Учебно-методическое пособие "Выбирай и отвечай!"
учебно-методический материал по теме
Пособие предназначено для социальных педагогов, психологов, классный руководителей. Состоит из практических занятий, составленных из реальных историй подростков Московского района города Санкт-Петербурга. В пособии даны такие понятия как "свобода", "ответственность", "выбор", даны краткие юридические консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
учебно-методическое пособие | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
«ВЫБИРАЙ И ОТВЕЧАЙ!»
Васильева Т.В.
Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС
Московского района
Актуальность
Общеизвестно, что Россия в настоящее время переживает период реформирования. При всей неоднозначности существующих оценок хода и результатов осуществляемых реформ, можно отметить их позитивную направленность. Гражданин - высшая ценность общества, признание его прав и свобод является приоритетом демократической политики государства.
И тем не менее, иногда приходится констатировать, что правовая безграмотность, недостаточный уровень правовой информированности, чувство правовой беззащитности, неуважение к правам человека, оправдание нарушений права общественными нуждами ведет к росту количества правонарушений подростков в обществе. Эпидемия алкоголизма, наркомании. Злоупотребление ПАВ разрушают наше общество.
Сейчас как никогда возникла необходимость вести активную профилактическую и разъяснительную работу с детьми, подростками и молодежью. Прежние методы профилактической работы оказались малорезультативными. Время лекций, запугиваний и нравоучений ушло. В настоящее время надо отдать предпочтение интерактивным методам работы с молодежью (моделирование ситуаций, ролевые игры, обратная связь, подкрепление).
Все вышеуказанное и определило необходимость разработки специального курса «выбирай, но отвечай», рассчитанного на работу с учащимися 6-11 классов средней школы.
Весь материал для практических занятий с учащимися взят из реальных событий, происшедших с подростками Московского р-на.
Цель курса: -Профилактика правонарушений
-Формирование у учащихся умения анализировать социальную ситуацию, представляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.
Задачи: -Формировать у подростков способность принять ответственные решения в ситуации выбора.
-На примере конкретных ситуаций ознакомить подростков с юридическими аспектами правонарушений.
-Повысить социальную, правовую, психологическую культуру подростков.
-научиться противостоять насилию сверстников и взрослых.
Памятка учителю:
-не учите подростков жизни, не «читайте мораль»,а помогайте понять, что каждый человек лично несет ответственность за свои поступки и поведение и, следовательно, за свою жизнь
-не употребляйте слова «запрещено2, «не положено», «должны» и т.д., а объясняйте возможные последствия того или иного поступка человека или его поведения
-не навязывайте своего мнения учащимся, а просто объясняйте его, подчеркивая, что оно имеет право на существование наряду со всеми другими.
-подчеркивайте при общении с учащимися во время занятий. Что любая точка зрения имеет право на существование, даже если она противоречит мнению большинства
-не забывайте, что абсолютной истины не существует, но дети, как и взрослые очень чувствительны к их собственной истине.
Методические рекомендации
-Курс занятий «Выбирай., но отвечай!» можно использовать для проведения классных часов, занятий по ОБЖ, праву, обществоведению. Использовать можно как целый урок, так и отдельные фрагменты урока.
-Формирование групп и использование работы является важнейшим элементом обучения.
В процессе этой работы учащиеся приобретают важнейшие качества: Толерантность к другим мнениям и позициям. Необходимость поиска компромиссов, стремление к диалогу, умение вырабатывать собственное решение, умение строить общение с учетом эмоционального состояния. Общей атмосферы. Умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Деление класса на группы можно поводить в игровой форме, а также учитель может сам создавать группы, распределяя неактивных и конфликтных учащихся. Мотивация – важный фактор в проведении занятий. Для этого необходим выход на значимые для подростков проблемы, актуальные для их повседневной жизни, вызывающие споры.
Урок 45 минут
Урок 1
«Юридические аспекты правонарушения. Введение понятий «кодекс» (экономический, гражданский, уголовный и т.д.), устав школы».
Понятие «Свобода» – независимость от нежелательного воздействия, навязывания мнений, насилия. Спросить учащихся. Как они понимают понятие свобода. «Свобода», «вседозволенность», «Безответственность» это похожие понятия.
