СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
статья по теме
Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Школа является одним из основных агентов социализации. так как именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, образцов поведения в коллективе. Особую роль в этом играет организация воспитательного процесса, пересмотра традиционных форм и методов воспитательной деятельности, внедрения передовых технологий,обращенных на оптимизацию социального поведения школьника через систему социальных проб: социально значимые дела, добровольческую деятельность, детское общественное движение, развитие ученического самоуправления; работу школьного пресс-центра; досуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_razvitie_lichnosti_zolotukhina_irina_ivanovna.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Золотухина Ирина Ивановна
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
ГБОУ СОШ №5 « Образовательный центр «Лидер»
Формирование и развитие социальной активности обучающихся является одной из важнейших задач современного образовательного процесса. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Школа является одним из основных агентов социализации. так как именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, образцов поведения в коллективе. Особую роль в этом играет организация воспитательного процесса, пересмотра традиционных форм и методов воспитательной деятельности, внедрения передовых технологий,обращенных на оптимизацию социального поведения школьника через систему социальных проб: социально значимые дела, добровольческую деятельность, детское общественное движение, развитие ученического самоуправления; работу школьного пресс-центра; досуг.
Для формирования социальной активности обучающихся необходимы следующие условия: развитие самостоятельности, стимулирование активности обучающихся, развитие мотивации, включенность обучающегося в коллектив, организация совместной деятельности, учет индивидуальных особенностей обучающихся, выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образовательной деятельности, создание благоприятного социального пространства, гуманистические отношения в коллективе.
Приоритетными видами деятельности в социальном развитии личности в нашей школе являются следующие:
1. Воспитание творческой деятельностью
С педагогических позиций творческая активность является высшим уровнем социальной активности.
Цель деятельности: стимулирование и инициация собственного творчества школьников, предоставление им для этого многообразных форм и возможностей, расширение внутреннего партнерства.
Задачи:
Реализация технологий воспитывающей и развивающей деятельности;
создание отношений партнерства и сотрудничества в ходе подготовки и проведения мероприятий; поддержка творчески активных учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию инициативной, социально-ответственной личности;
- развитие познавательной активности, творческих возможностей учащихся; организаторских и коммуникативных умений.
Необходимое условие решения задачи - «творческая деятельность» как деятельность самостоятельная. Все воспитательные мероприятия строятся по технологии «крупных доз», не носят разовый характер, охватывают весь коллектив воспитанников, территорию школы и продолжительные временные рамки.
Содержание и формы работы - организация фестивалей и конкурсов творческой направленности: фестиваль «Мы славим тех, кто гордо носит званье учитель, воспитатель…»,посвящение в первоклассников, конкурс театральных миниатюр «Новогодний фейерверк», литературно-музыкальные композиции ко дню Победы, фестиваль творчества «Зажги свою звезду», конкурс «Самый классный классный»,конкурс «Лидер года»,фестиваль инсценированной патриотической песни «Я помню! Я горжусь!».
2.Расширение социальной практики.
Цель: создание условий для получения социального опыта, навыка социальной компетентности, умственного и нравственного воспитания.
Задачи: побудить подростков к активным гражданским действиям; способствовать формированию у воспитанников уникальных актов действия, таких как «ответственность», «решение», «выбор», «понимание».
Прогнозируемые результаты: организации социальной волонтерской деятельности, благотворительных и социальных акций, разработка и реализация социальных проектов.
Условия решения задачи - умелое использование мотивации, побуждающей учащихся к социальному творчеству и развитие личностных качеств: умений взять на себя решение проблемы, нравственный долг, творить для других, потребность придумывать, создавать
Содержание и формы работы. Объектами социальной практики выступают следующие формы общественно значимой деятельности: участие в волонтерских движениях, практическая работа в общественных объединениях, участие в работе групп, занимающихся социальным проектированием.
А) организационно-деятельностные игры, акции направленные на информирование школьников о возможностях организации своей жизни в обществе (труд, карьера, толерантность, права человека, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и т.д.).
б) Волонтерская практика
Реализация технологии социального воспитания учащихся - социального проектирования позволила создать условия для социальных проб личности, социально-значимой деятельности. Добровольческая деятельность как форма социального служения направлена на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствует личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность (добровольцев).
По инициативе ребят в школе создан добровольческий отряд «На волне». Его деятельность направлена на популяризацию добровольческого труда среди молодежи, участие в добровольческой деятельности и стимулирования развития молодежных добровольческих инициатив и благотворительности. Эта деятельность позволяет сотрудничать с различными категориями населения: детьми с ограниченными возможностями, трудными детьми и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с населением г.о. Кинель( молодежь, ветераны, одинокие пожилые люди). Сами ребята устанавливают отношения с сотрудниками различных организаций: центр «Семья», Совет Ветеранов, дом – интернат, реабилитационный центр. В течении года организуются и проводятся благотворительные концерты и акции «Дети – детям», «Милосердие», «Подари улыбку другому», «Неделя добра и сюрпризов», «Сделай свой выбор». «Молодежь за ЗОЖ» и другие.
3. Совершенствование системы школьного самоуправления
Цель: создание условий для развития лидерских качеств обучающихся, умений принимать решения, навыка социальной компетентности, инициативности, нравственного воспитания.
Задачи: побудить подростков к активным гражданским действиям.
