«Личностно-ориентированный подход к воспитаннику посредством применения технологии портфолио в воспитательной работе»
материал (10 класс) по теме

Рычков Алексей Петрович

 

Оценивание образовательных достижений школьников.

Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся.

Структура личностно-ориентированного воспитания и её отражение в практике работы  общеобразовательной школы-интерната.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorch._rabota_lov.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Ростовской области

«Неклиновская общеобразовательная школа-интернат

с первоначальной лётной подготовкой

имени 4-й Краснознамённой Воздушной Армии».

Творческая работа

«Личностно-ориентированный подход к воспитаннику посредством применения

технологии портфолио в воспитательной

работе»

                                                                   Исполнитель: Рычков  А. П.

                                                                                  воспитатель 4 учебного взвода 1 роты

                                                         

г. Таганрог - 2013

Оглавление:

Введение _______________________________________________________3-4

Глава I. Оценивание образовательных достижений школьников ________ 5-9

                  1.1. Понятие оценивания в образовании _____________________5-6

                  1.2. Подходы к оцениванию в разных системах образования ____7-9

Глава II. Возможности портфолио в оценивании достижений

                 обучающихся  _________________________________________10-19

                  2.1. Понятие портфолио в образовании ____________________10-11

                  2.2. Виды образовательных портфолио ____________________12-15

                  2.3. Портфолио как средство диагностики образованности ___16-19

Глава III. Структура личностно-ориентированного воспитания и её      

                   отражение в практике работы  общеобразовательной

                       школы-интерната ________________________________20-25

                 

                  3.1. Компоненты и функции личностно-ориентированного    

                           воспитания в лётной школе  ________________________20-21

                  3.2. Личностно-ориентированное воспитание в практике работы

                        общеобразовательной школы-интерната  _______________22-25

Заключение ___________________________________________________26-28

Список литературы ________________________________________________29

Введение.

              До полной интеграции России в политико-экономической структуре Европы ещё далеко, но в области образования она уже становится частью общеевропейского пространства. Одним из доказательств тому может служить факт, что уже несколько лет в Российской Федерации существует и успешно используется документ - Европейский портфель или портфолио.

             Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных  достижений школьников.

             Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившие все сферы жизни, и, прежде всего - мир труда, экономические и социальные условия.

             В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике ещё в начале века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорят многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом, американском опыте.

            Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемое «портфолио - процесса - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио». Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

Цель творческой работы: рассмотреть портфолио достижений учащихся как способ развития личностно-ориентированного подхода в условиях общеобразовательной школы-интерната.

Цель воспитательной системы: создать условия для развития личностно-социального опыта ребенка.

Стремясь к достижению этой цели, воспитатели ежегодно стараются решать такие задачи:

1)Формирование в школе благоприятной среды, содействующей  самовыражению личности учащихся и воспитателей.

2)Использование  личностно-ориентированных технологий, приёмов и методов обучения и воспитания учащихся.

3)Развитие творческого потенциала личности через организацию дополнительного образования в школе и внеурочную деятельность.

4)Создание системы мониторинга изменений в развитии личности и школьного коллектива.

5)Создание  системы социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка  в процессе развития и раскрытия  его особенностей.

 

Глава I. Оценивание образовательных достижений школьников

            1.1. Понятие оценивания в образовании

                                                               «Оценка- это правильное кровообращение,

                                                               без неё неизбежны застои и болезненные

                                                               явления».

                                                                                 

                                                                                                            Н. Островский.

                    Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов-практиков на эту проблему.

            Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

            В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банков) данных и так далее, оценки фиксируется в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и так далее).

Оценивание-это контроль качества образования [8,387].

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [8,387].

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,187].

           В каждой стране есть своя система оценивания. Например, 5-ти балльная в России.

           Так же существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девяти, десяти, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки - даже тридцати - и стобалльные системы. Однако такие растянутые системы, имея в виду немалую произвольность выставления даже обычной отметки, таят в себе опасность приблизительности и произвола. Как учитель объяснит ученику, за что он поставил ему 87 баллов, если тот претендует на 89 или 90? У нас в ряде опытных образовательных учреждений проходят проверку двенадцати- и четырнадцатибалльная системы выставления отметок. Эти системы, в частности, рассчитаны на оценку дифференцированных вариантов обучения. В таком случае определенное количество баллов дает выбор варианта (за вариант повышенной трудности - балл выше), а остальные баллы - за качество выполнения работы.

           Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и тому подобное. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А,В,С и так далее.

           Оценивание как и все процессы имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико-корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:

-образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

-стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

-аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

-воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;

          Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

         Они очень важны при оценивании учеников.

        .

                1.2.Подходы к оцениванию в разных системах образования.

         Великобритания.

Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ - это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.

                  Как правило, эти соответствия следующие:

А+ = 4.0                                    A = 4.0                                    A- = 3.67

B+ = 3.33                                   B = 3.0                                    B- = 2.67

C+ = 2.33                                   C = 2.0                                    C- = 1.67

D+ = 1.33                                   D = 1.0                                    D- = 0.67

 F = 0                                             -                                               -

Обратите внимание, что оценка А+ численно равна оценке А. Некоторые школы не признают А+ вообще. Другие школы могут не использовать оценки D.