Понятие «ответственность»: уголовная, административная, дисциплинарная. Любой человек несет ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Ответственность – это необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Оценка поведения человека с точки зрения нормы права, выбор ответственности, которую несет нарушитель.
Разбор карточек ситуаций.
Примеры карточек ситуаций, составленных подростками и справка юриста.
Ситуация 1
Будучи в 7 классе школы, мы с другом из 10 класса решили залезть на крышу нашего дома, откуда открывался хороший вид на парк с церковью по середине. На крыше мы нашли дверь в шахту лифта. На следующий день мы принесли бумаги и спички. Проникнув в шахту, я засунул в электрические блоки бумагу и поджог. Все вспыхнуло, мы с другом убежали. На следующий день около дома работали бригады пожарных, милиции. После этого несколько месяцев в этом доме не работал лифт.
Консультация юриста: Ст.167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества»
- Умышленное повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значимого ущерба
= наказывается штрафом от 50-100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 месяца, либо обязательными работами от 100-180 часов, либо исправительными работами до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев, либо лишением свободы до 2х лет.
- Те же деяния, совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, либо повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия
= наказывается лишением свободы на срок до 5 лет
Ситуация 2
Оля жила в обеспеченной семье, училась в престижном институте. Из увлечений предпочитала чтение, вечеринки, дискотеки не любила. Иногда родители даже подтрунивали над ней, называя тихоней. Через некоторое время увлечения поменялись: Оля стала посещать вечеринки, стала выпивать, затем попробовала и пристрастилась к наркотикам. Прежние друзья отдалились от нее. Из подружек была только Таня, давно принимавшая наркотики. В один из дней денег на наркотики не хватило, девочки стали продавать вещи из дома. Родственники, как могли, прятали деньги и ценности в квартире Оли. Однажды вечером, испытывая привычную нужду в деньгах, Оля с Таней вырвали сумку у женщины и убежали.
Ситуация 3
Группа подростков из 5 человек собирались вечерами, прятались во дворах, высматривая жертву. Обычно своим жертвами они выбирали молодых девушек. Ребята на бегу вырывали сумочки, окружали девушку, закрыв рот и держа руки, отбирали телефон, кольца, серьги, деньги.
Ситуация 4
Молодой человек А. 15 лет, приобрел наркотическое средство и вместе с торговцем пошел в пивной бар. На следующий день торговец наркотиками, встретив А. Сказал ему, что вчера в баре А. Взял у него в долг крупную сумму денег. А. Не мог вспомнить обстоятельства вчерашнего дня, прошедшего в состоянии опьянения наркотиками и пивом. Факт займа денег отрицал. А. был избит и у него отобрали телефон. А. Отыскал часть требуемой суммы и вернул «долг».
Консультация юриста: Ст.161 УКРФ «Грабеж»
- Грабеж, т.е. открытое хищение чужого имущества
= наказывается исправительными работами на срок от 1-2 лет, либо арестом от 4-6 месяцев, либо лишением свободы до 4х лет.
- Грабеж. Совершенный:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с незаконным проникновением в жилище;
г) с применением насилия;
д) с причинением ущерба
= наказывается лишением свободы на срок от 3-7 лет со штрафом до 50 мин. размеров оплаты труда или в размере заработной платы.. либо иного дохода в период до 1 мес.
- Грабеж, совершенный
а) организованной группой
б) в крупном размере,
в) лицом ранее судимым за хищение
= наказывается лишением свободы от 6-12 лет с конфискацией имущества.
Ситуация 5
Группа подростков 15-16 лет летом по ночам ходили по дачам. Заходили в дома, где отсутствовали хозяева, выбив стекло или сломав дверь. В доме они забирали не очень крупные вещи, выносили, а затем продавали…
Ситуация 6
Трое ребят ночью залезли в небольшой магазинчик. Забрав деньги из кассы и все, что сочли ценным, после чего успешно убежали. Криминальная известность этой группы была известна и оперативно-розыскные мероприятия привели к задержанию подозреваемых. На следствии все участники сознались в содеянном.