Прогнозируемые результаты: организация деятельности, приводящей к достижению социального успеха учащимися
Условия решения задачи. Самоуправление будет актуальным и важным, если школьная жизнь построена так, что замирание деятельности любого его органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток. Важно, чтобы каждое его решение было выполнено. В школе действует Совет школьников, девизом которого является слова: К нам успех придет тогда, когда мы вместе ( В- выдумщики, М – мыслители, Е – единомышленники, С- самореализация Т- творчество, Е – если мы вместе, то мы - сила ). Модель самоуправления заключается в том, что кроме Совета актива лидеров, состоящего из младшего (1-4 кл.), среднего ( 5 – 7 кл.) и старшего (5-11 кл.) советов, действует ещё Совет творческих групп и Совет дела. Каждая из творческих групп имеет свои права, обязанности и реализует творческие социальные проекты:«Формула успеха», «Зажги свою звезду»; « День школы»;« Мы встречаем Новый год»; « Культура народов Самарской губернии»; « День самоуправления»;«Школьный двор», «Я гражданин», « Неделя добра и сюрпризов»;«Здравствуй ,выпускник!»В школе используются все возможности для информации о работе Совета школьников: отдельный стенд « Школьная жизнь», газета« Альтаир», школьное телевидение «Лидер – ТВ», радио «На школьной волне», школьные линейки, школьный сайт. В 2011–2012 учебном году ребята придумали новую форму – « Письмо в школьный Совет». Подобные формы помогают лучше видеть проблемы, с которыми сталкиваются в школе отдельные учащиеся, классы, объединения, обсудить и определить возможные пути разрешения проблем, перспективы развития, расширения деятельности.
4. Школьные средства информации - школа социальной активности
С целью создания условий для формирования социально-информационной культуры подрастающего поколения, поддержки юных талантов, стимулирования их стремления к профессиональному росту
Разработана концепция школьных СМИ. Газета «Альтаир»- целевая аудитория: дети и взрослые (родители, учителя, администрация, жители г.о. Кинель). Школьное телевидение «Лидер – ТВ»- рубрики: школьные новости, наши проблемы, звезды школы и др. Школьное радио «На школьной волне»-рубрики: исторические новости, новости школы, тематические передачи, музыкальные ноты и другие.
Цели выпусков: - информирование читателей о событиях, происходящих в школе или имеющих к ней отношение; о деятельности ДО и ученического самоуправления; предоставление места для творческих работ учеников. Школьные СМИ дают возможность высказаться всем желающим по самым разным проблемам. Помимо «голой» информации мы стараемся побуждать читателей к активным действиям по улучшению жизни в школе. Представляем материалы в различных жанрах: информационный, аналитический, художественно-публицистический
Условием решения задачи развития социального опыта учащихся является максимальное использование школьных СМИ: радио, газеты, стенгазет в формировании социальной активности.
Организационная деятельность школьных СМИ: ребята выполняют разные социальные роли: обозреватели, ведущие, музыкальные редакторы, корреспонденты, оформители, издатели, распространители, фотографы, дизайнеры, модератор сайта, редактор. Социальные пробы :подготовка теле и радиопередач, музыкальное оформление, интервью, спецопрос, беседа.
редактирование, верстка, дизайн, фотосъемка, написание статей, верстка, контроль выполнения.
Прогнозируемый результат: у воспитанников сформированы учебно-управленческие, учебно-информационные умения; умения взаимодействовать, развиваются коммуникативные компетентности.
5. Репетиция взрослой жизни – наши встречи.
Школа как государственное образовательное учреждение и школьники строят отношения как равные партнеры с различными общественными и социальными организациями. Это успешно используется в обновлении воспитательной системы, позволяет вывести ее за стены школы, сделать социально значимой, результативной. Школа сотрудничает на основе долгосрочных договоров с 12 ведущими ВУЗами , с учреждениями культуры и образования г. Самара (театром «СамАрт», Самарской Областной филармонией, Областной юношеской и детской библиотекой, Областным центром туризма и краеведения, Агенством по реализации молодежной политики), с учреждениями г.о.Кинель ( Центр эстетического развития, детской музыкальной и художественной школой и другими) .Совместно проходят заседания по обсуждению актуальных проблем, совместные мероприятия, встречи – консультации, творческие конкурсы, встречи в литературной гостиной, акции, уроки Мужества, социальные акции и проекты, творческие конкурсы.
В школе на протяжении 6 лет проходит конкурс «Лидер года» по различным номинациям: «Самый активный ученик», «Самый творческий ученик», «Открытие года», «Честь школы», «Самый умный ученик», «Самый спортивный ученик». Этими номинациями отмечаются так же классы. Конкурс позволяет повысить мотивацию к деятельности в различных направлениях, способствует общественной и социальной активности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль национальных духовных и нравственных ценностей в формировании социальной культуры учащихся. Нигмаджанова Г.З., Полищук Л.В., Мухамедова Н.А. Астрахань
http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=137072...
Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тема «Коллективно-проектная деятельность школьников как средство духовно-нравственного и социального развития личности»...
Дополнительное образование как средство формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся
Опыт работы МБУ ДО "Вознесенский ДООЦ" по формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся ...
Интеграция предметов гуманитарного цикла как средство формирования духовно-нравственных ценностей ребёнка.
Статья о возможностях предметов гуманитарного цикла и целесообразности интегрированных уроков...
Промежуточный отчет о деятельности региональной инновационной площадки по теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»
Промежуточный отчето деятельности региональной инновационной площадкипо теме «Формирование духовных и нравственных ценностей средствами музейной педагогики»за период с сентября 2018 года п...
«Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников»
Наименование Проекта«Диалог культур как средство формированиядуховно-нравственных ценностей школьников»Основание для разработкиПроекта1 Конституция Российской Федерации.2 Федеральный закон...
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков
Интеграция учебной и внеучебной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/rj1S/MhoKj1nc8...