            США.

Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A -- лучшая отметка, F -- неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться + или - . Из этих отметок вычисляется среднее (grade point average, GPA), в котором A считается за 4, B -- за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

            Латвия.

В Латвии учеников оценивают по десятибалльной системе. Успехи учеников по каждому курсу регулярно оцениваются на письменном или устном зачёте.

         Количественные результаты выражаются по 10 - балльной шкале:

10 - превосходно;

          9 - отлично;                                                 4 - почти посредственно;

          8 - очень хорошо;                                       3 - слабо;

          7 - хорошо;                                                  2 - очень слабо;

         6 - почти хорошо;                                        1 -очень, очень слабо.

         5 -посредственно;

                   Если знаний, умений практически нет или проверочная работа не сдана без уважительной причины, то выставляется 0 баллов.

          Для педагогов 10 - балльная система по сравнению с 5 - балльной даёт больше возможностей показать нюансы в его учебной деятельности, а промежуточное положение «почти хорошо» призывает ученика постараться, чтобы получить «хорошо», почти «посредственно» предупреждает о возможности скатиться вниз, показывает, что ученик находиться в критическом состоянии. Такая оценка является более сильным мотивационным стимулом, чем 5 - балльная система, не говоря о большей точности 10 -балльной системы.

         Такая же система действует и в Молдавии.

         В сравнении с зарубежными системами оценивания, рассмотрим нашу российскую, обозначим минусы и плюсы данных.

         Россия.

         Под оценкой знаний, умений и навыков педагогика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах.

            В отечественной дидактике принята 4-х бальная система отметок:

Высшим баллом «5» (отлично) оценивается глубокое и полное овладение учеником содержанием учебной программы, умение выделить теоретическое и фактическое в учебном материале, умение самостоятельно построить ответ, разъяснить высказанные определения, понятия, а также правильный стиль и литературная форма ответа. Ответ должен быть убедительным и безошибочным.

          Балл «4» (хорошо) также ставится за глубокое и полное усвоение содержания материала, за умение правильно изложить и доказать изученные понятия, правила, определения, положения. Однако ученик допускает неточности, отдельные ошибки в содержании, в форме и стиле ответа.

          Балл «3» (посредственно) говорит о том, что учащийся изучил и понимает основные положения и зависимости в учебном материале, однако допускает ошибки, которые свидетельствуют о недостаточно глубоком усвоении понятий, не умеет разъяснить высказываемые мысли. В форме ответа нет единства. Ответ часто представляет собой хотя и правильные, но отдельные, разрозненные мысли. Ученик отвечает, как правило, с помощью учителя.

          Балл «2» (плохо) ставится за то, что ученик имеет разрозненные знания, в которых нет системы. Он не выделяет главного и второстепенного, не умеет выделить теоретическое и фактическое содержание. Обычно ученик говорит заученными фразами, которые ни ему, ни учителю не приносят удовлетворения. Это уровень знаний, на котором нельзя строить дальнейшее изучение программного материала. Такие знания мало способствуют умственному развитию.

           Все эти системы не идеальны.

Традиционная система неудобна тем, что малый разброс баллов затрудняет объективное оценивание, снижает стимулирующую роль отметки. Учителя, в свою очередь, ухитряются прибегать к собственным усовершенствованиям: используют знаки + и - (пять с минусом, четыре с плюсом), ставят отметки с разным наклоном или разной жирности (жирная «пятёрка» - это одно, жирная «двойка» - совсем другое). Это очень негативно влияет на успеваемость школьника.

А при многобалловой системе учитель не может точно оценить ученика, возможно, он знает на 10 баллов, а его оценивают в 8 или менее.

           Но у этих систем есть также и плюсы.

Например, когда учитель ставит учащемуся плохую отметку, у него появляется цель исправить её, начинает учить или повторять материал.

           На современном этапе требуется новый подход к оцениванию – портфолио.

          Глава II. Возможности портфолио в оценивании достижений                                

                           обучающихся.

                         2.1. Понятие портфолио в образовании

          Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций».

           Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио - это коллекция определённой области» [3,68]. Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся»[4,51].

          К. Варвус описывает портфолио как «систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых» [12,39].

          Ещё одно определение предложено Д.Майером: «Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося» [7,32].

           Фрай определял портфолио как «своеобразную выставку работ учащихся, задачей которой являлось отслеживание его личностного роста» [1,45]. Аналогична точка зрения Э. Стаффа, который рассматривает портфолио как коллекцию работ обучающихся, которая раскрывает его аффективное и когнитивное развитие» [4,76].

            Ещё одно определение, широко принятое сегодня в зарубежной педагогике: «Портфолио - отчёт по процессу обучения ребёнка: что ребёнок узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаёт; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими» [2,83].

           Arter и Spandel определяют портфолио как «целеустремленное собрание работы ученика, которая показывает учащимся их усилия или достижения в одной или более областях» [13,90].

           Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собрания работ не есть изобретение 20 века. В прошлом веке итальянским словом            «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы провозгласили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на своё место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

          Идея применения портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80- е годы, а в конце 80-х - начале 90-х годов начался настоящий бунт. Применение портфолио в школах приняла лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых портфолио в обучении за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически невообразимым. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования.

