Разработка занятия с подростками о толерантности
план-конспект занятия по теме
Разработка занятия с подростками о толерантности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_po_tolerantnosti.doc | 470.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для подростков 18.11.2013
Учимся быть толерантными.
Перцева Ольга Романовна,
Кабакова Людмила Юрьевна,
педагоги- психологи «МАОУ «Лицей № 38» г. Белгорода.
Цель занятия: развитие эмоционально-коммуникативной культуры и толерантности подростков в условиях совместной творческой деятельности.
Задачи:
- Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного творческого общения друг с другом.
- Развитие толерантности у подростков в условиях работы в группе.
- Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.
- Формирование основ эмоционального осознания собственных чувств, переживаний и саморегуляции у подростков в условиях межличностного взаимодействия.
Оборудование занятия:
- Компьютер;
- проектор, экран;
- музыка для сопровождения общего рисования;
- мультфильм;
- презентация;
- цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага А3, А4, ножницы, скотч;
- мягкая игрушка или мяч;
- бланки опросника для каждого участника.
Оформление кабинета: письменные столы стоят по кругу.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ход занятия:
I. Разминка.
1.Упражнение «Слушай и делай»
Цель упражнения: снятие напряжения, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время: 1 минута.
Инструкция: Здравствуйте ребята! Для нашей традиционной разминки предлагаю поиграть в игру «Слушай и делай». Я прошу сделать определенное движение тем, кто обладает определенным умением или качеством.
- «Хлопните в ладоши, кто сегодня умывался»
- «Помашите рукой все те, кто сегодня говорил слово: «Привет!»
- «Погладьте себя по животу, кто сегодня завтракал»
- «Кивните головой те, кто приехал на машине или автобусе»
- «Топните те, кто пришел в школу пешком»
- «Встаньте те, кто занимается в спортивной секции»
- «Поднимите две руки все те, кто умеет плавать»
- «Улыбнитесь все те, кто любит встречаться с друзьями»
- «Сделайте два хлопка, кто рад нашей встрече»
Ведущий напоминает о принятых ранее правилах работы в группе (Ни кого не обижаем. В кругу говорит один. …).
2.Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»
Цель упражнения: удовлетворение потребности в самопринятии, развитие доверия и поддержки внутри группы.
Необходимое время: 2 минуты.
Дети стоят или сидят в кругу. У ведущего в руке мяч.
Инструкция: Сейчас я предлагаю передать мяч по кругу. И каждому, у кого в руках оказывается мяч, назвать свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Андрей – активный, Настя – нежная.
II. Вводная часть. Актуализация.
Вступительное слово о толерантности.
Цель: введение в проблему
Необходимое время: 7 минут.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - признание равенства других, отказ от доминирования.
- уважение прав другого (в т. ч. права быть иным);
- признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения;
- готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия;
- терпимость к чужим мнениям, поведению;
- отказ от причинения вреда и насилия;
- способность поставить себя на место другого.
Но толерантность НЕ сводится к ущемлению своих интересов.
Черты толерантной личности:
- Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.
- Защищенность. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Он убежден, что с любой угрозой можно справиться.
- Ответственность. Толерантные люди убеждены, что судьба зависит от них самих, а не от расположения звезд и т. д. Они сами несут ответственность за то, что происходит с ними.
- Отношение к определенности. Толерантный человек не делит все и всех на «черное» и «белое», а воспринимает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
- Ориентация на себя. Толерантная личность более ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических мышлениях. Стремится к личной независимости больше, чем к принадлежности авторитетам, т. к. им не нужно за кем-то прятаться.
- Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.
III. Основная часть занятия.
1.Упражнение «Черты толерантной личности»
Цель: вспомнить основные черты толерантной личности и дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника, ручки.
Инструкция: «Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма, и каждый в своем бланке отметит черты толерантности, которые присущи мультипликационным героям. А также подумайте о своих чертах характера, которые соответствуют понятию толерантности».
Черты толерантной личности | Я | ||
Расположенность к другим | |||
Снисходительность | |||
Терпение | |||
Чувство юмора | |||
Чуткость | |||
Доверие | |||
Альтруизм | |||
Терпимость к различиям | |||
Умение владеть собой | |||
Доброжелательность | |||
Умение не осуждать других | |||
Гуманизм | |||
Умение слушать | |||
Любознательность | |||
Способность к сопереживанию |
Вопросы для обсуждения:
- Поведение какого героя вам больше всего понравилось?
