Индивидуально-профилактическая работа с детьми и их семьями.
рабочая программа на тему

Толстопятых Ирина Анатольевна

Индивидуально-профилактическая работа с детьми и их семьями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

С целью предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, Центр осуществляет мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказывает содействие в дальнейшем жизнеустройстве детей, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.

             В Центре ведется круглосуточный прием детей в возрасте от 3-х до 18 лет согласно Федеральному Закону №120 – РФ.

               Специалистами Центра проводится индивидуально-профилактическая работа с детьми и их семьями, целью которой является нормализация ситуации, сложившейся в конкретной неблагополучной семье и возвращение ребенка в родную семью.

               Учреждение предоставляет следующие социальные услуги:

  • Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности несовершеннолетних воспитанников социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних  в быту;

  • Социально – медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья несовершеннолетних;

  • Социально – психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния несовершеннолетних для их адаптации в среде обитания (обществе);

  • Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития несовершеннолетних, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

  • Социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

  • Социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На базе МБУ «СРЦдН» с 15.04.2007 года  функционирует Служба психологической поддержки семьи, женщин и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, «Телефон доверия».

               Основная цель Службы – оказание психологической поддержки посредством снятия эмоционального напряжения путем активизации ресурсов клиента для разрешения внутреннего или внешнего конфликта.

               Консультация специалиста в рамках работы Службы осуществляется бесплатно.

               Работа Службы строится на основе соблюдения этических принципов анонимности, конфиденциальности, равенства и взаимоуважения.

              Система изучения семьи воспитанника Центра проводится с целью нахождения возможности сохранения ее для ребенка, внесение корректив в его семейную жизнь.

              Своевременное выявление неблагополучия семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.

Работа специалистов Центра

с неблагополучной семьей:

  • положительное отношение каждого работника к семье и ребенку, несмотря на всю их неблаговидность их состояния;

  • учет социальных, психологических, функциональных характеристик каждой семьи при выборе средств профилактической и коррекционной работы;

  • стимулирование семьи к самопомощи, т.е. активизация ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройки взаимоотношений с детьми, проведение, например, лечения, помогающего родителям ослабить алкогольную зависимость;

  • использование комплексного подхода к профилактической и коррекционной работе: объединение усилий субъектов системы профилактики, социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении проблем, отягощающих жизнь ребенка.

Цель  профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних:

формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия, знающей и утверждающей права и свободы Человека, способной к нормальному функционированию в обществе.

Задачи:

  • выявлять   детей   «зоны   риска»  по    социальной дезадаптации;

  • диагностировать         среду         жизнедеятельности воспитанника;

  • оказывать конкретную поддержку нуждающимся;

  • привлекать к социально - значимой деятельности;

  • формировать        эмоционально        положительное

    отношение к себе и людям;

  • воспитывать       у      воспитанников       потребность понимания здорового образа жизни;

  • оказывать помощь подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства;

Основные задачи направлены на:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий воспитанников;

  •  выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

  • обеспечение защиты прав и законных интересов воспитанников приюта;

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

  • законности

  • демократизма

  • гуманного обращения

  • поддержки семьи и взаимодействия с ней

  • индивидуального подхода

  • соблюдения конфиденциальности полученной информации

  • государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактике с неблагополучной семьей.

  • обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Воспитательная система учреждения

НАПРАВЛЕНИЯ                           ЦЕЛЬ                 СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

        

НРАВСТВЕННОЕ                        Формирование                  УПРАВЛЕНИЕ

                                      социально                            

                                                                           Развитие структуры

 ТРУДОВОЕ                                     активной и         учреждения

                                                    законопослушной        адаптивного типа

                               личности, строящей

ГРАЖДАНСКО-                    свои отношения с        Развитие

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ            людьми на правах                  системообразующей

                             равноправия, знающей         деятельности:

                             и утверждающей права        интеграция

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ      и свободы Человека,           познавательной

                способной к         деятельности в

                                                            нормальному        воспитательной работе

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ         функционированию в

                                                                обществе                  Развитие содержания

         воспитания

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С        Педагогические    

ОКРУЖАЮЩИМ         технологии

МИРОМ        Развитие

        педагогической

ФЭМП И РАЗВИТИЕ                         РЕЗУЛЬТАТ        системы

РЕЧИ

ПРАВОВОЕ

Выпускник Центра – человек, который стремится строить взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и с самим собой; человек осознанной нравственной позиции, способный к самореализации.

Здоровье                                                                                      Познавательная деятельность        

Культура личности, жизненные и                                                    

нравственные позиции                                                                       Знания и умения                                                  


Основные направления деятельности Центра

      Воспитатель

                                                                 

        

Музыкальный работник        

              Психолог                         Воспитанник               Социальный

Специалист по соц.                                                                   Центра                                   педагог

        работе        

Учитель школы

           Медицинский

         работник

Родители

Воспитанники центра 

        Социальный и

                                                                    медико-психолого-педагогический консилиум        

                           ОВиР, ПВС                                                                                                                                  КДН и ЗП

        УВД                    УСЗН, отдел по

                опеке и попечит.                УО         МУ здравоохранения

                                                                                                               

                                Центр занятости населения      Управление по делам молодежи       Пенсионный фонд


Усвоение воспитанниками школьной программы.