   

         Проблема профильного обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.

           Вопрос о формах, средствах, способах контроля при оценке результатов обучения учащегося остро стоит в современной системе образования и является одним из актуальных направлений в эксперименте по обновлению структуры и содержания образования.

Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментами давления на учащихся. Недостаток традиционной оценочной системы, основанных на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине 19 века, когда возникла теория свободного воспитания, направленная против любого подавления личности ребёнка. Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л.Н.Толстой. В своих трудах он сформулировал несколько основных положений, реализованных в Яснополянской школе. « Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях» [11,176]. В дальнейшем педагоги также сталкивались с вопросами усовершенствования оценочной сферы влияния отметок и их отрицательного воздействия на формирование личности школьника.. В некоторых странах Европы и России были осуществлены опыты по обучению без отметок. В ряде случаев отметки заменялись характерными. В связи с этим возникла огромная и неразрешимая, на первый взгляд, проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащегося самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценки учащихся. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он являлся альтернативным способом оценки. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен» [15,76].

            Таким образом, «портфолио - это форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, который смещает акценты от житейских факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной… Учебное портфолио легко интерпретируется в профессиональные и служебные системы оценки, что даёт возможность раннего формирования профессионально значимых умений учащегося» [14,115].

                                2.2. Виды образовательных портфолио

           Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатываются различные виды портфолио, различаются между собой как по целям, которые они себе ставят, так и способы работы с ними.

           По целям различаются портфолио, как способ оценивания учебных достижений и так называемое портфолио курсов, основной целью которого - позитивно влиять на сам процесс обучения.

           В первом случае обычно говорят о «портфеле» или «папке достижений», в который помещается уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведённые до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.

           В случае предметного портфолио - форма, которая доминирует в настоящее время в Европе - речь идёт о документации работ школьника в рамках определённого курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Широкое распространение в Европе получило так называемое - языковое портфолио - проект, разрабатываемый под эгидой Совета Европы.

          Портфолио отзывов, работ и документов также широко распространёно в Европе.

          Языковое портфолио:

Именно оно является самой известной и распространённой в настоящее время в Европе формой курсового портфолио, целью которого является усилие процессов интеграции в европейских странах. В рамках проекта языкового портфолио подробно разрабатываются все этапы работы и формы оценки языковой компетентности, даны таблицы оценки и самооценки. Общая языковая компетентность подразделяется на устную и письменную коммуникацию, непонимание и активное применение иностранных слов. Выделяются уровни языковой компетентности и разрабатываются таблицы оценивания. При этом важно, что сама таблица языковых умений, на основе которой затем разрабатывается индивидуальные анкеты для каждого уровня, являются продуктом взаимной договорённости всех школ, которые участвуют в данной программе. Это делается для того, чтобы сертификат уровня достижений, выдаваемый впоследствии ученику в разных школах, был сравним и представлен для всей сети школ, участвующих в данной работе.

          Работа над портфолио позволяет ученику всё больше и больше становиться, выражаясь привычным нам языком, субъектом процесса учения, в который входят, наряду с результатом, и процессы оценивания, планирования и рефлексии своего образа жизни.

          Теперь рассмотрим следующий вид портфолио - «портфолио курсов». Портфолио не есть самоцель. Формирование портфолио должно иметь смысл в контексте учения. Поэтому исходный пункт работы с портфолио - это постановка вопроса, открытой комплексной задачи, формулировка проблемы. Само портфолио служит свидетельством ступени достижения поставленной цели. Поэтому важно, чтобы цели работы, формулирующиеся в процессе договорённости между учеником и учителем, были открытыми и внятными. После этого эти цели могут быть связаны с индивидуальными интересами учащегося и зафиксированы в явном виде в письменной форме. Письменная фиксация учебных целей служит, с одной стороны, для ученика в качестве ориентира и помощи для систематического движения к намеченной цели, с другой стороны - как основа для последующей самооценки и оценки со стороны прогресса в учении. После установления целей работы письменная фиксация - первый шаг в работе над портфолио. После того, как цель прояснена и письменно зафиксирована, начинается собственно фаза работы и собирания. Посредством постоянного собирания и изготовления документов процесс учения становится внятным для внешнего наблюдателя. При этом многообразие документов (свидетельств) является одним из существенных признаков качества портфолио.

           Самая трудная задача - это представить, то есть сделать видимым свой собственный путь учения. Для этого необходим метарефлексивный анализ пройденного собственного учебного пути, точнее, способов работы, образа действий. Такой анализ необходим на фазе подготовки портфолио к презентации, то есть преданию портфолио такой формы, которая может быть представлена во вне. «Саморефлексия учащегося - это сердце всего портфолио - процесса» [12,76]. Таким образом, помимо рефлексии 1- го уровня по поводу проблемы, является учебной темой, темой метарефлексии становится сам процесс работы над ней; как я обдумывал тему, организовал свою работу, насколько успешна была моя стратегия учения и так далее. Здесь становится ясной разница между портфолио и простым собиранием работ, как это происходит в папке или в портфеле работ. Всё дело в этой метакогнитивной интерпретации: я рассматривал своё собственное учение, дабы выявить, как я учусь. Собирание портфолио в данном случае сохраняет следы индивидуального процесса учения. В завершающем рассмотрении (размышлении, интерпретации) над ним ученик может сделать выводы на будущее. Для того, чтобы ученики могли оценивать свою работу, помимо целей обучения должны быть разработаны ясные стандарты и критерии оценивания. В идеальном случае они устанавливаются вместе с учеником.

