.
Да, редко.
Нет, не курю.
2. Вы начали курить из-за:
Проблем в учебе.
Интереса.
За компанию.
3. Сколько сигарет вы выкуриваете в день?
До 10 шт.
10–20 шт.
20 шт. и более.
4. Сколько лет вы уже курите? ____________________________________
5. Чувствуете ли вы особую тягу к сигаретам?
Чувствую сильную тягу.
Только слегка тянет.
Совсем не тянет.
6. Часто ли ваши неудачи заставляют прибегать к сигарете?
Часто.
Редко.
Никогда.
7. Широкий выбор дешевых сигарет, на ваш взгляд, провоцирует курение? Часто.
Редко.
Никогда.
8. Есть ли, на ваш взгляд, положительные стороны курения?
Есть, и много.
Есть, но мало.
Их нет.
9. Какие положительные стороны курения вы видите?
_____________________________________________________________
10. Имеет ли смысл борьба с курением среди школьников?
Конечно, смысл есть.
Смысл есть, но маленький эффект.
Смысла нет.
11. Собираетесь ли вы бросить курить в ближайшее время?
Хочу бросить в ближайшее время.
Хочу бросить, но не в ближайшее время.
Не хочу бросать.
12. По каким причинам вы собираетесь бросить курить?_________________
_____________________________________________________________
13. Бросали ли вы курение раньше?
Бросал.
Не бросал.
Пытался, но не получилось.
14. По каким причинам вы стали снова курить?________________________
_____________________________________________________________
15. Основная причина, по которой вы не хотите (не можете) бросить курить?__________________________________________________________
АНКЕТА «ТВОЁ ОТНОШЕНИЕ К КУРЕНИЮ».
- Как ты относишься к курению? (положительно, отрицательно)
- Влияет ли курение на здоровье человека? (да, нет)
- Влияет ли курение на здоровье детей, которым вы подарите жизнь?
(да, нет) - Влияет ли дым от выкуренной сигареты на окружающих людей.
- Имеет ли значение возраст и курение? (да, нет)
- Ты куришь? (да, нет)
- Когда ты впервые закурил?
- Если ты куришь, то, как часто? ( 1 сигарету в день, 1-5 сигарету в день, 1 пачку в день)
- Есть ли в вашей семье курящие? (да, нет).
- Что ты будешь делать, если твой друг закурит?
а) помогу ему бросить курить;
б) сам попробую курить с ним;
в) мне всё равно;
г) у меня нет таких друзей.
Приложение 2.
Анкета для родителей.
Дорогие родители!
Как обезопасить подрастающее поколение, своих собственных детей?
Предлагаем Вам анкету, которая поможет нам своевременно определить степень риска раннего начала употребления табака, поможет выработать дополнительные мероприятия, направленные на предупреждение распространения табакокурения среди детей и подростков.
Пожалуйста, выберите ответы, которые совпадают с Вашим мнением, обведите их порядковый номер или напишите свой ответ.
Для нас важны искренность и объективность Ваших ответов по всем вопросам анкеты. Анкета анонимная, подписывать ее не надо.
«ДЕТИ и СИГАРЕТЫ»
1. Знаете ли Вы окружение, друзей своего ребенка?
1-да, знаю
2-нет, не знаю
3-кое-что знаю
4-мне это не интересно
5-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________
2. Знаете ли Вы увлечения своего ребенка?
1-да, знаю
2-нет, не знаю
3-мне это не интересно
4-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________
3. Рассказывал ли Вам ребенок о своих знакомых или друзьях, которые курят?
1-да, рассказывал
2-не помню
3-нет, не рассказывал
4-Другое; напишите, пожалуйста: _______________________________
4. Разговариваете ли Вы с ребенком о вреде и последствиях курения?
1-да, регулярно проводим беседы
2-считаю, что нет необходимости разговаривать об этом
3-хочу поговорить, но не знаю, как грамотно это сделать, чтобы не навредить
4-Другое; напишите, пожалуйста: ________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, должен заниматься вопросами воспитания и профилактики в области противодействия курению (расставьте приоритеты)?