- Какие черты толерантной личности продемонстрировали герои мультипликационного фильма?
- Кто был более толерантен?
- Какие черты толерантности присущи лично вам?
2.Упражнение « Дорисуй»
Цель: развитие способности понимать мысли, чувства и желания другого человека и передавать свои собственные.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: принадлежности для рисования (бумага формата А4, фломастеры, карандаши, маркеры).
Инструкция: Игра проводится без слов. Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки возвращаются к их авторам. Примерные вопросы для рефлексии:
- Какой элемент ты нарисовал на чистом листке?
- Какую картину ты изначально задумал?
- Ты смог отразить свой замысел на бумаге?
- Что ты чувствуешь, глядя на завершенную картину?
- Почему ты это чувствуешь? (Как ты считаешь, твоя идея была в итоге воплощена)?
- Хочешь что-то изменить, или оставишь все как есть?
- Бывают ли в твоей жизни подобные ситуации?
- Что ты чувствуешь, когда результат тебя не устраивает?
- Что ты при этом делаешь?
- Когда ты получил листок от ..., что ты дорисовала?
- Почему ты нарисовал именно это?
- Ты хотел продолжить идею ..., или руководствовалась своими собственными желаниями?
- Как ты понял, что она задумал?
- Что ты сейчас чувствуешь?
- (Если ощущения негативные): что полезного в этих чувствах? О чем они тебе сигналят? Что ты понял с их помощью?
- Как ты будешь использовать этот опыт в дальнейшем?
- На что из твоей жизни это похоже?
- Обычно ты задумываешься - что от тебя хотят окружающие, или действуешь по собственному замыслу?
- В каких случаях ты учитываешь желания другого человека и зачем?
- Что ты чувствуешь, когда осуществляешь чью-то мечту, или помогаешь воплотить в жизнь его идею.
V. Заключительная часть занятия
1.Упражнение: «Эмблема толерантности»
Цель: обобщение работы с определениями толерантности и развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Время: 8 минут.
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем.
Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.
VI. Итоги занятия.
Презентация «Это и есть толерантность»
Время: 5 минут.
Слайд 1. | ЭТО И ЕСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ |
Слайд 2 | Чувство юмора. Непредвзятое отношение. |
Слайд 3 | Понимание того, что стереотипы не всегда верны. Умение доверять или не доверять, не обижая других. |
Слайд 4 | Умение найти общие интересы. Уважение и сострадание ко всем. |
Слайд 5 | Вежливость. Желание общаться, договариваться и находить компромиссы.
|
Слайд 6 | Умение не мешать другим. Предоставление возможности самовыражаться. |
Слайд 7 | Осторожность в оценках и высказываниях. Отсутствие поспешных выводов. |
Слайд 8 | Уважайте личность и право каждого быть самим собой. Будьте толерантны.
|
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: завершение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Необходимое время: 2 минуты.
Инструкция: «Ведущий бросает мяч и тот, кому попал мяч, продолжают незавершенную фразу»
- На занятии мне понравилось…
- Я считаю полезным…
- Я буду вспоминать…
- Мне очень понравилось…
- У меня вызвало затруднение…
- На занятии я узнал новое…
- Я буду применять в своей жизни…
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А.. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
- Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
- Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по джазовому танцу для подростков 14 - 18 лет : «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца».
Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является...
Методическая разработка воспитательного занятия "Ценности подростка"
Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как «переходный» и «критический». Это обусловлено качественными изменениями в самосознании личности подростков, физиологическим с...
Методическая разработка занятия для подростков с ОВЗ на тему: «Моё эмоциональное состояние. Профилактика конфликта».
Материал содержит 1 занятие из цикла занятий-тренингов, посвященных коррекции эмоционального состояния подростков в условиях групповых коррекционных занятиях....
Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Tolerance (Толерантность)"
Авторская разработка содержит план-конспект занятия по английскому языку по теме "Tolerance". Занятие направлено на расширение и углубление знаний обучающихся о толерантности посредством ино...
Методическая разработка занятия для подростков «Ценности моей жизни»
В современном мире с его техническими новинками, политическими изменениями, социальными сетями и прочими соблазнами, особенно сложно приходится подросткам. Многие считают, что современные дети н...
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...
Методическая разработка занятия для подростков с ОВЗ на тему: «Профилактика конфликта».
Цель занятий: показ способов снятия внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды, иных негативных эмоций. Развитие способности адекватного реагирования на различ...