Консультация юриста: Ст. 158 УК РФ «Кража»
- Кража, т.е тайное хищение чужого имущества наказывается
= штрафом в размере от 200-700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода от 2-7 месяцев или обязательными работами от180-240 часов, либо исправительными работами от 1-2 лет, либо арестом от 4-6 мес., либо лишением свободы на срок до 3 лет.
- Кража, совершенная:
а) группой по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) незаконное проникновение в жилище;
г) со значительным ущербом гражданам
= штраф от 700-1000 минимальных размеров оплаты труда или заработной платы или иного дохода от 7мес-1года, либо лишением свободы от2-6 лет со штрафом до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 мес.
- Кража, совершенная:
а) организованной группой;
б) в крупном размере;
в) лицом, ранее судимым за хищение;
= наказывается лишением свободы на срок от 5 –10 лет с конфискацией имущества или без таковой.
Рефлексия. Что Вам понравилось? Что не понравилось? Все ли Вам понятно, что мы сегодня обсуждали?
Урок 2
«Выбор за тобой»
Понятие «выбор» - предпочтение кого-либо или чего-либо. Система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности. Какая связь между понятиями «свобода», «Выбор», «Ответственность»? Подросток должен четко уяснить, что он свободен в выборе своих мыслей и действий, но при этом он несет за них ответственность.
«В свободном обществе каждый человек также выполняет общественную роль гражданина»
Ральф Кетчем
У каждого из нас есть право выбора. В любой ситуации есть минимум 2 варианта решения. Выбор всегда остается за вами. Расскажите, приходилось ли вам когда-нибудь делать выбор? Как вы поступили в той ситуации? Какую ответственность несли за свой выбор? Разбор карточек ситуаций.
Ситуация 1
Оля, Таня и Алла жили в одном доме, У Оли и Тани были полные семьи, а Алла жила с мамой и отчимом, не любившим девочку. Однажды девочки были в гостях у Аллы, которая была гостеприимна, Решив погулять, Алла взяла деньги, 1000 рублей, подаренных ей, с ее слов, бабушкой. Девочкам было по 9 лет, они накупили много сладостей, лимонада, Алла даже сделала девочкам по подарку. На следующий день выяснилось, что деньги эти мама Аллы откладывала на операцию. Ситуация стала известна в школе.
Юридическая справка: ребенку 9 лет, уголовной ответственности не подлежит.
Ситуация 2
Мои друзья раньше воровали мобильные телефоны. Вечером, крепко выпив, они отправлялись на свой «промысел». Однажды, увидев 10-летнего мальчика, они решили отобрать у него деньги и телефон. Потребовав с мальчика деньги и получив их. Мои знакомые стали бить его. Сильно избив, они сняли с ребенка кроссовки, куртку, а также телефон. Через некоторое время они были задержаны милицией и по приговору суда 1 год провели в колонии. Мальчик стал инвалидом, у него были сломаны ребра и выбиты пальцы рук.
Ситуация 3
Два друга – мальчики 11 и 12 лет гуляли по городу. К ним подошли двое парней 16-17 лет и, угрожая ножом, велели пойти с ними в подъезд ближайшего дома. Там мальчикам сказали, что если они не отдадут все. Что у них есть ценного, их изобьют. Мальчики выполнили требование, но вымогатели перепроверили их карманы и нашли у одного из мальчиков 10 рублей. Мальчики были избиты этими подростками.
Консультация юриста: Ст. 162 УК РФ «Разбой»
- Разбой, т.е. нападение в целях лишения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой такого насилия
= наказывается лишением свободы на срок от 3-8 лет с конфискацией имущества или без таковой.
- Разбой, совершенный
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) с незаконным проникновением в жилище;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия
= наказывается лишением свободы на срок от7-12 лет с конфискацией имущества
3. Разбой, совершенный
а) организованной группой;
б) в целях завладения имуществом;
в) с причинением тяжкого вреда здоровью;
г) лицом, ранее судимым за хищения
= наказывается лишением свободы от8-15 лет с конфискацией имущества.
Ситуация 4
Костя и Олег проходя мимо стройки, увидели компанию молодых людей, познакомившись с которыми Костя и Олег начали употреблять наркотики. После одного из таких совместных употреблений. Молодые люди очнулись лишь в камере милиции. Оказалось, они арестованы за ограбление и избиение несовершеннолетних.