 

            Из огромного разнообразия видов портфолио выделяются портфолио документов, также портфолио работ.

            В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанные на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и тому подобное, документы об участии в грантах, об окончании музыкальных и художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и тому подобное.

           «Портфолио работ» - это комплект различных, исследовательских, проектных и других работ выпускника. Портфолио работ может включать:

- проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);

-исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);

-техническое творчество: модели, макеты, приборы (практическое описание конкретной работы);

-работа по искусству (даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках, театре, оркестре, хоре);

-различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место её прохождения, продолжительность);

-занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;

- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях;

           В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсных, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного вида практик, спортивных и художественных достижений.

           Данный вид портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентирования на выбранный профиль обучения и другое. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере его предпрофильной подготовки. В ряде случаев это может быть педагогически весьма значимо, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» дополнительная форма выражения успешности, «самостоятельности подростка в его образовательной карьере» [6,45].

           Не менее важен и следующий вид портфолио - «портфолио отзывов». Именно в нём ученикам предлагается представить отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и в самых разных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия собственной деятельности. Бывает, что ребёнок предоставляет неплохие результаты по каким - либо предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чём часто никто и не подозревает. В результате он может получить рекомендации, заниматься на профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребёнку найти себя, грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио, где будет представлена Саморефлексия ребёнка на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.

В данный раздел, прежде всего, включаются следующие документы:

- резюме;

-перечень предоставленных отзывов и рекомендаций.

Таким образом, данный вид портфолио учит ребёнка оценивать свою деятельность и самореализовываться в ней.

            Виды образовательных портфолио разнообразны, педагоги и учащиеся вправе выбрать тот вид, который помогает организовать деятельность обучающихся. На наш взгляд, наиболее оптимальный вариант портфеля образовательных достижений обучающихся - это смешанный вид, в котором представлены его результаты обучения, активной социальной жизни и моменты самооценивания собственных результатов.

                2.3. Портфолио как средство диагностики образованности

           Одним из основных средств, направленных на реализацию самоопределения школьника, является развивающаяся психологическая диагностика.

           Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); и, во-вторых, возможность развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального социально - психологического тренинга, психотехнических, сюжетно - ролевых игр.

           «Изучение психологического облика личности, - писал С.Л. Рубинштейн,- включает в себя 3 основные вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек естественно встаёт второй: а что он может? это вопрос о способностях, о дарованиях человека. Однако способности - это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно ещё знать, что он есть, что закрепилось в качестве стержневых способностей его личности. Это вопрос о характере человека» [8,87].

           В методических рекомендациях по организации и осуществлению предпрофильной подготовки школьников, подготовленных сотрудниками центра социально - профессионального самоопределения молодёжи НОСО РАО С.Н.Чистяковой, Н.Ф.Радичевым, П.С. Лернером, В.П.Бондарёвым, раскрывается программа развивающей психологической диагностики, охватывающей 6 психологических сфер, характеризующие индивидуальные психологические ресурсы личности, и ориентирование на их диагностику:

-психологическая сфера (психические и поведенческие проявления свойств нервной системы);

-мотивационная сфера (присущие личности склонности, интересы, связанные с выбором профессии);

-характерологическая сфера (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);

-эмоционально-волевая сфера (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);

- интеллектуальная сфера (сформированность интеллектуальных способностей с учётом показателей интеллектуальной продуктивности и показателей своеобразия интеллектуальной деятельности);

-социально-психологическая сфера (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми, социально- профессиональная адаптированность).

          Комплект известных методик адаптирован на диагностику только 3-х психологических сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности: социально-психологическую, интеллектуальную, мотивационную. Так как предпрофильную подготовку учащихся сопровождают психологические школы, то мы надеемся, специалист сможет спланировать периодичность диагностики, значимость и необходимость тех или иных тестов в обеспечении необходимого психологического сопровождения учащегося в вопросах самоопределения.

           Для овладения любой профессией у каждого человека есть качества, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности. Это уровень и физической, и умственной работоспособности, уровень интеллектуальной активности, склонности и способности, отношение к учёбе и работе. Именно эти качества могут обеспечить успех в любой профессии. Но не всегда человек знает эти свои способности.

           Известно, что проверка и отбор на те или иные виды труда в соответствии со способностями и качествами человека практиковалось ещё в незапамятные времена. Ещё в середине третьего тысячелетия до н.э в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ, где готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система способностей лиц, желавших занять должности правительственных чиновников и другое. Сейчас во многих газетах и журналах публикуется огромное количество тестов. Именно с помощью психологического тестирования человек может определить свои личностные качества, интересы, то есть лучше узнать себя, что поможет человеку в выборе профессии, то есть профессиональную жизнь человека. Но на проведение тестирования обязательно требуется от человека искренности в его ответах.