Рис.1. При поступлении воспитанников в учреждение.

Рис.2. При выбывании воспитанников из учреждения.

. В «Социально – реабилитационным центре для несовершеннолетних » были проведены  следующие мероприятия:

№ п/п

Содержание проведенных мероприятий

1.

Патронаж семей, находящихся в социально – опасном положении, с целью выявления причин, по которым семья или несовершеннолетний оказались в социально – опасном положении

2.

Разработка и реализация программы индивидуально – профилактической работы с воспитанниками Центра и их родителями (законными представителями)

3.

Сотрудничество с работниками УВД, КДН и ЗП, УО, УСЗН по организации и проведению  реабилитационных мероприятий по предупреждению беспризорности и безнадзорности детей и подростков

4.

Посещение воскресных и праздничных служб в Успенском храме воспитанниками Центра и их родителями

5.

Проведение паломнических поездок вместе со служителями церкви в храмы, монастыри, к святым источникам

6.

Проведение лектория о здоровом образе жизни на основе традиционного христианского уклада

7.

Организация и проведения опроса-анкетирования с целью раннего выявления предрасположенности к наркотической зависимости среди воспитанников Центра

8.

Организация и проведение цикла интерактивных бесед: «Зависимость здоровья от образа жизни»; Наркомания, токсикомания, их последствия для здоровья и жизни»; «Добрая жизнь – чистый ручей»

9.

Организация и проведение цикла тренинговых занятий, направленных на профилактику наркозависимости, развитие волевых качеств и творческого потенциала подростков: «Скажем наркотикам – нет!»; игрового тренинга «Если бы я попал в такую ситуацию»

10.

Организация и проведение «круглых столов» по темам: «Умей сказать нет!; «Не сломай свою судьбу»; организация встреч с активистами молодежных движений, наркологами

11.

Мероприятия, приуроченные к всемирному Дню борьбы с курением: беседы: «Курить – здоровью вредить»; «Открытое письмо курящей девушке»; организация и проведение конкурса плакатов о вреде курения

12.

Организация и проведение опроса-анкетирования с целью раннего выявления предрасположенности к алкогольной зависимости

13.

Организация и проведение цикла тренинговых занятий, направленных на профилактику алкоголизма «Скажем алкоголю – нет!»

14.

Конкурс рисунков по антиалкогольной тематике

15.

Проведение игр: «Я против вредных привычек»; «Тревога!»; «От улыбки станет всем светлей»

16.

Совместное с инспектором ОДН УВД проведение «Дня профилактики»

17.

Изготовление памяток для детей и подростков «Присмотрись! Ужаснись! Остановись! Скажи алкоголю – нет!; «Как противостоять давлению других»; «Советы для желающих бросить курить пока не поздно»; «Прежде чем попробовать – подумай!»

18.

Командная игра по профилактике пивного алкоголизма «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!»

19.

Организация и проведение беседы «Экстремизм 21 века», экскурсия к монументу Советско – Болгарской дружбы

20.

Оформление плаката «Мы против экстремизма»

21.

Организация и проведение лекции «Экстремизм и ксенофобия в проявлении духовной нравственности

22.

Работа Службы «Телефон доверия»

23.

Оформление информационного уголка «Это нужно знать!»

24.

Проведение региональной акции «Наше здоровье – в наших руках»

25.

Проведение межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток»

26.

Проведение Дней семьи, любви и верности

27.

Проведение межведомственной профилактической операции «Досуг»

28.

Освещение профилактической работы с воспитанниками Центра в СМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.Т.ШАЦКОГО КАК ОСНОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Станислав Теофилович Шацкий известен миру педагогической общественности как автор социальной педагогики и создатель социальгых проектов. Педагогическое наследие этого великого человека требует бережно...

План работы с детьми из неблагополучных семей

В данной разработке представлен план работы классного руковолдителя с детьми из неблагополучных семей (общие мероприятия с родителями, круглые столы, творческая деятельность учащихся и др.)....

Индивидуально-профилактическая работа с детьми состоящими на ОДН и ВШУ (из опыта работы)

В данной статье представлены содержание формы  и методы по работе с детьми состоящими на учетах в ОДН и ВШУ....

План работы с детьми из опекаемых семей

Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей  и  воспитывающихся  в  опекаемых    семьях....

Работа с детьми из неблагополучных семей

В основе лежит педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонени...

Работа педагога-психолога с детьми, нуждающимися в индивидуально-профилактической работе

Дети, попадающие в категорию девиантного поведения, часто оказываются на внутришкольном индивидуальном контроле. Следует отметить, что к этой группе часто относятся дети с различными типами отклоняюще...

Профилактическая работа с детьми и их семьями

Профилактика социального опасного положения среди учащихся и их семей. Представлен опыт работы школы....