Консультация юриста: Ст. 228 УК РФ «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ»
- Незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических веществ в крупном размере
= наказывается лишением свободы на срок до 3х лет
2. Незаконное приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, пересылка либо сбыт наркотических веществ
= наказывается лишением свободы на срок 3-7 лет с конфискацией имущества.
- Деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) неоднократно;
в) в отношении наркотических веществ в крупном размере
= наказываются лишением свободы от 5-10 лет с конфискацией имущества.
- Деяния, совершенные организованной группой в особо крупных размерах
= наказываются лишением свободы на срок от 7-15 лет с конфискацией имущества.
Рефлексия: Насколько урок интересен для Вас: Что Вам понравилось больше всего: Что бы хотелось еще обсудить:
Урок 3
«Как противостоять насилию?»
Насилие – применение физической силы для принуждения человека к чему-либо, нарушение личной неприкосновенности , угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие.
Расскажите, пожалуйста, вы когда-нибудь подвергались насилию? Что вы при этом испытывали? Как можно противостоять насилию? Научитесь говорить: «Спасибо, нет»
-Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю.
-Спасибо, нет. Это не в моем стиле.
-Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя.
-Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.
-Спасибо, нет. У меня есть дела поважнее.
-и т.д. (учащиеся могут продолжать этот список.)
Для того, чтобы закалить ребенка, чтобы он смог сказать «нет» соблазну
- Первое – сформировать у ребенка отношение к соблазну, умение дать ему точную оценку.
- Второе – создать условия для объединения детей и подростков вокруг позитивных целей.
Что может испытывать человек, который подвергся насилию? Что испытывает человек, который оказывает принудительное воздействие на кого-нибудь? Притесняет других? Почему он это делает?
Групповая работа
Разбор ситуаций. Как противостоять насилию.
1. Летом на даче вам предложили пойти в сад одинокой старушки за яблоками. Вам не хочется этого делать, но отказаться неудобно…
- Вы пришли на день рожденья к своему другу. Ребята вышли на балкон. Один мальчик достал пачку сигарет и предложил вам покурить. Вы не хотите, но друзья вас уговаривают попробовать…
- Вы встречаете Новый год в семье своего друга. Его родственники наливают вам фужер шампанского и заставляют выпить. Вы никогда не пили и не хотите даже пробовать, но взрослые настаивают…
- Ваши друзья приглашают вас сходить в магазин «пятерочка» для кражи продуктов. Вы не хотите этого делать, но они настаивают, объясняя ваш отказ трусостью…
- У Вас в классе сегодня контрольная работа по алгебре. Многие одноклассники боятся получить плохие оценки. Дети предлагают вам позвонить в школу и сказать, что она заминирована. Вы не хотите этого делать, но вам говорят что от этого зависит судьба других…
В групповой форме работы необходимо обратить внимание на принятие решения.. Определение понятия «принятие решения – процесс, в ходе которого человек выбирает один из двух или более возможных вариантов действий». Это действие ведет к дальнейшей ответственности за него.
Урок 4
«Как противостоять насилию»
Сейчас у большинства школьников имеются сотовые телефоны. Это необходимая вещь для безопасности подростка, средство быстрого общения, которое превратилось в приманку для хулиганов. Телефон, ставший для многих игрушкой, является угрозой безопасности. Преступники используют различные методы для овладения вашим телефоном. Необходима повышенная бдительность, чтобы не стать жертвой телефонных хулиганов
Разбор карточек ситуаций.
Как надо поступать в этих случаях?
Ситуация 1
Две подруги решили прогулять занятия и пошли в парк. Гуляя, онисели на скамейку. К ним подошли две девушки и попросив сигарет, потребовали отдать сотовый телефон , получив отказ, завязали потасовку, в результате которой одна из подруг, прогуливающих занятие, получила тяжелое сотрясение головного мозга при ударе головой о скамейку.
Ситуация 2
Оля шла из школы с телефоном, подаренным родителями на день ее рождения. К ней подошел незнакомый молодой человек и, с расстроенным видом, сообщил, что ему срочно нужно позвонить. Девочка дала незнакомцу телефон, после чего оттолкнув Олю, тот убежал с ее телефоном.