          Для правильного выбора профессии необходимо учитывать такие психологические составляющие личности, как направленность, особенности эмоционально волевой сферы, характер, темперамент, так как, давая характеристики разным людям, психологи обращают внимание на степень устойчивости их чувств, поведения, психической деятельности, различных темпераментов.

          Согласно Meisels и Steel (1991), портфолио позволяет детям участвовать в оценке их собственной работы; смотреть вслед индивидуальному прогрессу ребёнка и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной детской работы. Широкое использование может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, отношения политики образования к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей, связанных с развитием.

            Портфолио - целеустремлённое собрание работ учащегося, его развитие и достижение в одной или более областях учебного плана. Собрание должно включать следующее:

        · Участие самих учащихся в разработке курса;

        · Критерии отбора;

        · Критерии оценки достоинств;

        · Свидетельство (очевидность) самовосприятия учащегося.

           Преподавателю рекомендуется представлять лучшие работы учащегося или лучшие попытки, а также отобранные учащимися образцы работ, связанных с оцениваемыми результатами, и документы, фиксирующие развитие. В качестве документов могут быть представлены наброски, рисунки, промежуточные расчёты и так далее.

           В новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитие мастерства учащихся согласно учебному плану, портфолио могут:

        · Ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и умений учащихся;

        · Поддерживать учебные цели;

        · Фиксировать изменение и рост за определённый период времени;

        · Поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей;

        · Обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году;

           Как только портфолио организован, воспитатель может оценить достижения ребёнка. Соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней. Эта оценка должна указать развитие ребёнка по отношению к имеющимся стандартам, которая соотносится с учебным планом преподавателя и соответствующими прогнозами развития. Портфолио, как предполагается, не используется для сравнения детей между собой. Они являются документацией, говорящей о конкретном индивидуальном развитии за определённый отрезок времени. Заключения воспитателя о достижениях ребёнка, его способностях, силах, слабостях и потребностях должны быть основаны на полном диапазоне развития этого ребёнка, основываясь на данных портфолио и знание воспителем учебного плана и стадий развития.

           Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает воапителей выстроенной системой планирования родительских собраний. Беря портфолио в качестве основы для разговора, воспитатель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребёнка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие.

           Соответственная оценка детей должна включать непосредственно самих детей, родителей и воспитателей. Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом. Это освобождает воспитателя от ограничений, связанных со стандартизацией исследований. Наконец, используя портфолио, воспитатель имеет возможность расширить работу в классе и с каждым ребёнком. Кроме того, использование портфолио позволяет сосредоточить своё внимание на ребёнке и развивать межличностные отношения с ним.

       

           Портфолио предполагает идеальный вариант для контроля прямого опыта учащегося при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач. Они могут фиксироваться как конечные результаты, так и продолжающееся развитие мышления учащихся при занятости в подобных мероприятиях.

           Согласно Paulson, Paulson и Meyer (1991, стр. 63): «Портфолио предлагает путь оценки образовательного процесса, который отличается от традиционных методов. Оценка с помощью портфолио обеспечивает воспитателю и учащимся возможность наблюдать учащегося в более широком контексте: риск, развитие творческих решений и обучение, чтобы иметь суждения об их собственных действиях».

            Чтобы вдумчиво оценивать учащихся, учителя должны иметь большое количество стратегий по этому процессу. Критерии для законченного портфолио могли бы оказаться следующие:

· Обдумывание (включая контроль учащимся собственного понимания, метакогнитивного восприятия и продуктивных навыков мышления);

· Рост и развитие в отношениях, являющихся ключевыми к учебному плану;

· Понимание и осознание ключевых процессов;

· Законченность, правильность и уместность методов и процессов, представленных в портфолио;

· Разнообразие подходов (например, использование многократных форматов, чтобы демонстрировать достижения по имеющимся стандартам выполнения работы).

            Существует огромное множество защиты портфолио, такие как: письменные комментарии о проделанной работе, также наиболее популярной становится - презентация. Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании, совете старшеклассников и другое.

            На презентации ученик должен выходить с кратким устным комментарием о проделанной работе, который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Оценку выступления осуществляет школьный совет по портфолио, в который входят представители родительской общественности, органов самоуправления, педагоги, координатор по предпрофильной подготовке.

            Критерии оценки презентации портфолио (по пятибалльной системе): самостоятельность, определение сроков создания портфолио, отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно представленных работ; процесс решения проблем; логика рассуждения и культура речи.

            Таким образом, портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Благодаря ему, ученик может проявить себя, показать свои знания, умения, навыки. Это собрание достижений учащихся, а именно способ для проявления себя в определённой области.

Глава III. Структура личностно-ориентированного воспитания и её            

                   отражение в практике работы  общеобразовательной

                       школы-интерната.

                   

                       3.1. Компоненты и функции личностно-ориентированного    

                           воспитания в лётной школе.

               Личностно-ориентированное воспитание (ЛОВ) в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Личностно- ориентированный подход - это методологическая позиция в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход?

Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся.