- образовательное учреждение
- семья
- специалисты учреждений социальной защиты населения
- специалисты медицинских учреждений
- общественные организации
- специально подготовленные волонтеры (учащиеся и студенты)
- Другое; напишите, пожалуйста: _________________________________
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемая мама или уважаемый папа!
Перед Вами — короткая анкета, цель которой заключается в
том, чтобы выяснить Вашу оценку различных форм активности
связанных с укреплением здоровья в школе, в которой учится
Ваш ребенок. Поскольку анкета не носит административного
характера, просим оценить состояние дел максимально объектив-
но. Оцените каждый вопрос в баллах по «школьной» системе: чем
выше балл, тем выше оценка. Балл, который Вы выставляете
нужно обвести в кружок шариковой ручкой. Если Вам ничего не
известно по данному вопросу, поставьте оценку 0.
Заранее признательны Вам за участие в исследовании!
Критерии оценки | Вопросы | Баллы | |||||
Роль школы | Какую роль играет школа в укреплении здоровья вашего ребенка? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ресурсы | Оцените, какие ресурсы используются школой для образовательной деятельности по укреплению здоровья | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Цель | Если в планах существует цель укрепления здоровья, оцените ее вклад в здоровье вашего ребенка | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Методы | Устраивают ли вас методы, с помощью которых в школе решаются вопросы укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стиль | В какой степени стиль поведения персонала школы способствует укреплению здоровья учащихся? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среда | Как вы оцениваете состояние школьной среды с позиции укрепления здоровья и обучения здоровому образу жизни? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Семья | Оцените степень взаимодействия и сотрудничества с вами по вопросам укрепления здоровья | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Внешние организации | Известно ли вам о сотрудничестве других организаций со школой вашего ребенка? Как вы оцените это сотрудничество? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Учебный план | Знаете ли вы об обучении здоровому образу жизни вашего ребенка в школе? Как вы оцените это обучение? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Воспитательная работа | Оцените, как в школе вашего ребенка проводится воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья школьников? | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Данное анкетирование проводится в начале учебного года и в конце учебного года.
Как в десятибалльной системе Вы могли бы оценить деятельность Вашей школы по вопросам укрепления здоровья и обучения
здоровому образу жизни?
1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 6 баллов 7 баллов
8 баллов 9 баллов 10 баллов
Литература:
- Школа здоровья // Справочник классного руководителя.- 2007. №7.
- Т.Зуева. Профилактика табакокурения // Воспитание школьников. – 2000. №7.
- Школьный психолог Методическая газета для педагогов – психологов, - 1, 4, 5, 6. – М., Издательский Дом “Первое сентября”, 2005
- Сидоров А.П. Секреты здоровья. М., 1990
- Шесть занятий по профилактике курения. Я., 2004
- Материалы курса «Основы психологии и педагогики здоровья»: лекции 5- 8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010 – 84с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика табакокурения среди учащихся
Проект "Табак мифы и реальность"Буклет "Против табака"Презентация "Табак – Мифы и реальность"...
Конспект флэштренинга по первичной профилактике табакокурения среди учащихся 3- 5 классов «Курить – здоровью вредить»
Флэштренинг «Курить - здоровью вредить» направлен на профилактику табакокурения среди младших школьников. Наблюдения показывают: многие учащиеся начальных классов пробовали курить, о чем и расск...
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»
Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...
Мини-проект: Профилактика табакокурения среди подростков с помощью нарративной терапии в условиях школы
Нарративная психотерапия имеет своей целью изменение сущности человека.Нарративная психотерапия является терапией освобождения и потому может с успехом использоваться в работе с подростками,...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся коррекционной школы 8 вида 9 класса
Рабочая программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: титульный лист программы, пояснительную записку, цели и задачи программы, учебно-методический комплекс, требования к у...
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ЖИЗНЬ БЕЗ СИГАРЕТ"
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"ЖИЗНЬ БЕЗ СИГАРЕТ"Цель программы: - Снижение потребления табачных изделий воспитанниками.- Укрепление и сохранение здоровья д...
Работа по профилактике потребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения среди учащихся
Алкоголизм, табакокурение, потребление психоактивных веществ является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и...