Ситуация 3
К компании подростков подошла молодая женщина лет 30 и слезно попросила мобильный телефон для срочного звонка. Одна из девочек дала женщине свой мобильник. Женщина протянула 30 рублей за предполагаемый звонок. После этого женщина позвонила куда-то, затем попросила позвонить повторно и во время разговора по телефону, у нее началась непонятная истерическая реакция и она в слезах убежала с чужим телефоном.
Ситуация 4
К молодому человеку при выходе из метро подошли двое парней и, представившись сотрудниками милиции попросили пройти с ними. Отойдя от метро один из «милиционеров» ударил молодого человека, отобрал телефон и преступники скрылись в переходе метро.
Ситуация 5
У женщины шедшей от метро к остановке, внезапно зазвонил телефон. Она достала его из сумки, но пробегавший мимо подросток выхватил телефон из рук и, оттолкнув женщину, быстро убежал.
Ситуация 6
«Я ехала в метро. На «Удельной» в вагон вошел молодой человек и стал у двери вагона. Людей в вагоне было мало, среди них молодая парочка, игравшая в игры на сотовом телефоне. На станции «Озерки» при словах «Осторожно, двери закрываются», парень, стоявший у двери выхватил из рук женщины телефон и выбежал из вагона. Двери закрылись и поезд начал движение».
Групповая работа:
Составление памятки, чтобы не стать жертвой телефонных хулиганов.
- Не играть с телефоном в общественных местах.
- Избегать безлюдных мест.
- Не разговаривать по телефону на ходу.
- Не разговаривать с незнакомыми людьми.
- Не носить телефон на шее.
- Не давать звонить по телефону незнакомым людям…
- И т.д…
Дети составляют памятку и в группах проговаривают правила.
Рефлексия: Нужно ли проводить такие уроки бдительности? Что полезного ученики выносят с таких уроков?
Урок 5
«Право и правило»
Правило – это положение, отражающее закономерность и устанавливающее что-либо, норма поведения.
Право – такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение, регулируют его почти с одинаковой силой. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим. Право связано с юридическими законами и с государством.
«Право – это искусство добра и справедливости»
Древнеримское выражение
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага»
В.С. Соловьев (русский философ)
Право – совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства.
Права человека – понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т.е. определенную независимость, самостоятельность по отношению к государству, возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.
Учащиеся должны иметь представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Групповой разбор ситуации.
Какие права подростка нарушены? Как подросток может поступить в такой ситуации? Где он может найти поддержку?
Ситуация 1
Мама Лены часто выпивала. Однажды, придя домой в состоянии опьянения, мама Лены не нашла свои тапочки на привычном месте. Это обстоятельство крайне озлобило ее (часто именно пустяки становились причиной агрессивного поведения по отношению к ребенку ее нетрезвой матери). Пройдя на кухню, где ее дочь мыла посуду, она схватила Лену за волосы, повалила на пол и долго била резиновым шлангом от стиральной машины. Закончив экзекуцию мама сказала, чтобы девочка «выметалась» из ее квартиры и уходила к отцу, заявила, что такая дочь ей не нужна. Лена очень боялась мать, особенно в нетрезвом состоянии. Ночью Лена вышла из дома и отправилась до шоссе, где на попутной машине смогла доехать до дома, где жил ее отец. 3 недели девочка жила у отца, после чего вернулась домой к матери.
Консультация юриста: Ст. 116 УК РФ «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причиняющих физическую боль
= наказывается штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или заработной платы или иного дохода за период до 1 мес., либо обязательными работами от 120-180 часов, либо исправительными работами до 6 мес., либо арестом до 3 мес.
Ст. 69 Семейного кодекса
Родители могут быть лишены родительских прав, если:
= уклоняются от выполнения родительских обязанностей;
= отказываются взять ребенка из родильного дома;
= злоупотребляют родительскими обязанностями;
= жестоко обращаются с детьми;
= являются алкоголиками или наркоманами
= совершили преступления против жизни и здоровья своих детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».
Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...