Третья составляющая — технологическая. Она включает в себя наиболее соответствующие данной ориентации   способы педагогической деятельности.

                Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика, а норма здесь рассматривается как промежуточная, а не конечная, цель образовательного процесса.

                Можно считать, что цель личностно-ориентированного воспитания состоит в том, чтобы в ребенке заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания для становления самобытной личности, для продуктивного взаимодействия с окружающим миром.

             Отсюда можно определить основные человекообразующие функции ЛОВ:

•  гуманитарная;

•  культуросозидательная;

•  функция социализации.

Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного авторитарного стиля отношений воспитателя и учеников.

В ЛОВ предполагается иная роль и позиция воспитателя:

•  оптимистический подход, авансирование доверием, умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития.

•  отношение к ребенку как к субъекту собственной ученической деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;

•  опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению к развитию.

          Содержание личностно-ориентированного воспитания должно включать в себя следующие компоненты:

•  аксиологический - имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации;

•  когнитивный - обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития.;

•  деятельностно-творческий - имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности творческих способностей;

•  личностный (как системообразующий) - обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции и самоопределения, формирование жизненной позиции.

           При этом основным условием нового подхода является вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса воспитания. В новой системе воспитания меняются роли и отношения ученик - воспитатель. Традиционно ученик мыслится как объект воспитания, в ЛОВ ученик представляется как партнер воспитателя, обладающий собственными интересами и учебными возможностями, т.е. ученик - субъект в воспитательном процессе (самоконтроль, взаимоконтроль, взаимообучение, анализ), субъект собственного поведения в образовательной ситуации, в различных видах деятельности. Но эта его роль возможна и возникает только при определенных условиях, которые должен создать воспитатель для развития ученика. Вот эти особые условия и являются объектом педагогической деятельности в ЛОВ. О каких условиях идет речь?

Исследователи выделяют несколько групп этих условий:

•  психологическая атмосфера в образовательном учреждении (ОУ) в воспитывающей деятельности;

•  межличностные отношения ученика с партнерами по УВП, с людьми, с которыми он общается в ОУ (уровень авторитетности воспитателей, степень взаимопонимания и поддержки в классе и группах детей, уровень сплоченности);

•  направленность и особенность организации воспитывающей;

•  степень профессиональной компетентности воспитателей, профессиональные   качества, творческий потенциал, стремление к профессиональному росту;

•  материально-технические условия организации воспитывающей среды;

•  научно-методические условия.

                 3.2. Личностно-ориентированное воспитание в практике работы

                        общеобразовательной школы-интерната.

                 Педагогический коллектив и воспитатели ОГОУ НОШИ с ПЛП успешно и целенаправленно работают над созданием в школе личностно-ориентированной развивающей образовательной и воспитательной среды.

В школе воспитательный процесс реализуется через воспитательную систему, разработанную на основе целей, условий и особенностей ОУ.

                Исходя из результата-прогноза, определены основные задачи деятельности:

•  Создание оптимальной психолого-педагогической, развивающей среды, обеспечивающей физическое и нравственное здоровье, духовное развитие воспитанников.

•  Включение каждого воспитанника в личностно-мотивированную деятельность на основе эффективной системы ученического самоуправления, системы профилей и кружков/секций по интересам.

•  Выработка ключевых компетенций, обеспечивающих свободную ориентацию и творческую самореализацию выпускников в сфере профессионального самоопределения и успешную их интеграцию в современный социум.

Конкретизированы задачи-доминанты:

 - Формирование системы нравственно-этических, коммуникативных норм, художественно-эстетического потенциала, образа Родины.

 - Воспитание способности к саморегуляции, самореабилитации и физическому самосовершенствованию; формирование образа семьи.

 - Овладение системой социального устройства жизни; системы социально-ценностных отношений и ценностно-ориентированной деятельности, воспитание способности к жизненному самоопределению, самообразованию, творческой самореализации; формирование системы и навыков здорового образа жизни.

 - Формирование идеала жизни, идеала человека, образа мира, системы знаний и духовной культуры, способности к успешной самореализации в избранной сфере общественной и профессиональной деятельности, успешность в личной жизни.

              Исходя их целей и задач воспитательной системы школы, созданы и реализуются целевые программы:

•  Программа "Образ мира"

•  Программа по патриотическому воспитанию школьников

•  Программа "Образ жизни"

•  Программа "Образ человека"

•  Программа "Интеллект"

•  Программа «Здоровье»

А также программы:

•  "Здоровый образ жизни" по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании;

•  профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки  школьников;

•  по гражданско-патриотическому воспитанию школьников;

•  по развитию гражданской ответственности и толерантности обучающихся;

•  изучения личности воспитанника  (диагностика и мониторинг результатов

   ведущих видов деятельности).

                  Реализация данных программ способствует созданию оптимальной психолого-педагогической развивающей среды, обеспечивающей физическое и нравственное здоровье, духовное развитие воспитанников; включению каждого воспитанника в личностно-мотивированную деятельность, выработке ключевых компетенций, обеспечивающих свободную ориентацию и творческую самореализацию выпускников в сфере профессионального самоопределения и успешную их интеграцию в современный социум.

                  В настоящее время школа ориентирована на формирование модели выпускника, опираясь на идеи личностно-ориентированного образования. Образование понимается как становление человека, обретение им себя, своего потенциала. Реализуя личностно-ориентированный подход в образовании школа ставит целью не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить индивидуальные качества, заложить механизмы адаптации, самореализации для становления личности выпускника школы.

                  С целью определения уровня соответствия результатов воспитания Модели личности выпускника, т.е. соответствия реальных результатов - прогнозируемым, степени готовности выпускников школы к продолжению образования, а также уровня социальной адаптации к жизни в обществе ежегодно в ОГОУ НОШИ с ПЛП проводится диагностика и мониторинг результатов ведущих видов деятельности, сформированности личности выпускника на основе Программы изучения личности школьника в соответствии с Моделью личности выпускника и других диагностик.

Задачи исследования:

•  Выявить ценностные ориентиры выпускников;

•  Сформированность осознанной потребности и готовности к творческой самореализации в избранной сфере деятельности;

•  Выявить отклонения от заявленной модели;

•  Дальнейшая корректировка результатов развития личности;

•  Уточнение профессиональной ориентации и выбора выпускников 11 классов.

 

Для определения сформированности личности выпускника используются следующие диагностики.

•  Здоровый образ жизни (ЗОЖ);

•  Нравственные качества личности;

•  Социально-ценностные отношения;

•  Выявление творческого потенциала личности;

•  Уровень воспитанности обучающихся;

•  Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Результаты исследований позволяют сделать вывод о соответствии в основном выпускников лётной школы  Модели личности выпускника, у которых:

•  сформированы навыки ЗОЖ, разумного отношения к собственному здоровью, к физическому совершенствованию;

•  сформирована система качественного образования, способствующая свободному выбору области деятельности, жизненному самоопределению и творческой само реализации в избранной профессии;

•  сформирована базовая культура личности, позволяющая оценивать собственную компетенцию, развиваться в гармонии с окружающим миром, культуры общения.

                Результат воспитывающей деятельности отдален во времени. В этом и есть трудность воспитания. Но на результат необходимо работать сегодня - конкретно с каждым ребенком. Задача школы не ставить ребенку оценку, а выработать у него способность к самооценке. Поэтому хороший воспитатель обязательно оценивает духовные затраты ученика на собственное самосовершенствование, а не только результат.

                Результаты работы  воспитателей там выше, где применяются современные технологии.

                В практику работы воспитателей школы внедряются технологии личностно- ориентированного воспитания. Опыт внедрения ЛОВ неоднократно был представлен  на  семинарах.

                В школе  целенаправленно, системно и глубоко ведётся работа над формированием условий для реализации ЛОВ: организационно-педагогических, мотивационных, научно-методических, кадровых. Особое внимание уделяется созданию воспитывающего пространства:

•  системе ученического самоуправления, системе кружков/секций, КТД, научно-исследовательской деятельности, спортивно-массовой, культурологической работы;

Во-вторых, уделяется большое внимание другим важным условиям:

•  личности современного воспитателя, воспитывая его через систему профессиональной, научно-методической деятельности, систему морального и материального поощрения (кафедра Педагогики, Совет классных руководителей, проблемно-творческие группы, ППО, открытые мероприятии и т.д.)

               Важнейшую роль сыграла компьютеризация учебно-воспитательного процесса в школе, внедрение новых информационных технологий в воспитательный процесс.

                 Анализируя социальный заказ на формирование современной личности,  коллектив воспитателей школы считает, что главным залогом успеха в воспитании, образовании и развитии является физическое здоровье, нравственность, культура и всесторонние способности, составляющие базу для саморазвития личности.

Заключение

              Анализ литературы, посвященный применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества. Хотя утверждение, что школа XXI века - это «школа портфолио», то есть когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, - явно преувеличено, освоение методов портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теорико -методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами.

                 Сегодня существует несколько различных определений портфолио учащихся:

1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио ориентирован не только на процесс оценивания полученных школьником результатов, но и на самооценку, то есть активное и сознательное отношение самого школьника к процессу и результатам обучения.

2. Портфолио – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

3. Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых воспитателем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

4. Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

              Ученическое портфолио сегодня является широко распространенным явлением. Школьники в портфолио прежде всего увидели как требование современности, так и возможность показать свои достижения, свои способности.

              Однобокое понимание назначения портфолио со стороны школьников приводит к искажению сути портфолио, появлению ошибок при введении его в школьную практику. Среди типичных ошибок рабочая группа Министерства Образования по разработке технологии портфолио выделяет такие, как

•  Формализация и соревнование при сборе папки достижений (чем больше документов, тем лучше);

•  Сбор только официальных документов: различных сертификатов, грамот и удостоверений;

•  Оформление папки достижений в виде таблиц, где перечисляется сухая статистика;

•  Подмена систематической работы над портфолио разовой акцией (что называется, один раз сделал, и это навсегда).

          Но назначение ученического портфолио гораздо шире, оно призвано:

•  «поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

•  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

•  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

•  содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

•  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации».

            Как грамотно организовать деятельность по созданию и наполнению ученического портфолио, учитывая все указанные выше направления? Кто должен быть организатором этой деятельности: ученик или воспитатель?

В работе над портфолио многие исследователи считают одним из самых важных моментов взаимодействие между воспитателем и учеником.

В одной из статей, где рассказывается об опыте работы с технологией «Портфолио», это взаимодействие раскрывается так:

«Воспитатель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и родителя о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Долг родителей контролировать заполнение «Книжки достижений», помогать своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, координировать свои действия с воспитателем, чтобы школьник правильно выбрал тот или иной профиль дальнейшего обучения. Ученик сам решает, когда начать накопление достижений, но желательно, чтобы он регулярно советовался и с воспитателем, и со своими родителями». Но если следовать этому совету, то получается участие ради участия, ради накопления достижений.

           Довольно часто инициатива по заполнению ученического портфолио идет от воспитателя. Воспитатель предлагает школьнику участие в олимпиадах, причем предлагает не всем подряд, а тем, кто заведомо успешен, воспитатель предлагает заниматься исследовательской деятельностью опять же не всем подряд ученикам, а только отдельным личностям. При таком подходе тоже невозможно через портфолио увидеть личностный рост школьника.

Ученическое портфолио должно отражать прогресс образовательного движения школьника не только через грамоты, но и через конкретные образовательные продукты самостоятельной учебно-познавательной деятельности. И в портфолио гораздо важнее не внешняя оценка результатов обучения школьника, а его внутренняя самооценка, собственный анализ деятельности, возможность сопоставления личных образовательных результатов.

                Многие школьники сегодня занимают активную образовательную позицию, принимая участие в различных мероприятиях, где есть возможность проявить себя, свой интеллект, свои таланты.

                Наличие в папке достижений деловых бумаг, характеризующих школьника (автобиография, резюме, рекомендательные письма и т.д.) позволяют составить общее представлении о личности владельца портфолио. Уровень грамотности и качество составленных бумаг тоже даст определенную характеристику ребенку. Грамоты и другие официальные бумаги покажут активность школьника в своем образовательном движении, но все эти документы не отражают качество образовательного роста ученика.

                Зато творческие работы, пусть даже не слишком объемные, но выполняемые в системе, дают гораздо более полное представление о школьнике, который выбирает для дальнейшего обучения, например, гуманитарный профиль.

                Поэтому очень важно организовать со стороны школьника такую деятельность по наполнению своего портфолио, которая позволит ему ставить определенные цели в изучении выбранного профиля, накапливать результаты своей работы по достижению поставленной цели и подводить итоги своей работы, анализировать причины успешности и неудачи. Творческие работы станут результатом тщательно спланированной деятельности не только во внеурочной деятельности, но в первую очередь на самом уроке.

Задача воспитателя сопровождать школьника в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания учеником собственного образовательного продукта по изучаемой теме.

               Подобное понимание назначения ученического портфолио, организация взаимодействия воспитателя и ученика позволят в полной мере реализовывать современную инновационную технологию «Портфолио» через урок и внеурочную деятельность.

               Также предполагается  усиление интеграции внеклассной воспитательной и учебной деятельности. Воспитание неотрывно от обучения. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет вперед обучения, потому что вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего развития, роста и становления личности. Поэтому методика обучения детей – это методика их воспитания.

 

                       Список литературы

1. Юдина И.Г. Портфолио.- Волгоград.: Учитель, 2007.-124 с.

2. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных достижений - «портфолио»

     Директор школы.-2004. - № 7.- с. 45 - 48.

3. Пейн С. Дж. Учебное портфолио - новая форма контроля и оценки                             достижений учащихся  Директор школы. - 2000.- № 1. - с.65-67.

4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки  

    Под ред.Т.Г. Новиковой. - М.: АПКиПРО, 2003. - 320 с.

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: практическое руководство учителей и родителей. - М.:ТЦ «Сфера», 2000. - 176 с.

6. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1996. - 245 с.

7. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение,1987. - 34 с.

8. Педагогика   под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое   агенство,1995. - 215 с.

9. Загвязинский В.И.Теория обучения. Современная интерпретация.- М.:  ACADEMA,1999.- 54 с.

10. Харламов И.Ф.Педагогика.- М.: Юристь,1997.- 46 с.

11. Ксензова Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М, 2000. - 67 с.

12. Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области   Управление школой. -2004. - № 31. - с. 45- 47.

13. Портфолио достижений ученика - шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе      Профильная школа.- № 5. - 2004. - с. 65 -67.

14. Новикова Т.Г. Нужен ли портфолио российскому школьнику?

       Методист. - 2004. - № 5. - с. 56 - 59.

15. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки

  Школьные технологии. - 2004. - № 3.- с. 32 - 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

Условное разграничение учащихся на уроке основывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации и степени тяжести заболевания, поэтому учителю важно знать точный диагноз своих воспитанников и прин...

Личностно-ориентированный подход к воспитанникам с проблемным поведением

Воспитание ребенка в школьной среде является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших или одинаковых рекомендаций. Только индивидуальное обращ...

Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»

Методическая разработка«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»...

«Личностно-ориентированный подход как средство ликвидации отставания физического развития посредством урочной и внеурочной деятельности».

Важная задача современности – формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущ...